СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экономическое развитие России в последней четверти 19-начале 20 века

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок создан по новым ФГОС. Содержит характеристику Бунге, Вышнеградского , Витте. Учащиеся выполняют различные виды работ, в том числе Осуществляют  самопроверку по образцу.Прилагается видеофргмент и презентация.

Просмотр содержимого документа
«ˆáâ®à¨ï Š®§¨­   â «ìï €«¥ªá¥¥¢­ ŒŽ“ ‘Ž˜ ü 27»


Технологическая карта урока


Предмет: История. 8 класс.

Тема урока

Экономическое развитие России в последней четверти XIX века.

Тип урока

Изучения нового материала

Образовательные ресурсы

Базовый учебник: А.Н. Боханов «История России. XIX век». М., «Русское слово», 2010 г.

А.В. Игнатов «История России. XIX век», рабочая тетрадь к учебнику П.Н. Зырянова, М., «Дрофа», 2010

Презентация «Экономическое развитие России»

План

1.Реформы Бунге

2.Реформы Вышнеградского

3.Реформы Витте

4.Результаты реформ

Цель урока

Создать условия для формирования представлений о роли экономики в жизни общества, знаний об особенностях российской модернизации

Формы и методы обучения

Формы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы: проблемного изучения и обучения, частично-поисковый.

Основные понятия

Индустриальная, аграрно-индустриальная, аграрная страны; налоги; финансы; инфляция; модернизация; индустриализация; внутренний рынок.


Задачи урока:

Образовательные:

1. Сформировать знания об экономической политике России в последней четверти XIX века; целях, источниках и итогах российской модернизации того периода;

Развивающие: развитие мыслительных операций учащихся; формирование умений самостоятельной работы учащихся; работы с текстом учебника, видеорядом, информационными источниками, дополнительной литературой; умения отбирать информацию для подготовки сообщений, развитие навыков смыслового чтения; развитие коммуникативных навыков.

Воспитательные: подвести учеников к пониманию значимости экономического развития для осознания гражданской идентичности, уважительного отношения к историческому прошлому, осознанию его связи с настоящим.

Планируемы образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Приобретенные компетенции

Научатся: определять тип страны, необходимые для развития экономики ресурсы, характеризовать источники модернизации в России того времени, оценивать результаты экономической политики.

Получат возможность научиться: допускать существование разных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, выделять главное, осуществлять поиск информации, анализировать мероприятия политиков и их качества, формулировать свою точку зрения, ориентироваться на понимание причин успеха государственных деятелей.


Учебно-познавательная компетенция

Умеют: ставить цель и планировать свои действия по ее реализации, анализировать, сопоставлять, определять проблему, выдвигать гипотезу, делать выводы, давать оценку своей деятельности, сопоставлять и рассуждать. Вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с источниками, формулировать вопросы.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I

Организационный момент

Проверяет готовность к уроку

Подготовка класса к работе

Личностные: самоопределения, понимают необходимость учения.

Регулятивные: принимают учебную задачу

II



































III
















Актуализация знаний

Демонстрация видеофрагмента































Целеполагание

Учитель: Демонстрирует видеофрагмент «Развитие индустриальных стран». Организует беседу по вопросам:

  1. Какое основное явление характеризует развитие западноевропейских стран в 19 веке?

  2. Что является результатом этого явления?

Предлагает проанализировать данные диаграмм:

Население России

Село 87%

Город 13%

Доля в ВВП

с/х 2/3

промышленность 1/3

Какой страной была Россия?

  1. Учитель: предлагает определить тему урока, сформулировать цель и задачи.











Учитель: предлагает подумать над вопросом: Как называли политику Александра 3? В это время Россия сталкивается с целым рядом проблем: расстроенные финансы, инфляция, узость внутреннего рынка, снижение деловой активности, замедление темпов развития.

Задает вопросы: 1.Почему в экономической сфере реформы продолжаются?

2. Какова главная цель этих реформ?

Организует работу с понятиями.


Отвечают на вопросы учителя: 1.В это время главным явлением был процесс модернизации.

2. Страны становятся индустриальными

3. Результат создания развитой промышленности.

Анализируют данные диаграмм. Делают вывод:

3.Россия является аграрной страной.










