СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках математики у детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках математики у обучающихся с ОВЗ"

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках математики у детей с ОВЗ»





















Методическая разработка



Функциональная грамотности на уроках математики








Подготовила учитель математики МКОУ «Школа №7» г. Курчатова

Кролевецкая Н.С.











У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

При подборе содержания занятий для школьников с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.

Как же формируется математическая грамотность у учащихся с ОВЗ?

У учащихся с ОВЗ при изучении этого предмета возникают серьезные проблемы, связанные с тем, что объем знаний по математике минимален, приемы общеурочной деятельности не сформированы, ослаблены память и внимание, мыслительные процессы протекают медленно. Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для детей с ОВЗ непосильными. Это не позволяет им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе. Поэтому обучение математике должно осуществляться на доступном уровне для такой категории школьников. Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.

Цели обучения математике для детей с ОВЗ следующие:

- овладение комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности (которая не требует знаний математики, выходящих за пределы базового курса),

- развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;

- формирование предметных основных общеучебных умений;

- создание условий для социальной адаптации учащихся.

Функциональная математическая грамотность - способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.

Обучить функциональной математической грамотности учащихся с ОВЗ — это значит дать им такой уровень развития навыков, который обеспечит комфортные (социально приемлемые) взаимоотношения личности с партнерами по социуму, несмотря на разницу в психофизическом развитии.

Отдельно хотелось бы остановиться на приемах формирования функциональной грамотности на уроках математики в 10-12 классах. Именно эти обучающиеся готовятся к вступлению в самостоятельную жизнь, в которой им предстоит ежедневно решать практические задачи, используя имеющиеся знания по математике.

Для старших обучающихся разработана специальная рабочая программа по курсу «Математика с основами экономики».

Цель программы:

- подготовка обучающихся с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, обеспеченье максимально возможной социальной адаптации выпускников. Курс математики имеет практическую направленность и способствует овладению обучающимися практическими умениями применения математических знаний в повседневной жизни и различных бытовых и социальных ситуациях. Содержание представленного учебного материала в 10-12 классах предполагает повторение ранее изученных основных разделов математики, которое необходимо для решения задач измерительного, вычислительного, экономического характера, а также задач, связанных с усвоением материала по профильному труду.

Задачи программы:

- совершенствование ранее приобретенных доступных математических знаний, умений и навыков;

- применение математических знаний, умений и навыков для решения практико-ориентированных задач;

- формирование элементарных представлений об экономике;

- выработка адекватных представлений о повседневной экономической ситуации в семье;

- обретение навыков анализа конкретных семейных экономических ситуаций;

- формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, быть «хозяином»;

- освоение навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры;

- использование процесса обучения математике для коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных качеств учащихся.

Объем программного материала по математике не предполагает наращивание математических сведений по сравнению с уже ранее полученными, а базируется на них. Основной целью обучения является формирование у учащихся умений: видеть (узнавать) в быту постоянно возникающие математические ситуации, применять на практике полученные математические знания и умения, на основании ситуации составлять и решать различные жизненно важные задачи.

Предполагается усвоение учащимися знаний, непосредственно связанных с жизнью и повседневной хозяйственной практикой человека. Курс построен на применении проблемно-поисковых методов обучения при ознакомлении учащихся с интеллектуальной недостаточностью с элементами экономики. Принципом построения урока математики является постановка жизненной проблемной ситуации и отработка на этом материале умения применять и совершенствовать уже имеющиеся математические знания и навыки. Учащимся предлагаются наиболее насущные жизненные задачи, требующие от человека постоянного принятия решений, выбора. Создание проблемных ситуаций на уроке направлено на то, чтобы стимулировать учащихся к размышлениям, научить отбирать и комбинировать информацию для решения предложенной задачи, нахождения ответа. Особое внимание при изучении курса уделяется не столько запоминанию учащимися новой информации, сколько пониманию причинно-следственных связей, рассуждениям учащихся.

В настоящей программе предусмотрены рекомендации по дифференциации учебных тре­бований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям.

Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.

Некоторые обучающиеся незначительно, но постоянно отстают от одноклассников в усвое­нии знаний. Однако они должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (решать легкие примеры, повторять вопросы, действия, объяснения за учителем или хорошо успевающим учеником, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя). Для само­стоятельного выполнения таким обучающимся следует давать посильные для них задания.

Учитывая особенности этой группы школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программ­ного материала. Указания относительно упрощений даны в планируемых результатах.

Курс обучения математики предполагает обучение учащихся 10-12 классов к решению жизненно важных экономических задач и включает программный материал, содержащий доступные для усвоения детьми с интеллектуальной недостаточностью экономические и математические понятия.

Задания для учащихся по формированию

функциональной математической грамотности.

Задачи практического содержания

«Десятичные дроби. Арифметические действия с десятичными дробями»

1.Оплата коммунальных услуг

Виды услуг

Единицы услуги

Тариф

Наём

С кв.м.

0,80 руб.

Холодная вода

С чел. в месяц/

20 руб.

Горячая вода

С чел. в месяц/

32 руб.

Канализация

С чел. в месяц/

7 руб.

Отопление

С кв.м.

8,92 руб.

Вывоз ТБО

С чел. в месяц

6,05 руб.

