Взаимодействие экологических факторов. Лимитирующий фактор
Цели: образовательные: организовать деятельность учащихся по приобретению знаний о лимитирующем факторе, об особенностях взаимодействия экологических факторов и их действии на организм; развивающие: создать условия для формирования умений устанавливать причинно-следственные связи, развивать логическое мышление, обосновывать свою точку зрения; воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся навыков самостоятельной познавательной деятельности.
Оборудование, средства обучения: мультимедийный проектор, фрагменты видеофильма «Планета Земля. Сезонные леса» (производство британской широковещательной корпорации ВВС), карточки с заданиями.
Тип учебного занятия: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
Выполнение входного теста.
1-й вариант
-
- (I). Закончите предложения: а) Элементы неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на организм и вызывают у него ответную реакцию, называются ... (экологическими факторами)-, б) условия существования — это ... .
- (II-III). Определите, верное (+) или неверное (-) высказывание:
1) ответная реакция организма зависит от природы экологического фактора, силы и продолжительности его воздействия на организм; (+) 2) организм хорошо растёт, когда сила экологических факторов выходит за пределы толерантности; (-) 3) пределы толерантности — это диапазон силы воздействия фактора, в котором возможна жизнедеятельность организма; (+) 4) в зависимости от пределов толерантности виды разделяют на три группы; (-) 5) эврибионты заселяют большие территории и могут легко переносить значительные колебания силы факторов. (+)
-
- (IV). К какой группе — стенобионтов или эврибионтов — относится человек? Аргументируйте Свой ответ.
- (V). В трёх климатических зонах диапазон колебания температуры составляет: 1) +5—Ь27 °С; 2) -12—ЬЗО °С; 3) -2—1-28 %. Виды растений, обитающие в этих зонах, имеют следующие оптимумы по отношению к температуре: вид А — +9 °С; вид Б — +16 "С; вид В — +13 °С; вид Г — +10 "С; вид Д — +17 °С; вид Е 1-12 "С. Распределите данные виды ро оптимальным для них климатическим зонам.
Ответ: 1 — Б, Д; 2 — А, Г; 3 — В, Е.
2-й вариант
- (I). Закончите предложения: а) Часть природы, с которой организм непосредственно взаимодействует в течение своей жизни, — это ... (среда обитания)-, б) Экологические факторы — это ... .
- (II-III). Определите, верное (+) или неверное (-) высказывание:
1) в зоне нормальной жизнедеятельности организм растёт, развивается и хорошо размножается; (-) 2) наиболее благоприятное для жизнедеятельности значение силы фактора называется экологическим оптимумом; (+) 3) виды, утратившие способность выдерживать значительные отклонения факторов среды, относят к эврибионтам; (-) 4) экологическая пластичность — это способность организмов приспосабливаться к диапазону изменения факторов среды; (+) 5) каждый вид обладает своей совокупностью пределов толерантности по отношению ко всем экологическим факторам (+).
- (IV). Что должен знать биолог, желающий успешно переселить новый вид организма с одного материка на другой?
- (V). В трёх климатических зонах диапазон колебания влажности составляет: 1) 15-57 %; 2) 32-76 %; 3) 42-92 %. Виды растений, обитающие в этих зонах, имеют следующие оптимумы по отношению к влажности: вид А — 40 %; вид Б — 64 %; вид В — 33 %; вид Г — 55 %; вид Д — 67 %; вид Е — 36 %. Распределите данные виды по оптимальным для них климатическим зонам.
Ответ: 1 — А, В, Е; 2 — Г; 3 — Б, Д.
III. Изучение нового материала.
1. Проблемный вопрос. Можно ли утверждать, что экологические факторы действуют комплексно на организм? (Учащиеся высказывают свою точку зрения по данной проблеме. Мнения разные. Цель урока — доказать или опровергнуть данное утверждение. Поисковая беседа или самостоятельная работа (по группам) по вопросу «Взамодействие экологических факторов».)
1) Все факторы действуют на организм одновременно; 2) факторы действуют на организм с разной силой; 3) действие отдельного фактора сильно зависит от сочетания и количественного значения силы других факторов; 4) факторы взаимо-
действуют друг с другом; 5) абсолютная сила фактора не равна силе воздействия фактора, которую принимает организм; (>) воздействие факторов комплексное и частично взаимозаменяемое друг другом.
(После обсуждения результатов работы делается вывод.)
Вывод: действие факторов на организм может компенсироваться, суммироваться и взаимно усиливаться. Факторы действуют комплексно на организм.
2. Лимитирующий фактор как определяющий жизнедеятельность организма в данной среде. (Объясняется учителем ма конкретном примере.)
-
- Закрепление изученного материала.
- Определите лимитирующие факторы для организмов: кактус в пустыне; зелёные водоросли в море; дождевые черви it почве; дикие кабаны зимой в лесу; человек в горах; земно- водные в северных широтах и др.
- Какие условия нужно создать для успешного прорастания семян фасоли, мака, огурцов, редиса? Какие факторы могут быть лимитирующими для данных растений в нашем климате?
- Выполните задания в рабочей тетради по биологии.
- Домашнее задание.
Изучить § 4. Выписать в тетрадь примеры растений луга, леса, которые оказывают влияние друг на друга, указать для них лимитирующий фактор.
Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие экологических факторов.»
Урок 4
Взаимодействие экологических факторов. Лимитирующий фактор
Цели: образовательные: организовать деятельность учащихся по приобретению знаний о лимитирующем факторе, об особенностях взаимодействия экологических факторов и их действии на организм; развивающие: создать условия для формирования умений устанавливать причинно-следственные связи, развивать логическое мышление, обосновывать свою точку зрения; воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся навыков самостоятельной познавательной деятельности.
Оборудование, средства обучения: мультимедийный проектор, фрагменты видеофильма «Планета Земля. Сезонные леса» (производство британской широковещательной корпорации ВВС), карточки с заданиями.
Тип учебного занятия: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Выполнение входного теста.
1-й вариант
(I). Закончите предложения: а) Элементы неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на организм и вызывают у него ответную реакцию, называются ... (экологическими факторами)-, б) условия существования — это ... .
(II-III). Определите, верное (+) или неверное (-) высказывание:
1) ответная реакция организма зависит от природы экологического фактора, силы и продолжительности его воздействия на организм; (+) 2) организм хорошо растёт, когда сила экологических факторов выходит за пределы толерантности; (-) 3) пределы толерантности — это диапазон силы воздействия фактора, в котором возможна жизнедеятельность организма; (+) 4) в зависимости от пределов толерантности виды разделяют на три группы; (-) 5) эврибионты заселяют большие территории и могут легко переносить значительные колебания силы факторов. (+)
(IV). К какой группе — стенобионтов или эврибионтов — относится человек? Аргументируйте Свой ответ.
(V). В трёх климатических зонах диапазон колебания температуры составляет: 1) +5—Ь27 °С; 2) -12—ЬЗО °С; 3) -2—1-28 %. Виды растений, обитающие в этих зонах, имеют следующие оптимумы по отношению к температуре: вид А — +9 °С; вид Б — +16 "С; вид В — +13 °С; вид Г — +10 "С; вид Д — +17 °С; вид Е 1-12 "С. Распределите данные виды ро оптимальным для них климатическим зонам.
Ответ: 1 — Б, Д; 2 — А, Г; 3 — В, Е.
2-й вариант
(I). Закончите предложения: а) Часть природы, с которой организм непосредственно взаимодействует в течение своей жизни, — это ... (среда обитания)-, б) Экологические факторы — это ... .
(II-III). Определите, верное (+) или неверное (-) высказывание:
1) в зоне нормальной жизнедеятельности организм растёт, развивается и хорошо размножается; (-) 2) наиболее благоприятное для жизнедеятельности значение силы фактора называется экологическим оптимумом; (+) 3) виды, утратившие способность выдерживать значительные отклонения факторов среды, относят к эврибионтам; (-) 4) экологическая пластичность — это способность организмов приспосабливаться к диапазону изменения факторов среды; (+) 5) каждый вид обладает своей совокупностью пределов толерантности по отношению ко всем экологическим факторам (+).
(IV). Что должен знать биолог, желающий успешно переселить новый вид организма с одного материка на другой?
(V). В трёх климатических зонах диапазон колебания влажности составляет: 1) 15-57 %; 2) 32-76 %; 3) 42-92 %. Виды растений, обитающие в этих зонах, имеют следующие оптимумы по отношению к влажности: вид А — 40 %; вид Б — 64 %; вид В — 33 %; вид Г — 55 %; вид Д — 67 %; вид Е — 36 %. Распределите данные виды по оптимальным для них климатическим зонам.
Ответ: 1 — А, В, Е; 2 — Г; 3 — Б, Д.
III. Изучение нового материала.
1. Проблемный вопрос. Можно ли утверждать, что экологические факторы действуют комплексно на организм? (Учащиеся высказывают свою точку зрения по данной проблеме. Мнения разные. Цель урока — доказать или опровергнуть данное утверждение. Поисковая беседа или самостоятельная работа (по группам) по вопросу «Взамодействие экологических факторов».)
1) Все факторы действуют на организм одновременно; 2) факторы действуют на организм с разной силой; 3) действие отдельного фактора сильно зависит от сочетания и количественного значения силы других факторов; 4) факторы взаимо-
действуют друг с другом; 5) абсолютная сила фактора не равна силе воздействия фактора, которую принимает организм; () воздействие факторов комплексное и частично взаимозаменяемое друг другом.
(После обсуждения результатов работы делается вывод.)
Вывод: действие факторов на организм может компенсироваться, суммироваться и взаимно усиливаться. Факторы действуют комплексно на организм.
2. Лимитирующий фактор как определяющий жизнедеятельность организма в данной среде. (Объясняется учителем ма конкретном примере.)
Закрепление изученного материала.
Определите лимитирующие факторы для организмов: кактус в пустыне; зелёные водоросли в море; дождевые черви it почве; дикие кабаны зимой в лесу; человек в горах; земно- водные в северных широтах и др.
Какие условия нужно создать для успешного прорастания семян фасоли, мака, огурцов, редиса? Какие факторы могут быть лимитирующими для данных растений в нашем климате?
Выполните задания в рабочей тетради по биологии.
Домашнее задание.
Изучить § 4. Выписать в тетрадь примеры растений луга, леса, которые оказывают влияние друг на друга, указать для них лимитирующий фактор.