По наиболее преобладающей в науке теории, армяне сформировались между XIII и VI веками до н. э. на территории Армянского нагорья[55]. Носители протоармянского языка, бриги (фригийцы или мушки), ещё до образования государства Урартумигрировали в XIII веке до н. э. из Европы на Армянское нагорье и осели в области, известной как Мелитена. Протоармянское население, находившееся в меньшинстве, этнически растворилось в населявших Армянское нагорье урартах, хурритах и лувийцах, сохранив при этом основу своего языка, восприняв крупный пласт заимствований из других языков[80]. На базе этнического растворения малочисленных индоевропейцев, носителей протоармянского языка, в массиве урартов, хурритов и лувийцев (последние также были индоевропейцами) и сформировался современный армянский народ. Согласно И. М. Дьяконову, хурриты, как более многочисленные, составили основную массу народа и определили основную линию физической преемственности, а протоармяне, в силу ряда исторических причин, передали новому народу свой язык.
Таким образом, согласно преобладающей на сегодня гипотезе этногенеза армян, армяне являются преемниками физического[81] и культурного[82] компонента всего древнего населения нагорья, в первую очередь урартов[57], хурритов и лувийцев, а также носителей протоармянского языка. Именно эти этнические группы составили основной компонент предков современных армян.
Согласно этой точке зрения, армянский этнос сформировался в области Хайаса. Эта страна в надписях страны Эбла (XXIII—XXII века до н. э.) называлась Арманум, в хеттских (XVII—XVI века до н. э.) надписях — Арматана, а позднее (XV—XIII века до н. э.) — Хайаса[85]. По мнению ряда историков, «Арманум», «Арматана», «Хайаса» и «Армения» — это одна и та же страна и народ, по-разному называвшиеся соседними народами. Эта теория, однако, некоторыми, подвергается критике[86][87].