СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экономика и экология. Конспект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок первичного предъявления новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Экономика и экология. Конспект»

Технологическая карта изучения темы

Тема:

Экономика и экология.

Тип урока по целеполаганию:

Урок первичного предъявления новых знаний.

Цель урока:

1. Познакомить учеников с экологическими проблемами нашей планеты в XXI веке, с задачами экологии

2. Дать учащимся представление о второй стороне экономики.

3. Показать отрицательное влияние экономики на окружающую среду. Найти причины и пути решения данной проблемы.


Задачи урока:

  1. образовательные:

создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической катастрофе.

2. развивающие:

содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать;

способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации;

развивать критическое мышление, познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;

3. воспитательные:

создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей),

воспитывать бережное отношение к окружающей среде,

создавать атмосферу радости от совместного труда.


Основные термины и понятия темы:

«Экологическая катастрофа», Экономика. Экология.

Личностные УУД:

Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;

принятие и освоение социальной роли обучающегося;

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные результаты:

знать об «экологической катастрофе»,

«экономике»

-рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию об «экологической катастрофе»;

приводить примеры;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

освоение способов решения проблем поискового характера;

освоение основ познавательной рефлексии;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,

установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

овладение базовыми предметными понятиями,

высказывать свое предположение;


Регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».


Коммуникативные УУД:

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Ход урока.


1 этап: Самоопределение к деятельности.

Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.

Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.

1.Организация учащихся.

Здравствуйте, дети! А теперь повернитесь к гостям. Поздоровайтесь. Садитесь.

Меня зовут Алёна Владимировна.

Повернитесь и прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится. Поддержите друг друга перед нашей сегодняшней предстоящей работой. Улыбнитесь друг другу и опустите ладошки.



2 этап: Актуализация знаний, целеполагание.

Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся.

Формируемые УУД: овладение логическим действием обобщения, построение рассуждений на основе известных понятий.

Посмотрите на слайд. Что вы видите? (Природа красивая, не тронутая человеком)

Хорошо. Посмотрим на следующие картинки. О чём здесь можно сказать? (Природа погибает от рук человека. Скапливается много мусора, от заводов загрязняется воздух и вода.)

Где мы хотим больше жить?

Скажите, а для чего нужны заводы и фабрики? (Шьют одежду, изготавливают машины, быт.технику. На комбинатах производят продукты питания).

А какая наука помогла нам всё это построить? (Экономика)

Что такое экономика? (Экономика - хозяйственная деятельность общества)

Для чего нужна экономика? (Для удовлетворения потребностей человека)

Что может случиться в будущем, если это не остановить? (Экологическая катастрофа)

Кто в этом виноват? (Человек)

Какая наука занимается предотвращением этого? (Экология)


Что такое экология?

Экология - это наука о взаимодействии живых организмов между собой и окружающей средой. Всё живое на земле взаимосвязано, причем так тесно, что небольшое происшествие в природе может привести к необратимым последствиям в жизни людей.


А теперь кто мне скажет, как звучит тема нашего урока? (Экология и экономика)


Кто знает, по Указу Президента  Владимира Путина каким объявлен  2017 год  в нашей стране? (годом Экологии).

3. Поисково-исследовательский этап. (Постановка учебной задачи, открытие новых знаний).

Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока, решения учебной задачи и нахождение путей её решения.

ФормируемыеУУД умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить; готовность слушать и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств понятий, овладение начальными сведениями об экологической безопасности человека, о цепи загрязнения, о путях защиты от загрязняющих веществ в воздухе, в воде, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.


–Сегодня на уроке вы мне рассказали о двух сторонах экономики



Все отрасли экономики в той или иной степени приносят не только пользу, но и вред окружающей среде.


Какой вред хозяйственная деятельность людей наносит воздуху, воде, почве, растениям, животным, здоровью людей. (Высыхание водоемов, загрязнение воздуха, отравление почвы ядохимикатами, истребление цветов, гибель животных, заболевание людей)



РАБОТА В ГРУППАХ.

Прочитайте об экологических катастрофах.

1.Ребята, очень много катастроф происходит на нашей планете Земля. Одной из таких катастроф является гибель Аральского моря. О нём прочитает и расскажет первая группа.

1 группа

Аральское море до усыхания являлось четвертым по площади озером в мире после Каспийского моря. Его обмеление началось в 1960-х, когда Минсельхоз СССР стал забирать большую часть стока Сырдарьи и Амударьи в каналы, орошающие хлопковые и рисовые поля на территории Узбекистана и южного Казахстана. В результате море значительно отступило от своего берега, и обнажилось дно, покрытое морскими солями с примесью пестицидов и других химикатов. На 2003 год площадь поверхности Аральского моря составляла около четверти первоначальной, а объем воды - около 10 %.



