СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно- нравственное воспитание личности.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы в нашем обществе остро встала проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Данную тему нельзя обойти вниманием и в современной российской школе. На уроках географии, особенно выпускных классов, тему духовно-нравственного можно освещать в темах, которые касаются нацаональных и других проблем.

Просмотр содержимого документа
«Духовно- нравственное воспитание личности.»

Духовно- нравственное воспитание личности

в условиях новой модели образования.



Ребёнок- это факел, который нужно зажечь,
а не сосуд, который надо наполнить.

Ф. Рабле

В сложивщихся социально- экономических условиях актуальной становится проблема духовно- нравственного воспитания личности .

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, инициативного и компетентного гражданина России. Духовно- нравственное развитие- это процесс последовательного расширения и укрепления целостно- смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Духовно- нравственное развитие личности является сложным многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом. На решение проблем воспитания достойного человека направлена работа учителя географии с обучающимися как на уроках, так и во вне урочное время, работа с родителями. Основной целью такой работы является формирование воспитательной среды, обеспечивающей воспитание подрастающего поколения, направленное на поддержание, развитие и укрепление в молодых людях гуманности, высокого патриотического сознания, пробуждения в них стремления к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи. Повысить воспитательный потенциал в плане гражданско- патриотического и духовно- нравственного воспитания, формировать личностную культуру обучающихся, социальную, семейную культуру, развивать взаимодействие учителя с социальными партнёрами в лице государственных, религиозных и общественных организаций.

Основным содержанием духовно- нравственного воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально- исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. Предмет « География» предоставляет большие возможности для воспитания подрастающего поколения. Так на уроках географии, в теме «Национальный состав населения России» ( 9 класс) широко использую данные методы и приёмы. В рамках предметной недели были проведены экологические часы (8 класс), уроки друзей природы, КТД « Природа и фантазия», «Экологический бумеранг». Приняли участие в областном марафоне «Тамбовский край- мой чистый дом», который организован ТОГБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» . В результате проделанной природоохранной работы были изготовлены и развешены листовки и аншлаги данной тематики. Обучающиеся нашего образовательного учреждения убрали от бытового мусора часть лесного массива, прилегающего к школе. Ежегодно высаживают саженцы молодых деревьев. За каждым классным коллективом закреплена территория, на которой ведется работа по очистке от разного вида мусора.

Традиционными источниками нравственности являются патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Основными направлиниями духовно- нравственного воспитания личности гражданина России становятся:

  • Формирование патриотизма- любви к России, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству. ( На уроках географии в 8 и 9 классах, в темах « Население», « География своего региона», на уроках географического краеведения в 6 классе, на уроках геоэкологии в 8 классе прививаем любовь к стране и родному краю, путём проведения экскурсий как на природу, так и на местные предприятия. Старшеклассники выполняют творческие и исследовательские работы «Население города Котовска», основанные на данных городского отдела ЗАГС).

  • Развитие гражданственности- долга перед Отечеством, старшим поколением и семьёй. Участие в благотворительных марафонах, акциях, музейной экспозиции «Поклонимся великим тем годам». Классный коллектив имеет шефство над ветеранами войны и труда.

  • Содействие сознательному отношению к семейным ценностям- любви и верности, здоровью, достатку, почитанию родителей, заботе о старших. Во время проведения недели географии для шестиклассников организовали и провели игру- поиск «Древо жизни». Каждую учебную четверть проходят семейные праздники.

  • Развитие трудолюбия и творчества- созидательности, креативности, целеустремленности, бережливости. Данное направление осуществляется через организацию общественно- полезного труда, дней самоуправления. На протяжении всего учебного года проходит профориентационная работа.

  • Способствование освоению основ наук через познание, стремление к истине, формирование экологического сознания.( На уроках геоэкологии в 8 классе и рамках недели географии проходит « Экологический брейн- ринг» для старшеклассников, где обучающиеся решают вопросы охраны окружающей среды).

  • Изучение основ традиционных российских религий, как принятие школьниками религиозных ценностей в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах. Такое направление получило широкое развитие на урока географии в 9 классе «Население РФ. Основные религии России».

  • Формирование осознанного отношения к природе, как к жизни, родной земле, планете с заповедной природой. В рамках этого направления проходят библиотечные уроки, творческие конкурсы, выставки, фестивали, читательские конференции.

  • Содействие пониманию значения человечества для мира во всем мире, многообразия культур и народов, международному сотрудничеству и прогрессу. Проходят еженедельные информационные обозрения.

Реализация намеченного основывается на совершенствовании методов работы по духовно- нравственному воспитанию, координации деятельности всех школьных служб в целях обеспечения положительного влияния на процесс воспитания и развития личности в условиях новой модели образования, налаживания тесных связей с социальными партнёрами, выстраивания эффективного взаимодействия с семьями обучающихся.

Сивушова Е. А.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!