Тема: Среда обитания и экологические факторы, влияющие на живые организмы
Предварительная подготовка: учащимся дается задание повторить пройденный материал по теме «Среда обитания живых организмов».
Цель и задачи:
закрепить понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы», «связи живого и неживого»; усвоить роли сред обитания в жизни организмов; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, умения определять характерные признаки животных в связи со средой обитания; воспитывать познавательный интерес к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент
СЛАЙД 1,2 Учитель: Добрый день всем гостям и учащимся, которые пришли к нам на урок. Сегодня мы обобщим и проверим ваши знания по теме «Среда обитания и экологические факторы, влияющие на живые организмы». Для начала хочу обратить внимание на план работы на уроке.
II. Обобщение знаний
1. Среда обитания (понятие и определение)
Итак, первое, что мы должны с вами вспомнить, что такое среда обитания? А что значит место обитания? Давайте вместе сформулируем это понятие. Что для вас учащихся будет средой обитания? (Ответы учащихся).
Записать определение в тетрадь
СЛАЙД 3. Определение:
Среда обитания - совокупность условий, в которых обитает организм.
Место обитания – наиболее благоприятные условия среды обитания.
Пример: киты и дельфины живут в морях и океанах, щуки предпочитают места в реке с медленным течением, соловьи встречаются в сырых затемненных участках леса у водоёмов и т.д.
2. Типы сред обитания и приспособленность к живых организмов к ним
Учитель: Второе
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Просмотр содержимого документа
«Урок природоведения по теме "Среда обитания и экологические факторы" для 5 класса»
Среда обитания и экологические факторы, влияющие на живые организмы учитель биологии: Воропаева Ольга Григорьевна урок природоведения в 5 классе
План урока:
- Среда обитания (понятие и определение)
- Типы сред обитания и приспособленность к живых организмов к ним
- Наземно-воздушная
- Водная
- Почвенная
3. Экологические факторы
- Абиотические факторы
- Биотические факторы
- Антропогенные факторы
4. Вывод, проверка знаний
Определение:
Среда обитания - совокупность условий, в которых обитает организм.
Место обитания – наиболее благоприятные условия среды обитания.
НАЗЕМНО - ВОЗДУШНАЯ СРЕДА
ВОДНАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ
ПОЧВЕННАЯ СРЕДА
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Абиотические ( Свет, вода, температура )
ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ
Биотические ( Другие живые организмы )
Антропогенные ( Влияние человека)
ГРУСТНАЯ ИСТОРИЯ
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
- Как вы думаете, почему сказка называется «Грустная история?»
- Как люди вели себя в сказке?
- А как вы будете вести себя в лесу? А на другой природной территории?
- Приведите свои примеры негативного влияния человека на живые организмы. К чему это может привести.
ЗАДАНИЕ
В три колонки написать слова согласно среде обитания: корень моркови лиса, медуза, водоросли, ель, гриб, акула, крот, медведь, пингвин, червяк, морская звезда, личинка майского жука
ОТВЕТ
- корень моркови, крот, червяк, личинка майского жука
- лиса, ель, гриб, медведь,
- водоросли, акула, медуза пингвин, морская звезда,
ЗАДАНИЕ
Распределите факторы среды в три колонки: лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс сточных вод в реку, опыление растения, дождь
ОТВЕТ
- лесной пожар, выбросы в атмосферу, сброс сточных вод в реку
- погоня за зайцем, поедание малины медведем, опыление растения
- выпавший снег, знойная жара, дождь
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