Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Устьянцевская средняя общеобразовательная школа
Барабинского района Новосибирской области
Согласовано на заседании ШМО естественно – математического цикла: Протокол_№_____от ___________ Руководитель __________ФИО Шпилевская О. А | Принято на педсовете: Протокол № ___ от _________________ | Утверждено: Директор школы _____________/Т.М.Наурусов/ Приказ № ____от _____________ |
Рабочая программа элективного курса
«Основы технопредпринимательства»
для 5 класса
на 2021 – 2022 учебный год
уровень: основное общее образование (ФГОС ООО)
Учитель физики
Первой квалификационной категории
ОстертагЗульфияДаутовна
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Основы технопредпринимательства» составлена на основании следующих документов:
- Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644)
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1577»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №87 «О внесении изменений в № 3 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ от 8 июня 2015 года № 576 « О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года №253»;
- Примерной основной образовательной программы ООО, размещенной на официальном сайте http://fgosreestr.ru/http://, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15.)
-Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Устьянцевской СОШ.
Курс «Основы технопредпринимательства» направлен на решение образовательных задач расширения кругозора учащихся о современном мире новых технологий и роли предпринимательства в нем. Изучение курса способствует воспитанию экономически грамотного гражданина страны, обладающего качествами лидера, умеющего принять решение и прогнозировать его последствия, уважающего экономические права и свободы других людей, готового поделиться своими знаниями и опытом, предприимчивого и ответственного хозяина своего бизнеса.
Технопредпринимательство — явление для России достаточно новое. От обычного предпринимателя технопредприниматель отличается значительно. Первый вынужден для развития своего бизнеса привлекать деньги под заказ и действовать в условиях жесткой конкуренции. Второй, при минимальных затратах на начальном этапе, сам зарождается, сам развивается и конкурентов до поры до времени у него нет вовсе. Все потому, что действует он в совершенно новом направлении, которым до него мало кто занимался.
СПРАВКА: Технологичное предпринимательство — бизнес-стартап в основу конкурирующего преимущества, которого положена инновационная идея, основанная на использовании технологий.
Программа «Основы технопредпринимательства» направлена на обеспечение:
формирования у обучающихся общих и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с бизнесом и управленческой деятельностью;
равных возможностей получения качественного образования;
реализации бесплатного образования во внеурочной деятельности воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности;
условий для развития и самореализации обучающихся.
Цели изучения курса:
сформировать у учащихся положительное отношение к предпринимательству и изобретательской деятельности;
заложить первоначальные знания и умения по предпринимательству как одной из важных сфер человеческой деятельности;
развивать потребность в инновационной деятельности по производству товаров и услуг.
Задачи изучения курса:
- усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в сфере предпринимательской деятельности;
-формирование экономической грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики и предпринимательства, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
- развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
- освоение технологии создания собственного дела, определение наиболее выгодных сфер бизнеса, планирования предпринимательской деятельности и составления бизнес-плана;
- обеспечение в процессе изучения предмета формирования умений принимать оптимальное решение или находить варианты решений в сложной ситуации;
-создание условий для работы с одарёнными обучающимися, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности;
- формирование информационной культуры школьников, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности предпринимателя.
В процессе обучения учащихся основам технопредпринимательства создаются благоприятные условия для формирования у них морально-психологической готовности к предпринимательству, изобретательству, развития к ним активного интереса, выработки потребности в творческой предпринимательской деятельности. Переход к рыночной экономике, юридическое признание собственности вызвали к жизни и возродили в России активную предпринимательскую и изобретательскую деятельность. Развитие бизнеса требует от его участников освоения новых профессий, новых подходов к людям, к их деятельности, а самое главное — новых знаний.
Место предмета в учебном плане
Данная рабочая программа рассчитана для учащихся 5 класса, 35 часов ( 1 час в неделю)
Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные.
Предполагается широкое использование активных форм обучения (коллективная работа, работа в группах, мозговой штурм, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, презентации проектов, деловые игры).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;
3) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
4) готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания;
6) Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. 8) осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
9) освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей
10) навыки сотрудничества с предпринимателями, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
11) сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2.Умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
определять логические связи между предметами
строить модель на основе условий задачи или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
3.Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
критически оценивать содержание и форму текста.
Коммуникативные УУД
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника
определять свои действия и действия партнера
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты:
В результате прохождения программы учащиеся должны:
Выпускник научится:
• общей экономической культуре;
• использованию информационных и коммуникационных технологий;
• понимание сущности предпринимательской деятельности, ее роли в социально-экономическом развитии общества;
• навыкам поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет;
• различать факты, аргументы и оценочные суждения;
• анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• повышению финансового благосостояния через организацию предпринимательской деятельности, расширению горизонта планирования;
• самозащите при выборе организационно-правовой формы предпринимательства;
• принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
• применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социальноэкономических ролей (потребителя, продавца, предпринимателя, государства);
• ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире;
• оценивать и аргументировать собственную точку зрения по социально-экономическим проблемам, по различным аспектам социально- экономической политики государства.
