Основы экономических знаний. Е.В.Стахинюк
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проводимая в России модернизация образования обуславливает поиск новых педагогических идей и решений, отвечающих задачам подготовки подрастающего поколения к жизни в обществе с рыночной экономикой.
Все мы живем в мире экономики. Без экономических знаний в человеческом обществе не обходится ни одна сфера жизни, ни одна профессия. Современное и будущее производство немыслимо без знания экономики, без умения экономически грамотно мыслить и действовать. Формировать эти качества необходимо с раннего детства и на протяжении всего периода школьного образования.
Реалии современной действительности, с которыми уже пришлось столкнуться россиянам, показали важность экономического образования. Поэтому необходимо готовить школьников к будущей трудовой деятельности в условиях рыночных отношений.
Цель экономического образования - усвоение учащимися той части основ социального опыта человечества, которая связана с экономической и организационной деятельностью человека-труженика в современном производстве.
Чтобы освоить экономическое мышление, человек должен приучиться мыслить такими категориями экономической науки, которые сполна отражают новые процессы и явления в жизни общества. Кроме того, у него должны выработаться потребности, желания, убеждения в необходимости применять полученные знания на практике.
Мышление людей, с одной стороны, процесс и результат отражения ими существующих общественных отношений, явлений повседневной жизни, а с другой, - усвоение накопленных знаний посредством образования и воспитания. Измененное мышление - продукт изменения отношений и образования. Отсюда необходимость перестройки сознания, отказ от сложившихся экономических стереотипов мышления и практики является непременным условием развития экономического сознания.
Цель этой программы - формирование у учащихся основ экономического мышления, обретения опыта самостоятельного принятия эффективных экономических решений, применение полученных знаний в практической деятельности в условиях рыночной экономики.
Задачи курса:
1. Познакомить учащихся с терминологией, встречающейся при изучении курса, помочь понять ее и правильно использовать.
2. Сформировать у учащихся представлений о производственных отношениях и экономических связях.
3. Привить навыки работы в группах, быть их лидером, выступать, вести переговоры, отстаивать свои интересы.
4. Помочь учащимся овладеть конкретными экономическими знаниями, необходимыми для изучения других школьных предметов, для применения в практической деятельности, для выбора будущей профессии и продолжения образования.
Познакомить школьников с интересующими их профессиями в области экономики и банковского дела, требованиями, предъявляемыми к работникам этой сферы.
Программа курса рассчитана на 16 часов. Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения экономики и может быть рекомендован для изучения ребятам предполагающим выбрать как экономический профиль, так и всем остальным учащимся. Таким образом, важная особенность предложенного курса заключается в том, что его можно рассматривать как своего рода универсальный курс.
Особенностью преподавания курса является сочетание различных форм и методов обучения, в том числе лекционной формы, формы непрерывного диалога с учеником, проведение семинара, дискуссий, игр, собеседований с учащимися по конкретным проблемам и т.д.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ
На практических занятиях проводится анализ статистических материалов, документации, социально-экономических ситуаций, математических задач с экономическим содержанием и др. Большое внимание уделено учебно-исследовательской деятельности учащихся. Предлагаются темы для проведения исследований: («Исследование зависимости спроса от предложения (объекты на усмотрение учеников)», «Определение более выгодных условий при оформлении крдита в 100000 руб. на 5 лет в банках: Сбербанк, Енисейский объединенный банк, РОСБАНК», «Модель увеличения заработков: создание собственной фирмы…»).
Все учащиеся должны ЗНАТЬ:
зачем нужна экономическая наука;
определение экономики;
экономические законы;
понятие способа производства;
понятие рыночной и плановой экономики;
деньги;
законы денежного обращения;
инфляция, ценные бумаги, акции, облигации, товар, ваучер;
стоимость, потребности и спрос, механизм свободного ценообразования;
кредит, бюджет.
ПОНИМАТЬ:
ограниченность производственных ресурсов;
чем отличается товар от продукта труда;
как «работают» деньги;
зачем нужен центральный банк;
как образуется прибыль банка;
как правильно использовать деньги.
