СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Моя педагогическая философия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моё размышление о работе учителя на конкурс "Учитель года"

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Моя педагогическая философия"»

Моя педагогическая философия



… Давным-давно в одной глухой деревушке, которую теперь на карте не найти, жил одинокий и бедный учитель. Каждое утро он встречал в холодной постели в своём старом, почти развалившемся доме. Выпев наспех кружку чая и накинув на плечи поношенное пальто, он почти бегом спешил в школу, где проводил целый день. Потом снова возвращался в своё убогое жилище, чтобы весь вечер провести за книгой и вновь лечь в свою холодную постель. И каждую ночь, слушая завывание ветра, бушующего за хрупкими стенами, учитель, опуская тяжёлые веки, видел перед собой пытливые глаза своих учеников, жаждущие новых знаний и открытий. И он уже не горевал о своём одиночестве, не думал ни о нищете, ни о доме, который вот-вот рассыплется под натиском назойливого ветра… . Лицо его всегда озаряла светлая улыбка, и он с нетерпеньем ждал наступления завтрашнего дня, чтобы вновь отправиться в школу и дорассказать ученикам то, что не успел за день сегодняшний.

Так продолжалось много лет, изо дня в день – одно и тоже. Но каждый новый день учитель встречал как день особенный, не похожий на предыдущий.

Он верил, что сегодня для его учеников откроется что-то новое, чего вчера они ещё не знали. И сознание этого делало его бесконечно счастливым…

…Историю эту я услышала очень давно, когда ещё и не подозревала, что стану учителем. И вот теперь, спустя годы, каждый раз, вспоминая её, я задаю себе вопросы: что для меня моя работа? Кто для меня мои ученики? И почему-то мне сразу представляется прекрасное поле цветов – совсем ранних, ещё нераспустившихся. Их тонкие, почти прозрачные стебельки пока не окрепли, а лепестки едва только приобрели цвет…

И вот колышутся они – такие слабенькие, но уже живые – и тянутся к солнцу. Кажется, чуть ветер подует, и молодой стебель не выдержит, сломается.

А мне поручена нелёгкая, ответственная миссия – не просто оберегать цветы от ветра, укрывать их от житейских бурь, защищать от ненастья.

В первую очередь я должна помочь им, набраться сил и энергии, чтобы потом они сами смогли раскрыться. Подобно заботливому садовнику, стараюсь я «подпитывать» детей самым неиссякаемым источником жизни – знаниями, без которых ученик не сможет раскрыться.

«Учитель, подожди, дай нам окрепнуть, помоги мне в этом», - просят они.

Каждый цветок в природе – уникален! Так же дети: каждый из них – личность, индивидуальность, требующая особой заботы и внимания.

Чтобы помочь ребёнку раскрыться, я стремлюсь рассмотреть в нём эту индивидуальность, эту изюминку, эти таланты и способности. Причём не просто рассмотреть, но и указать на них самому ученику, направить его на самостоятельное раскрытие себя. Ах, как прекрасен момент этого раскрытия!!! Для меня это – наивысшая плата за те старания и тот труд, которых требует от меня моя профессия. Видеть, как твой ученик делает всё новые и новые успехи, подобно цветку, постепенно раскрывающему свою чашечку… - это ли не радость?

Каждому учителю хочется, чтобы его ученики стали личностями. Индивидуальность рождается и развивается вместе со способностью человека учить и воспитывать себя. Моя задача, как педагога, создать такие условия, при которых у ученика появляется потребность к самовыражению. А это достигается только при сотрудничестве, поддержке ребёнка.

Ш. А. Амонашвили сказал: «Пусть педагог всегда спешит к детям, радуется каждой встрече с ним, тогда и дети будут спешить в школу от всего сердца радоваться каждой встрече со своим педагогом».

И правда, как становится легко на душе, чувствуешь себя счастливой, когда видишь, как спешит к тебе навстречу ученик, когда видишь, что доставил радость ему, задел тонкую струну его души.

Конечно, не всякий цветок тянется к солнцу. Не каждый ребёнок стремится к знаниям. Но это не беда, ведь можно просто объяснить ему, зачем вообще нужно учиться, зачем нужно быть умным, почему так важно посещать школу. Ответ прост: как без солнца цветок увядает, так и без знаний погибает человек…

Увы, я не могу наблюдать за всем ходом роста своих «цветов»… Пусть мне не дано быть причастной к дальнейшему их развитию, к периоду наивысшего расцвета. Но мысль о том, что без моих усилий не произошло бы самого главного – их укрепления и раскрытия, - делает жизнь значимой, а работу – любимой!

Я называю детей «мои дети», об этом говорю на собраниях родителям. Можно ли не любить тех, с кем проводишь большую часть дня, о ком думаешь в ночной тиши? Стараюсь говорить им чаще слова любви, и они мне отвечают взаимностью. Как приятно после выходных дней или каникул слышать о том, что дети скучали по школе и по мне. Эти слова дают мне силы и энергию «гореть», «болеть» своей работой, чувствовать каждой клеточкой, что значит быть учителем.

Педагогика – это постоянный поиск, одержимость, неудовлетворённость, творчество. Нельзя останавливаться на достигнутом. Это вечное движение вперёд, решение каких – либо проблем и рождение новых.

О профессии учителя точно и метко написал С. А. Соловейчик: « Он - артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он - врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение. Где взять ему силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в осознании величия своего дела».

…Я - учительница, жена, мама двоих детей. Каждое утро начинаю с весёлых возгласов домочадцев, с беготни по кухне, с приготовления завтрака. Выпив наспех горячего кофе, спешу на любимую работу, где ждут меня озорные, любопытные дети. С ними я провожу целый день и, возвращаясь в свой дом лишь под вечер, осмысливаю прошедший день: что удалось, а что не удалось сделать важного и нужного. А дома - домашние дела, опять уроки. И каждую ночь, засыпая, вспоминаю историю о старом бедном учителе, и бесконечно счастлива в своём простом учительском счастье. Я понимаю, в чём заключается это счастье.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!