Использование практико-ориентированного подхода в обучении – как один из способов формирования профессиональной компетентности обучающегося
Страна испытывает потребность в квалифицированных специалистах и поэтому большие возможности в достижении современных целей образования несёт в себе практико-ориентированный подход.
Под практико-ориентированным подходом понимается совокупность приемов, способов, методов, форм обучения студентов, направленная на формирование практических умений и навыков социально-педагогической деятельности. Практико-ориентированный подход в целом означает, что в учебном процессе решается основная задача подготовки будущих специалистов – создание условий для развития профессиональной компетентности личности
Реализация практико-ориентированного подхода требует создания новых учебно-методических средств обучения, которые обеспечили бы достижение не только предметных, но и метапредметных результатов
Абстрактное, оторванное от практико-ориентированного обучения, изложение программного материала не вызывает заинтересованности у обучающихся, и наоборот – связь с ним делает обучение активным и интересным.
Большими возможностями для реализации целей практико-ориентированного обучения обладают: метод проектов, комбинированные задачи с практическим содержанием (практико-ориентированные задачи).
Основные цели практико-ориентированного обучения подготовка обучающихся к решению задач, возникающих в практической деятельности человека, и формирование у них готовности к применению знаний и умений в процессе жизнедеятельности.
Практико-ориентированные задачи – это учебные задания, включающие информацию межпредметного характера, для выполнения которого требуется привлечение знаний из различных областей, тем или иным образом связанных с тематикой данного задания. Такие задачи оказывают влияние на все компоненты учебно-воспитательного процесса.
Практико-ориентированные задачи – это «зашумленные», содержащие избыточные сведения задания, описывающие житейские ситуации и не подсказывающие, какими средствами их надо решать.Главная забота студента – выбрать, создать модель, превращающую эту с виду житейскую ситуацию в привычную задачу.
Задача на знание конкретных фактов, химических понятий
Задача № 1
Клюква и брусника могут длительное время храниться в свежем виде без сахара. Этому способствует наличие в них прекрасного консерванта – органической кислоты, которая является продуктом окисления производного бензола, в котором бензольное кольцо связано с углеводородным радикалом. Назовите эту кислоту и напишите ее структурную формулу (ответ: бензойная кислота)
Содержание и результат решения задачи должны демонстрировать применение химических знаний в различных сферах деятельности человека
Химическая задача с экологическим содержанием способствует формированию экологических знаний и умений учащихся, более глубокому пониманию ими существа экологических проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, развитию логических операций
Задача № 2
Примерный состав попутного нефтяного газа: метана 40%, этана, пропана и бутана по 20%. При сгорании 1 моль каждого из этих веществ выделяется соответственно 882, 1541, 2202 и 2657 кДж энергии. Рассчитайте, сколько энергии выделяется в атмосферу во время суточного профилактического ремонта газокомпрессорной станции, если за это время сжигается 1млн.м3 попутного газа. Какое воздействие на окружающую среду оказывает этот процесс?
Преимущества практико-ориентированного обучения: практико-ориентированное обучение порой понимают как наличие гуманистических отношений преподавателя со студентами и не воспринимается как нечто новое. В то же время практико-ориентированное обучение – это новая парадигма образования, научно обоснованная педагогическая стратегия и тактика, обеспечивающая становление студента как субъекта.
Важную роль в практико-ориентированном обучении играет метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность. Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения ребята учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Метод проектов всегда предполагает решение проблемы, предусматривающий с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологий, творческих областей. По определению проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Практико-ориентированное обучение приводит к более прочному усвоению информации, так как все выученное ассоциируется у студентов с конкретными действиями и событиями, а не с абстрактными символами и общими принципами. Кроме того, практико-ориентированное обучение оказывает реальную помощь преподавателю в развитии их и стимулировании интереса к предмету. Они позволяют применить по
Реализация практико-ориентированного подхода к обучению учащихся показал, что процесс учащихся можно рассматривать как познавательный творческий процесс, в котором учебная деятельность для учащихся является успешной, а знания- востребованными.
В ходе проведенных мной уроков установлено, что практико-ориентированное обучение влияет на формирование содержания учебного материала урока и предполагает изменение технологии и структуры урока.
Новая технология и структура практико-ориентированного урока позволяет поднять личностный интерес учащихся к предмету, сделать обучение мотивированным.
лученные знания здесь и сейчас для объявления явлений, наблюдаемых в жизни.