Содержание курса
Становление инженерной предпринимательской деятельности ( 7 ч.)
Понятие и сущность предпринимательства. Функции и условия предпринимательской деятельности. Физические и юридические лица как субъекты предпринимательства. История предпринимательства в России. Рынки Национально технических инициатив (НТИ). Виды предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства. Понятие об индивидуальной предпринимательской деятельности. Малое предпринимательство. Государственная поддержка предпринимательства. Налогообложение малых предприятий.
Изобретательство как основа предпринимательства (6 ч.)
Понятие о предпринимательской идее. Банк предпринимательских идей. Технология принятия решений. Понятие о бизнес-плане. Функции и структура бизнес-плана. Проект создания собственного дела. Стратегия и тактика поведения на рынке. Понятие об инновациях и инновационной деятельности. Внутренние и внешние причины нововведений. Технология выбора прибыльной идеи. Понятие об информационных технологиях е предпринимательстве, основные функции информационных технологий в предпринимательской деятельности. Основные программы, используемые в бизнесе. Интернет-технологии в деятельности предпринимателя.
Барьеры в предпринимательской деятельности (6 ч.)
Понятие о рисках в изобретательской и предпринимательской деятельности. Виды рисков. Методы управления рисками и составляющие процесса управления. Способы снижения риска в предпринимательской и изобретательской деятельности. Понятие о конкуренции. Формы рыночной конкуренции. Ценовые и неценовые методы конкуренции. Типы конкурентного поведения на рынке. Понятие об антимонопольном регулировании, методы борьбы с конкуренцией и обеспечения конкурентоспособности продукции. Понятие об издержках производства и реализации продукции. Себестоимость продукции. Виды, структура себестоимости- Калькуляция, статьи расходов для калькуляции продукции. Понятие о цене товара, классификация цен. Основные факторы и стратегии ценообразования. Методика образования цены. Налоги: понятие, цели и принципы налогообложения. Классификация налогов РФ. Исчисление налогов на прибыль, НДС. Налог на доход физических лиц.
Цель изобретательства и предпринимательства. (6 ч.)
Цель изобретательство и предпринимательства. Обратная связь от рынка, для кого мы производим, изобретаем? Мониторинг рынка. Социальный заказ, финансовая прибыль. Функции прибыли, главные показатели прибыли на предприятии. Основные методы планирования прибыли. Распределение и использование прибыли предприятия. Понятие о финансовом менеджменте. Внутренние источники финансирования предприятия: прибыль, уставный и добавочный капитал, фонды специального назначения и целевого финансирования. Благотворительная деятельность. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов: производительность труда, норма времени, норма выработки. Рентабельность предприятия. Анализ готовой продукции: качество продукции, технологичность, технический эффект. Отчетность предприятия: налоговая, управленческая, финансовая, внутренняя. Формы и виды финансовой отчетности. Бухгалтерский отчет. Виды бухгалтерской отчетности на предприятии. Структура бухгалтерского баланса. Активы и пассивы предприятия. Понятие о счете, отражение на счетах бухгалтерских операций.
Составляющие успешности предпринимательской деятельности. (4 ч.)
Понятие о менеджменте. Основные элементы управления: объекты и субъекты управления, структура управления персоналом. Функции и методы управления персоналом. Понятие о маркетинге. Основные функции и направления маркетинговых исследований. Концепции маркетинга. Планирование ассортимента и организация сбыта. Послепродажный и послегарантийный сервис. Маркетинговое планирование. Личность предпринимателя. Характеристика деловых качеств предпринимателя. Понятие о рекламе и продвижению в интернет ресурсах. Функции и составляющие рекламы. Рекламодатели и рекламные агентства. Виды и средства рекламы. Общие требования к рекламе.
Мотивация предпринимательской деятельности. (5 ч.)
Понятие о предпринимательском праве, правовая грамотность предпринимателя. Нормы и источники права. Ответственность предпринимателей: уголовная, административная, налоговая, гражданскоправовая, материальная, дисциплинарная. Обучение предпринимательству в Новосибирской области и городах России. Самоменеджмент предпринимателя, основные цели самоменеджмента. Основные этапы процесса самоменеджмента. Мотивация в деятельности предпринимателя. Внутренние и внешние мотивы деятельности. Моральное и материальное стимулирование.
