Комитет администрации Усть-Калманского района по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Калманская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
ММО учителей Зам.директора по УВР Директор школы
начальных классов ________________ Теплякова Н.В.
Протокол № 36 Приказ № 136
от 09 июня 2017 от 31 августа 2017 Руководитель ММО
Фролова Н.В.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Финансовая грамотность
начальное общее образование
для 2 «А», «Б», «В» классов
(общеинтеллектуальное направление)
Разработчик программы:
Ситникова Татьяна Викторовна
учитель начальных классов
село Усть-Калманка
2017 год
Пояснительная записка
Список нормативных документов, на основе которых разработана рабочая программа:
рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 2 класса разработана на основе авторской программы «Финансовая грамотность» /Ю.Н.Корлюгова.- М. : ВИТА- ПРЕСС,2014 г.
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Возрастная группа учащихся
Программа рассчитана на детей 8-9 лет.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность».
К концу обучения младшие школьники должны научиться логически рассуждать; обоснованно делать выводы; доказывать своё мнение, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; находить решения в новых и неожиданных ситуациях; взаимодействовать в парах и группах, применять полученные знания и умения для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность».
Личностными результатами изучения данного курса являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные результаты (формирование УУД)
Регулятивные УУД
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей
Познавательные УУД
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
•использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
Коммуникативные УУД
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
Результаты первого уровня.
— приобретение младшим школьником знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий, формирование мотивации к учению через внеурочную деятельность;
Результаты второго уровня.
— младший школьник самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать;
Результаты третьего уровня.
— младший школьник самостоятельно сможет применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.
Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Тема раздела | Форма организации | Виды деятельности |
Обмен и деньги | Вводное занятие Мозаика «Один — два — вместе» (Тестовые задания с открытым ответом) Дерево решений. (задания по классификации) Мозговой штурм | Объяснять причины и приводить примеры обмена. Объяснять проблемы, возникающие при обмене. Описывать свойства товарных денег. Приводить примеры товарных денег. Приводить примеры первых монет. Объяснять, почему появились монеты. Описывать купюры и монеты. Сравнивать металлические и бумажные деньги. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением. Описывать старинные российские деньги. Решать задачи с элементарными денежными расчётами. Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта |
Семейный бюджет | Мини- исследование Кейс (ситуации из реальной жизни с разработанными к ней вопросами) Аукцион Диаграмма связей(интеллект- карта, ментальная карта, карта памяти, карта разума, mindmap) | Описывать и сравнивать источники доходов семьи. Объяснять причины различий в заработной плате. Объяснять, кому и почему платят пособия. Приводить примеры того, что можно сдать в аренду. Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки. Сравнивать покупки по степени необходимости. Различать планируемые и непредвиденные расходы. Объяснять, как появляются сбережения и долги. Объяснять, как управлять деньгами. Сравнивать доходы и расходы. Объяснять, как можно экономить. Составлять бюджет на простом примере. Приводить примеры доходов от различных вложений денег. Сравнивать разные виды сбережений. |
Тематическое планирование
№ | Перечень разделов и тем | Количество часов |
Обмен и деньги -24 часа |
1 | Что такое деньги и откуда они взялись | 1 ч |
2 | Появление обмена товаров | 1 ч |
3 | Первые деньги | 1 ч |
4 | Монеты | 1 ч |
5 | Бумажные деньги | 1 ч |
6 | Вопросы и задачки | 1 ч |
7 | Рассмотрим деньги поближе. | 1 ч |
8 | Защита от подделок. | 1 ч |
9 | Гурт. Подделка монет | 1 ч |
10 | «Орёл» и «решка». | 1 ч |
11 | Аверс и реверс. Номинал | 1 ч |
12 | Номинал банкнот. Защита от подделок | 1 ч |
13 | Какие деньги были раньше в России. | 1 ч |
14 | Клады. «Меховые» деньги. | 1 ч |
15 | Первые русские монеты | 1 ч |
16 | Деньга и копейка | 1 ч |
17 | Рубль, гривенник и полтинник | 1 ч |
18 | Современные деньги России и других стран | 1 ч |
19 | Современные деньги России и других стран | 1 ч |
20 | Доллары и евро – самые известные иностранные деньги | 1 ч |
21 | Доллары и евро – самые известные иностранные деньги | 1 ч |
22 | Банки. | 1 ч |
23 | Наличные, безналичные и электронные деньги | 1 ч |
24 | Наличные, безналичные и электронные деньги | 1 ч |
Семейный бюджет - 10 часов |
25 | Откуда в семье деньги | 1 ч |
26 | Клады, лотереи, наследство | 1 ч |
27 | Заработная плата | 1 ч |
28 | Пенсии, пособия, стипендии | 1 ч |
29 | Аренда и проценты в банке, кредиты | 1 ч |
30 | На что тратятся деньги. | 1 ч |
31 | Расходы на самое необходимое | 1 ч |
32 | Откладывание денег и непредвиденные расходы | 1 ч |
33 | Как умно управлять своими деньгами. Вопросы и задачки | 1 ч |
34 | Итоги за год | 1 ч |