СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа "Школа природы"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа "Школа природы"»


Муниципальное казённое учреждение

дополнительного образования

Центр детского и юношеского творчества г.Приволжска



Согласована «Утверждаю»

с Методическим советом Директор МКОУ ДОД ЦДЮТ

Протокол № ______________ Н.Е. Смирнова

от __________ 201_ г. Приказ №___

от___________ 201__ г.








Дополнительная общеразвивающая

программа



«Школа природы»










Срок реализации: 4 года

Возраст обучающихся - 6 - 11 лет

Направление деятельности:

естественнонаучное




Составитель: Кобзарь Елена Юрьевна,

педагог дополнительного образования







Приволжск 2019



Пояснительная записка

Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Оно является неотъемлемой частью общей системы экологического просвещения и подготовки специалистов в самых разных отраслях деятельности. Обязанность преподавания экологических знаний в учебных заведениях относится к числу важнейших принципов государственной экологической политики России.


Изучение экологии школьниками придаст новый импульс в выдвижении новых ценностей для них: отношение к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения ко всему живому. Познавая окружающий мир и вооружившись знаниями об этом мире, ребята учатся анализировать природную среду как сложную, дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии, учатся рассматривать биосферу Земли как экологическую нишу человечества. Ценность подобного опыта для ребёнка непреходяща. Научить его сохранять и охранять окружающую среду, научить его чувствовать, сопереживать, воспитывать ответственность за свои поступки – эти вечные задачи человечества не потеряли своей актуальности в наше неспокойное время. Трогательные отношения с окружающим нас миром распространяются на чувственную сферу молодого человека. И из маленького мирка детства он переносит эти чувства в дальнейшую взрослую жизнь.


А) В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Следовательно, формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как результат экологического образования, сколько как экологического воспитания. Программа решает проблемы занятости подростков в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а так же помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Сущность экологического образования в том, что оно представляет собой не только психолого-педагогическую систему, но и социально- педагогическую, и воздействует не только как педагогический фактор, но и как фактор социальный.


Б) Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия часто проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают, учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах.


Суть авторского подхода состоит в том, что на третьем году обучения создаются условия для выработки у учащихся активной жизненной позиции, а так же условий для развития творческих способностей. Всё вышесказанное обязательно учитывает желания, интересы, ценностные установки воспитанников.





Цель программы:


На основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе.


В соответствии с поставленной целью формируются и задачи школы:


Обучающие:

дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

научиться применять на практике знания, полученные в школе.


Развивающие:

развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

повышать общий интеллектуальный уровень подростков;

развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.


Воспитательные:

прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

воспитывать потребность в общении с природой;

способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;

способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.


Г) Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:

к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов;

к формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение;

к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.


Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания:

  • Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).

  • Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).

  • Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.

  • Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).

  • Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).

  • Принцип ориентации на успех.

  • Принцип взаимоуважения.

  • Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).

  • Принцип связи обучения с жизнью.

  • Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.

  • Принцип креативности (творчества) и коллективности в школе.

  • Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.

  • Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).


Д) Программа ориентирована на ребят 6-11 лет, без отбора по половому признаку, социальному положению. Потому что именно в этом возрасте проявляются тенденции развития чувства взрослости, потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию и познанию окружающего нас мира.


Е) Первый и второй года обучения 100% состав учащихся, т.е. 12-15 человек в группе. Занятия на третьем году обучения проводятся: по группам (50% состава группы) или индивидуальные занятия, что связано со спецификой курса.


При реализации программы целесообразно:

– Применять образовательные технологии:

- развивающее обучение;

 проблемное обучение;

 исследовательские, проектные методы обучения;

 технология игрового обучения;

 обучение в сотрудничестве (групповая работа);

 здоровьесберегающие технологии.

– Учебный материал максимально адаптировать соответственно возрасту и уровню подготовки учащихся.

– Содержание материала основывается на дополнительной литературе энциклопедического характера.

– Используя разнообразные методы обучения, обратить внимание на выявление творческих способностей детей и предоставить им максимальную возможность для их реализации.

– Контроль за выполнением программы курса осуществляется в виде тестовых заданий и защиты исследовательских работ.


Программа реализуется через следующие формы:

Занятия строятся на основе диалога с детьми с элементами игровых технологий. Образовательная деятельность может осуществляться через экскурсии, массовые экологические конференции, экологические праздники, ролевые игры, выставки, викторины, экологические КВНы. В игре обучающиеся психологически готовятся к реальным экологическим ситуациям, учатся понимать отношение людей к природе, овладеть приемами общения с товарищами. Занятия могут проводиться, как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально.


Этапы обучения


Образовательные возможности программы значительно шире традиционной школьно – урочной системы. Программа обеспечивает компенсацию тех интересующих подростков видов и направлений деятельности, которые отсутствуют в основном образовании. Программа предоставляет все возможности для самореализации личности: от простого расширения кругозора до научно – исследовательской деятельности.




Первый год обучения.


Программа информационной направленности, характеризуется мотивацией ребёнка к учебной деятельности. На этом этапе активизируется познавательная сфера. Особо важным на данном этапе является создание условий, при которых ребёнок имеет возможность занять активную позицию в процессе получения знаний. Педагогу на занятиях отводится направляющая роль. Как результат этого этапа, у ребёнка развивается активный интерес к данному предмету. Следующий этап обучения, это обращение к внутреннему миру ребёнка. На данном этапе происходит активизация в сфере врождённой внутренней тяге к природе и чувства единства с ней.


Второй год обучения.


Программа ориентирована на углублённый уровень усвоения. Происходит формирование системно упорядоченных знаний. На этом этапе даётся объём экологических знаний, необходимых для осмысления места человека в природе. Также осуществляется вывод из сферы неосознанного в сферу осознанного.


Третий и четвертый года обучения.


На этом этапе происходит осмысление ребёнком экологической картины мира через проведение собственных исследований на практических и лабораторных занятиях. Результат этого – выход на уровень осмысленного понимания законов природы, своего неразрывного единства с ней. Результат: достигается объединение понимания законов природы и осознанного внутреннего стремления к гармонии с природой.



