КГОБУ «Коррекционная школа – интернат I вида»
ЕДИНЫЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ – ИНТЕРНАТЕ I ВИДА.
Сообщение на педсовете.
Учитель: Дорошенкова Т.И.
Владивосток
2016 – 2017 учебный год
ВВЕДЕНИЕ.
Необходимо отметить, что так называемый «Единый орфографический режим» («Единые требования к устной и письменной речи учащихся к проведению письменных работ и проверке тетрадей»), Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г.№364-М утратил свою силу Приказом Министерства Просвещения
РСФСР от 18.12.1987 №224.
На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому здесь предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении.
При составлении данных рекомендаций мы учитывали:
1. отсутствие нормативной базы по данному вопросу,
2. рекомендации методистов,
3. положительный опыт практической реализации «Единого орфографического режима» в коррекционных школах 1 вида.
КОЛИЧЕСТВО И НАЗНАЧЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКИХ ТЕТРАДЕЙ.
Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:
*по русскому языку в 1 – 11-х классах – по 3 тетради, в том числе тетрадь для работ по развитию речи,
*по литературе - 1 тетрадь,
*по биологии, истории, обществознанию, СБО, химии, биологии и географии – по 1 тетради.
Для контрольных работ по русскому языку выделяется специальные тетради, которая в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них работ над ошибками.
ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ТЕТРАДЕЙ.
Все записи в тетрадях обучающиеся должны производить с соблюдением следующих требований:
Писать аккуратным, разборчивым почерком,
Пользоваться шариковой ручкой с чернилами фиолетового (синего) цвета.
Все подчёркивания выполняются простым карандашом.
Ошибки зачёркивать простым карандашом, правильный ответ писать ручкой. Букву или цифру
Зачёркиваем одной чертой наискосок, слово или выражение зачёркиваем горизонтальной чертой. Недопустимо обводить написанную букву несколько раз.
ОФРМЛЕНИЕ НАДПИСЕЙ НА ОБЛОЖКЕ ТЕРАДЕЙ.
Надписи на обложках тетрадей необходимо оформлять по единой форме, с соблюдением норм каллиграфии.
Тетрадь подписывается учеником синим цветом с указанием, для чего предназначена тетрадь(для работ по русскому языку, для работ по развитию речи, для контрольных работ), класс, номер (арабскими цифрами) и название школы, местонахождение школы, фамилия и имя ученика в Родительном падеже.
ОБРАЗЕЦ:
Тетрадь №1(№2)
для работ
по русскому языку
ученика (цы) 10 «А» класса
краевой школы-интерната
Васильева Виталия.
Предлог ПО пишется на одной строке с названием предмета.
Нумерация класса пишется АРАБСКИМИ цифрами.
Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.
Точка обязательна, имя прописывается полностью.
Оформление письменных работ по русскому языку и развитию речи.
*После классной и домашней работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).
*При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 2 см (два пальца). Соблюдение красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы.
*В ходе работы строчки не пропускаются.
*Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.
*Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см.
*Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.
*Запись даты написания работы по русскому языку и развитию речи ведётся по центру рабочей строки и оформляется в виде предложения (ставится точка)
*Дата записывается словами в форме именительного падежа прописью: Двадцать пятое ноября.
*Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и оформляется как предложение.
Классная работа.
Домашняя работа.
Работа над ошибками.
*Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру:
1 вариант. (запись римскими цифрами)
*Слово Упражнение пишется полностью посередине строки. Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются при их полном объёме.
Упражнение №251.
Допускается краткая запись: Упр.234.
*Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (Изложение. Сочинение.)
*В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с большой буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся.
Например: Ветер
восток
песок
*При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую.
Например: Ветер, восток, песок.
*При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений, терминов. Сокращается слово только на согласные:
Глухой – гл. звонкий – зв. , согласный – согл.,
существительное – сущ., прилагательное – прил.,
глагол – гл., предлог – пр., мужской род – м.р.,
женский род – ж.р., средний род – ср.р., прошедшее время – прош.вр., настоящее – наст.вр., будущее время – буд.вр., единственное число – ед.ч., множественное число – мн.ч..
