СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этногенез .Мнения об этногенезе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

История кумы́ков— история крупнейшего тюркского народа Северного Кавказа, основного этноса Тарковского шавхальства[1], являвшегося крупнейшим государственным образованием Северного Кавказа в период XIV-XVIII вв.[2], и главной для российского государства целью и препятствием к покорению региона[3].

 

Этногенез

Вопросы этногенеза кумыков на протяжении долгого времени являются предметом научной и околонаучной полемики. В основном, споры ведутся о том, какой этнический компонент сыграл решающую роль в складывании кумыкского этноса. В настоящее время существует несколько версий происхождения. Одна часть учёных предполагает, что решающая роль в этногенезе кумыков принадлежит тюркским племенам — хазарамсавирам и кипчакам (Л. И. Лавров[4]В. Ф. Минорский[5]Ю.Клапрот[6], большинство современных кумыковедов — Г-Р.Гусейнов[7] и другие), другая часть — кавказоязычным племенам, подвергшимся тюркизации (В. В. Бартольд[8]С. Ш. Гаджиева[9],Г. С. Федоров-Гусейнов[10]). Своеобразную позицию в этом вопросе занял А. А. Аликберов, считавший кумыков потомками племён гунно-савирского круга, мигрировавших в горы и смешавшихся там с местными племенами[11].

Генетическое исследование кумыков не подтвердило гипотезу происхождения кумыков от тюркизированных дагестанцев[12].

В связи с этим интересен вопрос об истории кумыкского языка. Периодизация кумыкского языка не установлена, но в его формировании последовательно принимали участие несколько компонентов: диалекты булгаро-хазарского, огузского и кипчакского типов[13]. Дагестанский субстрат (остатки прежнего языка) в языке кумыков стал главным доводом сторонников версии о тюркизации дагестаноязычных племён кочевниками. Однако специалистами в области кумыкской лингвистики тюркологами Хангишиевым Д. М.[14] и Гусейновым Г-Р. А-К. наличие дагестанского субстрата опровергнуто.

К вопросу о временных рамках этногенеза кумыков сторонники обеих версий подходят одинаково — большинство историков относят формирование кумыкского народа ко времени существования Хазарского каганата.

Мнения об этногенезе

Среди учёных нет единства насчёт происхождения кумыков. Константин Фёдорович Смирнов считал население Кумыкской равнины VIII—X веков ближайшим предком нынешних обитателей страны — кумыков[15]. Связывая происхождение кумыков с кыпчакамиС. М. Броневский полагал, что кумыки появились в Дагестане в XII—XIII веках вместе с кыпчаками. Согласно же И. Клапроту, кумыки появились в Дагестане одновременно с хазарами и после них здесь остались, а А. Вембери, в свою очередь, допускает проникновение кумыков в Дагестан одновременно с хазарами, где они встретили более древнее население и слились с ним[16]. О дополовецкой истории кумыков свидетельствует и кумыкский фольклор. В нём сохранились пословицы и поговорки, уходящие корнями во времена существования Хазарского Каганата.[17].

Более современную версию изложил известный востоковед и тюрколог В. В. Бартольд«кроме ногаев из отуреченных лезгин образовалась народность кумыков»[18], подразумевая под этнонимом «лезгины» горцев Дагестана[19] В Большой Советской Энциклопедии, на основании трудов известного этнографа и специалиста по Кавказу Сакинат Гаджиевой была указана следующая версия этногенеза кумыков:

В этногенезе кумыков участвовали древние племена — аборигены Северо-Восточного Дагестана и пришлые тюрко-язычные племена, особенно кипчаки, язык которых был воспринят аборигенами.

— Большая советская энциклопедия: в 30 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Сов. энцикл., 1969 – 1978

Генетическое исследование кумыков не подтвердило гипотезу происхождения кумыков от тюркизированных дагестанцев[12].

Великий русский востоковед Владимир Минорский выдвинул свою версию происхождения кумыков:

Современные тюрки кумыки, которые занимают северо-восточную часть Дагестана, вдоль побережья, быть может, включают основное ядро хазар, подкреплённое и ассимилированные более поздними пришельцами из Кипчакской степи[20].

Однако данная теория не пользовалась поддержкой известных учёных. Л. Н. Гумилёв, выдающийся советский этнолог, связывал кумыков с хазарами[21] и впоследствии пришёл к выводу об автохтонности и кавказском происхождения хазар, родиной которых считал Терскую равнину[22].

