Тема: « ДРУЖБА – СИЛА!»
«Глаза дружбы редко ошибаются» Вольтер
(Друзья видят друг в друге не только хорошее, но и замечают недостатки.) Сл.1
Цель: выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; развивать умения и навыки работать коллективно, делать выводы, устанавливать взаимосвязь между событиями и их последствиями; воспитание добрых качеств, умение дружить и бережно относиться друг к другу, способствовать воспитанию чувства уважения, толерантности, взаимопомощи, взаимоподдержки, сплочению коллектива; способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности обучающихся.
Задачи:
•формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;
• формировать у обучающихся культуру общения (коммуникативные умения);
•формировать умение высказывать и отстаивать свое мнение.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, гитара, иллюстрации, бумага, маркеры, свеча-сердце.
Ход занятия
Организационный момент.
-обучающиеся делятся на 2 группы
Мотивация воспитательной деятельности.
Учитель: Ребята! Сегодня у нас очень интересная, но вместе с тем и серьезная тема классного часа. А о чем мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке ледяной. (Медведь)
2. Одной ручкой всех встречает,
а другой провожает. (Дверь)
3. В лесу у пня с утра беготня,
народ рабочий – весь день хлопочет. (Муравьи)
4. С неба – звездой, в ладошку – водой. (Снежинка)
5. Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)
6. Из горячего колодца, через нос водица льется. (Чайник)
Вы справились с заданием и отгадали все мои загадки. Какое же ключевое слово у вас получилось? (ДРУЖБА) - ответы детей. Сл.2
| м | е | д | в | е | д | ь | |
д | в | е | р | ь | | | | |
| | м | у | р | а | в | ь | и |
с | н | е | ж | и | н | к | а | |
г | р | и | б | | | | | |
| | ч | а | й | н | и | к | |
Итак, ребята! Вы догадались о чём будет наш сегодняшний разговор. (Дети называют тему классного часа)
3. Сообщение темы и цели классного часа. Сл.3
Сегодня мы рассмотрим следующие, на мой взгляд, очень важные вопросы:
Как вы понимаете слово «дружба»?
Кто такой друг?
Кто может быть другом?
Что значит дружить?
4.Работа над темой классного часа
Учащиеся отвечают на вопросы; рассматривают определение слова;
Дружба – это отношения между людьми на основе доверия и уважения, общих интересов, духовной близости. Сл.4
Учитель: А для чего человеку нужен друг? ( После ответов детей послушать стихотворения и сделать выводы)
1.Мне нужен друг, такой, чтоб всё с ним вместе,
Такой, чтоб нас с ним не разлить водой
Мне нужен друг, как сердцу нужна песня,
Как небу звёзды в тишине ночной.
2.Мне нужен друг, не потому что скучно
И не затем, чтобы ходить в кино
Призванье друга в 1000 раз лучше,
Но жаль его не всем понять дано.
3.В глаза один всю правду тебе скажет,
Один тебя поймет и всё простит
Мы выбираем друга лишь однажды
Мне нужен друг, как сердцу нужен стих.
4.Если дружбой дорожить,
Можно спорить и дружить,
И не вспыхнет ссора
Из любого спора.
Учитель: из этого стихотворения следует, что друзья имеют свои особые качества и многие вещи они делают вместе. Например, Елисея и Диму, связывает музыка. Они оба посещают музыкальную школу. И пока, вы, будете определять какими качествами должен владеть друг,
Лупенко Дмитрий исполнит музыкальную композицию.
- заслушать ответы детей;
-моделирование дружбы.
А сейчас, ребята, я буду называть вам положительные и отрицательные качества человека, если оно подходит к слову “друг”, то хлопаем в ладоши 3 раза, если нет – тишина.