Тематическое планирование
№п/п | Тема | Количество часов |
1 | Становление инженерной предпринимательской деятельности | 7 |
2 | Изобретательство как основа предпринимательства | 6 |
3 | Барьеры в предпринимательской деятельности | 6 |
4 | Цель изобретательства и предпринимательства | 6 |
5 | Составляющие успешности предпринимательской деятельности | 4 |
6 | Мотивация предпринимательской деятельности | 6 |
| Итого | 35 |
Календарно – тематическое планирование курса «Основы предпринимательства»
№ урока | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
| Раздел 1. «Становление инженерной предпринимательской деятельности» | 7 | |
1. 1. | Вводный урок. Что такое технопредпринимательство? | 1 | |
2. 2. | История развития предпринимательства в России, рынки НТИ | 1 | |
3. 3. | Выбор вида деятельности | 1 | |
4. 4. | Организационно-правовые формы предпринимательства | 1 | |
5. 5. | Индивидуальный предприниматель | 1 | |
6. 6. | Малое предпринимательство | 1 | |
7. 7. | Обобщающее занятие по теме «Становление предпринимательской деятельности» | 1 | |
| Раздел 2. «Изобретательство как основа предпринимательства» | 6 | |
1 . 8. | Предпринимательская идея | 1 | |
2. 9. | Что производить? Для кого производить? Как производить? | 1 | |
3. 10. | Проект создания собственного дела | 1 | |
4. 11. | Я первооткрыватель! (инновационное техническое предпринимательство) | 1 | |
5 .12 | Информационные технологии в предпринимательстве | 1 | |
6. 13. | Обобщающее занятие по теме «Изобретательство как основа предпринимательства» | 1 | |
| Раздел 3. «Барьеры в предпринимательской деятельности» | 6 | |
1. 14. | Риски в работе изобретателя | 1 | |
2. 15. | Конкуренты — преимущество или препятствие? | 1 | |
3.16. | Финансовый план | 1 | |
4. 17. | Расчет стоимости товара. | 1 | |
5. 18 | Налогообложение | 1 | |
6.19 | Обобщающее занятие по теме «Барьеры в предпринимательской деятельности» | 1 | |
| Раздел 4. «Цель изобретательства и предпринимательства» | 6 | |
1.20 | Обратная связь от рынка. Социальный заказ, прибыль | 1 | |
2.21 | Мониторинг рынка | 1 | |
3. 22 | Благотворительная деятельность | 1 | |
4. 23 | Рост и развитие, или отчет и отчетность | 1 | |
5.24 | Основы бухгалтерского учета | 1 | |
6. 25 | Обобщающее занятие по теме «Прибыль как цель предпринимательства» | 1 | |
| Раздел 5. «Составляющие успешности предпринимательской деятельности» | 4 | |
1.26 | Менеджмент | 1 | |
2.27 | Маркетинг | 1 | |
3. 28 | Личность предпринимателя | 1 | |
4.29 | Реклама, продвижение в сети | 1 | |
| Раздел 6. «Мотивация предпринимательской деятельности» | 5 | |
1. 30 | Правовая грамотность предпринимателя | 1 | |
2.31 | Обучение предпринимательству | 1 | |
3. 32 | Самоменеджмент в деятельности предпринимателя | 1 | |
4.33 | Мотивация в деятельности предпринимателя | 1 | |
5.34-6.35 | Итоговый урок по курсу «Основы технопредпринимательства» | 1 | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение
1. Интернет ресурсы: http://asi.ru/
2.Бараненко С.П., Основы предпринимательства. Учебное пособие. – М., Цетрполиграф, 2010.
3. Горфинкель В.Я., Предпринимательство: учебник. – М., Юнити-Дана, 2012.
4. Беспалов М.В. Особенности развития предпринимательской деятельности в условиях современной России. Учебное пособие. – М., Инфра-М, 2014.
5. Думная Н.Н. Заплати налоги и спи спокойно. – М. Интеллект центр, 2011.
6. Киреев А.П. Интерактивные уроки. –М., Вита-Пресс, 2009.
7. Котерова Н.П. Основы маркетинга. – М., 2003.
8. Пещанская И.В. Краткосрочный кредит: теория и практика. Изд. – М.: Экзамен, 2003.
9. Розанова Н.М. Банк: от клиента до президента, М., 2006.
10. Розанова Н.М. Моя фирма. – М., Вита-Пресс, 2010.
11. Травин Е.Н. Экономика. Ролевые игры и практикумы. М., НЦ ЭНАНС, 2003.
12. «Мы создаем школьную фирму», автор Рудольф Шредер.
13. Электронный реестр рос-нано: http://edu-reestr.rusnano.com/ default.aspx.дер.http://asi.ru/
14. ≪Школьная лига РОСНАНО≫ http:// schoolnano.ru/medialibrary, http://www.schoolnano.ru/node/4655
Материально-техническое обеспечение.
Учебное оборудование:
- компьютер;
- проектор;
-презентаци.