СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Финансовая грамотность внеурочная деятельность 5-8 класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Финансовая грамотность внеурочная деятельность 5-8 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Преображенская средняя школа»


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

Пилипчук С.И. ___________________


от «29» августа 2022 г.


«РАССМОТРЕНО»

На заседании методического совета школы

Протокол № 1

от «29» августа 2022 г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МКОУ «Преображенская СШ»

Калмыкова Н.П. __________________

Приказ № 062

от «29» августа 2022 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

(название предмета/курса)


Направление: общекультурное

Уровень общего образования:

Основное общее образование, 5-9 классы


Количество часов - 102

Составитель: Стукалова Виктория Андреевна, учитель первой квалификационной категории





2022 год

с. Преображенка Ачинского района Красноярского края

Пояснительная записка


Программа составлена на основе учебной программы Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразоват. орг. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018. — 40 с.

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 102 часа: 34 часа в 5–7 классах.


Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:

•удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;

•приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;

•воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.


Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:

• деньги, их история, виды, функции;

• семейный бюджет;

• экономические отношения семьи и государства;

• человек и финансовые организации;

• собственный бизнес.

Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:

• задачи с элементарными денежными расчётами;

• кейсы по экономике семьи;

• игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;
• построение графиков и диаграмм;

• мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.


В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.



Содержание программы


5 класс

Основные разделы программы

Количество часов

Содержание разделов

Раздел 1. Введение в курс «Финансовая грамотность»

5

Почему важно развивать свою финансовую грамотность. От чего зависит благосостояние семьи. Учимся оценивать финансовое поведение людей. Учимся оценивать своё финансовое поведение. Обобщение результатов раздела.

Раздел 2. Доходы и расходы семьи

16

Деньги: что это такое. Функции денег. Учебные мини-проекты «Деньги». Из чего складываются доходы семьи. Учимся считать семейные доходы. Исследуем доходы семьи. Учебные мини-проекты «Доходы семьи». Как появляются расходы семьи. Учимся считать семейные расходы. Исследуем расходы семьи. Учебные мини-проекты «Расходы семьи». Как сформировать семейный бюджет. Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета». Учебные мини-проекты «Семейный бюджет». Обобщение результатов изучения раздела. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи»

Раздел 3. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

10

Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. Что такое страхование и для чего оно необходимо. Что и как можно страховать. Ролевая игра «Страхование». Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит. Как определить надежность страховых компаний. Как работает страховая компания. Учебные мини-проекты «Страхование». Электронное страхование и как это работает? Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься».

Раздел 4. Обобщение результатов

3

Обобщение результатов изучения раздела. Обобщение результатов изучения курса финансовая грамотность за 5 класс. Дискуссия на тему «Что нового я узнал из курса».

ИТОГО 34


6 класс

Основные разделы программы

Количество часов

Содержание разделов

Раздел 1. Основная проблема экономики

3

Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора». Решение экономических задач «Альтернативная стоимость». Практическая работа «Сетка принятия решения».

Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок

2

Познавательная беседа «Частная собственность». Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция».

Раздел 3. Формы организации бизнеса

4

Познавательная беседа «Единоличное владение». Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)». Ролевая игра «Акционерное общество». Мини-проект «Организация фирмы».

Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом

6

Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом». Решение практических задач «Организация фирмы». Решение экономических задач «Составление бизнес-плана». Творческое задание «Реклама». Ролевая игра «Работа фирмы». Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли».

Раздел 5. Ты – потребитель

4

Работа с документами «Права потребителя». Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права».Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами». Конкурс на самое экономное использование ресурсов.

Раздел 6. Законы спроса и предложения

4

Аналитическая работа «Закон спроса». Решение экономических задач «Кривая спроса». Практическая работа «Закон предложения». Решение экономических задач «Кривая предложения».

Раздел 7. Рыночное равновесие

2

Познавательная беседа «Рыночное равновесие». Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке».

Раздел 8. Возникновение банков

2

Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит». Практическая работа «Заем, виды займов».

Раздел 9. Потребитель финансовых услуг

2

Деловая игра «Работа банка». Деловая игра «Я хочу взять кредит».

Раздел 10. Профессии банковской сферы

2

Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы». Дискуссия «Значение работы банков для потребителей».

Раздел 11. Проектная деятельность

3

Деловая игра. Конференция итогам

ИТОГО 34


7 класс

Основные разделы программы

Количество часов

Содержание разделов

Модуль 1. Человек и государство: как они взаимодействуют

16

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. Что такое налоги и почему их надо платить. Какие бывают налоги. Учимся считать налоги. Ролевая игра «Считаем налоги семьи». Сравниваем налоги граждан разных стран. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства. Как работает налоговая служба. Учебные мини-проекты «Налоги». Что такое социальные пособия и какие они бывают. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. Ролевая игра «Оформляем социальное пособие». Исследуем, какие социальные пособия получают люди. Учебные мини-проекты «Социальные пособия». Обобщение результатов изучения модуля Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют».