Программа учитывает психологические особенности ребёнка, позволяет выбрать индивидуальную траекторию продвижения по учебным курсам, свой темп их усвоения. Доминирует атмосфера доброжелательности, сопереживания, взаимопомощи, дружбы и верности.



Созданию высоконравственной воспитывающей среды способствует использование педагогических технологий:

активно – деятельное воспроизводство содержания предмета в противовес пассивному созерцательному восприятию.

расширение информационного образовательного пространства: самостоятельная работа с книгой, подготовка рефератов, сообщений, исследовательская и поисковая деятельность,

опора на развивающее обучение. Использование форм, развивающих способность говорить и доказывать, а также логически мыслить и убеждать (дискуссии, диспуты, обсуждения).

организация игровых ситуаций в образовательном процессе, сочетание игры с практическим назначением деятельности.

создание «ситуации успеха» (конкурсы, викторины)

тесная связь с семьёй ребёнка;

взаимодействие с социумом, общественно – полезный труд (десант по санитарной очистке лесов, рек, улиц города; сезонные посадки деревьев).





Способы отслеживания и контроля результатов обучения


Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляется в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:

самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией,

выполнения реферативных работ, их защита в группе;

контрольные формы работы: тесты, контрольно – познавательные игры;

табло достижений школы;

открытые занятия в игровой форме;

участие в школьной, и массовой внеучебной деятельности.



Учебно – тематический план первого года обучения


Раздел, тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1. Осень

12

5,5

6,5

1.1. Углубление и обобщение представлений об осени.

1

0,5

0,5

1.2. Многообразие насекомых

1

0,5

0,5

1.3. Живая и неживая природа

1

0,5

0,5

1.4. Планета Земля в опасности

1

0,5

0,5

1.5. Лекарственные растения

1

0,5

0,5

1.6. Водные обитатели

1

0,5

0,5

1.7. Экологические связи в живой природе.

1

1

-

1.8. Как растения готовятся к зиме.

1

0,5

0,5

1.9. Разнообразие живой природы. Жизнь крота.

1

0,5

0,5

1.10. Влагоустойчивые и засухоустойчивые комнатные растения

1

0,5

0,5

1.11. Краски осени. Я умею рисовать.

1

-

1

1.12. Обобщающая игра «Осенний марафон»

1

-

1

2. Зима

13

4,5

8,5

2.1. Беседа о лесе

1

0,5

0,5

2.2. Разнообразие живой природы. Бурундук.

1

0,5

0,5

2.3. Хвойные и лиственные деревья.

1

0,5

0,5

2.4. Разнообразие живой природы. Лесные хищники.

1

0,5

0,5

2.5. Кто главный в лесу?

1

0,5

0,5

2.6. Пополняем наши знания о разнообразии живой природы. Домашние животные.

1

0,5

0,5

2.7. Сравнение диких и домашних животных

1

0,5

0,5

2.8.Что мы знаем о птицах?

1

0,5

0,5

2.9. Зимние наблюдения за птицами.

1

-

1

2.10. Мастерим домики для птиц

1

-

1

2.11. Акция «Покормите птиц зимой!»

1

-

1

2.12. Как маскируются животные зимой

1

0,5

0,5

2.13.Обобщающая игра «Как узнать зиму?»

1

-

1

3.Весна. Лето.

8

4

4

3.1. Вода вокруг нас

1

0,5

0,5

3.2.Свойства воды

1

0,5

0,5

3.3.Что растет в воде

1

0,5

0,5

3.4. Выращивание растений. Уход за растениями.

1

-

1

3.5. Разнообразие живой природы. Жизнь дождевого червя.

1

1

-

3.6. Красная книга – сигнал опасности.

1

1

-

3.7. Знакомство со свойствами воздуха.

1

0,5

0,5

3.8. Обобщающая игра «Весенне-летний марафон»

1

-

1

4. Бережное отношение к природе

3

-

3

4.1. Путешествие с комнатными растениями.

1

-

1

4.2. Путешествие с комнатными растениями.

1

-

1

4.3.Итоговое занятие.

1

-

1

Итого:

36

14

22


Учебно – тематический план второго года обучения


№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

теория

практика

экскурсии

1

Введение.

2

2

-

-

2

Организмы и окружающая среда

6

3

2

1

2.1.

Что изучает экология. Экологические факторы.

2

1

-

1

2.2.

Из чего состоит живая природа. Признаки живых организмов.

2

1

1

-

2.3.

Творческая мастерская «Осенний марафон»

2

1

1

-

3

Факторы неживой природы

8

4

3

1

3.1.

Солнечный свет и тепло.

2

1

1

-

3.2.

Воздух. Вода. Почва. Климат.

2

2

-

-

3.3.

Как экономить воду.

Мусор, почва и человек.

2

-

2

-


Экологические биоритмы. Сезонные изменения в жизни животных.

4

1

2

1

3.4.

Фенологические наблюдения.

2

-

1

1

4

Микромир

6

2

4

-

4.1.

Знакомство с одноклеточными растениями и животными.

2

1

1

-

4.2.

Царство бактерий. Микроскопические грибы.

2

1

1

-

4.3.

Ткани растений и животных.

2

-

2

-

5

Морфология растений

4

2

2

-

6

Трава у дома

6

4

1

1

6.1.

Виртуальная экскурсия «Трава у дома»

2

1

-

1

6.2.

Знакомство с многообразием травянистых растений.

4

3

1

-

7

О деревьях и кустарниках

4

2

1

1

8

Первоцветы

2

1

-

1

9

Комнатные растения

4

2

2

-

10

Мир насекомых

8

4

4

-

10.1.

Знакомство с многообразием и жизнью стрекоз, флёрниц

2

2

-

-

10.2.

Знакомство с многообразием и жизнью жуков, бабочек.

6

2

4

-

11

О жизни птиц

6

4

2

-

11.1.

Знакомство с многообразием птиц.

4

2

2

-

11.2.

Знакомство с жизнью птиц.

2

2

-

-

12

Жизнь зверей

8

5

2

1

12.1.

Знакомство с многообразием и жизнью зверей.

5

4

1

-

12.2.

Изучение следов и меток некоторых лесных животных.

2

1

1

-

12.3.

Виртуальная экскурсия в Московский зоопарк.

