СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фгос Комментирующая часть

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комментирующая часть написана по типовымэкзаменационным вариантам. Авторы Сенина Н. А , Цыбулько И. П.

Просмотр содержимого документа
«Фгос Комментирующая часть»

ФГОС

Комментирующая часть сочинения





Выполнила ученица 10 класса

Изоитко Анна

Руководитель: учитель

русского языка и литературы

Якоб Светлана Ивановна







Заслужить доверие очень тяжело. На взаимоотношения людей влияет первое впечатление, производимое одним человеком на другого. Н. С. Лесков показывает, что Селиван был человеком угрюмым и необщительным, об этом свидетельствуют обрывочные, незаконченные реплики Селивана. По этой причине люди считали его «колдуном и разбойником» и нисколько не усомнились, обвиняя его в краже шкатулки.

Представление о герое меняется, когда он возвращает шкатулку «в полной целости». Лесков показывает изменение отношения людей к Селивану сначала на примере отца, который «подошёл к нему, обнял его и поцеловал в голову». Потом сам Селиван говорит, что к нему «стали люди заезжать». Н. С. Лесков подчёркивает, что герой вернул шкатулку без какого-либо умысла, без мысли подняться в глазах окружающих, получить какое-то вознаграждение за свой поступок.

(По демоверсии ЕГЭ-2019. Русский язык. ФИПИ.)


М. А. Кронгауз пишет: «Не люблю, когда я не понимаю отдельных слов в тексте или в чьей-то речи». Он раздражён этим недопониманием. Так автор показывает одну из причин негативного отношения к изменениям в языке на собственном примере, на своём личном отношении.

«Более того, запаздывание изменений приносит людям значительное неудобство…» - пишет М. А. Кронгауз. Он говорит нам о том, что не только изменения в языке могут вызывать негативный отклик. Отсутствие каких-либо изменений также может вызывать у людей раздражение.

Эти примеры противопоставлены друг другу.

(По И. П. Цыбулько. ЕГЭ-2015. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Вариант 13.)


М. А. Осоргин называет книгу своей «возлюбленной», «другом» и даже «ласковой матерью». Для него книга является «единственной и незаменимой». Так автор сразу определяет книгу как значимое и уникальное изобретение в истории человечества.

Только книга «держит в объятиях часами, годами, всю жизнь». Человек полностью погружается в чтение, книга учит его отличать откровенность от лицемерия, открывает тайны других миров и людей. Для М. А. Осоргина книга стала первооткрывателем «тяги вдаль», «положительных знаний и сомнений, любви и достижений».

Эти два примера дополняют друг друга и дают ответ на вопрос, чем является книга для человека.

(По Н. А. Сениной. ЕГЭ-2015. Русский язык. Вариант 15.)


Автор размышляет над смыслом понятий «духовность» и «духовная жизнь» и приходит к выводу, что «это вся деятельность человека в своём внутреннем мире». К духовной жизни относятся мысли, чувства, убеждения человека – всё то, что формируется во внутреннем мире.

Ш. А. Амонашвили пишет об агрессивном влиянии внешнего мира на духовный мир человека. Он считает, что все люди должны придти к единому выводу о том, что духовный мир должен подчиняться «мудрости сердца и разума». Автор хочет сказать, что духовность – это всё то, к чему человек приходит через собственный опыт.

В этих двух эпизодах показана связь между внешним и внутренним миром.

(По Н. А. Сениной. ЕГЭ-2015. Русский язык. Вариант 8.)


Главная героиня, молодая писательница, должна была прочитать свои рассказы в воспитательно-трудовой колонии. Д. И. Рубина пишет, что «страх и отвращение слепили глаза» героине. Вместо лиц она видела только одинаковые «рожи». Так писательница передаёт предвзятое отношение героини к «ватникам». Заключённые так же предвзято относятся к девушке.

Д. И. Рубина показывает перемену в отношении заключённых и героини друг к другу после того, как она начала играть на пианино. Девушка увидела их лица, эмоции, она поняла, что перед ней были «люди с Судьбой». Песни поэтов, спетые героиней, помогли ей прочувствовать то, что ощущали заключённые, найти в своей душе сострадание к ним.

(По Н. А. Сениной. ЕГЭ-2015. Русский язык. Вариант 24.)


Автор показывает нам историю «неисправимого холостяка». Мужчина «дышал исключительно ради любви к себе». Он настолько самовлюблён, что совершая ежедневную пробежку на велосипеде, не обращал внимания на людей и природу, которые «зачем-то были вокруг». Так автор хочет сказать, что в своём эгоизме главный герой дошёл до такой степени, что уже не может наслаждаться красотой, окружавшей его.

