СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Двоичное кодирование

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Двоичное кодирование»

Тема: «Двоичное кодирование»

Класс: 7 класс

Цель:

  • Определяет понятия «Дискретизация», «Алфавит языка», «Мощность алфавита»;

  • Расшифровывает информацию;

  • Приводит примеры преобразования информации из одной формы представления в другую.

Задачи:

  • Воспитать у учащихся самостоятельность и аккуратность;

  • Развить у учащихся умение слушать и работать;

  • Обеспечить в ходе урока прочное усвоение сведений о двоичном кодировании.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: проектор, экран, доска, презентация PowerPoint к уроку

План урока

  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Подготовка учащихся к усвоению материала

    1. Актуализация опорных знаний (2 мин)

    2. Активное целеполагание (3 мин)

  3. Изучение нового материала (15 – 20 мин)

  4. Закрепление нового материала (8 – 10 мин)

  5. Подведение итогов урока (3 – 5 мин)

  6. Рефлексия (2 – 3 мин)

  7. Домашнее задание (1 – мин)

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Вступительная речь: Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!


  1. Подготовка учащихся к усвоению материала.

    1. Актуализация опорных знаний.

Сегодня мы познакомимся с новой темой «Двоичное кодирование». Но сначала давайте выполним одно задание. Вы видите таблицу вопросов и терминов по новой теме урока. Вам необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

Вопросительные слова

Основные понятия темы

Как?

Что?

Где?

Почему?

Сколько?

Откуда?

Какой?

Каким образом?

Какая взаимосвязь?

Из чего состоит?

Каково назначение?

Дискретизация

Алфавит

Мощность алфавита

Двоичный алфавит

Двоичное кодирование

Разрядность двоичного кода


    1. Активное целеполагание.

Вопросы мы составили, а можем ли мы сейчас на них ответить? Появилось затруднение. Но с этим мы справимся после изучения темы. Поставьте себе цели на урок и приступаем к изучению.


  1. Изучение нового материала.

Для решения своих задач человеку часто приходится преобразовывать имеющуюся информацию из одной формы представления в другую. Например, при чтении вслух происходит преобразование информации из дискретной (текстовой) формы в непрерывную (звук).

Информация, представленная в дискретной форме, значительно проще для передачи, хранения или автоматической обработки. Поэтому в компьютерной технике большое внимание уделяется методам преобразования информации из непрерывной формы в дискретную.

Дискретизация информации – процесс преобразования информации из непрерывной формы представления в дискретную.

Тогда получается, чтобы представить информацию в дискретной форме, ее следует выразить с помощью символов какого-нибудь естественного или формального языка. Каждый язык имеет свой алфавит.

Алфавит – конечный набор отличных друг от друга символов (знаков), используемых для представления информации. Мощность алфавита – это количество входящих в него символов (знаков).

Алфавит, содержащий два символа, называется двоичным алфавитом. Представление информации с помощью двоичного алфавита называют двоичным кодированием. Закодировав таким способом информацию, мы получим ее двоичный код.

Или получается, что каждому символу исходного алфавита присваивается порядковый номер. Номер представляется с помощью двоичного алфавита. Полученный двоичный код будет считаться кодом исходного символа.

Если мощность исходного алфавита больше двух, то для кодировки символа этого алфавита потребуется несколько двоичных символов. Двоичные символы берутся в заданном алфавитном порядке и размещаются слева направо. Двоичные коды читаются сверху вниз.

Цепочки из двух двоичных символов позволяет представить четыре различных символа произвольного алфавита.

Цепочки из трех двоичных символов позволяет представить восемь различных символов произвольного алфавита.

Соответственно, четырехразрядный двоичный код позволяет получить 16 кодовых комбинаций, пятиразрядный – 32, шестиразрядный – 64. Длину двоичной цепочки – количество символов в двоичном коде – называют разрядностью двоичного кода.

Если количество кодовых комбинаций обозначить буквой N, а разрядность двоичного кода – буквой i, то выявленная закономерность в общем виде будет записана так: .

С помощью двоичного кода может быть представлена любая информация на естественных и формальных языках, а также изображения и звуки. Это и означает универсальность двоичного кодирования. Двоичные коды широко используются в компьютерной технике, требуя только двух состояний электронной схемы – «включено» (это соответствует цифре 1) и «выключено» (это соответствует цифре 0).

Различают равномерные и неравномерные коды. Равномерные коды в кодовых комбинациях содержат одинаковое число символов, неравномерные – разное. Неравномерное кодирование позволяет повысить скорость передачи сообщений за счет того, что наиболее часто встречающиеся в передаваемой информации символы имеют самые короткие кодовые комбинации.


  1. Закрепление нового материала.


  1. Подведение итогов урока.

Подведем итоги нашего урока.

Что было важным на уроке для вас?

Что для тебя (вас) было легко (трудно)?

Довольны ли вы своей работой?


  1. Рефлексия.

А теперь давайте сделаем свою «Лестницу успеха». Вам нужно заполнить такую таблицу:




Это я хочу узнать



Это я узнал сегодня



Это я узнал недавно


Это я знал уже давно





  1. Домашнее задание.

Запишем домашнее задание: Учебник п 1.5 – читать, рабочая тетрадь № 39,40,46,51,52.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!