Название падежей указывается заглавной буквой (И.п., Р.п.,
Д.п., В.п., Т.п., П.п.)
*Следует определить, что обозначения над словами выполнять ручкой, а также простым остро заточенным карандашом. Все подчёркивания делаются по линейке только карандашом.
*при оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определённых сокращений терминов.
*Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строка не пропускается.
*Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускается две строки. (для отделения одной работы от другой и выставления отметки за работу).
*Домашняя работа должна следовать за классной. Она не должна по объёму превышать классную, а должна быть меньше.
*Работа над ошибками.
Перед ней надо пропустить 2 строки. Слово, объяснение, пример. Если ошибка допущена в словарных словах, то написать 2-3 однокоренных слова в качестве примера. Работа над ошибками должна вестись систематически
*Объём работ. В классной работе должны просматриваться следующие виды работ: словарная работа, попутное повторение, проверочная работа, самостоятельная работа, работы обучающего характера (планы, схемы, таблицы), 2-4 вида грамматических разборов. Классная работа должна заканчиваться упражнением.
ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ УЧИТЕЛЯМИ.
*в 5-8-х классах – после каждого урока только у слабых обучающихся, а у сильных – не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности.
*в 9-11-х классах – после каждого урока у слабых обучающихся, а у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы 2 раза в месяц учителем проверялись все тетради.
*по литературе в 5 – 8-х классах – не реже 2 раз в месяц,
в 9-11-х классах – не реже 1 раза в месяц.
*по истории, обществознанию выборочно, однако каждая тетрадь должна проверяться не реже 1-2-х раз в учебную четверть.
*Учителю необходимо исправлять неправильные написания в домашних и классных работах. Неправильный ответ или ошибка зачёркивается и над ним записывается правильный вариант написания.
*В 1- 5-х классах надлежит проверять каждую работу учащихся. В 6-7-х классах учитель проверяет работы не реже 3-х раз в неделю, в 8-11-х классах не реже 2-х раз в неделю.
*проверка тетрадей осуществляется учителем только чернилами красного цвета.
*Работа учащихся ведётся ручкой с чернилами синего цвета. В классной и домашней работе для выполнения заданий используют простой карандаш (подчёркивание).
*Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку осуществляется к следующему уроку.
*В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:
При проверке изложений и сочинений в 6-11-х классах
отмечаются не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые и грамматические. На полях тетради учитель обозначает фактические ошибки знаком Ф, логические – знаком Л, речевые – знаком Р, грамматические – знаком Г.
ДРУГИЕ ПРЕДМЕТЫ.
*Допустима запись числа на полях. Оно пишется также
на 5-й клетке по вертикали и на той же строке, где и классная и домашняя работа.
*В любой работе , начиная новую страницу, сверху отступаем одну полную клетку. Слева по горизонтали отступаем одну полную клетку.
*Допускается работа цветными карандашами, вклеивание печатного текста или иллюстраций.
*Проверка работ учащихся проводится по окончанию изучения раздела. Орфографические ошибки учителем исправляются.
ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКОВ.
Дневник является официальным школьным документом. Существуют определённые требования к его ведению:
*записи выполняются аккуратно, разборчиво, грамотно, чернилами синего цвета,
*требуется заполнение всех имеющихся разделов (пунктов) данного дневника(начиная с титульного листа),
*сведения о расписании уроков, звонков, названий предметов, фамилий преподавателей заполняются под руководством учителя,
*название месяца и предметов следует писать с маленькой буквы. Допускается сокращённая запись: матем., литер., русск.яз., физ-ра,
*запись домашнего задания производится в отведённой графе. Обычно оно записывается на день следующего урока. Следует требовать от учащихся регулярно отмечать номер упражнения, страницу, особые примечания (наизусть, пересказ, ответить на вопросы,..).
*в графе «оценка» и «роспись» учителем выставляются оценки в соответствии с оценкой в журнале. Ученик подаёт дневник учителю по первому требованию. При выставлении оценок за различные виды проверочных работ допускаются дополнительные записи рядом с оценкой: к.р., дом.р….
*классный руководитель еженедельно проверяет ведение дневников, следит за накопляемостью оценок.
*родители регулярно просматривают дневники и ставят свою роспись .