ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЯРОСЛАВСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ДИЗАЙНА
Проверочная работа по истории России
ТЕМА: «Движение декабристов»
ТЕМА: «Правление Николая I в России»
Вариант 1
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности (1).
1) Восстание Черниговского полка
2) Восстание на Сенатской площади в Санкт-Петербурге
3) Восстание Семеновского полка
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца (2).
СОБЫТИЯ | | ГОДЫ |
А) Польское восстание Б) Кавказская война В) Крымская война Г) Реформа графа Киселева | | 1) 1837-1841 4) 1801-1825 2) 1825-1855 5) 1817-1864 3) 1853-1856 6) 1830-1831 |
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к периоду правления Николая I. Найдите и запишите термины, относящиеся к другому историческому периоду (2).
1) аракчеевщина
2) кодификация законов
3) "чугунный" устав
4) министерства
5) коллегии
6) бироновщина
Напишите пропущенное понятие (термин) (1).
Промышленный переворот в России в XIX в. характеризуется переходом от _____________________ к фабрике.
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами (2).
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Предоставить тем из помещиков, которые сами сего пожелают, заключать с крестьянами своими, по взаимному соглашению, договоры на таком основании, чтобы помещики сохраняли принадлежащее им полное право вотчинной собственности на землю... а крестьяне получали от них участки земли в пользование за условные повинности, на следующих главных правилах:
1. Повинности крестьян, в пользу помещиков, могут быть определены в договорах денежным оброком, произведениями, обрабатыванием помещичьей земли, или другою работою.
2. В случае неисполнения крестьянами приемлемых ими на себя по договору обязанностей, они понуждаются к тому Земскою Полициею...
3. Крестьяне, по надлежащим утверждении заключённых между ними и помещиками договоров, принимают название обязанных крестьян».
Б) «1) Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих по одиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу, то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими... 4) Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землёю отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Данный законодательный акт был издан в правление Николая Первого.
2) К изданию данного законодательного акта был причастен П.А. Столыпин.
3) Данный законодательный акт был принят в 1803 г.
4) При императоре, издавшем данный законодательный акт, было отменено крепостное право в Прибалтике.
5) Это был первый законодательный акт в истории Российской империи, ограничивавший права помещиков по отношению к крестьянам.
6) Менее чем через 20 лет после издания данного законодательного акта было отменено крепостное право в России.
Какие три из перечисленных положений характерны для взглядов славянофилов? Соответствующие цифры запишите в ответ (2)
1) принятие конституции, введение демократических свобод
2) самобытность истории России
3) возвращение к Земским соборам
4) отмена крепостного права
5) развитие России по законам мировой истории
6) необходимость утверждения буржуазных порядков
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента (2).
А) Жесткую политику по усмирению горских народов проводил наместник на Кавказе генерал _______________.
Б) ________________ мирный договор предусматривал объявление Черного моря нейтральным.
В) Теорию официальной народности выдвинул министр народного просвещения граф ______________.
Пропущенные элементы:
1) Парижский
2) Уваров С.С.
3) Суворов А.В.
4) Константинопольский
5) Ермолов А.П.
6) Киселев П.Д.
Установите соответствие между государственными деятелями и историческими событиями. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам (2).
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ | | ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ |
A) Киселев П.Д. Б) Нахимов П.С. B) Рылеев К.Ф. Г) Канкрин Е.Ф. | | 1) Польское восстание 2) Выступление декабристов 3) Финансовая реформа 4) Реформа государственной деревни 5) Оборона Севастополя |
Прочтите отрывок из исторического источника и назовите имя, отчество, фамилию императора, о котором идет речь (1).
«Все действия императора были согласны с моими правилами и моими желаниями. Либерализм, столь нам несвойственный, обезоружен и придавлен; слова "правосудие" и "порядок" заменили слово "свобода". Строгость его никто не смел да и не хотел назвать жестокостью, ибо она обеспечивала как личную безопасность каждого, так и вообще государственную безопасность. Везде были видны весёлые и довольные лица, печальными казались только родственники и приятели мятежников 14 декабря... Полтораста осуждённых выведены на площадь перед крепостью, им прочтено решение суда, над ними переломлены шпаги, сняты с них мундиры и фраки, они облечены в крестьянское платье и отправлены в ссылку. Пять человек были повешены... в этот день жители Петербурга исполнились ужаса и печали».