Крупный советский этнограф С. А. Токарев также не разделял новой теории, связывая происхождение кумыков с народом "кам" или "камак", упомянутым у Плиниуса как жители Северного Дагестана ещё в 1 веке н.э. С. А. Токарев писал, что кумыки:

...представляют собой очень пёструю по происхождению народность. Её древний пласт, несомненно, дотюркский, яфетический. Есть мнение, что народ ками, камаки, упоминаемый уже у Птолемея, связан исторически с позднейшими кумыками. Тюркизация их начиналась ещё при хазарах, во 2-й половине 1-го тысячелетия н.э…. Набеги кипчаков (половцев, куманов) с X в. ещё более усилили здесь тюркский элемент. К этому времени, в связи с распадом хазарского каганата, видимо, и относится образование основного ядра кумыкского народа, хотя некоторые исследователи (Бартольд) и относят образование его к более позднему времени: ко времени, когда остатки разбитых монголами половцев спасались бегством на территории Дагестана[23].

Кроме того, известнейший этнограф-кавказовед Леонид Лавров также не поддерживал версию об «отуреченности» кумыков и подверг её сомнению[4]:

Маловероятно, чтобы кумыки были тюркизированными дагестанцами, как это утверждают некоторые. Скорее их предками следует считать кипчаков, хазар и, может быть, других тюрок раннего средневековья. Желательно было бы выяснить: не имеют ли к ним отношение камаки, обитавшие в Северном Дагестане в начале нашей эры

В этногенезе кумыков приняли участие различные тюркские племена Северного Кавказа. В XV веке при распаде Золотой Орды на среднем правобережье реки Терек образовался его осколок — Тюменское ханство, которое в основном было населено тюркоязычными родами тюмен, брагун, асов[24] и дополовецкими тюрками[25], перемещёнными[24][26][27][28] на правобережье реки Терек из области Бораган-Маджары, занимавшие в VII веке северокавказские степи[29]. В армянских источниках приводятся названия 13 гунно-булгарских тюркских народов, занимавших территории и имевших города в рассматриваемом регионе — гюен, тюмен, чагар, сала, бюрчебий, дёгер, жандар, казак, бораган, оксунгур, торк и другие[30].

В область расселения данных тюркских племён входили Татартуп (Верхний Джулат) и Нижний Джулат[31], память о которых также сохранилась в фольклоре карачаевцев и балкарцев. Плано Карпини в 13 веке также упоминает покорённые монголами племена Хазарии под именами «комуков», «тарков», «ассов» и «чиркасов»[32].

Мнение о том, что кумыки являются древнейшими обитателями Кумыкской равнины, Притеречья и Дагестана также поддерживается и более поздними исследователями: К. Кадыраджиевым[33], Ю. Кульчик и К. Джабраиловым[34], А. Кандуаровым[35], Б. Атаевым[36], М.-Р. Ибрагимовым[37].

Окончательное формирование кумыкского этноса происходило в XII—XVII веках[38].

Этническая консолидация

Этнообразовательные процессы у кумыков начали возникать раньше, чем у многих соседних народов. Это объясняется более длительным национально-государственным строительством, что постепенно приводило к созданию единого этнокультурного пространства[39]:

Только у народов, населявших равнинную часть, — кумыков, кабардинцев и осетин клановые связи уже уступали своё место другим формам связи, основанным на общности территории, социальной структуры, языка и культуры

Зачатки национального самосознания проявляются в 18 веке. Во время Персидского похода Петра I пленный священник объяснил убийство русских посланников утамышским султаном Махмуда местью за сожжение Эндирея — столицы феодального владения на севере Дагестана. В XIX веке кумыки сложились как единая национальность. Вот, что писал М. Б. Лобанов-Ростовский о кумыках[40]:

В географии русских о Кавказе название кумыков исключительно присвоено племени, поселённому между Тереком и Сулаком, тогда как по ту сторону Сулака, до самого Дербента, живёт народ, говорящий одним и тем же языком и сам себя называющий кумыкским. Исключая несколько лезгинских деревень, он населяет все шамхальство Тарковское. Туземцы — оба народа признают за одним, и сами они различают себя прозванием заречных, которое взаимно дают друг другу.

Большая российская энциклопедия[41]:

Во 2-й пол. 19 в, кумыки представляли собой относительно высококонсолидированный народ с развитыми этнич. признаками: распространением единого эндоэтнонима, регулярностью торгово-экономич. и культурных взаимосвязей и т. д. Процесс этнокультурной консолидации не устранил наличие этнографич. групп кумыков (буйнакские, каякентские, моздокские, хасавюртовские К.) и субэтносов (башлынцы, казанищенцы, эндиреевцы и др.), к-рые сохраняли специфич. черты в культуре, быту, фольклоре и т. д.

Просмотр содержимого документа
«Этногенез .Мнения об этногенезе.»