1

-

-

1

13

Красная книга

4

2

2

-

13.1.

Изучение растений Красной книги.

2

1

1

-

13.2.

Изучение животных Красной книги.

2

1

1

-


ВСЕГО:

72

37

29

6


Учебно – тематический план третьего года обучения


№ п/п

Тема

Количество часов

Теория

практика

экскурсии

1


Введение. Земля – наш общий дом.

1

0,5

0,5

-

2

Арктические и антарктические пустыни

1

0,5

0,5

-

3

Тундра и лесотундра

1

0,5

0,5

-

4

Тайга

1

0,5

0,5

-

5

Смешанный и широколиственный лес

1

0,5

0,5

-

6

Лесостепь и степь

1

0,5

0,5

-

7

Полупустыня и пустыня

1

0,5

0,5

-

8

Саванна и редколесье

1

0,5

0,5

-

9

Муссонный и Экваториальный лес

1

0,5

0,5

-

10

Высокогорье.

Итоговая игра.

1

0,5

0,5

-

11

Природа родного края

1

0,5

-

0,5

12


Растительность Приволжского района.

3

0,5

1,5

1

12.1.

Леса. Луга.

1

-

0,5

0,5

12.2.

Водная, болотная растительность. Лекарственные растения.

1

0,5

0,5

-

12.3.

Обобщение материала.

1

-

0,5

0,5

13

Животный мир Приволжского района.

4

2

1,5

0,5

13.1.

Почвенная мезофауна. Беспозвоночные – обитатели водоемов. Рыбы. Земноводные.

1

0,5

-

0,5

13.2.

Пресмыкающиеся. Околоводные птицы и звери.

1

0,5

0,5

-

13.3.

Мезофауна леса. Лесные птицы. Лесные млекопитающие.

1

0,5

0,5


13.4.

Обитатели открытых ландшафтов. Обобщение материала.

1

0,5

0,5

-

14


Факторы живой природы

3

1

1,5

0,5

14.1.

Взаимоотношения живых организмов одного вида.

1

0,5

0,5

-

14.2.

Взаимоотношения живых организмов разных видов.

1

0,5

0,5


14.3.

Виртуальная экскурсия

« Экосистема широколиственного леса»

1

-

0,5

0,5

15


Человек и окружающая среда

15

5

9

1

15.1.

Человек – частичка природы.

1

1

-

-

15.2.

Культура отдыха, опасности в лесу, на лугу, у водоема.

1

0,5

0,5

-

15.3.

Как человек влияет на окружающую среду. Красная книга.

1

0,5

0,5

-

15.4.

Город и его значение для здоровья людей.

1

0,5

0,5

-

15.5.

Гигиена жилища.

1

0,5

0,5

-

15.6.

Путешествие с комнатными растениями.

1

0,5

0,5

-

15.7.

Влияние комнатных растений на здоровье человека.

1

0,5

0,5

-

15.8.

Уход и пересадка комнатных растений в кабинете.

1

-

1

-

15.9.

Выращивание цветочной рассады.

2

-

2

-

15.10.

Разработка проекта: « Мы строим Экоград».


1

0,5

0,5

-

15.11.

Разработка проекта: « Мой дом».

1

0,5

0,5

-

15.12.

Экологический субботник.

1

-

1

-

15.13.

Экскурсия.

1

-

-

1

15.14.

Обобщение материала. Подведение итогов.

1

-

1

-


ВСЕГО:

36

14

18,5

3,5



Учебно – тематический план четвертого года обучения


№ п/п

Тема

Количество часов

Теория

практика

экскурсии

1


Введение. Планирование эковолонтерской работы объединения. ТБ.

2

2

-

-

2

День журавля

( 7 сентября)

2

1

-

1

3

Российские дни леса

4

0,5

3,5

-

4

Мой любимый город

2

-

1

1

5

Международный день туризма

4

0,5

3,5

-

6

Муниципальная конференция «Эковзгляд»

4

2

1

1

7

Всемирный день защиты животных (04.10)

2

0,5

-

1,5

8

Международный День

Черного моря

(31.10)

4

0,5

2,5

1

9

Международные дни наблюдения птиц

2

-

-

2

10

Всемирная акция «Очистим планету от мусора»

2

0,5

1,5

-

11

акция «Новинки из мусорной корзинки»

2

-

2

-

12

Синичкин день (12.11)

2

0,5

1,5

-

13

Международный день

домашних животных (30.11)

4

1

3

-

14

День Всероссийского общества охраны природы

2

1

1

-

15

Мастер-класс «Эко- елка»

4

0,5

3,5

-

16

Всемирный день заповедников

4

1

1

2

17

Всемирный день снега

2

0,5

1,5

-

18

Всемирный день водно-болотных угодий

4

1

3

-

19

Всемирный день защиты морских млекопитающих

2

1

1

-

20

Международный день леса

2

1

1

-

21

Всемирный день водных ресурсов (День воды)

4

1

3

-

22

Международный день птиц

4

1

3

-

23

День подснежника

4

1

3

-

24

День Солнца

2

0,5

1,5

-

25

Европейский день парков

2

-

-

2


ВСЕГО:

72

18,5

42

11,5





Содержание программы


Первый год обучения

Первая ступень – «Удивительный мир природы»

Программа первого года обучения рассчитана на школьный возраст 6 – 7 лет. Всего часов 36, по одночасовому занятию 1 раз в неделю.


№ п/п

Тема

Теория

Практика

1.

Осень



1.1.

Углубление и обобщение представлений об осени.

Беседа об осени. Жизнедеятельность животных и растений осенью.

Закрепление представлений о жизнедеятельности животных и растений осенью.

1.2.

Многообразие насекомых.

Систематизировать знания детей о многообразии насекомых, рассмотреть экологические группы насекомых.

Экологическая игра: «Кто где живет»

1.3.

Живая и неживая природа.

Чем отличается живое от неживого.

Экологическая игра: «Живая и неживая природа»

1.4.

Планета Земля в опасности.

Воздействие на жизнь Земли деятельности человека. Загрязнение воды, почвы, воздуха. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, правильно с ней общаться.

Тризовская игра «Хорошо – плохо»

1.5.

Лекарственные растения.

Формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.

Экологическая игра: «Узнай целебную траву»

1.6.