Лифт

С чел. в месяц

52,11 руб.

Уборка подъезда

С кв.м.

0,20 руб.

Содержание двора

С кв.м.

0,53 руб.

Текущий ремонт ж/здания

С кв.м.

0,92 руб.

Обслуживание мусоропровода

С кв.м.

0,26 руб.

Текущий ремонт внутридомных сантехсетей

С кв.м.

0,95 руб.

ТеТекущий ремонт внвнутридомного цецентрального отопления

С кв.м.

0,66 руб.

Управление жилым фондом

С кв.м.

0,35 руб.

Капитальный ремонт жилых зданий

С кв.м.

1,05 руб.

За телефон-160,50 руб. в месяц.

Электроэнергия-1,06 за кВт ч

Социальные нормативы за холодную воду-4,41 куб.м. на одного человека в месяц.

Социальные нормативы за горячую воду-3,19 куб.м. на одного человека в месяц.

За освещение мест общего пользования -7 кВт с каждого человека в месяц.

Расчеты по электроэнергии

1. Показание счетчика на 31.12-1601, через месяц на 31.01-1709.Сколько нужно заплатить за электроэнергию?

2. Предыдущее показание счетчика-6077,последнее показание-6205. Сколько нужно заплатить за электроэнергию?

Расчет платежей за коммунальные услуги

  1. В семье 2 человека, сколько стоит оплата в месяц за горячую воду, если не установлен счетчик горячей воды? Сколько стоит оплата, если в семье3,4,5 человек?

  2. В семье 3 человека. В квартире установлены счетчики. Показания следующие:

Показания СХВ

Показания СГВ

предыдущее

последующее

предыдущее

последующее

3.160

4.970

6.546

9.856

Рассчитать оплату за холодную и горячую воду по показаниям счетчиков. Имеет ли значение при расчете, сколько в квартире прописано людей?

  1. Семья из трех человек живет в квартире общей площадью 32 кв. м. Сколько стоит оплата за отопление. Изменится ли оплата за отопление, если в семье станет на1 человека больше?

Налоги

  1. Семья из 4 человек живет в приватизированной квартире, в приватизации участвовало четверо. Сколько всего денег уходит из бюджета семьи на оплату налога на квартиру, если доля налога на одного члена семьи на квартиру составляет 49,44 рубля?

«Проценты»

1.Каждый член профсоюза платит ежемесячно 1% профсоюзные взносы от заработка. Сколько платит в профсоюз работник, если получает 60000 руб.

2. Сбербанк дает ссуду под 22% годовых. Сколько это составляет в рублях, если взять кредит 300000 рублей?

3. «Какую воду вы пьете?». Такой вопрос был задан 100 человекам. Каждый выбрал один из четырех предложенных вариантов ответа:

  1. Минеральная и питьевая- 14чел.

  2. Минеральная-19 чел.

  3. Питьевая -57 чел.

  4. Не имеет значения-10 чел.

Определите, какой процент от числа всех ответов составляют данные опроса. Использую полученные результаты, проиллюстрируйте условие задачи с помощью круговой диаграммы.









«Геометрическая»

На карте показан путь Лены от дома до школы. Лена измерила длину каждого участка и подписала его.

  1. Используя рисунок, определите, длину пути (м), если масштаб 1 см:10000 см.

  2. Определите, сколько необходимо закупить пленки для гидроизоляции садовой дорожки, изображенной на рисунке, если её ширина везде одинакова.

  1. Найдите периметр прямоугольного участка земли, площадь, которого равна 800 м 2 и одна сторона в 2 раза больше другой. Ответ дайте в метрах.

Расположите номера длин отрезков в порядке

Возрастания.

А) Придумайте и задайте вопросы своему однокласснику.

Какие выводы можно сделать по итогам решения задачи?



«Схемы и диаграммы»

Дорожный знак, изображённый на рисунке, называется

«Ограничение высоты». Его устанавливают перед мостами,

тоннелями и прочими сооружениями, чтобы запретить проезд

транспортного средства, габариты которого (с грузом или без

груза) превышает установленную высоту.

Какому из данных транспортных средств этот знак запрещает

проезд?

В ответе укажите номер правильного варианта.

1) молоковозу высотой 3770 мм

2) пожарному автомобилю высотой 3400 мм

3) автотопливо заправщику высотой 2900 мм

4) автоцистерне высотой 3350 мм



Задачи профессионального содержания

  1. Длина клумбы 6 метров, ширина 5 метров. На одном квадратном метре клумбы высаживают 8 кустиков рассады петунии. Сколько кустиков рассады необходимо для данной клумбы?



  1. Клумба имеет форму круга, вокруг нее решили возвести забор. Какова длина забора, если диаметр клумбы 10 метров?



  1. Стоимость 10 гр азотных удобрений 160р, на один квадратный метр вносят 1,25 гр удобрений. Сколько нужно удобрений для участка площадью 25кв.м? Сколько они будут стоить?



  1. Для побелки известью десяти деревьев нужно 200гр. Сколько деревьев можно побелить 1 кг извести?



  1. Согласно установленным нормам, на 1 га площади вносят 300 кг суперфосфата и 200гр калийной соли. Какое количество указанных минеральных удобрений следует внести на почву площадью 0,7 га? 1,5 га.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!