История кумы́ков— история крупнейшего тюркского народа Северного Кавказа, основного этноса Тарковского шавхальства[1], являвшегося крупнейшим государственным образованием Северного Кавказа в период XIV-XVIII вв.[2], и главной для российского государства целью и препятствием к покорению региона[3].

  • 1Этногенез

    • 1.1Мнения об этногенезе

  • 2Этническая консолидация

Этногенез

Вопросы этногенеза кумыков на протяжении долгого времени являются предметом научной и околонаучной полемики. В основном, споры ведутся о том, какой этнический компонент сыграл решающую роль в складывании кумыкского этноса. В настоящее время существует несколько версий происхождения. Одна часть учёных предполагает, что решающая роль в этногенезе кумыков принадлежит тюркским племенам — хазарамсавирам и кипчакам (Л. И. Лавров[4]В. Ф. Минорский[5]Ю.Клапрот[6], большинство современных кумыковедов — Г-Р.Гусейнов[7] и другие), другая часть — кавказоязычным племенам, подвергшимся тюркизации (В. В. Бартольд[8]С. Ш. Гаджиева[9],Г. С. Федоров-Гусейнов[10]). Своеобразную позицию в этом вопросе занял А. А. Аликберов, считавший кумыков потомками племён гунно-савирского круга, мигрировавших в горы и смешавшихся там с местными племенами[11].

Генетическое исследование кумыков не подтвердило гипотезу происхождения кумыков от тюркизированных дагестанцев[12].

В связи с этим интересен вопрос об истории кумыкского языка. Периодизация кумыкского языка не установлена, но в его формировании последовательно принимали участие несколько компонентов: диалекты булгаро-хазарского, огузского и кипчакского типов[13]. Дагестанский субстрат (остатки прежнего языка) в языке кумыков стал главным доводом сторонников версии о тюркизации дагестаноязычных племён кочевниками. Однако специалистами в области кумыкской лингвистики тюркологами Хангишиевым Д. М.[14] и Гусейновым Г-Р. А-К. наличие дагестанского субстрата опровергнуто.

К вопросу о временных рамках этногенеза кумыков сторонники обеих версий подходят одинаково — большинство историков относят формирование кумыкского народа ко времени существования Хазарского каганата.

Мнения об этногенезе

Среди учёных нет единства насчёт происхождения кумыков. Константин Фёдорович Смирнов считал население Кумыкской равнины VIII—X веков ближайшим предком нынешних обитателей страны — кумыков[15]. Связывая происхождение кумыков с кыпчакамиС. М. Броневский полагал, что кумыки появились в Дагестане в XII—XIII веках вместе с кыпчаками. Согласно же И. Клапроту, кумыки появились в Дагестане одновременно с хазарами и после них здесь остались, а А. Вембери, в свою очередь, допускает проникновение кумыков в Дагестан одновременно с хазарами, где они встретили более древнее население и слились с ним[16]. О дополовецкой истории кумыков свидетельствует и кумыкский фольклор. В нём сохранились пословицы и поговорки, уходящие корнями во времена существования Хазарского Каганата.[17].

Более современную версию изложил известный востоковед и тюрколог В. В. Бартольд«кроме ногаев из отуреченных лезгин образовалась народность кумыков»[18], подразумевая под этнонимом «лезгины» горцев Дагестана[19] В Большой Советской Энциклопедии, на основании трудов известного этнографа и специалиста по Кавказу Сакинат Гаджиевой была указана следующая версия этногенеза кумыков:

В этногенезе кумыков участвовали древние племена — аборигены Северо-Восточного Дагестана и пришлые тюрко-язычные племена, особенно кипчаки, язык которых был воспринят аборигенами.

— Большая советская энциклопедия: в 30 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Сов. энцикл., 1969 – 1978

Генетическое исследование кумыков не подтвердило гипотезу происхождения кумыков от тюркизированных дагестанцев[12].

Великий русский востоковед Владимир Минорский выдвинул свою версию происхождения кумыков:

Современные тюрки кумыки, которые занимают северо-восточную часть Дагестана, вдоль побережья, быть может, включают основное ядро хазар, подкреплённое и ассимилированные более поздними пришельцами из Кипчакской степи[20].

Однако данная теория не пользовалась поддержкой известных учёных. Л. Н. Гумилёв, выдающийся советский этнолог, связывал кумыков с хазарами[21] и впоследствии пришёл к выводу об автохтонности и кавказском происхождения хазар, родиной которых считал Терскую равнину[22].