Положительные качества личности | Отрицательные качества личности |
доброта, честность, ум, смелость, сила, трудолюбие, чувство юмора, щедрость, аккуратность, преданность, целеустремленность, мужество, умение держать слово, бескорыстие, согласие, умение слушать и уступать другу, доверие, уважение, терпимость, обязательность, умение признавать свои ошибки, терпение, несёт ответственность за друга, волнение, переживание, радость за друга, умение давать полезные советы, умение оказывать помощь, поддержка в хорошем деле | злоба, лень, хвастовство, жадность, зависть, трусость, неряшливость, эгоизм, подлость, оскорбления, насмешки над своим товарищем, отрицательное влияние на друзей, поддержка в озорстве и хулиганстве |
Учитель: А какое главное качество друга? (да, это преданность и надежность)
Исполняется песня В. Высоцкого «Если друг оказался вдруг» под аккомпанемент гитары Козыревым Елисеем.
Ребята! А вы знаете пословицы, поговорки о дружбе?
Задание группам будет следующее:
- сложить с набора слов пословицы и поговорки, объяснить их смысл.
(по 5 пословиц каждой группе)
Для дорогого друга - ворота настежь.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
Не бросай друга в несчастье.
Нет друга - ищи, нашёл - береги.
Одёжка хороша новая, а друг - старый.
Старый друг лучше новых двух.
Человек без друга, что земля без воды.
Дружба заботой да подмогой крепка.
Человек без друзей, что сокол без крыльев
Учитель: Хорошо справились и с этим заданием. Мне кажется из всепословиц и поговорок главные эти, которые вы видите перед собой на доске. Сл.5
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Старый друг, лучше новых двух.
Учитель: Нет народа, у которого бы не было легенд, поговорок, пословиц о дружбе. Во все времена очень высоко ценились дружба, верность, преданность. Вот и мы вспомнили пословицы и поговорки о дружбе. В совместной работе, в общем деле, отдыхе, во взаимовыручке народ усматривал силу в дружбе. И у нас в классе есть девочки, которым дружба помогает, и петь, и танцевать… Сейчас мы посмотрим танец, а споют Дарина и Стелла чуть позже.
- Танец «Есть друзья…»
Учитель: А сейчас, дети, послушайте небольшую сказку:
Сл.6
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет, волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, что бы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в установленное место к трем соснам, что стояли на краю леса…Пришла и видит: стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот, выбирай, - сказал дедушка-волшебник. - Одну зовут - Радость, другую- Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, - ответил волшебник, - Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой: у одной - как небо - синие, у другой - как изумруд - зеленый, у третьей - как яхонт - серые, у четвертой - как темный бархат - черные, у пятой - как незабудки - голубые.
Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку…
- Вот и вся сказка. Ну, а вы, ребята, кого бы выбрали себе?
Учитель: для того, чтобы иметь хороших друзей и так, чтобы на всю жизнь, для этого нужно соблюдать определенные правила дружбы. Как вы думаете, какие? (дети отвечают). А теперь попробуем составить свои правила дружбы. (подсказка есть на партах-выбрать нужное)
- Составление правил дружбы
(пока ребята советуются, составляют)
Дарина и Стелла исполняют песню «Подружки»)
- на доске прикрепляют и проговаривают правила дружбы Сл.7
Законы дружбы
Один за всех, и все за одного.
С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.
Не спорь с другом по пустякам.
Не ябедничай.
Не зазнавайся, если у тебя что - то хорошо получилось.
Не сердись и не падай духом, если у тебя что – то не получилось.
Помоги друзьям в беде.
В разговоре и в игре не будь грубым.
Умей поддержать, когда нужно
Всегда говорить правду
Помогай товарищу, если умеешь делать что- то, научи его.
Если товарищ попал в беду, помоги, чем можешь.
Умей сопереживать товарищу не только в горе, но и в радости.
Старайся выручить товарища.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Если друг в чём-то не прав, скажи ему об этом первый.
Не обзывай и не унижай своего друга.
Помогай другу в беде.
He смейся над его недостатками.
Выбирай друзей по качествам, а не по одежде.
Будь честен.
Умей в тактичной форме указать на недостатки друга.
Не обижайся на критику или совет товарища
НЕ ссорься с товарищами, не спорь по пустякам.
Не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться чужим успехам.
Если поступил плохо, не стесняйся признаться и исправиться.