Ученики формулируют тему, (Экономическое развитие России). Определяют цель (узнать об экономическом развитии России в данный период)

и задачи своей работы на уроке.

Определяют проблему (можно ли было осуществить модернизацию в России быстрыми темпами?), планируют пути ее решения.

Ученики отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение. 1Политикой контрреформ.

2.Отставание в экономической сфере грозили увеличением отставания России от развитых стран, утратой статуса великой державы.

3.Определяют главную цель экономической политики: вывод страны из экономической стагнации (застоя). Создание развитой промышленности.

4. Записывают новые понятия в тетрадь.


Познавательные: поиск и выделение информации, анализ с выделением общего признака, подведение под понятие.

Регулятивные: волевая само регуляция.
















Формулирование познавательной цели, задач, проблемы.

Думают о способах решения проблемы.

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему, цели, задачи урока.

Коммуникативные: умение слушать и слышать,

понимать и принимать точку зрения




Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, формулируют ответы на вопросы.

Логические дополняют и расширяют имеющиеся знания об экономическом развитии России.

Регулятивные: удерживают цель деятельности в учебном процессе, составляют план действий, определяют их последовательность.

Коммуникативные: принимают другое мнение, допускают существование различных точек зрения, планируют цели и способы взаимодействия.

Личностные: проявляют способность вести диалог с другими людьми, достигают в нем взаимопонимания, находят общие цели и сотрудничают для их достижения.


IV

Изучение нового материала

Учитель: Эту задачу решали три государственных деятеля Бунге, Вышнеградский, Витте. Дает задание по рядам: ознакомится с политикой гос. деятелей. Выбрать форму фиксации материала по теме: «Деятельность Бунге, Вышнеградского, Витте».

Ответить на вопрос, что общего и каковы отличия политики реформаторов?

Организует работу с учебником, листами к уроку, дает задание: подготовить ответы на вопросы: источники модернизации, основные мероприятия, их результативность. Определить название граф таблицы, внести в них отобранный материал.

Организует выступление с сообщениями о Бунге, Вышнеградском, Витте. Задает вопрос: Подумать, какие качества отличали этих государственных деятелей, какие из этих качеств вызывают у вас уважение?

Организует беседу, просит учащихся пояснить

свой выбор. Организует демонстрацию слайдов презентации и коррекцию записей в тетради.

Учитель: организует работу с заданиями на листе к уроку «привести в соответствие понятия и определения. Предлагает обсудить вопросы: Что было общего и каковы отличия мероприятий реформаторов? Какие из них, на ваш взгляд, были наиболее удачными? Наиболее дальновидными? Чему нас может научить опыт реформ того времени?

Засушивает ответы учеников.

Учитель: просит ознакомиться с итогами реформ на листах к уроку и данными карты «Промышленное развитие России во второй половине XIX века».

Учитель: предлагает выполнить задания на листах. Задает вопрос: как мы можем оценить итоги реформ для России? Как реформы повлияли на различные слои населения России?



Учитель: Предлагает сообщить результаты работы над кластером.

Объяснить проблему урока.

Учитель: организует выполнение заданий и взаимопроверку.



Учитель: организует ресурсный круг: Россию можно отнести к (индустриальной, аграрно-индустриальной, аграрной) стране

потому что ….

Учащиеся определяют способы работы по теме (таблица, кластер). Заслушивают сообщение о Бунге., просматривают слайды презентации. Прочитав стр. учебника, листы к уроку, решают, как назвать графы таблицы, отбирают материал, обсуждают в парах, принимают решение, делают записи. Готовят устные ответы в парах.


Заслушивают сообщение о Вышнеградском, просматривают слады презентации. Обсуждают и отбирают материал в парах, готовят ответы, корректируют ответы, знакомятся с понятиями, заносят данные в тетрадь.

Выступают с сообщениями о Витте, просматривают слайды презентации. Оценивают деятельность политиков, сравнивают методы осуществления модернизации. Характеризуют личные качества политиков, прослеживают связь между личными качествами и проводимой реформаторами политикой. Определяют, какие качества необходимы современным политикам.

Просматривают слайды презентации и корректируют записи.





Ученики выполняют задания на листе к уроку, сверяют в парах, корректируют по слайдам презентации.

