СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие экологических факторов.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимодействие экологических факторов. Лимитирующий фактор

Цели: образовательные: организовать деятельность уча­щихся по приобретению знаний о лимитирующем факторе, об особенностях взаимодействия экологических факторов и их дей­ствии на организм; развивающие: создать условия для форми­рования умений устанавливать причинно-следственные связи, развивать логическое мышление, обосновывать свою точку зре­ния; воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся навыков самостоятельной познавательной деятельности.

Оборудование, средства обучения: мультимедийный про­ектор, фрагменты видеофильма «Планета Земля. Сезонные леса» (производство британской широковещательной корпо­рации ВВС), карточки с заданиями.

Тип учебного занятия: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Выполнение входного теста.

1-й вариант

    1. (I). Закончите предложения: а) Элементы неживой при­роды, которые прямо или косвенно влияют на организм и вызывают у него ответную реакцию, называются ... (экологи­ческими факторами)-, б) условия существования — это ... .
    2. (II-III). Определите, верное (+) или неверное (-) выска­зывание:

1) ответная реакция организма зависит от природы эко­логического фактора, силы и продолжительности его воз­действия на организм; (+) 2) организм хорошо растёт, когда сила экологических факторов выходит за пределы толерант­ности; (-) 3) пределы толерантности — это диапазон силы воздействия фактора, в котором возможна жизнедеятельность организма; (+) 4) в зависимости от пределов толерантности виды разделяют на три группы; (-) 5) эврибионты заселяют большие территории и могут легко переносить значительные колебания силы факторов. (+)

    1. (IV). К какой группе — стенобионтов или эврибионтов — относится человек? Аргументируйте Свой ответ.
    2. (V). В трёх климатических зонах диапазон колебания температуры составляет: 1) +5—Ь27 °С; 2) -12—ЬЗО °С; 3) -2—1-28 %. Виды растений, обитающие в этих зонах, имеют следующие оптимумы по отношению к температуре: вид А — +9 °С; вид Б — +16 "С; вид В — +13 °С; вид Г — +10 "С; вид Д — +17 °С; вид Е     1-12 "С. Распределите данные виды ро опти­мальным для них климатическим зонам.

Ответ: 1 — Б, Д; 2 — А, Г; 3 — В, Е.

2-й вариант

  1. (I). Закончите предложения: а) Часть природы, с ко­торой организм непосредственно взаимодействует в течение своей жизни, — это ... (среда обитания)-, б) Экологические факторы — это ... .
  2. (II-III). Определите, верное (+) или неверное (-) выска­зывание:

1) в зоне нормальной жизнедеятельности организм растёт, развивается и хорошо размножается; (-) 2) наиболее благо­приятное для жизнедеятельности значение силы фактора на­зывается экологическим оптимумом; (+) 3) виды, утратившие способность выдерживать значительные отклонения факторов среды, относят к эврибионтам; (-) 4) экологическая пластич­ность — это способность организмов приспосабливаться к диапазону изменения факторов среды; (+) 5) каждый вид обладает своей совокупностью пределов толерантности по от­ношению ко всем экологическим факторам (+).

  1. (IV). Что должен знать биолог, желающий успешно пере­селить новый вид организма с одного материка на другой?
  2. (V). В трёх климатических зонах диапазон колебания влажности составляет: 1) 15-57 %; 2) 32-76 %; 3) 42-92 %. Виды растений, обитающие в этих зонах, имеют следующие оптимумы по отношению к влажности: вид А — 40 %; вид Б — 64 %; вид В — 33 %; вид Г — 55 %; вид Д — 67 %; вид Е — 36 %. Распределите данные виды по оптимальным для них климатическим зонам.

Ответ: 1 — А, В, Е; 2 — Г; 3 — Б, Д.

III. Изучение нового материала.

1. Проблемный вопрос. Можно ли утверждать, что экологические факторы действуют комплексно на организм? (Учащиеся высказывают свою точку зрения по данной проблеме. Мнения разные. Цель урока — доказать или опровергнуть данное утверждение. Поисковая беседа или самостоятельная работа (по группам) по вопросу «Взамодействие экологических факторов».)

1) Все факторы действуют на организм одновременно; 2) факторы действуют на организм с разной силой; 3) действие отдельного фактора сильно зависит от сочетания и количест­венного значения силы других факторов; 4) факторы взаимо-

действуют друг с другом; 5) абсолютная сила фактора не рав­на силе воздействия фактора, которую принимает организм; (>) воздействие факторов комплексное и частично взаимозаме­няемое друг другом.

(После обсуждения результатов работы делается вывод.)

Вывод: действие факторов на организм может компенси­роваться, суммироваться и взаимно усиливаться. Факторы действуют комплексно на организм.

2. Лимитирующий фактор как определяющий жизнедея­тельность организма в данной среде. (Объясняется учителем ма конкретном примере.)

    1. Закрепление изученного материала.
      1. Определите лимитирующие факторы для организмов: кактус в пустыне; зелёные водоросли в море; дождевые черви it почве; дикие кабаны зимой в лесу; человек в горах; земно- водные в северных широтах и др.
      2. Какие условия нужно создать для успешного прорастания семян фасоли, мака, огурцов, редиса? Какие факторы могут быть лимитирующими для данных растений в нашем климате?
      3. Выполните задания в рабочей тетради по биологии.
    2. Домашнее задание.

Изучить § 4. Выписать в тетрадь примеры растений луга, леса, которые оказывают влияние друг на друга, указать для них лимитирующий фактор.

