СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Эффективная структура уроков открытия нового знания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  настоящее время требования к современному уроку изменили образования. Знание не преподносится в готовом виде, а важен деятельностный подход: не рассказать, а показать и создать условия для самостоятельного изучения. Такой урок по ФГОС называется уроком открытия нового знания. В  настоящее время требования к современному уроку изменили образования. Знание не преподносится в готовом виде, а важен деятельностный подход: не рассказать, а показать и создать условия для самостоятельного изучения. Такой урок по ФГОС называется уроком открытия нового знания. 

Просмотр содержимого документа
««Эффективная структура уроков открытия нового знания»»

«Эффективная структура уроков открытия нового знания»


В настоящее время требования к современному уроку изменили образования. Знание не преподносится в готовом виде, а важен деятельностный подход: не рассказать, а показать и создать условия для самостоятельного изучения. Такой урок по ФГОС называется уроком открытия нового знания. Рассмотрим, какие цели и этапы важно выделить. 

Цели урока открытия нового знания

В ФГОС выделяют две цели для уроков такого типа:

  • Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает какие-то новые термины, новые правила, откроет для себя неизвестное в науке.

  • Деятельностная цель: научить детей применять новые способы действия. Это значит, что уяснив новые термины и правила, ученик должен уже на этом уроке попытаться реализовать эти знания, применить их на практике, испытать новое действие.

Структура урока открытия нового знания

Для урока открытия нового знания предусмотрено 9 этапов:

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутренне настроился и нацелился на «открытие». Мастерство учителя затрагивает мотивацию ученика:

  • «хочу» — вызывает интерес к уроку, к деятельности;

  • «надо» — подводит ученика к важности и необходимости нового знания;

  • «могу» — выделяются рамки познания, показывая, что непосильных заданий не будет.

Приемы для этапа мотивации:

  • Психологический тренинг.

  • Графический диктант.

  • Игровой момент («Да-нет»).

  • Рифмованное начало урока.

  • Эпиграф к уроку (Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок).

  • Начало урока с элементами театрализации.

  • Отсроченная догадка.

  • Эмоциональный вход в урок (музыкальное вступление).

  • Интеллектуальная разминка.


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому выявить свои затруднения.

Для этого этапа нужно подбирать такие задания, чтобы ученики могли:

  • вспомнить, имеющиеся знания по данной теме;

  • активизировали мыслительные процессы для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обобщение.

  • при самостоятельной попытки выполнения задания, сумели выделить затруднения.

Приемы для этапа актуализации:

  • Видеосюжет или театрализация.

  • Приём «Лови ошибку» или «Мозговой штурм».

  • Проблемный вопрос или проблемная ситуация.

  • Ролевой сюжет или смена ролей.

  • Отсроченная догадка или «Сравни с эталоном»

  • Интеллектуальная разминка

  • Прием «Исправь ошибку» или найди закономерность.


3. Этап выявления места и причины затруднений

Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков не хватает для решения проблемного задания.

Работа на данном этапе строится следующим образом:

  • Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, рассказывают, что и как они делали.

  • В ходе анализа каждый отмечает тот момент в решении, на котором он «споткнулся» — это место затруднения.

  • При анализе ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и отмечают, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает — это причина затруднений.

Некоторые приёмы:

  • Мозговой штурм.

  • Подводящий диалог.

  • Группировка.

  • Домысливание.

  • Составление алгоритма.


4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Основная цель: формулировка темы и целей урока, выбор способа решения проблемы, методов и средств.

Работа строится так:

  • Ученики называют проблему, высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.

  • На основе этих предположений формулируется тема, цель урока (учитель корректирует высказывания учеников).

  • Выбирается способ, который позволит получить новое знание (Это может быть способ уточнения, что ученики уже знают или способ дополнения - требует введения новых практик и умений).

  • Выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая тема: формулы, уже изученные правила, понятия, алгоритмы, модели и пр.

Приемы:

  • Деловые игры или подводящий диалог.

  • Пресс-конференция.

  • Эксперимент.

  • Проблемный ряд.


5. Реализация построенного проекта

Главная цель этого этапа: ученики сами предлагают выход и пробуют применить его на практике. Учителю важно контролировать, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только выявленное затруднение, но решать все задачи подобного типа.

Приемы:

  • Вопросы к тексту.

  • Проблемный диалог или деловая игра.

  • Проблемный поиск.

  • Набор ассоциаций.


6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики могут в парах, в группах решать задания по выработанному проекту, проговаривая каждый этап, объясняя и аргументируя свои действия.

Приемы:

  • Комментирование чтение.

  • Вопросы к тексту.

  • Отсроченная догадка.

  • Синквейн.

  • Пресс-конференция.

  • Прием "Снежный ком".

  • Рассказ-эстафета.

  • Аукцион или реклама.


7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.

Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.

Приемы:

  • Щадящий опрос.

  • Деловые игры, мини-исследования

  • Игра «Да-нет», «Поймай ошибку», «Реставратор»…

  • Найди соответствие.

  • Творческие тесты, проекты.

  • Работа на компьютерах.

  • Диктанты (фактологический, цифровой, буквенный).

  • Блиц-вопросы.


8. Этап включения в систему знаний и повторения

Основная цель этого этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание входит в ряд ранее изученных тем, закрепить полученный навык и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.

Приемы:

  • Игры «Найди ошибку», «Верю-не верю».

  • «Шесть шляп».

  • Тестирование и различные виды опросов.

  • Составление кроссворда, ребусов…

  • Восстанови текст, «Продолжи ряд»

  • Свои примеры.

8а. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание. В зависимости от подготовленности класса, учитель может предложить два варианта:

  • уже готовое домашнее задание.

  • ученики сами могут сформулировать домашнее задание, выбрать его тип (конструктивное, творческое, исследовательское), уточнить способы решения заданий.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.

Приемы:

  • Таблица "+ - ?".

  • «Свободный микрофон».

  • «Лестница успеха» или «Цветовыражение».

  • Анкетирование.

  • Синквейн.

  • Прием «Шкатулка знаний».

Таким образом, на уроке открытия нового знания учитель вовлекает учеников в процесс обучения, в процесс постановки целей урока и его темы. При этом происходит систематическое обучение навыкам самоконтроля, самоанализа, самооценки и самокоррекции. 


«Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому, и составляют то, что зовётся умелым наставничеством…» Конфуций




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!