Водные обитатели.

Формирование представлений о жизни в водной среде, о приспособленности животных и растений к водной среде обитания.


1.7.

Экологические связи в живой природе.

Изучаем экологические связи в живой природе. Познакомить детей с жизнью белого медведя, приспособленности к жизни в суровых условиях. Почему белые медведи не живут в лесу?


1.8.

Как растения готовятся к зиме.

Изучаем растения осенью. Как растения готовятся к зиме, о плодах и семенах, их приспособлениях к распространению.

Экскурсия в парк

1.9.

Разнообразие живой природы. Жизнь крота.

Пополняем наши знания о разнообразии живой природы. Жизнь крота, его приспособленность к подземному образу жизни.

Дидактическая игра: «Узнай, какой зверь»

1.10.

Комнатные растения.

Сформировать представление о разных потребностях растений во влаге. Влагоустойчивые и засухоустойчивые комнатные растения.

Знакомство с комнатными растениями кабинета.

1.11.

Краски осени.


Изобразительное творчество

1.12.

Обобщение.


Обобщающая игра «Осенний марафон»

2.

Зима



2.1.

Беседа о лесе

Уточнить и расширить представления о лесе. Дать представление о леснике – человеке, который заботится о лесе, способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу.

экологическая игра «Как вести себя в лесу»

2.2.

Разнообразие живой природы. Бурундук.

Пополняем наши знания о разнообразии живой природы. Запасливый бурундук.

Изобразительное творчество

2.3.

Хвойные и лиственные деревья.

Закрепить знания о деревьях. Чем отличаются хвойные и лиственные деревья. Многообразие деревьев.

Дидактическая игра «Узнай меня»

2.4.

Разнообразие живой природы. Лесные хищники.

Пополняем наши знания о разнообразии живой природы. Образ жизни лесных хищников, представление о приспособленности хищников к добыванию пищи.

Упражнения в умении сравнивать и описывать животных.

2.5.

Кто главный в лесу?

Беседа о жизни лесных обитателей, взаимосвязях между ними.

творческая работа «Письмо волку и лисе»

2.6.

Разнообразие живой природы. Домашние животные.

Пополняем наши знания о разнообразии живой природы. Уточнить и расширить представления о домашних животных, ухода за ними. Воспитывать удовольствие от общения с домашними животными.

опыт «Как кошка язычком чистит себе шерстку»


2.7.

Сравнение диких и домашних животных.

Показать, чем отличаются домашние животные от диких.

тризовская игра Что было бы, если бы…(кошка лаяла)?»


2.8.

Что мы знаем о птицах?

Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.

Экологическая игра «Отгадай, какая птица»


2.9.

Зимние наблюдения за птицами.


Практическая работа. Учить узнавать птиц по повадкам, внешнему виду, пению.

2.10.

Мастерим домики для птиц


Изготовление кормушек.

2.11.

Акция «Покормите птиц зимой!»


экологическая игра «Птичья столовая»,

Изготовление и распространение листовок.

2.12.

Как маскируются животные зимой

Углубить представления детей о жизни животных зимой, их приспособленности к холодному периоду.

Дидактическая игра, загадки.

2.13.

Обобщение.


Обобщающая игра «Как узнать зиму?»

3

Весна. Лето.



3.1.

Вода вокруг нас

Значение воды в нашей жизни. Показать в каком виде существует вода в окружающей среде. Круговорот воды в природе.

Презентация «Круговорот воды в природе»,

подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

3.2.

Свойства воды

Познакомить с некоторыми свойствами воды.

решение экологических задач

3.3.

Что растет в воде

Познакомить с некоторыми видами водных растений, их приспособленностью к жизни в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих растений и среды их обитания.

экологическая игра «Мы – водные растения»

3.4.

Выращивание растений. Уход за растениями.


Учить детей проращивать семена растений, получать рассаду, делать черенкование. Учить уходу за саженцами, комнатными растениями.

3.5.

Разнообразие живой природы. Жизнь дождевого червя.

Пополняем наши знания о разнообразии живой природы. Продолжить знакомить с особенностями строения и поведения почвенных обитателей на примере дождевого червя. Жизнь дождевого червя.


3.6.

Красная книга – сигнал опасности.

Представление о том, что люди, плохо зная природу, привели к исчезновению многих растений и животных. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями и животными нашего края.


3.7.

Знакомство со свойствами воздуха.

Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами. Дать детям понятие, что воздух – условие жизни всех живых существ на Земле.

-опыт «Как увидеть воздух»


3.8.

Обобщение.


Обобщающая игра «Весенне-летний марафон»

4.

Бережное отношение к природе.



4.1.

Путешествие с комнатными растениями.


Виртуальная экскурсия

4.2.

Путешествие с комнатными растениями.


практические работы по уходу за комнатными растениями и выращиванию рассады

4.3.

Итоговое занятие.


экологическая игра «Растения и животные Красной книги»


По окончании первого года обучения учащийся должен:

уметь отличать по признакам 10-20 видов растений и знать их названия;

знать 10 видов животных и их отличительные признаки;

уметь отличить съедобный гриб от несъедобного;

уметь вести фенологические наблюдения;

знать отличительные особенности нескольких видов птиц;

иметь представление о свойствах воды и её значении в быту;

знать как сохранить чистыми воздух, воду, почву.


Второй год обучения

Вторая ступень - «Окно в мир природы».


Программа второго года обучения рассчитана на школьный возраст 7 – 8 лет. Всего часов 72, по двухчасовому занятию 1 раз в неделю.


№ п/п

Тема

Теория

Практика

1.

Введение.

Знакомство детей между собой. Знакомство с кабинетом. Распорядок работы. Природа и то, что создал человек.


2.

Организмы и окружающая среда.



2.1.

Что изучает экология. Экологические факторы.

Понятие экология, экологические факторы, их многообразие.


Экскурсия в парк;

Экологические игры.


2.2.

Из чего состоит живая природа. Признаки живых организмов.

Беседа о том из чего состоит живая природа. Признаки живых организмов (рост, развитие, дыхание, питание, размножение).

Постановка опытов и решение задач, объясняющих признаки живых организмов.


2.3.