Отвечают на вопросы, высказывают и аргументируют свое мнение.







Ученики работают с листами и картой, делают записи в тетрадях. Отвечают на вопросы учителя.


Ученики выполняют задания на листах, осуществляют взаимопроверку. Сверяют свои результаты с образцом. Корректируют записи «Итоги реформ»

Отвечают на вопросы учителя.


Оценивают свою деятельность на уроке.



Учащиеся отвечают на вопрос.



Познавательные: поиск и выделение информации, анализ и синтез-составление целого из частей, построение логической цепи рассуждений, создание способов решения заданий.

Личностные: оценивание усваиваемого материала,

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, контроль и коррекция, оценка действий партнера.

Познавательные: анализ с целью выделения существенных признаков, знаково-символическое восприятие темы, классификация объектов. Коммуникативные: коррекция, контроль, оценка действий партнера.

Познавательные: выделение главных направлений деятельности. Знакомство с методами осуществления реформ.

Регулятивные: планирование своей деятельности, удерживают цель деятельности.

Личностные: определяют свое отношение к государственным деятелям того времени и их политике, осуществляют связь с современностью.

Познавательные: поиск и выделение информации, создают логическую цепочку рассуждений.

Коммуникативные: владение диалоговой речью, умение драматизировать материал.


Коммуникативные: инициативное сотрудничество, определение способов взаимодействия.

Познавательные: поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений.

Личностные: оценивание содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Регулятивные: коррекция результатов деятельности.






Познавательные: поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: сотрудничество, принятие решений, умение выражать свои мысли.

Познавательные: выбор оснований и критериев для классификации объектов

Коммуникативные: сотрудничество, принятие решений, умение выражать свои мысли.

Личностные: нравственно-этическое оценивание.


Познавательные: умение отбирать необходимый материал, анализировать изученное, давать собственную оценку.

Коммуникативные: умение работать в паре, четверке. Представлять результаты работы.


Познавательные: подведение под понятие, доказательства, анализ изученного, собственная оценка.



Личностные: нравственно-этическое оценивание.

V

Рефлексия


Оценивают свою работу на уроке.

Я сегодня много узнал и хорошо поработал.

Я сегодня не ответил на вопросы…..

Я хотел бы узнать…




Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.

Регулятивные: оценка собственной деятельности, планирование будущей деятельности.


VI

Подведение итогов. Запись д/з в дневник





Комментарии к уроку

Урок по теме «Экономическое развитие России в последней четверти XIX века» был проведен в 8 классе.

Цель урока: формирование знаний о ходе модернизации в России последней четверти 19-начале 20 века.

Учителем в начале урока была проведена актуализация знаний, учащиеся смогли успешно сформулировать тему урока, определить задачи. Мотивацией для деятельности учеников был просмотр видеофрагмента, необходимость решения выдвинутой проблемы (может быть несколько вариантов).

Планируемые результаты урока:

Личностные: развитие навыка продуктивной коммуникации, создание условий для осознания себя представителем исторически сложившегося конфессионального сообщества, гражданином России

Предметные: готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторической и культурной памяти своей страны и мира, развитие способности применять понятий­ный аппарат исторического и художественного знания и приемы анализа для рас­крытия сущности и значения реформаторской политики для прошлого и настоящего.

На уроке была эффективно организована индивидуальная и групповая форма работы. Работая в парах и четверках, ученики высказывали свои мнения, приходили к общим выводам. Учащиеся получили предварительные задания, направленные на работу с понятиями, работали индивидуально с текстами учебника, видеорядом, информационными источниками. Была организована беседа и ресурсный круг.

На уроке применялся объяснительно - иллюстративный, проблемный методы обучения. Происходило формирование регулятивных, коммуникативных, личностных, познавательных универсальных учебных действий.

Урок был проведен в рамках системно - деятельностного подхода, каждый ученик мог высказать свою точку зрения, принять активное участие в выявлении причинно - следственных связей при изучении темы.