Установите соответствие пустых ячеек таблицы с пропущенными элементами. Запишите цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам (3).
Событие | Дата | Участник(-и) |
Синопское сражение | _________ (А) | _________ (Б) |
___________ (В) | 1812 | Багратион П.И. |
Публикация Полного свода законов Российской империи | 1830 | __________(Г) |
Образование "Южного общества" | __________ (Д) | ____________ (Е) |
Пропущенные элементы:
1) Оборона Севастополя
2) 1821
3) 1853
4) Бородинское сражение
5) Сперанский М.М.
6) Уваров С.С.
7) Пестель П.И.
8) Нахимов П.С.
9) Ушаков Ф.Ф.
11. Распределите представителей различных направлений общественной мысли в России во второй четверти XIX в. по соответствующим категориям. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам (2).
A) Западники
Б) Славянофилы
В) Консерваторы
1) Грановский Т.Н.
2) Уваров С.С.
3) Погодин М.П.
4) Хомяков А.С.
5) Соловьев С.М.
6) Киреевский И.В.
12. Напишите фамилии исторических деятелей, изображения которых представлены ниже. Запишите в ответ фамилии, расположив их в порядке, соответствующем буквам (3).
А) Б) В) Г) Д)
13. Выберите характеристики, соответствующие историческим деятелям, представленным в задании №12. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам из задания №12 (3).
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Министр государственных имуществ; занимался улучшением положения государственных крестьян.
2) Сторонник установления в России республики; выступал за физическое уничтожение императора и его семьи.
3) Главный начальник Третьего отделения С.Е.И.В.К., шеф жандармов.
4) Ближайший помощник Александра I, автор проекта государственных реформ; при Николае I провел кодификацию законодательства.
5) Командовал русской эскадрой и одержал победу в последнем в истории крупном сражении парусного флота.
6) На Западе его называли "жандармом Европы", а современную ему Россию "тюрьмой народов".
14. Рассмотрите схему и выполните задание (2).
являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте,
1) На карте изображены события Кавказской войны.
2) Союзником России в этой войне была Австрия.
3) К указанному периоду войны относится Синопское сражение.
4) Русскими войсками командовали Корнилов В.А. и Нахимов П.С.
5) Война завершилась подписанием Парижского мирного договора.
6) Во время войны в России произошла смена императоров.
15. Рассмотрите схему в задании №14 и выполните задания (2).
А) Цифрой «2» на карте обозначено событие начального периода войны. Укажите название этого события.
Б) Цифрой «1» на карте обозначено место героической обороны, продолжавшейся 349 дней. Напишите название города.
Критерии оценивания:
0-10 баллов - "2"; 11-20 баллов - "3"; 21-25 баллов - "4"; 26-30 баллов - "5"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЯРОСЛАВСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ДИЗАЙНА
Проверочная работа по истории России
ТЕМА: «Движение декабристов»
ТЕМА: «Правление Николая I в России»
Вариант 2
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности (1).
1) Проведение реформы государственных крестьян П.Д. Киселева
2) Крымская война
3) Указ об обязанных крестьянах
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца (2).
СОБЫТИЯ | | ГОДЫ |
А) Указ об обязанных крестьянах Б) Синопское сражение В) Создание "Союза спасения" Г) Казнь пятерых декабристов | | 1) 1853 4) 1812 2) 1826 5) 1842 3) 1816 6) 1856 |
Ниже приведен перечень фамилий видных исторических деятелей. Все они, за исключением двух, относятся к периоду правления Николая I. Найдите и запишите цифры, под которыми указаны исторические деятели, не соответствующие этому условию (2).
1) Канкрин Е.Ф.
2) Бенкендорф А.Х.
3) Багратион П.И.
4) Нахимов П.С.
5) Сперанский М.М.
6) Кутузов М.И.
Напишите пропущенное слово (1).
В ходе денежной реформы Е. Ф. Канкрина главной единицей обращения стал ___________________ рубль, что придало постоянство денежному курсу.
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами (2).