Творческая мастерская «Осенний марафон»

Использование природного материала в художественном творчестве.

Художественное творчество (поделки из природного материала)

3.

Факторы неживой природы.



3.1.

Солнечный свет и тепло.

Беседа о значении солнечного света и тепла на жизнь живых организмов.

Опыт, наблюдение за влиянием света и тепла на жизнь растений.

3.2.

Воздух. Вода. Почва. Климат.

Беседа о значении воздуха, воды, почвы, климата в жизни живых организмов.


3.3.

Как экономить воду. Мусор, почва и человек.

Обсуждение проблемы загрязнения воды, почвы в результате деятельности человека. Проблема утилизации бытового мусора.

П.р. « Как экономить воду», « Мусор, почва и человек»


3.4.

Экологические биоритмы. Сезонные изменения в жизни живых организмов.

Знакомство с понятием экологические биоритмы.

Экскурсия «Сезонные изменения в жизни живых организмов».

П.р. « Календарь природы»

3.5.

Фенологические наблюдения.


Экскурсия « Фенологические наблюдения в природе».

П.р. « Календарь природы»

4.

Микромир.



4.1.

Знакомство с одноклеточными растениями и животными.

Рассказ об одноклеточных организмах, значении их в природе.

Л.р. «Работы с микроскопом и микропрепаратами одноклеточных организмов»

4.2.

Царство бактерий. Микроскопические грибы.

Знакомство со строением и жизнедеятельностью бактерий, плесневых грибов.

Виртуальная лабораторная работа по знакомству с бактериями и микроскопическими грибами.

4.3.

Ткани растений и животных.


Л.р. «Работы с микроскопом и микропрепаратами тканей растений и животных»

5.

Морфология растений.

Знакомство с понятием жизненные формы растений. Изучение разнообразия строения стеблей, листьев; приспособлений растений к среде обитания.


Практические работы:

«определение жизненных форм растений»,

«определение типа листьев»,

«описание листовых пластин»,

«разнообразие приспособлений растений к среде обитания»

6.

Трава у дома.



6.1.

Виртуальная экскурсия «Трава у дома»

Знакомство с особенностями строения и жизнедеятельности травянистых растений, беседа о значении травянистых растений.

Виртуальная экскурсия «Трава у дома»

6.2.

Знакомство с многообразием травянистых растений.

Знакомство с травянистыми растениями, произрастающими в городской среде.

П.р. «Работа с гербариями. Определение травянистых растений»


7.

О деревьях и кустарниках.

Знакомство с особенностями строения и жизнедеятельности деревьев и кустарников. Многообразие деревьев и кустарников.

Практические работы:

-«определение деревьев и кустарников по побегу»,

-работа с гербариями «определение деревьев и кустарников по листу»

8.

Первоцветы.

Знакомство с первыми цветами, встречающими весну.

Практическая работа:

«определение по гербарию первоцветов».

Экскурсия «Изучаем первоцветы» (весна)

9.

Комнатные растения.

Знакомство с многообразием и происхождением комнатных растений

Практические работы:

Уход и способы размножения комнатных растений.

10.

Мир насекомых.



10.1.

Знакомство с многообразием и жизнью стрекоз, флёрниц.

Кто такие флёрницы? Виды стрекоз.


10.2.

Знакомство с многообразием и жизнью жуков, бабочек.


Практические работы:

-«определение насекомых»

-«насекомые- вредители»

11.

О жизни птиц.



11.1.

Знакомство с многообразием птиц.

Беседа о разнообразии птиц.

Практическая работа: «Определение птиц»

11.2.

Знакомство с жизнью птиц.

Гнездование, способы питания, уход за потомством, перелёты птиц.


12.

Жизнь зверей.



12.1.

Знакомство с многообразием и жизнью зверей.

Беседа о разнообразии зверей. Особенности строения, способы питания, забота о потомстве.

Практическая работа:

«определение млекопитающих»


12.2.

Изучение следов и меток некоторых лесных животных.

Как найти животных в лесу? Какие следы оставляют звери?

Практическая работа:

«Определение зверей по следам»

12.3.

Виртуальная экскурсия в Московский зоопарк


Виртуальная экскурсия в Московский зоопарк: «Знакомство с жителями зоопарка и условиями их проживания»

13.

Красная книга.



13.1.

Изучение растений Красной книги.

Беседа о Красной книге. Знакомство с многообразием краснокнижных растений.

Практическая работа: «определение краснокнижных растений

13.2.

Изучение животных Красной книги.

Знакомство с многообразием краснокнижных растений.

Практическая работа: «определение краснокнижных животных»


По окончании второго года обучения учащийся должен:

уметь отличать по признакам 10-20 видов растений и знать их названия;

знать 10 видов животных и их отличительные признаки;

уметь отличить съедобный гриб от несъедобного;

уметь вести фенологические наблюдения;

знать отличительные особенности нескольких видов птиц;

иметь представление о свойствах воды и её значении в быту;

знать как сохранить чистыми воздух, воду, почву;

владеть основными экологическими терминами, пользоваться понятийным аппаратом;

уметь самостоятельно подготовить сообщение по теме и выступить с ним перед аудиторией.


Третий год обучения


Третья ступень – « Природные зоны Земли. Природа родного края».

Программа третьего года обучения рассчитана на школьный возраст 9– 10 лет. Всего часов 36, по одночасовому занятию 1 раз в неделю.


№ п/п

Тема

Теория

Практика

Введение. Земля – наш общий дом.

Знакомство с понятиями: природная зона, экосистема, широтная зональность.

Практическая работа:

Экологическая викторина «Вопрос на засыпку»

Арктические и антарктические пустыни.

Территория, занимаемая природной зоной. Климатические особенности.

Растения природной зоны. Их приспособленность к условиям обитания.

Животные природной зоны. Их приспособленность к условиям обитания.

Практическая работа:

« Составление цепей питания. Решение задач».


Тундра и лесотундра.

Территория, занимаемая природной зоной. Климатические особенности.

Растения природной зоны. Их приспособленность к условиям обитания.

Животные природной зоны. Их приспособленность к условиям обитания.

Практическая работа:

« Составление цепей питания. Решение задач».


Тайга.


Территория, занимаемая природной зоной. Климатические особенности.