В продолжение мысли о том, что главный герой – исключительный эгоист,

А. Г. Алексин показывает его расплату за свою самовлюблённость. У холостяка случается инфаркт. В тот день герой впервые «стал в ком-то нуждаться». Он идёт за помощью к дочери, но она отвергает его. Так автор доказывает нам, что если человек заботится лишь о себе, то рано или поздно даже близкие люди отвернутся от него.

(По Н. А. Сениной. ЕГЭ-2015. Русский язык. Вариант 9.)


Автор рассказывает историю женщины, которая обратилась за помощью в поликлинику. Однако ей отказали в грубой форме. Она пришла, чтобы «залечить телесную рану», а в итоге получила «рану душевную». С. Л. Львов показывает, что человек своей грубостью нанёс душевную травму нуждающемуся, то есть человеку более слабому. Сильный человек не станет показывать свою силу на том, кто слабее.

С. Л. Львов приводит пример невежливого отношения к человеку, рассказывая историю ученицы пятого класса. Девочка была ошеломлена словами школьного врача, которая сказала, что ей «с таким сердцем жить нельзя». Девочка считает, что «лучше умереть, чем в эту школу». Невежливость врача довела ученицу до предельно угнетённого состояния. Врач вследствие своей глупости и невежества не может достойно сказать ученице о диагнозе. Так автор показывает, что человек не может быть вежливым без подлинного достоинства.

В этих двух эпизодах С. Л. Львов показывает, с какими качествами не может сочетаться вежливость.

(По И. П. Цыбулько. ЕГЭ-2015. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Вариант 9.)


В детстве главную героиню отправили в пионерский лагерь. Девочка не понимала, «кому и чем так помешала» её «вольная беготня», чтобы «запихивать» её в автобус и увозить. Эти слова передают нам растерянность главной героини. Она была так ошеломлена этим событием, что даже не помнит подробностей.

Героиня пытается вспомнить какие-нибудь ужасы, из-за которых она могла сбежать, но помнит о лагере очень немного. Зато дорогу домой она запомнила во всех подробностях. Для героини «главное несчастье – место в пионерском строю и общая спальня». И поездка в лагерь стёрлась из её памяти, как негативное событие.

Эти два примера показывают различия во взглядах героини и других ребят на пионерский лагерь.

(По Н. А. Сениной. ЕГЭ-2015. Русский язык. Вариант 12.)


Автор показывает нам настоящего учителя в лице Натальи Андреевны. Учительница знала такие подробности о своих учениках, которые могут быть известны «только умной и наблюдательной матери». Эти слова говорят о том, насколько близка была Наталья Андреевна своим ученикам. Автор замечает, что она обо всех детях говорит «с особенным оживлением и любовью». Так Ф. А. Вигдорова показывает, что Наталья Андреевна не только давала детям знания, но и знала характер каждого из своих учеников.

Наталья Андреевна рассказывает о молодой учительнице, которая вела уроки «по всем правилам методики». Но своих учеников она различает только по отметкам. «У меня их сорок, не могу я знать каждого в отдельности», – спокойно оправдывается она. Через характеристики, которые даёт молодая учительница ученикам, Ф. А. Вигдорова даёт понять, что такого человека нельзя назвать настоящим учителем.

Приведённые примеры противопоставлены. Посредством этого противопоставления автор подводит читателя к сути понятия «настоящий учитель».

(По Н. А. Сениной. ЕГЭ-2015. Русский язык. Вариант 13.)


Размышляя о значении одиночества для человека, автор говорит, что одиночество – понятие абстрактное, и показывает, что разными людьми оно понимается по-разному. Для одних людей это может быть «малогабаритный ад», а для других – «драгоценное уединение».

С. М. Гандлевский считает, что одиночество – это цена «за право чувствовать себя личностью». Быть полноценной личностью может только человек духовно развитый. Духовность в свою очередь порождает собой какую-то творческую деятельность. Так автор показывает, что одиночество способствует духовному росту человека и развитию его творческих способностей, что важно для творческих людей.

Эти два эпизода дополняют друг друга и демонстрируют роль одиночества в жизни людей.

(По Н. А. Сениной. ЕГЭ-2015. Русский язык. Вариант 18.)


Автор описывает свою встречу с мальчиком, который полол заросшее шоссе. Мальчик сразу же после приветствия спросил: «Ты не хочешь мне помочь?» Потом автор обращает внимание на то, что у него «руки были в кровяных ссадинах». Так Ю. М. Нагибин показывает, что мальчик взялся за работу, которая была тяжела для него, и ему нужна была хоть какая-то помощь.

Рассказчик начинает спорить с мальчиком о надобности заросшего шоссе. После его объяснений он «неожиданно для самого себя» предлагает помощь. Так автор показывает, что даже ребёнок осознаёт необходимость помощи, пусть это и происходит на уровне подсознания.

(По Н. А. Сениной. ЕГЭ-2015. Русский язык. Вариант 19.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!