СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологические факторы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экологические факторы»

Разработка урока по биологии, 11 класс

Автор: Литвинова Инна Владимировна - учитель биологии и географии

Организация: Государственное общеобразовательное учреждения Луганской Народной Республики «Краснолучская школа № 3»

Населенный пункт: ЛНР, г. Красный Луч

Тема урока: Экологические факторы

Цели урока:


  • Образовательные: сформировать знания учащихся об окружающей среде, как совокупности экологических факторов;


  • Развивающие: через создание системы заданий способствовать развитию мышления, памяти, речи учащихся, формировать понимания причинно-следственных связей в природе;


  • Воспитательные: создать ситуацию успеха для каждого ученика, создать условия для индивидуальной, парной и фронтальной работы учащихся, через подбор иллюстраций к уроку влиять на эмоциональное отношение к природе, на понимание взаимосвязей всего живого в природе.


Предметно - дидактическая цель: расширить базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов о экологических факторах среды живых организмов.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные - в результате урока обучающиеся смогут использовать предметную терминологию, сформулируют представления об экологических факторах и влиянии абиотических факторов на живые организмы.

Метапредметные:

познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний;

-уметь отличать новое, от уже известного;

-добывать новые знания;

-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

регулятивные:

-определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, развивать навыки самооценки;

коммуникативные:

-слушать учителя и одноклассников; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные

- формирование познавательного интереса к изучению биологии, умение управлять своей познавательной деятельностью, продолжить работу по воспитанию у учащихся чувства ответственности и бережного отношения к природе.

Основные понятия, изучаемые на уроке: экологические факторы, биотические, антропогенные, абиотические факторы: температура, свет, влажность.

обучающиеся должны понимать: основные признаки живых организмов, определения: живой организм, обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост и развитие, раздражимость, подвижность, размножение; особенности их проявления у растений и животных..

Учащиеся должны осознавать: наблюдать влияние факторов среды на растительные организмы; объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в природе; прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие растений.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор.

Тип урока: Комбинированный

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята!  Присаживайтесь.

Здравствуйте те, кто весел сегодня ! Здравствуйте те, кто грустит!

Здравствуйте те, кто общается с радостью! Здравствуйте те , кто молчит!

 Я очень рада встречи с вами! Давайте улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем удачи! 


2. Актуализация и мотивация.

2.1. Учитель читает высказывание И. Гете «Природа – единственная книга, каждая страницы, которой полна глубокого содержания» / И. Гете/.


2.2. Включается презентация «О чем эти слайды?»

Демонстрируются слайды с проблемными вопросами, они остаются без обсуждения и предназначены для создания настроения, нацеливания ребят на изучение серьёзного предмета. В конце презентации появляется слайд, который подводит ребят к тому, что будет происходить далее на уроке.
























    1. Беседа с учениками:

  1. Что такое экология? (Экология – это наука, об окружающей среде)

  2. Что изучает наука экология? (экология, изучает взаимодействие живых организмов между собой и окружающей средой.)

  3. Что такое взаимоотношения? (Взаимодействие различных организмов друг с другом)

  4. Приведите примеры того, что изучает экология. (Животных, растения, среду обитанию, приспособление к окружающей среды и т.д.)


3. Первичное усвоение учебного материала:

Вся работа учащихся будет оцениваться по определенным критериям. В конце урока руководители групп с участниками заполняют «протокол полученных оценок за урок».


3.1 Работа в группе:

Учащиеся разбиваются на творческие группы («Абиотическая», «Биотическая», «Антропогенная»). Ребятам было дано задание «опережающего» характера


Рассказ учителя.

Итак, что же такое экология? Учитель сразу сам и отвечает



3.2 тема нашего урока – Экологические факторы. Цель урока: изучить многообразие экологических факторов

Рассказ учителя

Экологические факторы — любые элементы среды, способные оказывать влияние на живые организмы и характер их отношений. Различают три группы факторов: абиотические, биотические и антропогенные.

Абиотические факторы - это комплекс условий окружающей среды, влияющих на живой организм (температура, давление, радиационный фон, влажность, состав атмосферы, морских и пресных вод, донных отложений, почвы и др.)

К абиотическим факторам относят климати­ческие, почвенные и гидрологические. Различают факто­ры прямые и косвенные.

Климатические факторы — влажность и температура воздуха, количе­ство осадков и света, продолжительность светового дня, ветровой режим, давление воздуха, газовый состав атмосферы. Климатические факторы ока­зывают прямое влияние на все организмы и являются определяющими в распределении на земной поверхности различных типов экосистем. Особен­но важную роль играют такие факторы, как температура и количество осад­ков Местные (локальные) климатические особенности определяют­ся микроклиматом, который обусловлен особенностями рельефа и характе­ром растительности.

Почвенные (эдафические) факторы — механический состав, структура и сложение, влажность и аэрация, содержание минеральных солей и гумуса, другие физические и химические свойства почвы, определяющие ее плодо­родие. Почвенные факторы обуславливают видовой состав почвенных живот­ных и наземных растительных сообществ.

Водные (гидрологические) факторы — все физические и химические свойства водной среды, которые определяют условия существования водных организмов: плотность воды, ее теплоемкость, прозрачность, соленость, со­держание кислорода, волнения, течения и т. п.

Биотические факторы - это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие (конкуренция, хищничество, паразитизм и другие).