2.Самая большая катастрофа, которая произошла на территории Украины – это взрыв Чернобыльской АЭС. Читает и рассказывает вторая группа.


2 группа

Чернобыльская катастрофа - произошло разрушение четвертого энергоблока АЭС, расположенной на территории Украины. Реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своем роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от ее последствий людей, так и по экономическому ущербу.

Эта катастрофа произошла 26 апреля 1986 года, и в этом году будет 31 год, как прозвенел этот взрыв, который унёс множество жизней, и до сих пор видны последствия этой трагедии.


3. О разливе нефти в России прочитает и расскажет третья группа


3 группа

Усинская (1994 год ) и Ловинская катастрофы (2003 год ) В 1994 году в России произошел самый большой в мире разлив нефти на суше. В печорские леса в результате прорыва нефтепровода вылилось более ста тысяч тонн нефти. Вся флора и фауна на территории прорыва была уничтожена. В 2003 году неподалеку от Ханты - Мансийска более 100 тысяч тонн нефти вылилось в реку Мулымья, покрыв ее маслянистой пленкой. Флора и фауна реки и ее окрестностей подверглись массовому вымиранию.



Таким образом, основное противоречие между экономическим и экологическим развитием заключается в том, что, с одной стороны, экономика должна развиваться, с другой стороны, это развитие порождает пагубные для окружающей среды последствия.



?В чём вы видите решение проблемы? Обсудите в группе в течение двух-трех минут.

Повышение техники безопасности

Усиление ответственности сотрудников, работающих на опасных промышленных предприятиях

Совершенствование технологий эксплуатации природных ресурсов

Строительство очистительных сооружений на заводах и фабриках

Создание заповедников и заказников



Какой вывод можно сделать. Какой должна быть экономика для человека?

(Экономика должна быть полезной)

Одной из важнейших задач для человечества 21 века - это сделать экономику как можно более безопасной для людей и для всей природы.


А сейчас я вам предлагаю отдохнуть.

Физминутка


Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад его кладем.


Решим экологические задачки.


1 человек засоряет город 45 кг пластика. Сколько кг пластика выбросит семья из 4 человек за год? (45 * 4 =180 кг )


Брошенная на землю кожура разлагается за 2 года. Пластиковый пакет разлагается на 96 лет дольше. Сколько лет потребуется, чтобы разложился пластиковый пакет? (2+96=98 лет)


Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосфере после установки очистительных сооружений? (200:20=10 т)


В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов. Сколько кг выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей? (20*8=160 кг)



4. Практический этап.

Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи, обобщение и закрепление полученных знаний.

Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществлять проверку группового задания; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность слушать собеседника.

Чтобы спасти нашу планету от экологической катастрофы необходимо в первую очередь начать с себя. Соедините начало фраз и их окончание, и вы получите правила бережного отношения к природе.

Экономно относясь к продуктам,

бережёшь плодородные земли и труд людей.

Высаживая деревья, очищая родники, кормя птиц, 

бережёшь чистую воду.

Сортируя мусор,

 узнаешь, как её сберечь.

Починив протекающий кран,

 даёшь возможность снова сделать полезные вещи.

Изучая природу,

помогаешь природе.

Охраняя растения,

 сохраняешь леса.


Высаживая деревья, очищая родники, кормя птиц, ты помогаешь природе

Экономно относясь к продуктам, бережёшь плодородные земли и труд людей.

Сортируя мусор, даёшь возможность снова сделать полезные вещи.

Починив протекающий кран, бережёшь чистую воду.

Изучая природу, узнаешь, как её сберечь.

Охраняя растения, сохраняешь леса.

5.Рефлексивно-оценочный этап

Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. 

Ребята, вы – наше будущее и оттого, как вы будете учиться, а в дальнейшем работать промышленниками, экологами, учителями, водителями зависит будущее вашей малой Родины, нашей страны, нашей планеты.

Сегодня вы очень хорошо потрудились и показали, что за будущее нашей планеты не надо беспокоиться.



А теперь попробуйте ответить самому себе:

Что лично я сделаю, чтобы изменить существующую ситуацию?

Какие конкретно действия сделаю? (Посажу растения, уберу мусор)



Напишите на листочках свои идеи и повесьте их на «Ковре идей».

На зелёном фоне — если всё поняли и всё получалось, вы довольны своей работой

На жёлтом фоне – если вам понравилось но у вас есть вопросы

На красном фоне — если вам не понравилось и у вас осталась масса вопросов.



Наш урок подошел к концу.

- Хочу поблагодарить всех за работу на уроке.

Встаньте, повернитесь к гостям, попрощайтесь!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!