СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Основы экономических знаний" 9 класс

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса рассчитана на 16 часов. Данный курс может иметь существенное об­разовательное значение для дальнейшего изучения экономики и может быть рекомендован для изучения ребятам предполагающим выбрать как экономический профиль, так и всем остальным учащимся. Таким образом, важная особенность предложен­ного курса заключается в том, что его можно рассматривать как своего рода универсальный курс

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Основы экономических знаний" 9 класс»

Основы экономических знаний. Е.В.Стахинюк


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проводимая в России модернизация образования обуславливает поиск новых педагоги­ческих идей и решений, отвечающих задачам подготовки подрастающего поколения к жизни в обществе с рыночной экономикой.

Все мы живем в мире экономики. Без экономических знаний в человеческом обществе не обходится ни одна сфера жизни, ни одна профессия. Современное и будущее производст­во немыслимо без знания экономики, без умения экономически грамотно мыслить и дейст­вовать. Формировать эти качества необходимо с раннего детства и на протяжении всего пе­риода школьного образования.

Реалии современной действительности, с которыми уже пришлось столкнуться россия­нам, показали важность экономического образования. Поэтому необходимо готовить школь­ников к будущей трудовой деятельности в условиях рыночных отношений.

Цель экономического образования - усвоение учащимися той части основ социального опыта человечества, которая связана с экономической и организационной деятельностью че­ловека-труженика в современном производстве.


Чтобы освоить экономическое мышление, человек должен приучиться мыслить такими категориями экономической науки, которые сполна отражают новые процессы и явления в жизни общества. Кроме того, у него должны выработаться потребности, желания, убеждения в необходимости применять полученные знания на практике.

Мышление людей, с одной стороны, процесс и результат отражения ими существую­щих общественных отношений, явлений повседневной жизни, а с другой, - усвоение накоп­ленных знаний посредством образования и воспитания. Измененное мышление - продукт изменения отношений и образования. Отсюда необходимость перестройки сознания, отказ от сложившихся экономических стереотипов мышления и практики является непременным ус­ловием развития экономического сознания.

Цель этой программы - формирование у учащихся основ экономического мышления, обретения опыта самостоятельного принятия эффективных экономических решений, применение полученных знаний в практической деятельности в условиях рыночной экономики. 

Задачи курса:

1. Познакомить учащихся с терминологией, встречающейся при изучении курса, помочь понять ее и правильно использовать.
2. Сформировать у учащихся представлений о производственных отношениях и экономических связях.
3. Привить навыки работы в группах, быть их лидером, выступать, вести переговоры, отстаивать свои интересы.

4. Помочь учащимся овладеть конкретными экономическими знаниями, необходимыми для изучения других школьных предметов, для применения в практической деятельности, для выбора будущей профессии и продолжения образования.

  1. Познакомить школьников с интересующими их профессиями в области экономики и банковского дела, требованиями, предъявляемыми к работникам этой сферы.

Программа курса рассчитана на 16 часов. Данный курс может иметь существенное об­разовательное значение для дальнейшего изучения экономики и может быть рекомендован для изучения ребятам предполагающим выбрать как экономический профиль, так и всем остальным учащимся. Таким образом, важная особенность предложен­ного курса заключается в том, что его можно рассматривать как своего рода универсальный курс.

Особенностью преподавания курса является сочетание различных форм и методов обу­чения, в том числе лекционной формы, формы непрерывного диалога с учеником, проведение семинара, дискуссий, игр, собеседований с учащимися по конкретным проблемам и т.д.


ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ

На практических занятиях проводится анализ статистических материалов, документации, со­циально-экономических ситуаций, математических задач с экономическим содержанием и др. Большое внимание уделено учебно-исследовательской деятельности учащихся. Предла­гаются темы для проведения исследований: («Исследование зависимости спроса от предложения (объекты на усмотрение учеников)», «Определение более выгодных условий при оформлении крдита в 100000 руб. на 5 лет в банках: Сбербанк, Енисейский объединенный банк, РОСБАНК», «Модель увеличения заработков: создание собственной фирмы…»).

Все учащиеся должны ЗНАТЬ:

  • зачем нужна экономическая наука;

  • определение экономики;

  • экономические законы;

  • понятие способа производства;

  • понятие рыночной и плановой экономики;

  • деньги;

  • законы денежного обращения;

  • инфляция, ценные бумаги, акции, облигации, товар, ваучер;

  • стоимость, потребности и спрос, механизм свободного ценообразования;

  • кредит, бюджет.

ПОНИМАТЬ:

  • ограниченность производственных ресурсов;

  • чем отличается товар от продукта труда;

  • как «работают» деньги;

  • зачем нужен центральный банк;

  • как образуется прибыль банка;

  • как правильно использовать деньги.

УМЕТЬ:

  • изучать рынок товара г. Ачинска;

  • изучать стоимость товара;

  • определять возможную цену товара;

  • рассчитать затраты;

  • рассчитать ожидаемую прибыль
















УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п\п

Наименование темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

всего

теория

практика

1

Предмет «Экономика»

1



Беседа


2

Рынок, цена, деньги

4

2

2


Словарь терминов по теме

Модель рыночной экономики

Примеры расчетов затрат, цены товара.