Среди биотических факторов особое значение имеют собственно биоло­гические, источником которых служит непосредственно живой организм или их группы. Это внутривидовые (популяционные) биотические факторы и межвидовые — разнообразные типы взаимоотношений между организмами. Это хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз и др. Различают также биогенные факторы — опосредованное воздействие живого на живое через химические выделения (например, фитонциды, биостимуляторы и др.), и биоценотические факторы — влияние совокупной деятельности организмов, составляющих биоценоз (в основном — через изменение микроклимата и фитосреды).

Антропогенные факторы - это совокупность влияний деятельности человека на окружающую среду (выбросы вредных веществ в атмосферу, разрушение почвенного слоя, нарушение природных ландшафтов и др.)

Прямое воздействие — промысел животных, истребление растений, уничтожение мест их обитания. Косвенное воздействие — загрязнение среды, уничтожение кормовых угодий, промышленное и жилищное строительство и т.д. В настоящее время антро­погенные факторы оказывают наиболее широкомасштабное воздействие на природу. Результаты его часто необратимы.

По существу, мы уже живем на планете, преобразованной человеком. Природные коренные экосистемы занимают на земном шаре весьма ограни­ченное место по сравнению с преобразованными деятельностью человека. Каждый экологический фактор оказывает определенное воздействие на организм.




3.3 Осознание и осмысление учебной информации.

  • Что такое экологические факторы? (Экологические факторы — любые элементы среды, способные оказывать влияние на живые организмы и характер их отношений.)

  • На какие группы ученые разделили экологические факторы? (Различают три группы факторов: абиотические, биотические и антропогенные.)


  • Что такое абиотические факторы? Приведите примеры. (Абиотические факторы - это комплекс условий окружающей среды, влияющих на живой организм (температура, давление, радиационный фон, влажность, состав атмосферы, морских и пресных вод, донных отложений и почвы))

  • Что такое биотические факторы? Приведите примеры. (Биотические факторы - это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие (конкуренция, хищничество, паразитизм и другие).


  • Что собой представляет антропогенный фактор. (Антропогенные факторы - это совокупность влияний деятельности человека на окружающую среду (выбросы вредных веществ в атмосферу, разрушение почвенного слоя, нарушение природных ландшафтов и др.))


3.4 Сообщение новой информации.

Сообщение учащихся: группы «Абиотической»;

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1


Проблемный вопрос группам:


«Комнатные кактусы цветут редко. Однако на родине этих растений в Центральной или Южной Америке, цветение кактусов сопровождается каждую весну после прохладной (8 – 10), сухой и солнечной зимы, которая длится несколько месяцев. Как можно вызвать цветения кактусов в наших климатических условиях?»

(Перенести горшочки с кактусами в прохладную хорошо осветленную комнату реже поливать их. В случаи потребности добавить искусственный свет).



3.5 Сообщение новой информации.

Сообщение учащихся: группы «Биотической»;

одновременно показывается ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

Проблемный вопрос группам:


«Личинки колорадского жука для превращения в куколку зарываются в почву. В песчаной почве они зарываются глубже, чем в глинистом; в слишком сухую или слишком влажную почву они не зарывается, и обычно погибают на поверхности. Объясните, приведенные факты».

(Для развития куколки необходимо определенное количество кислорода)


3.6 Сообщение новой информации.

Сообщение учащихся: группы «Антропогенной».

одновременно показывается ПРИЛОЖЕНИЕ № 3


Проблемный вопрос группам:


Известна пословица:

«Где редко бывает солнце, там часто бывает врач», Объясните смысл пословицы?

(Ультрофиолетовые лучи солнца убивают микроорганихзмы. Свет – это необходимое условие для синтеза витамина D)


4. Проверка уровня усвоения знаний и умений.

Работаем с презентацией: «Определение экологических факторов».













5. Работа в группах.

(Каждая группа получает вопрос в конверте).

  1. Какие факторы называют экологическими? Приведите примеры, различных групп экологических факторов. (Экологические факторы — любые элементы среды, способные оказывать влияние на живые организмы и характер их отношений, различают три группы факторов: абиотические, биотические и антропогенные.)

  2. Объясните, как воздействуют различные факторы на состояние организмов. ( Абиотический фактор может не только приносить пользу, как растениям так и животным, но и вред. Например, высокая температура, сильный ветер, наводнение или отсутствие воды совсем).

  3. Какие факторы можно назвать ресурсами для растений, и какие – для животных? (Ресурсами для растений и животных является абиотический и биотический факторы)


Ребята по цепочке читают предложение и дополняют его.

    • Итак, сегодня на уроке мы узнали...

    • Экологические факторы бывают...

    • Мне было интересно узнать, что...

    • Я и не думал, что...

    • Мне понравилось...

    • Было трудно...


Домашнее задание:

  1. Выучить параграф

  2. Подготовить сообщения об особенностях основных средах обитания, и влияния экологических факторов на живые организмы.


Спасибо за внимание.




Литература:


  1. Биология: 10 – 11:Вопросы, упражнение, задачи и тесты \ Г.М.Михеева, И. Д. Лишенко, С.В. Воловник, Л.О. Юрик. – К.: Генеза, 2008. – 152с.:ил. – Библиогр.:

с. 147.

  1. Биология: Комплексный справочник \ Р.В. Шаламов, Ю. В. Дмитриев, В.И. Подгорный. – Х.: Веста: Изд – во «Ранок», 2008.- 624с.

  2. Общая биология :Учебн. для 11 кл. сред.общеобразоват. учебн. Завед. \ Н.Е. Кучеренко, Ю.Г. Вервес, П.Г. Балан, В.Н. Войцицкий. – К.: Генеза, 2001. – 272 с.:ил.

  3. Экология. Справочный учебник \А.Т. Зверев. – 3 – е изд. – М. :Издательство Оникс, 2007. – 256с.:ил.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!