Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Преображенская средняя школа»
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
Пилипчук С.И. ___________________
от «29» августа 2022 г.
«РАССМОТРЕНО»
На заседании методического совета школы
Протокол № 1
от «29» августа 2022 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ «Преображенская СШ»
Калмыкова Н.П. __________________
Приказ № 062
от «29» августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
(название предмета/курса)
Направление: общекультурное
Уровень общего образования:
Основное общее образование, 5-9 классы
Количество часов - 102
Составитель: Стукалова Виктория Андреевна, учитель первой квалификационной категории
2022 год
с. Преображенка Ачинского района Красноярского края
Пояснительная записка
Программа составлена на основе учебной программы Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразоват. орг. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018. — 40 с.
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 102 часа: 34 часа в 5–7 классах.
Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:
•удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
•приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
•воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства;
• человек и финансовые организации;
• собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:
• задачи с элементарными денежными расчётами;
• кейсы по экономике семьи;
• игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;
• построение графиков и диаграмм;
• мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.
Содержание программы
5 класс |
Основные разделы программы | Количество часов | Содержание разделов |
Раздел 1. Введение в курс «Финансовая грамотность» | 5 | Почему важно развивать свою финансовую грамотность. От чего зависит благосостояние семьи. Учимся оценивать финансовое поведение людей. Учимся оценивать своё финансовое поведение. Обобщение результатов раздела. |
Раздел 2. Доходы и расходы семьи | 16 | Деньги: что это такое. Функции денег. Учебные мини-проекты «Деньги». Из чего складываются доходы семьи. Учимся считать семейные доходы. Исследуем доходы семьи. Учебные мини-проекты «Доходы семьи». Как появляются расходы семьи. Учимся считать семейные расходы. Исследуем расходы семьи. Учебные мини-проекты «Расходы семьи». Как сформировать семейный бюджет. Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета». Учебные мини-проекты «Семейный бюджет». Обобщение результатов изучения раздела. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи» |
Раздел 3. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 10 | Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. Что такое страхование и для чего оно необходимо. Что и как можно страховать. Ролевая игра «Страхование». Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит. Как определить надежность страховых компаний. Как работает страховая компания. Учебные мини-проекты «Страхование». Электронное страхование и как это работает? Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься». |
Раздел 4. Обобщение результатов | 3 | Обобщение результатов изучения раздела. Обобщение результатов изучения курса финансовая грамотность за 5 класс. Дискуссия на тему «Что нового я узнал из курса». |
ИТОГО 34 | |
6 класс |
Основные разделы программы | Количество часов | Содержание разделов |
Раздел 1. Основная проблема экономики | 3 | Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора». Решение экономических задач «Альтернативная стоимость». Практическая работа «Сетка принятия решения». |
Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок | 2 | Познавательная беседа «Частная собственность». Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция». |
Раздел 3. Формы организации бизнеса | 4 | Познавательная беседа «Единоличное владение». Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)». Ролевая игра «Акционерное общество». Мини-проект «Организация фирмы». |
Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом | 6 | Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом». Решение практических задач «Организация фирмы». Решение экономических задач «Составление бизнес-плана». Творческое задание «Реклама». Ролевая игра «Работа фирмы». Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли». |
Раздел 5. Ты – потребитель | 4 | Работа с документами «Права потребителя». Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права».Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами». Конкурс на самое экономное использование ресурсов. |
Раздел 6. Законы спроса и предложения | 4 | Аналитическая работа «Закон спроса». Решение экономических задач «Кривая спроса». Практическая работа «Закон предложения». Решение экономических задач «Кривая предложения». |
Раздел 7. Рыночное равновесие | 2 | Познавательная беседа «Рыночное равновесие». Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке». |
Раздел 8. Возникновение банков | 2 | Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит». Практическая работа «Заем, виды займов». |
Раздел 9. Потребитель финансовых услуг | 2 | Деловая игра «Работа банка». Деловая игра «Я хочу взять кредит». |
Раздел 10. Профессии банковской сферы | 2 | Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы». Дискуссия «Значение работы банков для потребителей». |
Раздел 11. Проектная деятельность | 3 | Деловая игра. Конференция итогам |
ИТОГО 34 | |
7 класс |
Основные разделы программы | Количество часов | Содержание разделов |
Модуль 1. Человек и государство: как они взаимодействуют | 16 | Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. Что такое налоги и почему их надо платить. Какие бывают налоги. Учимся считать налоги. Ролевая игра «Считаем налоги семьи». Сравниваем налоги граждан разных стран. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства. Как работает налоговая служба. Учебные мини-проекты «Налоги». Что такое социальные пособия и какие они бывают. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. Ролевая игра «Оформляем социальное пособие». Исследуем, какие социальные пособия получают люди. Учебные мини-проекты «Социальные пособия». Обобщение результатов изучения модуля Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют». |
Модуль 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес | 17 | Для чего нужны банки. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. Какие бывают вклады. Что такое кредиты и надо ли их брать. Изучаем сайт Центрального банка РФ. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. Как работает банк. Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи». Что мы знаем о бизнесе. Как открыть фирму. Для чего нужны бизнес-инкубаторы. Ролевая игра «Открываем фирму». Что такое валюта и для чего она нужна. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях. Обобщение результатов изучения модуля. Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес». |
Заключение | 1 | Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Итоговая проверочная работа по курсу. |
ИТОГО 34 | |
ВСЕГО 102 | |
Планируемые результаты
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
•проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных
задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
•выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
•установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
•построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.
Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
•работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
•умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
•умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
•умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых
финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Формы фиксации и оценивания результатов по курсу
Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» осуществляется на безотметочной основе согласно критериям, выработанным совместно с учителем и учащимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия тем или иным критериям. Сообразно с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в данной программе, оценивание образовательных достижений осуществляется на двух уровнях — базовом и повышенном. При этом считается, что учащийся освоил программу «Финансовая грамотность» в случае, если он достиг базового уровня.
По результатам итогового оценивания может быть сделан один из трёх выводов:
1) результаты сформированы на базовом уровне, программа освоена на базовом уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся научится»);
2) результаты сформированы выше базового уровня, про грамма освоена на повышенном уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся получит возможность научиться»);
3) результаты сформированы ниже базового уровня, программа не освоена.
Список литературы и оборудования
1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания. М.: Аспект Пресс, 1995.
2. Антипова М.В. Метод кейсов: методическое пособие. Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011.
3. Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас для школьников. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 319 с.
4. Бебнева Н.А. Изучение курса «Экономика для всех»: книга для учителя. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2003. 178 с.
5. Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н., Калашникова Н.Г. Использование инновационных образовательных технологий для формирования компетентностных образовательных результатов школьников: методические рекомендации для учителя к программе «Экономика». Барнаул: Азбука, 2012. 94 с.
6. Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. 470 с. Режим доступа: http://azy-economiki.ru
7. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
8. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
9. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
10. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская экономическая школа, 2010. Режим доступа:
http//www.azbukafinansov.ru
11. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997. 104 с.
12. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2010.
13. Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики интересным (на примере изучения дисциплины «Прикладная экономика») // Экономика образования. 2012. № 2. С. 99—105.
14. Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kgau.ru
15. Игровые виды и формы проверки знаний учащихся. Их характеристика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iro.yar.ru
16. Кайзер Ф.-И., Камински Х. Методика преподавания экономических дисциплин. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2007. 184 с.
17. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе. Режим доступа: http://festival.1september.ru
18. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие. Минск: ТетраСистемс, 2011.
19. Корлюгова Ю.Н., Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
20. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.: Владос, 2003. 256 с.21. Кульневич С.В. Анализ современного урока: практическое пособие для учителей нач. классов, студентов сред. и высш. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Учитель, 2002. 176 с.
22. Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
23. Метафорическая деловая игра: практическое пособие для бизнес-тренера / под ред. Ж. Завьяловой. СПб.: Речь, 2004. 24. Михеева С.А. Школьное экономическое образование: методика обучения и воспитания: учебник для студентов педвузов. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. 328 с.
25. Протасевич Т.А. Начала экономики: учебно-методическое пособие для учителя. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.
30. Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем. М.: Форус, 2009. 176 с.
31. Хвесеня Н.П. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методический комплекс. Минск: Изд-во БГУ, 2006. 116 с. 32. Шевцова Т.В. Поговорим о налогах. Нижний Новгород: ФНС, 2006. 45 с.
33. Экономическая игра «Крестики-нолики» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://basic.economicus.ru
34. Экономика для 3—5 классов / Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер; пер. с англ. Т. Равичевой; под ред. С. Равичева. М.: МЦЭБО, 2006.