Раздаточный материал к уроку

Вышнеградский Иван Алексеевич (20.12.1831—25.03.1895), министр финансов России (1887—1892). Ученый в области механики, профессор, член правления Юго-Западной железной дороги и других обществ. На посту министра провел ряд мер по ликвидации дефицитов в бюджете и подготовке денежной реформы 1895—1897, усилению протекционизма, по выкупу железных дорог в казну и расширению поддержки помещиков через Дворянский банк. Путем усиления налогов и форсирования хлебного экспорта Вышнеградскому удалось достичь сбалансирования бюджета, накопления золотых запасов, укрепления курса бумажного рубля.

Отметьте черты, характерные для состояния сельского хозяйства России в конце XIX века

1)Господство фермерского пути развития


2)Быстрый прирост населения в русской деревне


3)Широкое применение крепостнических форм эксплуатации


4)Ухудшение положения крестьянства в нечерноземной полосе


5)Вместо отработок помещики отдают землю в аренду


6)Экспорт сельскохозяйственной продукции приводил к нехватке ее в стране


7)В черноземных губерниях обнищание деревни


8)В 1891 году в России был собран рекордный урожай зерновых


9)В Европейской России сохранилось помещичье землевладение


10) В Южных районах, связанных с внешним рынком, осуществлялся переход хозяйств на применение наемного труда и использование сельскохозяйственной техники


11) Для сельского хозяйства было характерна высокая продуктивность


Отметьте черты, характерные для развития промышленности России в конце XIX века

1)Основными действиями российского правительства по поддержке промышленности стали: расширение строительства железных дорог, перевооружение армии, создание океанского броненосного флота


2)Благодаря реформам Витте усилился приток капиталов из Франции, Англии, Германии, Бельгии


3)Завершение промышленного переворота


4)Большая часть предприятий является мануфактурами


5)Создание крупной промышленности


6)Введение золотого обеспечения рубля


7)Активное вмешательство государства в экономику


8)Индустриальная страна


9)Развитый внутренний рынок, высокий покупательский спрос на товары


10)Строительство Транссибирской магистрали привело к втягиванию в промышленное развитие страны районов Сибири и Дальнего Востока.



Приведите в соответствие понятия и определения.

Инфляция

Районы сосредоточения промышленности

модернизация

Политика покровительства промышленности путем установления таможенных пошлин на ввозимую продукцию

Промышленный район

Обязательный платеж в пользу государства

протекционизм

повышение общего уровня цен на товары и услуги Обесценивание денег

налоги

Исключительное право государства производить и продавать спирт и водочные изделия

конвертируемость

Процесс перехода от традиционного общества к индустриальному

Винная монополия

Суммы, выплачиваемые крестьянами государству   за выкуп крест. наделов в ходе реформы 1861 г

Выкупные платежи

Свободный обмен национальной денежной единицы на иностранные валюты






Прочитайте текст и определите итоги реформ в России

В  результате экономического развития в пореформенный период (особенно промышленного подъема 90-х годов XIX в.) окончательно сложилась система российского капитализма. Это выражалось в росте предпринимательства и капиталов, совершенствовании производства, его технологическом перевооружении, увеличении количества наемной рабочей силы во всех сферах народного хозяйства. Одновременно с другими капиталистическими странами в России происходила вторая техническая революция (ускорение производства средств производства, широкое использование электричества и других достижений современной науки), совпавшая с индустриализацией. Курс самодержавия на форсированную индустриализацию страны дал весомые результаты. 90-е годы XIX в. Ознаменовались промышленным подъемом невиданной прежде продолжительности и интенсивности. С большим размахом велось железнодорожное строительство, К 1900 г. было построено 22 тыс. верст железных дорог, т.е. больше, чем за 20 предыдущих лет. К 90-м годам Россия располагала второй в мире по протяженности сетью железных дорог. Интенсивное железнодорожное строительство стимулировало развитие промышленности, в первую очередь - тяжелой. По объему промышленной продукции она вошла в пятерку крупнейших государств (Англия, Франция, США и Германия) и все глубже втягивалась в мировую систему хозяйства. В целом за годы подъема промышленное производство в стране более чем удвоилось, причем производство средств производства увеличилось почти в три раза.