Растения природной зоны. Их приспособленность к условиям обитания.

Животные природной зоны. Их приспособленность к условиям обитания.

Практическая работа:

« Составление цепей питания. Решение задач».


Смешанный и широколиственный лес.

Территория, занимаемая природной зоной. Климатические особенности.

Растения природной зоны. Их приспособленность к условиям обитания.

Животные природной зоны. Их приспособленность к условиям обитания.

Практическая работа:

« Составление цепей питания. Решение задач».


Лесостепь и степь.

Территория, занимаемая природной зоной. Климатические особенности.

Растения природной зоны. Их приспособленность к условиям обитания.

Животные природной зоны. Их приспособленность к условиям обитания.

Практическая работа:

« Составление цепей питания. Решение задач».


Полупустыня и пустыня.

Территория, занимаемая природной зоной. Климатические особенности.

Растения природной зоны. Их приспособленность к условиям обитания.

Животные природной зоны. Их приспособленность к условиям обитания.

Практическая работа:

« Составление цепей питания. Решение задач».


Саванна и редколесье.

Территория, занимаемая природной зоной. Климатические особенности.

Растения природной зоны. Их приспособленность к условиям обитания.

Животные природной зоны. Их приспособленность к условиям обитания.

Практическая работа:

« Составление цепей питания. Решение задач».


Муссонный лес и экваториальный лес.

Территория, занимаемая природной зоной. Климатические особенности.

Растения природной зоны. Их приспособленность к условиям обитания.

Животные природной зоны. Их приспособленность к условиям обитания.

Практическая работа:

« Составление цепей питания. Решение задач».


10.

Высокогорье. Итоговая игра.

Территория, занимаемая природной зоной. Климатические особенности.

Растения природной зоны. Их приспособленность к условиям обитания.

Животные природной зоны. Их приспособленность к условиям обитания.

Итоговая игра по природным зонам.

11.

Природа родного края.

Географическое положение Приволжского района. Земельный фонд. Климат. Почвы.

Виртуальная экскурсия «Уголок родной природы»

12.

Растительность Приволжского района.

Знакомство с многообразием растительных сообществ района.

Решение экологических задач

12.1.

Леса. Луга.


Лабораторная работа « Определение луговых трав» (гербарии, определители растений).

Виртуальная экскурсия « В еловом лесу».

12.2.

Водная растительность. Болотная растительность. Лекарственные растения.

Значение лекарственных растений.

Лабораторная работа « Определение водных и болотных растений» (гербарии, определители растений).


12.3.

Обобщение материала.


Решение экологических задач

13.

Животный мир Приволжского района.



13.1.

Почвенная мезофауна. Беспозвоночные – обитатели водоемов. Рыбы. Земноводные.

Кто относится к мезофауне? Обитатели почвы. Знакомство с обитателями водоемов – беспозвоночными, рыбами, земноводными.

Экскурсия «Биоиндикация качества воды с использованием гидробионтов».


13.2.

Пресмыкающиеся. Околоводные птицы и звери.

Знакомство с многообразием околоводных пресмыкающихся, птиц и зверей.

Лабораторные работы:

« Определение экологических групп птиц»,

« Определение по клювам типов питания птиц»

13.3.

Мезофауна леса. Лесные птицы. Лесные млекопитающие.

Знакомство с многообразием лесных обитателей.

Лабораторная работа:

«Определение систематических групп различных животных»

13.4.

Обитатели открытых ландшафтов. Обобщение материала.

Знакомство с многообразием обитателей лугов, полей.

Тестирование по теме. Решение экологических задач.

14.

Факторы живой природы.



14.1.

Взаимоотношения живых организмов одного вида.

Рассмотреть различные типы взаимоотношений живых организмов одного вида

Практическая работа

« Определение типа взаимоотношений между живыми организмами»

14.2.

Взаимоотношения организмов разных видов.

Рассмотреть различные типы взаимоотношений живых организмов разных видов

Практическая работа

« Определение типа взаимоотношений между живыми организмами»

14.3.

Виртуальная экскурсия

« Экосистема леса»

Знакомство с ярусами леса и его обитателями, взаимосвязями между обитателями разных ярусов

Виртуальная экскурсия

« Экосистема леса»

15.

Человек и окружающая среда.



15.1.

Человек – частичка природы.

Место человека среди живых организмов. Природа и древний человек. Значение в жизни человека природы.


15.2.

Культура отдыха, опасности в лесу, на лугу, у водоема.

Беседа о взаимоотношениях человека и леса. Знакомство с понятием фитонциды. Обсуждение правил поведения в лесу, на лугу, у водоема.

Экологическая игра.

15.3.

Как человек влияет на окружающую среду. Красная книга.

Отрицательное воздействие человеческой деятельности на окружающую среду. Продолжение знакомства с красной книгой Ивановской области.

Практическая работа:

« Определение видов растений и животных Красной книги»

15.4.

Город и его значение для здоровья людей.

Дискуссия о плюсах и минусах жизни в городской среде.

Виртуальная экскурсия по городам мира

15.5.

Гигиена жилища.

Беседа об экологии дома, квартиры. Как сделать, чтобы жилище было не только красивым, но и приносило здоровье.

Виртуальная экскурсия:

«Экологический дизайн жилища»

15.6.

Путешествие с комнатными растениями.

Знакомство с происхождением и разнообразием комнатных растений.

Практическая работа:

«Знакомство с комнатными растениями школы, класса, кабинета»

15.7.

Влияние комнатных растений на здоровье человека

Беседа о влиянии комнатных растений на здоровье человека

Практическая работа:

Проект «Мой домашний зеленый уголок»

15.8.

Уход и пересадка комнатных растений в кабинете


Практическая работа

15.9.

выращивание цветочной рассады


Практическая работа: Посадка и выращивание цветочной рассады для клумб на пришкольной территории

15.10.

Разработка проекта « Мы строим Экоград»

Обсуждение темы проекта.

Практическая работа:

разработка проекта « Мы строим Экоград»

15.11.

Разработка проекта

«Мой дом»

Обсуждение темы проекта.

Практическая работа:

Экологический дизайн – проект моего жилища

15.12.

Экологический субботник.


Практическая работа на улицах города (территории скверов и парков).