Модуль 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

17

Для чего нужны банки. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. Какие бывают вклады. Что такое кредиты и надо ли их брать. Изучаем сайт Центрального банка РФ. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. Как работает банк. Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи». Что мы знаем о бизнесе. Как открыть фирму. Для чего нужны бизнес-инкубаторы. Ролевая игра «Открываем фирму». Что такое валюта и для чего она нужна. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях. Обобщение результатов изучения модуля. Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес».

Заключение

1

Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Итоговая проверочная работа по курсу.

ИТОГО 34


ВСЕГО 102







Планируемые результаты


Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

•проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;

• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.


Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:


Познавательные

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;

• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных
задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;

•выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;

•установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

•построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;

• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).


Регулятивные

• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;

• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;

• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи;

• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;

• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.


Коммуникативные


• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;

•работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

•умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

•умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;

•умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».


Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых
финансовых расчётов;

• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.




Формы фиксации и оценивания результатов по курсу


Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» осуществляется на безотметочной основе согласно критериям, выработанным совместно с учителем и учащимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия тем или иным критериям. Сообразно с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в данной программе, оценивание образовательных достижений осуществляется на двух уровнях — базовом и повышенном. При этом считается, что учащийся освоил программу «Финансовая грамотность» в случае, если он достиг базового уровня.

По результатам итогового оценивания может быть сделан один из трёх выводов:

1) результаты сформированы на базовом уровне, программа освоена на базовом уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся научится»);

2) результаты сформированы выше базового уровня, про грамма освоена на повышенном уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся получит возможность научиться»);

3) результаты сформированы ниже базового уровня, программа не освоена.


Список литературы и оборудования

1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания. М.: Аспект Пресс, 1995.

2. Антипова М.В. Метод кейсов: методическое пособие. Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011.

3. Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас для школьников. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 319 с.

4. Бебнева Н.А. Изучение курса «Экономика для всех»: книга для учителя. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2003. 178 с.

5. Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н., Калашникова Н.Г. Использование инновационных образовательных технологий для формирования компетентностных образовательных результатов школьников: методические рекомендации для учителя к программе «Экономика». Барнаул: Азбука, 2012. 94 с.

6. Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. 470 с. Режим доступа: http://azy-economiki.ru

7. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)

8. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)

9. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)

10. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская экономическая школа, 2010. Режим доступа:
http//www.azbukafinansov.ru

11. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997. 104 с.

12. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2010.

13. Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики интересным (на примере изучения дисциплины «Прикладная экономика») // Экономика образования. 2012. № 2. С. 99—105.

14. Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kgau.ru

15. Игровые виды и формы проверки знаний учащихся. Их характеристика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iro.yar.ru

16. Кайзер Ф.-И., Камински Х. Методика преподавания экономических дисциплин. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2007. 184 с.

17. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе. Режим доступа: http://festival.1september.ru

18. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие. Минск: ТетраСистемс, 2011.

19. Корлюгова Ю.Н., Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)

20. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.: Владос, 2003. 256 с.21. Кульневич С.В. Анализ современного урока: практическое пособие для учителей нач. классов, студентов сред. и высш. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Учитель, 2002. 176 с.

22. Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)

23. Метафорическая деловая игра: практическое пособие для бизнес-тренера / под ред. Ж. Завьяловой. СПб.: Речь, 2004. 24. Михеева С.А. Школьное экономическое образование: методика обучения и воспитания: учебник для студентов педвузов. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. 328 с.

25. Протасевич Т.А. Начала экономики: учебно-методическое пособие для учителя. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.

30. Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем. М.: Форус, 2009. 176 с.

31. Хвесеня Н.П. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методический комплекс. Минск: Изд-во БГУ, 2006. 116 с. 32. Шевцова Т.В. Поговорим о налогах. Нижний Новгород: ФНС, 2006. 45 с.

33. Экономическая игра «Крестики-нолики» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://basic.economicus.ru

34. Экономика для 3—5 классов / Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер; пер. с англ. Т. Равичевой; под ред. С. Равичева. М.: МЦЭБО, 2006.

