УМЕТЬ:
изучать рынок товара г. Ачинска;
изучать стоимость товара;
определять возможную цену товара;
рассчитать затраты;
рассчитать ожидаемую прибыль
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Наименование темы | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт |
всего | теория | практика |
1 | Предмет «Экономика» | 1 | | | Беседа | |
2 | Рынок, цена, деньги | 4 | 2 | 2 | | Словарь терминов по теме Модель рыночной экономики Примеры расчетов затрат, цены товара. |
1. Рыночные отношения: сущность, функции, структура | | | | Лекция-экскурс |
2. Модели рыночной экономики | | | | Деловая игра |
3. Цена и деньги | | | | беседа |
4. Обобщающее занятие по теме «Рынок, цена, деньги» | | | | Практическое занятие |
3 | Спрос и предложение | 2 | 1 | 1 | | |
| 1. Спрос и предложение | | | | Решение задач | Словарь терминов по теме Примеры кривых спроса, предложения Исследование зависимости спроса и предложения. |
| 2. Решение экономических задач | | | | Практическое занятие |
4 | Собственность | 1 | 1 | | Беседа | |
5 | Труд и заработная плата | 3 | 3 | | | Словарь терминов по теме, Пример трудового договора Пример расчета заработной платы Модель увеличения заработков |
| 1. Труд | | | | Семинар |
| 2. Заработная плата и трудовые отношения | | | | Дискуссия |
| 3. В мире профессий и заработков | | | | Семинар |
6 | Финансовые отношения и банки | 4 | 2 | 2 | | Словарь терминов по теме Пример расчета суммы налогов Исследование по теме: «Определение более выгодных условий при оформлении кредита в 100 тыс. руб. на 5 лет в банках: Газпромбанк, РОСБАНК» Примеры решения задач по расчету бюджета семьи, выгоды ценных бумаг. |
| 1. В мире профессий и заработков | | | | Лекция |
| 2. Налоги и бюджет | | | | Урок-беседа |
| 3. Банки и кредиты | | | | Исследование |
| 4. Решение экономических задач | | | | Практическое занятие |
7 | Обобщающее занятие по курсу | 1 | | | Тестирование, защита исследовательских работ | |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Тема 1. Предмет «Экономика»
Урок-беседа. Предмет «Экономика»
Определение экономики. Структура экономики. Производство - распределение - обмен потребление. Микроэкономика, макроэкономика. Факторы производства
Тема 2. Рынок, цена, деньги.
Лекция. Рыночные отношения: сущность, функции, структура
Понятие «рынок». Основы рынка. Регуляторы рынка. Принципы функционирования рынка.
Деловая игра. Модели рыночной экономики.
Американская, японская, немецкая, шведская, французская, южно-корейская, китайская модели.
Лекция. Цена и деньги.
Цена - экономическая категория. Функции цен в экономике: ограничение потребления ресурсов, мотивация производства. Закон стоимости. Спрос и предложение. Виды цен.
Деньги как всеобщий эквивалент товаров и услуг. Функции денег: средство обращения, мера стоимости, средства сбережения.
Инфляция и дефляция, причины и следствия.
Практическое занятие. Решение экономических задач и тестирование по теме «Рынок, цена, деньги».
Тема 3. Спрос и предложение.
Лекция. Спрос и предложение
Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Эластичность спроса. Товары-заместители, товарыдополнители. Предложение. Кривая предложения. Изменения предложения. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие рынка. Дефицитный и избыточный рынок. Эластичность предложения по цене.
Практическое занятие. Решение экономических задач и тестирование по теме «Спрос и предложение»
Тема 4. Собственность
Лекция. Собственность
Собственность как экономическое явление. Субъект и объект собственности. Формы собственности. Отношения собственности. Приватизация.
Тема 5. Труд и заработная плата.
Семинар. Труд
Экономический человек. Рабочая сила. Трудовые ресурсы. Человеческие ресурсы. Трудовой потенциал. Работники сферы услуг. Сельскохозяйственные рабочие. Высоко- и низко-квалифицированный труд. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда.
Лекция. Заработная плата и трудовые отношения
Заработная плата. Факторы, влияющие на величину заработной платы. Формы оплаты труда: повременная, сдельная, премиальная. Номинальная и реальная заработная плата.
Трудовой договор. Трудовые отношения. Дискриминация в труде. Безработица и ее виды. Профсоюзы. Решение трудовых споров.
Семинар. В мире профессий и заработков
Заработная плата - это цена. Как люди добиваются увеличения своих заработков. Как платят за творчество. Как интеллект создает собственность. Карьера и ее влияние на доходы.
Тема 6. Финансовые отношения и банки.
Лекция. Финансы и финансовые отношения.
Что такое финансы. Функция финансов. Наличные и безналичные деньги. Ликвидность. Виды денежных средств: ценные бумаги (акции, облигации, сберегательный сертификат, казначейское обязательство государства). Финансовые отношения. Субъекты финансовых отношений.
Урок-беседа. Налоги и бюджет.
Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства. Уровни налогов: федеральные, местные, налоги субъектов федерации.
Дефицитный, бездефицитный и избыточный бюджет.
Государственный бюджет. Бюджетная политика.
Лекция. Банки и кредиты.
Понятие банка. Банковская система. Виды банков и финансовых учреждений.
Кредит. Основные принципы кредитования: срочность, платность, возвратность, гарантия.
Уставной капитал. Вклады (депозиты).
Практическое занятие. Решение экономических задач и тестирование по теме.
7. Обобщающее занятие по курсу «Основы экономических знаний» Зачет в форме тестирования
ЛИТЕРАТУРА
Липсиц И.В. Экономика: В 2 кн. КН.l: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учрежд. -М.: Вита-Пресс, 2006.
Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. - М: Вита-Пресс, 2001.
Рыбин Н.И. Введение в элементарную экономику. - Барнаул: Алт.КН. изд-во, 1996. 136 с.