Достижения обучающихся воспитанников в досуговой деятельности
В центре моей воспитательной работы – организация познавательной деятельности учащихся на творческом уровне. Социально – культурная компетенция представляет собой осознанную целостную систему включения детей в практико-ориентированную воспитательную среду и взаимодействие детей с объектами культуры, организацию педагога, ситуаций социально-культурной деятельности (театр), включающую в себя ряд структурных компонентов. (cм. рисунок 1). По формированию социально – культурных основ у моих воспитанников, я наметила следующие перспективные задачи:
создание свободного творческого пространства для самореализации ребят.
воспитание творческого «Я», умеющего конструировать собственное пространство жизнетворчества.
развитие творческих, интеллектуальных, художественных способностей.
воспитание человека культуры и веры в свои возможности.
Клубная деятельность
«Мир кукол»
Культурно - массовая работа
Работа природным материалом
Социально - культурная компетенция
Участие в общешкольных мероприятиях
Проведение занятий, презентации
Система дополнительного образования
Рис. 1 Ряд компонентов социально – культурной компетенции
«Творчество открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют источники чувств» В.А. Сухомлинский.
Моя тема по самообразованию: «Нравственное и эстетическое воспитание учащихся посредством кукольного театра». Кукольный театр позволяет решать комплекс коррекционно – воспитательных задач – развитие пластики, движений, мимики, жеста. Один из компонентов социально – культурной компетенции – клубная работа. Для меня и моих воспитанников клубная работа – это театр кукол. Наш театр мы назвали «Мир кукол».
Цель: Воспитание у подростков интереса к искусству как к средству выражения чувств, мыслей, отношения и разнообразных замыслов. Развитие творческих способностей в области сценического искусства. Художественное и эстетическое воспитание не может гармонично протекать без такого компонента, как театрализованная деятельность, которая является важным направлением в моей воспитательной работе.
Театрализованной деятельностью со своими воспитанниками я занимаюсь уже 3 года. Начинали с небольших постановок. Была проведена кропотливая работа, требующая усидчивости, внимания, и терпения. За это время мы показали младшим школьникам кукольные спектакли «Дюймовочка» (мероприятия для младших школьников «Путешествие в мир сказок»), «Друзья познаются в беде», «Колосок», (К празднику Осени) русские народные сказки «Гуси –лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Кот хвастун».
Также мы выступали в детском саду № 48 «Юнга» и МДОУ № 196 и показывали дошкольникам сказки «Кот хвастун» и «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Сколько впечатлений, положительных эмоций, радости было у маленьких дошколят!
Театральная игра - это своеобразная форма приобщения моих ребят к будущей взрослой жизни, школа человеческих отношений, где устанавливаются контакты, формируются нравственные и моральные основы. Выполнение при подготовке спектаклей творческих заданий, способствуют интенсивному развитию мимики, жестикуляции, интонационной выразительности, воображения, тренируют произвольное внимание.
Занимаясь театрализованной деятельностью, мои ребята усвоили один из главных законов жизни – все, что происходит в жизни человека, при правильном видении, способствует его внутреннему росту. Жизненные испытания всегда даются по силам, и если человек не теряет веры и надежды, он справляется с трудностями и переходит на более высокий уровень развития, становится добрее и умнее. Именно поэтому мы с большим удовольствием занимались театрализованной деятельностью и видели результат своего труда. И как было приятно ребятам, когда им хлопали младшие школьники, а педагоги говорили слова благодарности, и я радовалась вместе с ними.
Итак, отметим факт, позволивший усилить активность детей в досуговой, творческой и других видах деятельности – организация кукольного театра. Данная клубная работа расширила не только компонент мастерства в изготовлении и вождении кукол, но и стимулировала литературное творчество детей – составление сценариев, развитие речевого аппарата (монологической речи); художественно – эстетическом направлении – изготовлении декораций, бутафорий, позволила закрепить навыки коммуникативной деятельности. Таким образом, мне удалось мотивировать детей не только на работу в клубе, но и найти себя в других видах деятельности, исходи из собственных потребностей, задатков, потенциала.
Следующий компонент социально – культурной компетенции – работа с природным материалом. Работа с природным материалом дает мне возможность проводить коррекционно-воспитательную работу, направленную как на совершенствование и закрепление умений и навыков, развитие кисти рук, осязания мелкой моторики, так и на воспитание творческого воображения и художественного вкуса. Это один из путей приобщения воспитанников к природе.
Я учу своих воспитанников видеть природу через скрытые возможности материала и основное - это стремление воспитать, развивать в детях положительные качества эстетическое чувство и трудолюбие. Еще В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способности и дарования детей – на кончиках их пальцев, и от пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Каждый год в нашей школе – интернате проходит экологическая декада «Природа и мы», «Природа не слепок, не бездушный лик», в которой мои воспитанники принимаю активное участие.
На конкурс были представлены работы из природного материала: «Озеро Надежды» «Дальняя дорога», «Белоснежка и семь гномов», «Веселый хоровод”, работа из листьев «Жар птица», «Подводный мир», «Поросенок - путешественник», «Кактус – красавчик идет в гости», «Внучки Бабки – Ежки», «Праздничный букет». Воспитанники моей группы участвовали в экологическом проекте, который был направлен на социализацию детей школы-интерната.
В новом учебном году мы принимали участие во всероссийском конкурсе «Медалинград», «Педагогика 21 века», «Созвездие» в номенации декоративно – прикладного творчества. На конкурс были представлены работы: «Старичок Боровичок», «Жар птица», «В мире сказок», «Дальняя, дальняя, дальняя дорога…» Все работы были отмечены грамотами и призовыми местами.
Участие в таких конкурсах позволяет детям почувствовать равные возможности с другими и уверенность в своих силах, а это - уже состояние человека адекватно взаимодействующего с миром.
«Старичок – Боровичок»
«Белоснежка и 7 гномов»
«В мире сказок и приключений»
«Жар
птица