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Исцелить новейшее поколение от слепого необдуманного пристрастия к... иноземному, распространяя в юных умах разумное уважение к отечественному... оценить... все противоположные элементы нашего гражданского образования... искать этого знаменателя в тройственном понятии православия, самодержавия, народности — такова цель, к которой Министерство народного просвещения приближалось десять лет».
Б) «Мы заблагорассудили разделить Государственные дела на разные части, сообразно естественной их связи между собой, и для благоуспешнейшего течения поручить оные ведению избранных Нами Министров, постановив им главные правила, коими они имеют руководствоваться в исполнении всего того, чего будет требовать от них должность, и чего Мы ожидаем от их верности, деятельности и усердия к благу общему
По сему в следующих статьях означаются все сии части в естественной их связи между собой, все предметы к ним принадлежащие, равно как и главные обязанности Министров, коих ведению оные препоручаем. I. Управление Государственных дел разделяется на 8 отделений, из коих каждое заключая в себе все части, по существу своему к нему принадлежащие, составляет особое Министерство и находится под непосредственным управлением Министра, коего Мы назначаем ныне, или впредь назначить заблагорассудим».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) В год издания законодательного акта Россия вступила в Крымскую войну
2) Законодательный акт был издан Александром Первым.
3) Автор данного сочинения стремился установить контроль над университетами.
4) Издавший законодательный акт император погиб в результате террористического покушения.
5) Император, издавший законодательный акт, взошёл на престол в результате дворцового переворота.
6) Положения сочинения легли в поддержанную властью теорию официальной народности.
Какие три положения из перечисленных ниже относятся к «Русской правде» П. И. Пестеля? Соответствующие цифры запишите в ответ. (2).
1) сохранение в неприкосновенности сословных прав и привилегий
2) установление конституционной монархии
3) унитарное государство
4) федеративное государство
5) установление республики
6) освобождение крепостных крестьян
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента (2).
А) ______________ был автором "Русской правды".
Б) Подполковник Муравьев-Апостол С.И. был одним из руководителей восстания _______________ полка.
В) Работу по кодификации российского законодательства при Николае I возглавил _______________ .
Пропущенные элементы:
1) Сперанский М.М.
2) Пестель П.И.
3) Трубецкой С.П.
4) Черниговского
5) Семеновского
6) Каховский П.Г.
Установите соответствие между государственными деятелями и историческими событиями. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам (2).
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ | | ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ |
A) Милорадович М.А. Б) Ермолов А.П. B) Корнилов В.А. Г) Бестужев-Рюмин А.П. | | 1) Война на Кавказе 2) Финансовая реформа 3) Восстание на Сенатской площади 4) Восстание Черниговского полка 5) Крымская война |
Прочтите отрывок из работы историка В. П. Никольского и назовите имя, отчество и фамилию императора, о котором идет речь (1).
«Захваченный всецело сначала идеей ниспровержения европейского тирана Наполеона, а затем ловко увлеченный Меттернихом мыслью искоренить в Европе революционные идеи, [император] надолго увлекается ролью европейского арбитра, навсегда отвлекаясь от своих прежних светлых идеалов в деле перестройки собственного государства. Бремя внутреннего правления становилось при этих условиях для него все тяжелее и невыносимее. Явилась необходимость часть этого бремени переложить на доверенного и ближайшего своего помощника .
Таким избранником оказался граф Аракчеев, ставший к концу царствования [императора] неограниченным, бесконтрольным правителем всего государства, единственным докладчиком по всем делам правления ».
Установите соответствие пустых ячеек таблицы с пропущенными элементами. Запишите цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам (3).
Событие | Дата | Участник(-и) |
___________ (А) | _________ (Б) | Нахимов П.С. |
___________ (В) | 1854-1855 | Истомин В.И., Тотлебен Э.И. |
Публикация Cвода законов Российской империи | 1833 | __________(Г) |
Образование "Северного общества" | __________ (Д) | ____________ (Е) |
Пропущенные элементы:
1) Оборона Севастополя
2) Аракчеев А.А.
3) 1822
4) Синопское сражение
5) Сперанский М.М.
6) 1830
7) Пестель П.И.
8) Муравьев Н.М.
9) 1853
11. Распределите представителей различных направлений общественной мысли в России во второй четверти XIX в. по соответствующим категориям. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам (2).