 

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие экологических факторов.»

Урок 4

Взаимодействие экологических факторов. Лимитирующий фактор

Цели: образовательные: организовать деятельность уча­щихся по приобретению знаний о лимитирующем факторе, об особенностях взаимодействия экологических факторов и их дей­ствии на организм; развивающие: создать условия для форми­рования умений устанавливать причинно-следственные связи, развивать логическое мышление, обосновывать свою точку зре­ния; воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся навыков самостоятельной познавательной деятельности.

Оборудование, средства обучения: мультимедийный про­ектор, фрагменты видеофильма «Планета Земля. Сезонные леса» (производство британской широковещательной корпо­рации ВВС), карточки с заданиями.

Тип учебного занятия: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Выполнение входного теста.

1-й вариант

    1. (I). Закончите предложения: а) Элементы неживой при­роды, которые прямо или косвенно влияют на организм и вызывают у него ответную реакцию, называются ... (экологи­ческими факторами)-, б) условия существования — это ... .

    2. (II-III). Определите, верное (+) или неверное (-) выска­зывание:

1) ответная реакция организма зависит от природы эко­логического фактора, силы и продолжительности его воз­действия на организм; (+) 2) организм хорошо растёт, когда сила экологических факторов выходит за пределы толерант­ности; (-) 3) пределы толерантности — это диапазон силы воздействия фактора, в котором возможна жизнедеятельность организма; (+) 4) в зависимости от пределов толерантности виды разделяют на три группы; (-) 5) эврибионты заселяют большие территории и могут легко переносить значительные колебания силы факторов. (+)

    1. (IV). К какой группе — стенобионтов или эврибионтов — относится человек? Аргументируйте Свой ответ.

    2. (V). В трёх климатических зонах диапазон колебания температуры составляет: 1) +5—Ь27 °С; 2) -12—ЬЗО °С; 3) -2—1-28 %. Виды растений, обитающие в этих зонах, имеют следующие оптимумы по отношению к температуре: вид А — +9 °С; вид Б — +16 "С; вид В — +13 °С; вид Г — +10 "С; вид Д — +17 °С; вид Е 1-12 "С. Распределите данные виды ро опти­мальным для них климатическим зонам.

Ответ: 1 — Б, Д; 2 — А, Г; 3 — В, Е.

2-й вариант

  1. (I). Закончите предложения: а) Часть природы, с ко­торой организм непосредственно взаимодействует в течение своей жизни, — это ... (среда обитания)-, б) Экологические факторы — это ... .

  2. (II-III). Определите, верное (+) или неверное (-) выска­зывание:

1) в зоне нормальной жизнедеятельности организм растёт, развивается и хорошо размножается; (-) 2) наиболее благо­приятное для жизнедеятельности значение силы фактора на­зывается экологическим оптимумом; (+) 3) виды, утратившие способность выдерживать значительные отклонения факторов среды, относят к эврибионтам; (-) 4) экологическая пластич­ность — это способность организмов приспосабливаться к диапазону изменения факторов среды; (+) 5) каждый вид обладает своей совокупностью пределов толерантности по от­ношению ко всем экологическим факторам (+).

  1. (IV). Что должен знать биолог, желающий успешно пере­селить новый вид организма с одного материка на другой?

  2. (V). В трёх климатических зонах диапазон колебания влажности составляет: 1) 15-57 %; 2) 32-76 %; 3) 42-92 %. Виды растений, обитающие в этих зонах, имеют следующие оптимумы по отношению к влажности: вид А — 40 %; вид Б — 64 %; вид В — 33 %; вид Г — 55 %; вид Д — 67 %; вид Е — 36 %. Распределите данные виды по оптимальным для них климатическим зонам.

Ответ: 1 — А, В, Е; 2 — Г; 3 — Б, Д.

III. Изучение нового материала.

1. Проблемный вопрос. Можно ли утверждать, что экологические факторы действуют комплексно на организм? (Учащиеся высказывают свою точку зрения по данной проблеме. Мнения разные. Цель урока — доказать или опровергнуть данное утверждение. Поисковая беседа или самостоятельная работа (по группам) по вопросу «Взамодействие экологических факторов».)

1) Все факторы действуют на организм одновременно; 2) факторы действуют на организм с разной силой; 3) действие отдельного фактора сильно зависит от сочетания и количест­венного значения силы других факторов; 4) факторы взаимо-

действуют друг с другом; 5) абсолютная сила фактора не рав­на силе воздействия фактора, которую принимает организм; () воздействие факторов комплексное и частично взаимозаме­няемое друг другом.

(После обсуждения результатов работы делается вывод.)

Вывод: действие факторов на организм может компенси­роваться, суммироваться и взаимно усиливаться. Факторы действуют комплексно на организм.

2. Лимитирующий фактор как определяющий жизнедея­тельность организма в данной среде. (Объясняется учителем ма конкретном примере.)

    1. Закрепление изученного материала.

      1. Определите лимитирующие факторы для организмов: кактус в пустыне; зелёные водоросли в море; дождевые черви it почве; дикие кабаны зимой в лесу; человек в горах; земно- водные в северных широтах и др.

      2. Какие условия нужно создать для успешного прорастания семян фасоли, мака, огурцов, редиса? Какие факторы могут быть лимитирующими для данных растений в нашем климате?

      3. Выполните задания в рабочей тетради по биологии.

    2. Домашнее задание.

Изучить § 4. Выписать в тетрадь примеры растений луга, леса, которые оказывают влияние друг на друга, указать для них лимитирующий фактор.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!