1. Рыночные отношения: сущность, функции, структура




Лекция-экскурс

2. Модели рыночной экономики




Деловая игра

3. Цена и деньги




беседа

4. Обобщающее занятие по теме «Рынок, цена, деньги»




Практическое занятие

3

Спрос и предложение

2

1

1




1. Спрос и предложение




Решение задач

Словарь терминов по теме

Примеры кривых спроса, предложения

Исследование зависимости спроса и предложения.


2. Решение экономических задач




Практическое занятие

4

Собственность

1

1


Беседа


5

Труд и заработная плата

3

3



Словарь терминов по теме,

Пример трудового договора

Пример расчета заработной платы

Модель увеличения заработков



1. Труд




Семинар


2. Заработная плата и трудовые отношения




Дискуссия


3. В мире профессий и заработков




Семинар

6

Финансовые отношения и банки

4

2

2


Словарь терминов по теме

Пример расчета суммы налогов

Исследование по теме: «Определение более выгодных условий при оформлении кредита в 100 тыс. руб. на 5 лет в банках: Газпромбанк, РОСБАНК»

Примеры решения задач по расчету бюджета семьи, выгоды ценных бумаг.


1. В мире профессий и заработков




Лекция


2. Налоги и бюджет




Урок-беседа


3. Банки и кредиты




Исследование


4. Решение экономических задач




Практическое занятие

7

Обобщающее занятие по курсу

1



Тестирование, защита исследовательских работ






СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА


Тема 1. Предмет «Экономика»

Урок-беседа. Предмет «Экономика»

Определение экономики. Структура экономики. Производство - распределение - обмен ­потребление. Микроэкономика, макроэкономика. Факторы производства


Тема 2. Рынок, цена, деньги.

Лекция. Рыночные отношения: сущность, функции, структура

Понятие «рынок». Основы рынка. Регуляторы рынка. Принципы функционирования рынка.

Деловая игра. Модели рыночной экономики.


Американская, японская, немецкая, шведская, французская, южно-корейская, китайская мо­дели.

Лекция. Цена и деньги.

Цена - экономическая категория. Функции цен в экономике: ограничение потребления ре­сурсов, мотивация производства. Закон стоимости. Спрос и предложение. Виды цен.

Деньги как всеобщий эквивалент товаров и услуг. Функции денег: средство обращения, мера стоимости, средства сбережения.

Инфляция и дефляция, причины и следствия.

Практическое занятие. Решение экономических задач и тестирование по теме «Рынок, цена, деньги».


Тема 3. Спрос и предложение.

Лекция. Спрос и предложение

Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Эластичность спроса. Товары-заместители, товары­дополнители. Предложение. Кривая предложения. Изменения предложения. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие рынка. Дефицитный и избыточный ры­нок. Эластичность предложения по цене.

Практическое занятие. Решение экономических задач и тестирование по теме «Спрос и предложение»



Тема 4. Собственность

Лекция. Собственность

Собственность как экономическое явление. Субъект и объект собственности. Формы собст­венности. Отношения собственности. Приватизация.


Тема 5. Труд и заработная плата.

Семинар. Труд

Экономический человек. Рабочая сила. Трудовые ресурсы. Человеческие ресурсы. Трудовой потенциал. Работники сферы услуг. Сельскохозяйственные рабочие. Высоко- и низко-квали­фицированный труд. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда.

Лекция. Заработная плата и трудовые отношения

Заработная плата. Факторы, влияющие на величину заработной платы. Формы оплаты труда: повременная, сдельная, премиальная. Номинальная и реальная заработная плата.

Трудовой договор. Трудовые отношения. Дискриминация в труде. Безработица и ее виды. Профсоюзы. Решение трудовых споров.

Семинар. В мире профессий и заработков

Заработная плата - это цена. Как люди добиваются увеличения своих заработков. Как платят за творчество. Как интеллект создает собственность. Карьера и ее влияние на доходы.


Тема 6. Финансовые отношения и банки.

Лекция. Финансы и финансовые отношения.

Что такое финансы. Функция финансов. Наличные и безналичные деньги. Ликвидность. Ви­ды денежных средств: ценные бумаги (акции, облигации, сберегательный сертификат, казна­чейское обязательство государства). Финансовые отношения. Субъекты финансовых отношений.

Урок-беседа. Налоги и бюджет.

Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства. Уровни на­логов: федеральные, местные, налоги субъектов федерации.

Дефицитный, бездефицитный и избыточный бюджет.

Государственный бюджет. Бюджетная политика.

Лекция. Банки и кредиты.

Понятие банка. Банковская система. Виды банков и финансовых учреждений.

Кредит. Основные принципы кредитования: срочность, платность, возвратность, гарантия.

Уставной капитал. Вклады (депозиты).

Практическое занятие. Решение экономических задач и тестирование по теме.



7. Обобщающее занятие по курсу «Основы экономических знаний» Зачет в форме тестирования



ЛИТЕРАТУРА

  1. Липсиц И.В. Экономика: В 2 кн. КН.l: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учрежд. -­М.: Вита-Пресс, 2006.

  2. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятель­ности. - М: Вита-Пресс, 2001.

  3. Рыбин Н.И. Введение в элементарную экономику. - Барнаул: Алт.КН. изд-во, 1996. ­136 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!