A) Консерваторы
Б) Демократы
В) Либералы
1) Тургенев И.С.
2) Белинский В.Г.
3) Булгарин Ф.В.
4) Герцен А.И.
5) Уваров С.С.
6) Грановский Т.Н.
12. Напишите фамилии исторических деятелей, изображения которых представлены ниже. Запишите в ответ фамилии, расположив их в порядке, соответствующем буквам (3).
А) Б) В) Г) Д)
13. Выберите характеристики, соответствующие историческим деятелям, представленным в задании №12. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам из задания №12 (3).
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Его идеалом была армия; за пристрастие к муштре и наказаниям его прозвали Палкиным, в официальной истории остался как Незабвенный.
2) Его личным цензором был сам Николай I.
3) Был убит в результате заговора.
4) Руководитель Южного общества; казнен в Петропавловской крепости.
5) Освободитель Европы; в официальной историографии именовался Благословенным.
6) Герой Синопского сражения; руководил обороной Севастополя
14. Рассмотрите схему и выполните задание (2).
являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте,
1) Участником войны был адмирал Ушаков Ф.Ф.
2) Россия в этой войне не имела союзников.
3) Итогом изображенных на карте военных операций стал запрет России и Османской империи иметь военный флот на Черном море.
4) На карте обозначены три театра военных действий: Балканы, Крым, Кавказ
5) Противниками России в войне были Франция и Австрия.
6) Одновременно с событиями, показанными на карте, войска союзников атаковали Соловецкий монастырь и Петропавловск-Камчатский.
15. Рассмотрите схему в задании №14 и выполните задания (2).
А) Напишите название города, в котором был подписан мирный договор, завершивший показанную на карте войну.
Б) Цифрой «2» на карте обозначен один из портов, где произошло крупное сражение, закончившееся победой России. Напишите название порта.
Критерии оценивания:
0-10 баллов - "2"; 11-20 баллов - "3"; 21-25 баллов - "4"; 26-30 баллов - "5"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЯРОСЛАВСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ДИЗАЙНА
Проверочная работа по истории России
ТЕМА: «Революция 1917 года и Гражданская война в России»
КЛЮЧ
Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны требуемые слова (словосочетания), последовательность цифр.
Максимальное количество баллов, которые можно получить за правильный ответ, указано в задании в скобках.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 7, 9 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 3, 5–8, 11, 14, 15 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка, – 1 баллом; если допущено две и более ошибки или ответ отсутствует, – 0 баллов.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 10, 12, 13 оценивается 3 баллами; если допущена одна ошибка, – 2 баллами; если допущено две-три ошибки, – 1 баллом; если допущено четыре и более ошибки или ответ отсутствует, – 0 баллов.
ВАРИАНТ 1 | | ВАРИАНТ 2 |
1 | 1--2--3 | 1 | 3--2--1 |
2 | 1,2,6,4 | 2 | 1,5,2,4 |
3 | 1,3 | 3 | 1,6 |
4 | "военный коммунизм" | 4 | большевиков |
5 | 5,6 1,4 | 5 | 2,3 1,4 |
6 | 2,4,6 | 6 | 2,3,4 |
7 | 3,5,1 | 7 | 5,3,1 |
8 | 2,1,4,3 | 8 | 2,1,4,5 |
9 | Михаил Александрович Романов | 9 | Николай Александрович Романов |
10 | 2,3,6,1,8,7 | 10 | 2,5,7,3,1,8 |
11 | 2,3,6 1,4,5 | 11 | 1,3,4 2,5,6 |
12 | Буденный С.М., Алексеев М.В., Колчак А.В., Чапаев В.И., Троцкий Л.Д. | 12 | Ленин В.И., Корнилов Л.Г., Тухачевский М.Н., Деникин А.И., Фрунзе М.В. |
13 | 2,6,4,1,3 | 13 | 4,2,1,6,3 |
14 | 1,3,6 | 14 | 1,3,4 |
15 | Врангель, Перекоп | 15 | Гражданская, Севастополь |
Критерии оценивания:
0-10 баллов - "2"; 11-20 баллов - "3"; 21-25 баллов - "4"; 26-30 баллов - "5"