15.13.

Экскурсия


По выбору обучающихся (« Биоценоз – река Таха», « Биоценоз – Василевский парк», Ивановский зоологический музей ИвГУ.

15.14.

Обобщение материала. Подведение итогов.


Экологическая игра.



По окончании третьего года обучения обучающиеся должны:

Знать природные зоны Земли;

Определять растения и животных различных природных зон;

Знать природу родного края;

Определять растения и животных родного края;

знать и уметь манипулировать основными экологическими терминами и понятиями;

уметь выступить с сообщением или докладом перед аудиторией;

знать основные виды загрязнений и загрязняющих веществ;

оценивать состояние окружающей среды;

уметь применять на практике полученные знания и умения, а именно: уметь осуществлять уход за комнатными растениями; самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;

уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения;

определиться в выборе дальнейшего курса обучения.





Четвертый год обучения


Четвертая ступень – «эковолонтерский отряд «Друзья природы»».

Программа четвертого года обучения рассчитана на школьный возраст 10– 11 лет. Всего часов 72, по двухчасовому занятию 1 раз в неделю.



№ п/п

Тема

Теория

Практика

Введение. Планирование эковолонтерской работы объединения. ТБ.

Знакомство с понятиям волонтеры., работой волонтеров. Направлениями работы эковолонтеров. Планирование работы отряда «Друзья природы»


День журавля


Знакомство с историей возникновения праздника, строением, средой обитания, образом жизни птиц.

Виртуальная экскурсия в «журавлиное царство»

Российские дни леса

Расширение экологического кругозора школьников, вовлечение их в обсуждение актуальности лесных проблем современного мира, воспитание у них бережного отношения к природе

Экологическая игра «Лесознания»

Мой любимый город


- Фотопроект «Мой любимый город»

- фотовыставка

Международный день туризма

Знакомство с историей возникновения праздника

- Игра «Путешествие по странам и континентам»

Муниципальная конференция «Эковзгляд»

Планирование направлений и составление программы конференции.

Участие в конференции в номинации «Приволжск в кадре»

Всемирный день защиты животных

Знакомство с историей возникновения праздника

Виртуальная экскурсия «По страницам Красной книги»

Международный День

Черного моря

Знакомство с историей возникновения праздника

Игра «Природа и страны Причерноморья»

Виртуальная экскурсия

Международные дни наблюдения птиц


Экскурсия в районе школы

«Определение видов и численности птиц»

Всемирная акция «Очистим планету от мусора»

Обсуждение проблемы загрязнения окружающей среды и замусоривания планеты, а также развитие у детей навыков хозяйственного отношения к окружающему миру и повышение уровня экологической культуры и грамотности. 

-Акция «День Плюшкина» (мероприятия по сбору ПЭТ – бутылок, макулатуры, тканевых остатков и т.д.)

-Выпуск листовок.

акция «Новинки из мусорной корзинки»


Изготовление из бросового материала поделок, полезных в быту.

Синичкин день

История возникновения праздника. Формирование понимания значимости сохранения птиц, 

привлечение внимания учащихся к проблемам зимующих птиц.

-Операция «Кормушка для птиц»

- Выпуск листовок «Покормите птиц зимой!»

Международный день

домашних животных

История возникновения праздника. Обсуждение проблемы брошенных домашних животных. Знакомство с породами кошек и собак.

Составление презентации по теме. Выступление с докладом и презентацией перед одноклассниками и младшими школьниками.

День Всероссийского общества охраны природы

Знакомство с работой общества. Обсуждение проблем экологии в мире.

Экологическая игра.

Мастер-класс «Эко- елка»

Обсуждение темы сохранения хвойных лесов.

Изготовление эко-елки.

Всемирный день заповедников

История возникновения праздника. Чем отличаются заповедники, заказники, национальные парки. Знакомство с заповедниками России.

-Виртуальная экскурсия «Заповедники России»,

- конкурс рисунков по теме.

Всемирный день снега

Познакомить детей со Всемирным днём снега.

Экологическая игра (спортивные состязания на улице)

Всемирный день водно-болотных угодий

Систематизировать знания школьников о значении болот для человека и природы.


Игра «Приключения на болоте с Кикиморой Болотовной» с одноклассниками и младшими школьниками

Всемирный день защиты морских млекопитающих

История возникновения праздника. Систематизация знаний о морских млекопитающих.

Экологическая игра.

Международный день леса.

История возникновения праздника. Систематизация знаний о жизни леса. Практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду.

Выставка детских рисунков «Лес - наше богатство»,

Виртуальная экскурсия «Жизнь лесных дебрей»

Всемирный день водных ресурсов (День воды)

История возникновения праздника. Систематизация знаний о водных ресурсах планеты.

Акция «День воды»: выпуск листовок, выступление агитбригады для одноклассников, младших классов.

Экологическая игра «Живая Волга»










№ п/п

Тема

Количество часов

Теория

практика

экскурсии

1


Введение. Планирование эковолонтерской работы объединения. ТБ.

2

2

-

-

2

День журавля

2

1

-

1

3

Российские дни леса

4

0,5

3,5

-

4

Мой любимый город

2

-

1

1

5

Международный день туризма

4

0,5

3,5

-

6

Муниципальная конференция «Эковзгляд»

4

2

1

1

7

Всемирный день защиты животных

2

0,5

-

1,5

8

Международный День

Черного моря

4

0,5

2,5

1

9

Международные дни наблюдения птиц

2

-

-

2

10

Всемирная акция «Очистим планету от мусора»

2

0,5

1,5

-

11

акция «Новинки из мусорной корзинки»

2

-

2

-

12

Синичкин день

2

0,5

1,5

-

13

Международный день

домашних животных

4

1

3

-

14

День Всероссийского общества охраны природы

2

1

1

-

15

Мастер-класс «Эко- елка»

4

0,5

3,5

-

16

Всемирный день заповедников

4

1

1

2

17

Всемирный день снега

2

0,5

1,5

-

18

Всемирный день водно-болотных угодий

4

1

3

-

19

Всемирный день защиты морских млекопитающих

2

1

1

-

20

Международный день леса

2

1

1

-

21

Всемирный день водных ресурсов (День воды)

4

1

3

-

22

Международный день птиц

4

1

3

-

23

День подснежника

4

1

3

-

24

День Солнца

2

0,5

1,5

-

25

Европейский день парков

2

-

-

2


ВСЕГО:

72

18,5

42

11,5



Методическое обеспечение программы


Для обеспечения образовательного процесса имеется:

-пакет творческих заданий по различным темам, способствующих созданию оптимальных условий развития познавательной активности;

-фонд литературы по предмету, библиотечка юного эколога с привлечением личных книг детей для коллективного пользования;

-видеотека;

-пакет тестов, других форм заданий для диагностики.



