СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этап рефлексии деятельности на уроке музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал о видах проведения рефлексии деятельности на уроках музыки.

Просмотр содержимого документа
«Этап рефлексии деятельности на уроке музыки»

Этап рефлексии деятельности на уроке музыки.

Сл. 30 Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

Цель:

  • зафиксировать новое содержание, полученное на уроке;

  • провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точ­ки зрения выполнения требований, известных учащимся

  • оценить собственную деятельность на уроке;

  • зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности

  • обсудить и записать домашнее задание.


Для реализации этой цели учащиеся:

- уточняют алгоритм исправления ошибок;

- называют способы действий, вызвавшие затруднение;

- фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

- оценивают собственную деятельность на уроке;

- намечают цели последующей деятельности;

- в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).

Стадия рефлексии необходима не толь­ко для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей. Остановлюсь на некоторых приемах, используемых на уроках музыки.

Например, для того, что бы дети могли проанализировать, как они усвоили прослушанное музыкальное произведение, на уроке я использую схемы-алгоритмы: - «Анализ музыкального произведения», с помощью которой дети дают характеристику музыкального произведения по таким пунктам: (сл.31)

  1. Вид произведения (вокальный, инструментальный);

  2. Название (жанр, программное название, композитор, страна, век );

  3. Настроение;

  4. Характер музыки (песенный, танцевальный, маршевый);

  5. Как получилась такая музыка (характеристика музыкальной речи: темп, динамика, лад, регистр, движение мелодии и т. д.).

- «Словарь эстетических эмоций», который помогает детям подобрать наиболее точное определение настроения музыки; (сл.32)

- таблицу средств музыкальной выразительности, с помощью которой обучающиеся дают характеристику музыкальной речи. (сл.33)



Каждый ребенок, желающий ответить, из предлагаемых схем и таблиц произносит одно выбранное слово, следующий ученик не должен повторить предыдущий ответ. Данная технология работы выполняет ряд задач общеразвивающего и воспитательного значения: развивает внимание, терпение, уважение к товарищу и, конечно, выполняет свою основную функцию расширения словарного запаса учащихся и закрепление изученного материала.

Также для закрепления изученного материала и проверки теоретических знаний учащихся я использую на уроке игру «Дальше». Устанавливается очередность, в которой дети будут отвечать (по цепочке), главное условие – дети должны говорить по очереди, не перебивая и не опережая друг друга. Заранее готовлю 30-40 вопросов, проговариваю их четко и быстро, ребенок по своей очереди отвечает на вопрос, а если не знает, говорит «дальше», передавая ход следующему ученику. Дети находятся в состоянии организованного внимания, и каждый имеет возможность проверить, насколько он усвоил материал урока.

В качестве интеллектуальной разминки интересно использовать приём «синквейн». Особенности этого пятистрочного стихотворения всем хорошо известны. Ученики любят эти французские стихотворения, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть музыкального произведения или музыкального образа. Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

Еще один прием «Высказывания по кругу». Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…



Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Домашним заданием к уроку рефлексии задаю нарисовать иллюстрацию к прослушанному произведению. Дети выполняют это задание с большим удовольствием.

Обучающиеся на этих уроках отработки умений и рефлексии не просто тренируются в решении задач — они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного материала.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!