СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Естественно-научная грамотность: подходы к развитию и оценке»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

По данной теме я выступала на педсовете. Делюсь опытом ФГОС третьего поколения.

Просмотр содержимого документа
««Естественно-научная грамотность: подходы к развитию и оценке»»

   «Естественно-научная грамотность: подходы к развитию и оценке»

«Естественно-научная грамотность: подходы к развитию и оценке»

Вопросы: 1. Почему в настоящее время так вырос запрос на функциональную грамотность школьников? 2. Что такое естественно-научная грамотность? 3. Как соотносятся требования к естественно-научной грамотности с требованиями ФГОС к результатам освоения образовательных программ? 4. Как организовать пространство урока с учетом актуальных требований к результатам обучения? О каких профессиональных компетенциях педагога мы сегодня говорим в первую очередь?

Вопросы:

  • 1. Почему в настоящее время так вырос запрос на функциональную

грамотность школьников?

  • 2. Что такое естественно-научная грамотность?
  • 3. Как соотносятся требования к естественно-научной грамотности

с требованиями ФГОС к результатам освоения образовательных программ?

  • 4. Как организовать пространство урока с учетом актуальных

требований к результатам обучения? О каких профессиональных

компетенциях педагога мы сегодня говорим в первую очередь?

Вопросы: 1. Почему в настоящее время так вырос запрос на функциональную грамотность школьников?

Вопросы:

  • 1. Почему в настоящее время так вырос запрос на функциональную грамотность школьников?
Какой вывод для учителя?  Так как требования к ЕНГ являются составляющей требований ФГОС, то формирование естественно-научной грамотности является обязательным массовым результатом освоения образовательных программ!

Какой вывод для учителя?

Так как требования к ЕНГ являются составляющей требований ФГОС, то формирование естественно-научной грамотности является обязательным массовым результатом освоения образовательных программ!

Если мы говорим о естественно-научном образовании, то здесь идет речь о двух международных сравнительных исследованиях: - исследование TIMSS – оценка качества математического и естественно-научного образования учащихся 4-х и 8-х классов И - исследование PISA – оценка функциональной грамотности 15- летних школьников по читательской, математической и естественно-научной грамотности.
  • Если мы говорим о естественно-научном образовании, то здесь идет речь о двух международных сравнительных исследованиях:
  • - исследование TIMSS – оценка качества математического и естественно-научного образования учащихся 4-х и 8-х классов

И

  • - исследование PISA – оценка функциональной грамотности 15- летних школьников по читательской, математической и естественно-научной грамотности.
Позиция РФ в рейтинге стран TIMMS-2019 , естествознание, 4 классы Средний балл 3 TIMMS-2019, естествознание, 8 классы 567 5 PISA-2018 , естественно-научная грамотность 543 33 478

Позиция РФ в рейтинге стран

TIMMS-2019 ,

естествознание,

4 классы

Средний балл

3

TIMMS-2019,

естествознание,

8 классы

567

5

PISA-2018 ,

естественно-научная грамотность

543

33

478

В свете полученных результатов и обозначенных целей задача учителя – как минимум удержать предметные результаты (удержать позиции в TIMSS!) и усилить работу по формированию естественнонаучной грамотности (поднять результаты в PISA!).

В свете полученных результатов и обозначенных целей задача учителя – как минимум удержать предметные результаты (удержать позиции в TIMSS!) и усилить работу по формированию естественнонаучной грамотности (поднять результаты в PISA!).

2. Что такое естественно-научная грамотность? В исследовании PISA дается следующее определение естественнонаучной грамотности (ЕНГ): Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства. Человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: -научно объяснять явления; -понимать основные особенности естественно-научного исследования; -интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

2. Что такое естественно-научная грамотность?

В исследовании PISA дается следующее определение естественнонаучной грамотности (ЕНГ):

Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

Человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций:

-научно объяснять явления;

-понимать основные особенности естественно-научного исследования;

-интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Естествознание в основной школе строится преимущественно на основе научного метода познания явлений и процессов, когда через цепочку выстроенных заданий учащиеся осваивают умения: распознавать, описывать и, наконец, объяснять явления;  использовать эксперимент для моделирования явлений в лаборатории, проверки гипотез, определения зависимостей величин; - формулировать выводы по результатам исследований. Таким образом, компетенции ЕНГ в связке формируются при изучении всех предметов естественно-научного цикла!

Естествознание в основной школе строится преимущественно на основе научного метода познания явлений и процессов, когда через цепочку выстроенных заданий учащиеся осваивают умения:

  • распознавать, описывать и, наконец, объяснять явления;
  • использовать эксперимент для моделирования явлений в лаборатории, проверки гипотез, определения зависимостей величин;
  • - формулировать выводы по результатам исследований.

Таким образом, компетенции ЕНГ в связке формируются при изучении всех предметов естественно-научного цикла!

3. Как соотносятся требования к естественно-научной грамотности с требованиями ФГОС к результатам освоения образовательных программ?  По сути, все компетенции ЕНГ полностью пересекаются с требованиями ФГОС ООО к предметным, метапредметным и личностным результатам.

3. Как соотносятся требования к естественно-научной грамотности с требованиями ФГОС к результатам освоения образовательных программ?

По сути, все компетенции ЕНГ полностью пересекаются с требованиями ФГОС ООО к предметным, метапредметным и личностным результатам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!