Условия реализации программы.


Экологическая школа располагает учебным классом, в котором находятся библиотечка с необходимой литературы, средства мультимедиа, микроскопы и микропрепараты.

Постоянно пополняется информационный банк (периодические издания, вновь издаваемая популярная литература по экологии).

Доступен Интернет.

Есть возможность выезда за пределы города.



Список литературы:


Для педагога:

  • Конвенция о правах ребёнка. Нью – Йорк; ЮНИСЕВ 1991г.

  • Постановление правительства РФ от 7. 03. 1995г. За№233 «Об утверждении типового положения об учреждении дополнительного образования детей».

  • Энциклопедия большая советская. Москва 1978г. Том №29.

  • Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.

  • Энциклопедия для детей. Геология. Москва «Аванта +» 1993г.

  • Изгаршев А.В. «Поговорим о них». Общество 1993.

  • Д.В. Новичков « Физическая география Ивановской области », Шуя, 2003 г.

  • « Природа Ивановской области» под ред. Н.В. Хелевина, Ярославль, 1976 г.

  • Электронные наглядные пособия по биологии от « Дрофы», «Физикона»,

  • « 1С Репетитор».

  • ЭУП«Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия»,«Энциклопедия растений».

  • Статистические данные по районам области за 2004 г.

  • Метеорологические данные Приволжской метеостанции за 2004 г.

  • Географический атлас Ивановской области.

  • В. Пальман «Когда шагаешь по траве…», Москва, « Детская литература»,1991г.

  • И.А. Жигарев «Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ», Дрофа,2002 г.

  • А.Т. Зверев « Экологические игры», Москва, «Оникс 21 век», 2001г.

  • Е.Н. Демьянков, А.И. Никишов «Биология. Мир животных» (задачи), Москва, «Владос», 2004г.

  • В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева « Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни», Волгоград, «Учитель», 2001г.

  • « Внеклассные мероприятия в 5 – 7 классах», Волгоград, «Учитель», 2005г.

  • Бианки В.В. Лесные были и небылицы. - Л.: Детская литература, 1957.

  • Бианки В.В. Рассказы и сказки. - Л.: Детская литературы, 1960.

  • Бианки В.В. Лесная газета на каждый год. - Л.: Детская литература, 1961.

  • Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М: Просвещение, 1980.

  • Времена года. Стихи и рассказы о природе. М.: Детская литература. 1997.

  • Горышина Т.К. Растения в городе. Л.: Изд. ЛГУ. 1991

  • Губанов И.А. и др. Дикорастущие полезные растения СССР. – М: Мысль, 1976

  • Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. – М: Просвещение, 1984.

  • Красная книга РСФСР. Растения. – М: Росагропромиздат, 1988

  • Красная книга Ивановской области. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды грибов и растений, животных.

  • Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. - М: Просвещение, 1981


Для обучающихся:

  • Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.

  • Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.

  • Кашинская Е,А. Всё обо всём. М 1999г.

  • Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.

  • Соло для позвоночника А. Ситель Москва 2006г.

  • Целительные силы Г. П. Малахов АО «Комплект» 1995г.

  • Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1998г.

  • Журналы «Юный натуралист», «Вокруг света».

  • Энциклопедия большая советская. Москва 1978г. Том №29.

  • Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.

  • Бианки В.В. Лесные были и небылицы. - Л.: Детская литература, 1957.

  • Бианки В.В. Рассказы и сказки. - Л.: Детская литературы, 1960.

  • Бианки В.В. Лесная газета на каждый год. - Л.: Детская литература, 1961.

  • Гусев В. Животные у нас дома. М.: 1992.

  • Дмитриев Ю. Кто в лесу живет и что в лесу растет? – М: Детская литература, 1986

  • Молодцова З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск: 1996.

  • Молодцова З.В. Занимательная экология. Новосибирск. 1997.

  • Плешаков А.А. Зеленые страницы. - М: Просвещение, 1996

  • Родничок. Книга для внеклассного чтения во 2 классе. – Тула, Арктоус, 1996

  • Сигунов П.Н. Лесное счастье – Л: Детская литература, 1974

  • Сладков Н. В лес по загадки. – Л: Детская литература, 1983

  • Сладков Н.И. Подводная газета. - Л.: Детская литература, 1966.

  • Сладков Н.И. Лесные тайнички - Л.: Детская литература, 1970.

  • Сладков Н.И. Под шапкой невидимкой Л.: Детская литература, 1972.

  • Сладков Н.И. С севера на юг. М.: Малыш. 1988.

  • Пономарев А.И. Тебе, грибник – Л: Лениздат, 1987

  • Федяев В. Грибы - чудо природы. – М: Московский рабочий, 1986

  • Чаплина В. Птицы в нашем лесу. М.: Малыш. 1984.

  • Чернышова О.Н., Ердаков Л.Н. Довбня С.Е. Растения и животные водоемов. Новосибирск. Книжица. 1999.

  • Юному сборщику лекарственных растений, грибов, дикорастущих плодов и ягод. – М: Главкоопплодовощ, 1987

  • Экологическая азбука для детей и подростков. М.: 1995.

  • Артамонов В.И. Зеленые оракулы. – М: Мысль, 1989

  • Вахромеева М.Г. Павлов В.Н. Растения Красной книги СССР: Берегите природу! - М: Педагогика, 1990.

  • Денисова Л.К. Удивительный мир растений. Пособие для учащихся. – М: Просвещение, 1973

  • Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях. – М: Высшая школа, 1992

  • Лаптев Ю.П. Растения от «А» до «Я». – М: Колос, 1992

  • Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас – определитель высших растений. – М: Просвещение, 1991



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!