По объему промышленного производства Россия в 1913 г занимала 5-е место в мире, уступая лишь США, Германии, Англии и Франции. При этом, хотя объем промышленной продукции Франции был примерно вдвое больше, чем России, такое превосходство достигалось главным образом за счет ряда отраслей легкой и пищевой промышленности. По выплавке же стали, прокату, машиностроению, переработке хлопка и производству сахара Россия опережала Францию и находилась на 4-м месте в мире. По добыче нефти Россия в 1913 г. уступала только США. Несмотря на впечатляющие успехи в развитии промышленности, Россия оставалась все же аграрно-индустриальной страной. Валовая продукция земледелия и животноводства в 1913 г. в 1,5 раза превышала валовую продукцию крупной промышленности. Весьма значительно страна отставала от наиболее развитых государств по производству промышленных товаров на душу населения. По этому показателю США и Англия в 1913 г. превосходили Россию примерно в 14 раз, а Франция в 10 раз. Таким образом, несмотря на исключительно высокие темпы промышленного роста, Россия по уровню экономического развития по-прежнему уступала к началу первой мировой войны другим великим державам.



Комментарии к слайдам презентации «Экономическое развитие России в последней трети 19 –начале 20 века»


Слайд 2


План урока. 1.Характеристика экономической политики. 2.Н.Х.Бунге. 3.И.А.Вышнеградский. 4.С.Ю. Витте. 5.Сельское хозяйство.



Слайд 3


Упрочение Российской империи было невозможно без мощной экономической базы. Император последовательно назначил на ключевые экономические должности Н.Бунге, И. Вышнеградского, С.Ю. Витте. Они стали покровительствовать отечественной промышленности, совершенствовали налоговою систему, развивали железнодорожное строительство. Аграрный сектор то же втягивался в рыночное хозяйство. 1.Характеристика экономической политики. Александр III. Хромолитография.1861.


Слайд 4


Основные направления экономической политики в 80-90-е гг. (р.т.1) 1. Покровительство отечественной промышленности способствовало ограждению её от иностранного капитала (протекционизм) 2. Совершенствование сбора налогов и таможенных пошлин 3. Совершенствование денежной системы с целью укрепления рубля 4. Широкое привлечение иностранного капитала (Витте) 5. Развитие железнодорожного строительства


Слайд 5


В мае 1881г. министром финансов стал Н. Бунге. Он выступил за ускоренное экономическое развитие без прямого государственного финансирования. Н.Х.Бунге. (1881-1887)


Слайд 6


Основные направления экономической политики Н.Х. Бунге (1881-1887) 1. Издание и выполнение благоприятных для развития экономики законов 2. Реформа системы сбора налогов, ослабление налогового сбора для крестьян (снижение выкупных платежей, отмена подушной подати 3)Увеличение доходов государства за счёт введения косвенных налогов в виде акцизных сборов на водку, табак, сахар, нефть, облагались новыми налогами городские дома, недвижимость 4)Проводил протекционистскую политику, т.е. повышал таможенные тарифы на товары, ввозимые из-за границы, что способствовало конкурентоспособности отечественных товаров 5) Снизил расходы на армию


Слайд 7


1.1.1887 Н. Бунге ушел в отставку. Его сменил И. Вышнеградский, поставивший цель улучшить финансовое положение страны. Минфин накопил большие денежные запасы и поднимал курс рубля. В 1891г. был введен новый таможенный тариф, повысивший пошлины на ввозимую технику. Государство начало активно вмешиваться в экономику и привлекать иностранные кредиты. Н.А. Вышнеградский (1887-1892)


Слайд 8


Основные направления экономической политики И.А. Вышнеградского (1887-1892) 1. Главная задача – быстрое улучшение состояния денежного обращения, покупательной способности рубля 2. Проводил активную протекционистскую политику и выступал за создание максимально благоприятных для отечественного бизнеса условий работы в России (сейчас таможенными сборами облагались не только ввозимое в Россию сырьё, но и продукция машиностроения) 3. Ведение винной монополии 4. Привлечение в Россию иностранного капитала


Слайд 9


В 1892 г. министром финансов стал С. Витте. Его программы предусматривала: - жесткую налоговую политику, гос. монополию на винокурение, протекционизм, финансовая реформа, введение золотой системы рубля, привлечение иностранного капитала. Эта программа воплотилась после смерти Александра III и вызвала экономический подъем в 90 г. 4.Экономический подъем 90-х годов. С.Ю. Витте


Слайд 10


Основные направления экономической политики С.Ю. Витте (с 1892 года) 1. Жёсткая налоговая политика: тяжёлое налоговое обложение крестьянства, рост косвенных налогов на товары широкого потребления (в первую очередь государственная монополия на водку) – высвобожден необходимый капитал для вложения в промышленное производство и распространение государственных заказов на промышленные предприятия 2. Строгий протекционизм – отечественная промышленность ограждена от иностранной конкуренции.