Крупный советский этнограф С. А. Токарев также не разделял новой теории, связывая происхождение кумыков с народом "кам" или "камак", упомянутым у Плиниуса как жители Северного Дагестана ещё в 1 веке н.э. С. А. Токарев писал, что кумыки:

...представляют собой очень пёструю по происхождению народность. Её древний пласт, несомненно, дотюркский, яфетический. Есть мнение, что народ ками, камаки, упоминаемый уже у Птолемея, связан исторически с позднейшими кумыками. Тюркизация их начиналась ещё при хазарах, во 2-й половине 1-го тысячелетия н.э…. Набеги кипчаков (половцев, куманов) с X в. ещё более усилили здесь тюркский элемент. К этому времени, в связи с распадом хазарского каганата, видимо, и относится образование основного ядра кумыкского народа, хотя некоторые исследователи (Бартольд) и относят образование его к более позднему времени: ко времени, когда остатки разбитых монголами половцев спасались бегством на территории Дагестана[23].

Кроме того, известнейший этнограф-кавказовед Леонид Лавров также не поддерживал версию об «отуреченности» кумыков и подверг её сомнению[4]:

Маловероятно, чтобы кумыки были тюркизированными дагестанцами, как это утверждают некоторые. Скорее их предками следует считать кипчаков, хазар и, может быть, других тюрок раннего средневековья. Желательно было бы выяснить: не имеют ли к ним отношение камаки, обитавшие в Северном Дагестане в начале нашей эры

В этногенезе кумыков приняли участие различные тюркские племена Северного Кавказа. В XV веке при распаде Золотой Орды на среднем правобережье реки Терек образовался его осколок — Тюменское ханство, которое в основном было населено тюркоязычными родами тюмен, брагун, асов[24] и дополовецкими тюрками[25], перемещёнными[24][26][27][28] на правобережье реки Терек из области Бораган-Маджары, занимавшие в VII веке северокавказские степи[29]. В армянских источниках приводятся названия 13 гунно-булгарских тюркских народов, занимавших территории и имевших города в рассматриваемом регионе — гюен, тюмен, чагар, сала, бюрчебий, дёгер, жандар, казак, бораган, оксунгур, торк и другие[30].

В область расселения данных тюркских племён входили Татартуп (Верхний Джулат) и Нижний Джулат[31], память о которых также сохранилась в фольклоре карачаевцев и балкарцев. Плано Карпини в 13 веке также упоминает покорённые монголами племена Хазарии под именами «комуков», «тарков», «ассов» и «чиркасов»[32].

Мнение о том, что кумыки являются древнейшими обитателями Кумыкской равнины, Притеречья и Дагестана также поддерживается и более поздними исследователями: К. Кадыраджиевым[33], Ю. Кульчик и К. Джабраиловым[34], А. Кандуаровым[35], Б. Атаевым[36], М.-Р. Ибрагимовым[37].

Окончательное формирование кумыкского этноса происходило в XII—XVII веках[38].

Этническая консолидация

Этнообразовательные процессы у кумыков начали возникать раньше, чем у многих соседних народов. Это объясняется более длительным национально-государственным строительством, что постепенно приводило к созданию единого этнокультурного пространства[39]:

Только у народов, населявших равнинную часть, — кумыков, кабардинцев и осетин клановые связи уже уступали своё место другим формам связи, основанным на общности территории, социальной структуры, языка и культуры

Зачатки национального самосознания проявляются в 18 веке. Во время Персидского похода Петра I пленный священник объяснил убийство русских посланников утамышским султаном Махмуда местью за сожжение Эндирея — столицы феодального владения на севере Дагестана. В XIX веке кумыки сложились как единая национальность. Вот, что писал М. Б. Лобанов-Ростовский о кумыках[40]:

В географии русских о Кавказе название кумыков исключительно присвоено племени, поселённому между Тереком и Сулаком, тогда как по ту сторону Сулака, до самого Дербента, живёт народ, говорящий одним и тем же языком и сам себя называющий кумыкским. Исключая несколько лезгинских деревень, он населяет все шамхальство Тарковское. Туземцы — оба народа признают за одним, и сами они различают себя прозванием заречных, которое взаимно дают друг другу.

Большая российская энциклопедия[41]:

Во 2-й пол. 19 в, кумыки представляли собой относительно высококонсолидированный народ с развитыми этнич. признаками: распространением единого эндоэтнонима, регулярностью торгово-экономич. и культурных взаимосвязей и т. д. Процесс этнокультурной консолидации не устранил наличие этнографич. групп кумыков (буйнакские, каякентские, моздокские, хасавюртовские К.) и субэтносов (башлынцы, казанищенцы, эндиреевцы и др.), к-рые сохраняли специфич. черты в культуре, быту, фольклоре и т. д.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!