Просмотр содержимого документа
««Естественно-научная грамотность: подходы к развитию и оценке»»
«Естественно-научная грамотность: подходы к развитию и оценке»
Вопросы:
- 1. Почему в настоящее время так вырос запрос на функциональную
грамотность школьников?
- 2. Что такое естественно-научная грамотность?
- 3. Как соотносятся требования к естественно-научной грамотности
с требованиями ФГОС к результатам освоения образовательных программ?
- 4. Как организовать пространство урока с учетом актуальных
требований к результатам обучения? О каких профессиональных
компетенциях педагога мы сегодня говорим в первую очередь?
Вопросы:
- 1. Почему в настоящее время так вырос запрос на функциональную грамотность школьников?
Какой вывод для учителя?
Так как требования к ЕНГ являются составляющей требований ФГОС, то формирование естественно-научной грамотности является обязательным массовым результатом освоения образовательных программ!
- Если мы говорим о естественно-научном образовании, то здесь идет речь о двух международных сравнительных исследованиях:
- - исследование TIMSS – оценка качества математического и естественно-научного образования учащихся 4-х и 8-х классов
И
- - исследование PISA – оценка функциональной грамотности 15- летних школьников по читательской, математической и естественно-научной грамотности.
Позиция РФ в рейтинге стран
TIMMS-2019 ,
естествознание,
4 классы
Средний балл
3
TIMMS-2019,
естествознание,
8 классы
567
5
PISA-2018 ,
естественно-научная грамотность
543
33
478
В свете полученных результатов и обозначенных целей задача учителя – как минимум удержать предметные результаты (удержать позиции в TIMSS!) и усилить работу по формированию естественнонаучной грамотности (поднять результаты в PISA!).
2. Что такое естественно-научная грамотность?
В исследовании PISA дается следующее определение естественнонаучной грамотности (ЕНГ):
Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
Человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций:
-научно объяснять явления;
-понимать основные особенности естественно-научного исследования;
-интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Естествознание в основной школе строится преимущественно на основе научного метода познания явлений и процессов, когда через цепочку выстроенных заданий учащиеся осваивают умения:
- распознавать, описывать и, наконец, объяснять явления;
- использовать эксперимент для моделирования явлений в лаборатории, проверки гипотез, определения зависимостей величин;
- - формулировать выводы по результатам исследований.
Таким образом, компетенции ЕНГ в связке формируются при изучении всех предметов естественно-научного цикла!
3. Как соотносятся требования к естественно-научной грамотности с требованиями ФГОС к результатам освоения образовательных программ?
По сути, все компетенции ЕНГ полностью пересекаются с требованиями ФГОС ООО к предметным, метапредметным и личностным результатам.