Слайд 11


Итоги экономической политики С.Ю. Витте (с 1992 года) 3. 1897 г. – финансовая реформа: введение системы единого обеспечения рубля золотом – золотой рубль – одна из устойчивых европейских валют, развитие банковского дела, расширение иностранных капиталовложений. 4. Обращение к иностранному капиталу (в виде непосредственных капиталовложений в предприятия или в виде государственных облигационных займов, которые распространялись на европейских рынках ценных бумаг). Наибольший рост иностранных капиталовложений наблюдался в угольной промышленности и металлургии.


Слайд 12


На юге быстро развивалась металлургия. Большая часть заводов принадлежала иностранцам. После денежной реформы 1897 г. приток иностранного капитала резко вырос. В 90-е г. началась добыча нефти на Кавказе. На вновь созданных предприятиях использовались передовые технологии при дешевизне рабочей силы, это приносило большие прибыли. В 1891 г. началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. «Золотое десятилетие». Транссибирская железнодорожная магистраль.


Слайд 13


Результаты экономической политики С.Ю. Витте 1. Быстрые темпы развития. Факты? За 13 лет (1887-1900) существенно увеличилась занятость в промышленности 2. Удвоилась протяжённость железнодорожной сети. Было завершено строительство Транссибирской железной дороги, что способствовало дальнейшему освоению этого региона. Были проложены новые железные дороги. С 1893 г. - новый железнодорожный бум. К конце столетия Россия вышла на 1-е место в Европе и 2-е место в мире по протяжённости железных дорог. 1)Какую роль играло железнодорожное строительство в дальнейшем промышленном развитии страны?


Слайд 14


. Что нового произошло в развитии сельского х-ва в 80-е годы 19 века (р.т.6) 4. В развитии сельского хозяйства преобладали капиталистические или феодальные черты? 5. Интенсивным или экстенсивным путём развивалось сельское хозяйство в пореформенный период? Почему очень медленно повышалась урожайность? Вывод: в развитии сельского хозяйства преобладали феодальные черты с отдельными элементами капитализма.


Слайд 15


Сельское хозяйство развивалось без государственной поддержки. Обнищавшие крестьяне нанимались к помещикам и использовали их орудия труда. Капитализм преобладал в Прибалтике, Центральном районе и Поволжье. В ряде районов наблюдалось смешение двух систем. Север специализировался на технических культурах и молоке. Украина и Поволжье - на производстве зерна. Сельское хозяйство (р.т.5,6)


Слайд 16


К югу от Москвы развивалось мясное животноводство. Посевные площади увеличились на 25%,но урожайность росла очень медленно, что объяснялось низким уровнем сельскохозяйственной техники применяемой крестьянами. Это приводило к частым бедствиям-в 1891-92гг. В результате засухи от голода умерло более 600 000 человек. Сельское хозяйство. Раздача хлеба голодающим Крестьянам(1891-1892гг.)


Слайд 17


Каковы особенности промышленного развития в конце 80-х-90-е годы 1. Быстрые темпы экономического развития, превращение России из аграрной в аграрно-индустриальную страну (за 10-летие промышленное производство удвоилось, а выпуск продукции тяжёлой промышленности увеличился в 3 раза) 2. Высокая роль иностранного капитала в развитии промышленности. Почему?


Слайд 18

Каковы особенности промышленного развития в конце 80-х-90-е годы 3. Высокая роль государства в развитии промышленности, особенно железнодорожного строительства 4. Но капитализм развивался главным образом в промышленности, а в сельском хозяйстве преобладали феодальные черты с отдельными элементами капитализма. Преобладание феодальный черт в сельском хозяйстве тормозило развитие капитализма в сельском х-ве и в целом по стране.













18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!