Календарно – тематическое планирование


5 класс


п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

Примечание

Раздел 1. Введение в курс «Финансовая грамотность» (5 часов)

Почему так важно развивать свою финансовую грамотность

1



От чего зависит благосостояние семьи

1



Учимся оценивать финансовое поведение людей

1



Учимся оценивать свое финансовое поведение

1



Обобщение результатов раздела

1



Раздел 2. Доходы и расходы семьи (16 часов)

Деньги: что эта такое

1



Функции денег

1



Учебные мини-проекты «Деньги»

1



Из чего складываются доходы семьи

1



Учимся считать семейные доходы

1



Исследуем доходы семьи

1



Учебные мини-проекты «Доходы семьи»

1



Как появляются расходы семьи

1



Учимся считать семейные расходы

1



Исследуем расходы семьи

1



Учебные мини-проекты «расходы семьи»

1



Как сформировать семейный бюджет

1



Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»

1



Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»

1



Обобщение результатов изучения раздела

1



Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи»

1



Раздел 3. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (10 часов)

Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься

1



Что такое страхование и для чего оно необходимо

1



Что и как можно страховать

1



Ролевая игра «Страхование»

1



Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит

1



Как определить надежность страховых компаний

1



Как работает страховая компания

1



Учебные мини-проекты «Страхование»

1



Электронное страхование и как это работает?

1



Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься»

1



Раздел 4. Обобщение результатов (3 часа)

Обобщение результатов изучения раздела

1



Обобщение результатов изучения курса финансовая грамотность за 5 класс

1



Дискуссия на тему «Что нового я узнал из курса»

1





6 класс


п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

Примечание

Раздел 1. Основная проблема экономики (3 часа)

Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора».

1



Решение экономических задач «Альтернативная стоимость».

1



Практическая работа «Сетка принятия решения».

1



Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок (2 часа)

Познавательная беседа «Частная собственность».

1



Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция».

1



Раздел 3. Формы организации бизнеса (4 часа)

Познавательная беседа «Единоличное владение».

1



Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)».

1



Ролевая игра «Акционерное общество».

1



Мини-проект «Организация фирмы».

1



Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом (6 часов)

Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом».

1



Решение практических задач «Организация фирмы».

1



Решение экономических задач «Составление бизнес-плана».

1



Творческое задание «Реклама».

1



Ролевая игра «Работа фирмы».

1



Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли».

1



Раздел 5. Ты – потребитель (4 часа)

Работа с документами «Права потребителя».

1



Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права».

1



Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами».

1



Конкурс на самое экономное использование ресурсов.

1



Раздел 6. Законы спроса и предложения (4 часа)

Аналитическая работа «Закон спроса».

1



Решение экономических задач «Кривая спроса».

1



Практическая работа «Закон предложения».

1



Решение экономических задач «Кривая предложения».

1



Раздел 7. Рыночное равновесие (2 часа)

Познавательная беседа «Рыночное равновесие».

1



Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке».

1



Раздел 8. Возникновение банков (2 часа)

Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит».

1



Практическая работа «Заем, виды займов».

1



Раздел 9. Потребитель финансовых услуг (2 часа)

Деловая игра «Работа банка».

1



Деловая игра «Я хочу взять кредит».

1



Раздел 10. Профессии банковской сферы (2 часа)

Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы».

1



Дискуссия «Значение работы банков для потребителей».

1



Раздел 11. Проектная деятельность (3 часа)

Деловая игра




Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

1



Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

1



7 класс


п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

Примечание

Модуль 1. Человек и государство: как они взаимодействуют (16 часов)

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.

1



Что такое налоги и почему их надо платить.

1



Какие бывают налоги.

1



Учимся считать налоги.

1



Ролевая игра «Считаем налоги семьи»

1



Сравниваем налоги граждан разных стран

1



Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства

1



Как работает налоговая служба

1



Учебные мини-проекты «Налоги».

1



Что такое социальные пособия и какие они бывают

1



Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.

1



Ролевая игра «Оформляем социальное пособие».

1



Исследуем, какие социальные пособия получают люди.

1



Учебные мини-проекты «Социальные пособия»

1



Обобщение результатов изучения модуля

1



Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют».

1



Модуль 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (17 часов)

Для чего нужны банки

1



Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома

1



Какие бывают вклады

1



Что такое кредиты и надо ли их брать

1



Изучаем сайт Центрального банка РФ

1



Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья

1



Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы

1



Как работает банк

1



Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи».

1



Что мы знаем о бизнесе

1



Как открыть фирму

1



Для чего нужны бизнес-инкубаторы

1



Ролевая игра «Открываем фирму»

1



Что такое валюта и для чего она нужна.

1



Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях

1



Обобщение результатов изучения модуля

1



Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес».

1



Заключение (1 час)

Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Итоговая проверочная работа по курсу.

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!