Календарно – тематическое планирование
5 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата | Примечание |
Раздел 1. Введение в курс «Финансовая грамотность» (5 часов) |
| Почему так важно развивать свою финансовую грамотность | 1 | | |
| От чего зависит благосостояние семьи | 1 | | |
| Учимся оценивать финансовое поведение людей | 1 | | |
| Учимся оценивать свое финансовое поведение | 1 | | |
| Обобщение результатов раздела | 1 | | |
Раздел 2. Доходы и расходы семьи (16 часов) |
| Деньги: что эта такое | 1 | | |
| Функции денег | 1 | | |
| Учебные мини-проекты «Деньги» | 1 | | |
| Из чего складываются доходы семьи | 1 | | |
| Учимся считать семейные доходы | 1 | | |
| Исследуем доходы семьи | 1 | | |
| Учебные мини-проекты «Доходы семьи» | 1 | | |
| Как появляются расходы семьи | 1 | | |
| Учимся считать семейные расходы | 1 | | |
| Исследуем расходы семьи | 1 | | |
| Учебные мини-проекты «расходы семьи» | 1 | | |
| Как сформировать семейный бюджет | 1 | | |
| Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета» | 1 | | |
| Учебные мини-проекты «Семейный бюджет» | 1 | | |
| Обобщение результатов изучения раздела | 1 | | |
| Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи» | 1 | | |
Раздел 3. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (10 часов) |
| Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься | 1 | | |
| Что такое страхование и для чего оно необходимо | 1 | | |
| Что и как можно страховать | 1 | | |
| Ролевая игра «Страхование» | 1 | | |
| Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит | 1 | | |
| Как определить надежность страховых компаний | 1 | | |
| Как работает страховая компания | 1 | | |
| Учебные мини-проекты «Страхование» | 1 | | |
| Электронное страхование и как это работает? | 1 | | |
| Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься» | 1 | | |
Раздел 4. Обобщение результатов (3 часа) |
| Обобщение результатов изучения раздела | 1 | | |
| Обобщение результатов изучения курса финансовая грамотность за 5 класс | 1 | | |
| Дискуссия на тему «Что нового я узнал из курса» | 1 | | |
6 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата | Примечание |
Раздел 1. Основная проблема экономики (3 часа) |
| Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора». | 1 | | |
| Решение экономических задач «Альтернативная стоимость». | 1 | | |
| Практическая работа «Сетка принятия решения». | 1 | | |
Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок (2 часа) |
| Познавательная беседа «Частная собственность». | 1 | | |
| Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция». | 1 | | |
Раздел 3. Формы организации бизнеса (4 часа) |
| Познавательная беседа «Единоличное владение». | 1 | | |
| Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)». | 1 | | |
| Ролевая игра «Акционерное общество». | 1 | | |
| Мини-проект «Организация фирмы». | 1 | | |
Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом (6 часов) |
| Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом». | 1 | | |
| Решение практических задач «Организация фирмы». | 1 | | |
| Решение экономических задач «Составление бизнес-плана». | 1 | | |
| Творческое задание «Реклама». | 1 | | |
| Ролевая игра «Работа фирмы». | 1 | | |
| Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли». | 1 | | |
Раздел 5. Ты – потребитель (4 часа) |
| Работа с документами «Права потребителя». | 1 | | |
| Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права». | 1 | | |
| Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами». | 1 | | |
| Конкурс на самое экономное использование ресурсов. | 1 | | |
Раздел 6. Законы спроса и предложения (4 часа) |
| Аналитическая работа «Закон спроса». | 1 | | |
| Решение экономических задач «Кривая спроса». | 1 | | |
| Практическая работа «Закон предложения». | 1 | | |
| Решение экономических задач «Кривая предложения». | 1 | | |
Раздел 7. Рыночное равновесие (2 часа) |
| Познавательная беседа «Рыночное равновесие». | 1 | | |
| Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке». | 1 | | |
Раздел 8. Возникновение банков (2 часа) |
| Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит». | 1 | | |
| Практическая работа «Заем, виды займов». | 1 | | |
Раздел 9. Потребитель финансовых услуг (2 часа) |
| Деловая игра «Работа банка». | 1 | | |
| Деловая игра «Я хочу взять кредит». | 1 | | |
Раздел 10. Профессии банковской сферы (2 часа) |
| Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы». | 1 | | |
| Дискуссия «Значение работы банков для потребителей». | 1 | | |
Раздел 11. Проектная деятельность (3 часа) |
| Деловая игра | | | |
| Конференция по курсу «Финансовая грамотность». | 1 | | |
| Конференция по курсу «Финансовая грамотность». | 1 | | |
7 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата | Примечание |
Модуль 1. Человек и государство: как они взаимодействуют (16 часов) |
| Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. | 1 | | |
| Что такое налоги и почему их надо платить. | 1 | | |
| Какие бывают налоги. | 1 | | |
| Учимся считать налоги. | 1 | | |
| Ролевая игра «Считаем налоги семьи» | 1 | | |
| Сравниваем налоги граждан разных стран | 1 | | |
| Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства | 1 | | |
| Как работает налоговая служба | 1 | | |
| Учебные мини-проекты «Налоги». | 1 | | |
| Что такое социальные пособия и какие они бывают | 1 | | |
| Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. | 1 | | |
| Ролевая игра «Оформляем социальное пособие». | 1 | | |
| Исследуем, какие социальные пособия получают люди. | 1 | | |
| Учебные мини-проекты «Социальные пособия» | 1 | | |
| Обобщение результатов изучения модуля | 1 | | |
| Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют». | 1 | | |
Модуль 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (17 часов) |
| Для чего нужны банки | 1 | | |
| Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома | 1 | | |
| Какие бывают вклады | 1 | | |
| Что такое кредиты и надо ли их брать | 1 | | |
| Изучаем сайт Центрального банка РФ | 1 | | |
| Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья | 1 | | |
| Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы | 1 | | |
| Как работает банк | 1 | | |
| Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи». | 1 | | |
| Что мы знаем о бизнесе | 1 | | |
| Как открыть фирму | 1 | | |
| Для чего нужны бизнес-инкубаторы | 1 | | |
| Ролевая игра «Открываем фирму» | 1 | | |
| Что такое валюта и для чего она нужна. | 1 | | |
| Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях | 1 | | |
| Обобщение результатов изучения модуля | 1 | | |
| Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес». | 1 | | |
Заключение (1 час) |
| Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Итоговая проверочная работа по курсу. | 1 | | |