Учитель: Дружба возможна при соблюдении определенных законов, важнейшими из которых являются уважение друг к другу, умение признавать свои ошибки, терпимость.
В наше неспокойное время, очень важно иметь надежных, верных друзей, которые всегда придут на помощь, сумеют подставить свое плечо в нужный момент. Я думаю, что тем, кто защищает нашу молодую республику, выстоять помогает именно-ДРУЖБА СОЛДАТСКАЯ. Что же мы пожелаем себе и тем кто нас защищает?
- Игра «Круг пожеланий»
Учащийся на листочке пишет пожелание, загибает полосочку листа (так, чтобы не было видно надписи) и передаёт другому. В листочке должен каждый написать пожелание (листок передаётся). Когда лист возвращается учителю, он зачитывает пожелания, написанные детьми для всех.
- Словарная работа.
Учитель: Иногда люди путают такие понятия как «Знакомый, приятель, товарищ, друг». Я думаю после того, что вы узнали на сегодняшнем классном часе, то сможете определить значение этих слов верно.
(учитель читает начало предложения, ученики угадывают последнее слово). Сл.9
- О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать… (знакомый)
- О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы сможете... (приятель)
-Об однокласснике, с которым за 6 лет съеден пуд соли, скажете… (товарищ)
- О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите свои радости и печали, скажете… (друг)
5. Закрепление темы классного часа
- Ученик читает стихотворение “Друзья”.
Мы с соседом Петькой -
Верные друзья.
Он получит двойку -
Получаю я.
Вместе мяч гоняем,
Вместе лёд сосём,
На уроке пения
Громче всех поём.
Он залез в малину -
Я малину рву.
Он порвёт штанину-
Я свою порву.
Мы всегда весёлые,
Мы навек друзья.
Потеряй он голову-
Потеряю я.
- Правильно ли мальчики понимают, что такое дружба?
- Обсуждение проблемных ситуаций в группах:
-Твой друг не сделал домашнее задание и просит у тебя тетрадку, чтобы списать. Твои действия.
- Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
-Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
-Твой друг плохо учится и тебе запрещают с ним дружить.
-Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.
- Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
-Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получаешь ты.
-Твой друг не хочет, чтобы ты ещё с кем-то дружил.
Учитель: Ребята! А вы считаете наш класс дружным? Да!
Тогда я предлагаю вас всех встать в круг дружбы, взяться за руки и сказать друг другу приятные слова:
В нашем классе – все друзья!
Я, ты, он, она – вместе дружная семья!
Посмотрите на себя, на соседа справа, на соседа слева.
В нашем классе все друзья! (эти слова произносят все вместе)
-Я, ты, он, она – вместе дружная семья!
Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа!
В нашем классе все друзья!
Я, ты, он, она – вместе дружная семья!
Посмотрите на себя – вместе мы сто тысяч “Я”!
(Детям раздаются светящиеся сердечки)
А теперь давайте зажжём, сердце нашего класса, чтобы его тепло передалось каждому из нас!
(дети передают горящую свечу и поют песню «Вот, что значит настоящий верный друг»)
- ученики читают стихи:
1.Дружба школьная прекрасна!
Не страшны ей года!
Где бы ни были, ребята,
Помните школьных друзей всегда!
2.Надо мне, чтобы юные души
Научились любить и дружить,
Друга выслушать, песню послушать
И любовью могли дорожить.
3.Чтоб весною нам ласточка пела,
И судьба всех нас была хороша.
Чтобы вечной струною звенела,
И была вечно юной душа.
5. Подведение итогов.
Учитель: Дружба-это великая ценность. Она помогает, нам учится, работать, жить. Это она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить.
Представьте себе весы. На одной чаще дружба, а на другой богатство. Какая чаша перевесит, как вы думаете? Конечно, дружба перевесит чашу с богатством, потому что рано или поздно деньги закончатся, а вот дружба останется навсегда.
Ну а главное, в чем наша сила?
СИЛА В ДРУЖБЕ.
Итак, наш классный час подошел к завершению. И я желаю всем иметь верных, надежных друзей, а у кого их еще нет – приобрести! Сл.10