СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Музыкально одаренные дети"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Музыкально одаренные дети"»





























































  1. Пояснительная записка

Воспитание подрастающего поколения средствами искусства – одна из основных задач современного общества. Особая роль в реализации этих задач отводится сфере дополнительного образования детей, предметам художественно-эстетического цикла и урокам музыки. Игра на гитаре распространена среди самых широких слоев населения и пользуется неизменной популярностью подрастающего поколения. Гитара является одним из самых народных инструментов в XXI веке. Универсальность гитары и возможность использования ее для исполнения музыки самых разных стилей и жанров способствует неизменному интересу к данному инструменту в различных странах на протяжении многих лет. В связи с большим интересом учащихся различной возрастной категории к классической гитаре, программа предлагает доступные методики во владении инструментом.

Программа «Музыкально одаренные дети» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-РФ;

  • Национальная стратегия действий в интересах детей: Навстречу десятилетия детства на 2018 - 2027 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. N 240;

  • Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кодаков, в.А. Тишков. – 3 изд. – М, 2012.);

  • Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г.№1726-р;

  • Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

В программе представлены передовые идеи и направления развития современной музыкальной культуры. Духовно-нравственное воспитание юных гитаристов происходит через приобщение их к творчеству таких ярких представителей современной авторской песни, как Олег Митяев, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава и другие барды. Учитывая заинтересованность подростков музыкой в стиле рок, в исполнительский репертуар включены композиции известных российских рок-музыкантов: В.Цоя, Ю.Шевчука, Кипелова, В. Бутусова, К. Кинчева и др.

Данная дополнительная образовательная и развивающая программа рассчитана на 2 года обучения и реализуется по следующим направлениям: «Музыкальная основа», «Гитарный аккомпанемент», «Исполнительский репертуар», «Группа», «Вокал», «Артикуляция (приёмы звукоизвлечения)».

Особенность программы заключается в вовлечении широкого круга детей с разными музыкальными данными и способностями. Для них создаются условия вхождения в мир искусства. С ними проводится многосторонняя работа по обучению игре на инструменте, развитию вокальных данных, выработке навыков групповой игры, аккомпанирования с использованием новых образовательных технологий. Особое внимание уделяется сохранению эмоционального контакта с педагогом и другими воспитанниками объединения, осознанию чувства солидарности и товарищеской взаимопомощи при выстраивании игры в группе. Программа способствует не только развитию музыкально-творческих способностей детей (чувства ритма, музыкального слуха, голоса, исполнительских навыков во владении инструментом), но и расширяет кругозор обучающихся, содействует формированию культуры общения, способствует общему развитию каждого ребёнка. Образовательный результат программы соответствует требованиям ФГОС второго поколения по предмету «Музыка».


Цель программы – выявление одаренных детей в области музыкального искусства, создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития; приобретения умений игры на гитаре, опыта творческой деятельности, подготовка одаренных детей к поступлению общеобразовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Задачи:

- развивать интерес к музыке;

- обучать основам и навыкам игры на гитаре и развивать музыкальные способности (умения играть на гитаре, музыкальный слух, память, эмоциональную отзывчивость на музыку);

- выявлять творческие способности и творческие возможности детей с целью дальнейшей профессиональной ориентации наиболее одаренных и талантливых из них;

- формировать навыки игры в группе;

- формировать практические умения в использовании Интернет-ресурсов в процессе самообразования;

- формировать потребность в самостоятельной музыкально - творческой деятельности;

- содействовать в воспитании национального самосознания, чувства любви к своей Родине;

- содействовать формированию и развитию основных вокальных навыков (певческого дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции) и развитии духовно-нравственной стороны личности воспитанников.

Процесс обучения и воспитания в музыкальном классе базируется на дифференцированном подходе к детям с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей: общего развития, типа нервной системы и эмоциональности, музыкальных способностей и возможностей, интересов и склонностей. Возраст детей и подростков, реализующих программу, - 10 -17 лет. Основной контингент - учащиеся 4-11 классов. В работе с детьми используются такие формы, которые в наибольшей степени способствуют пробуждению интереса к музыкальным занятиям, побуждают детей к активной творческой деятельности. Учёт индивидуальных психо-физических особенностей и анатомо-физиологических возможностей исполнительского аппарата разновозрастных детей, занимающихся в объединении «Народный инструмент (гитара) » имеет огромное значение при прогнозировании ожидаемого образовательного результата. Обучение игре на гитаре рекомендуется начинать не ранее, чем с 10 лет, так как извлечение звука на данном инструменте требует определенных физических усилий.

Курс обучения по программе «Музыкально одаренные дети» рассчитан на два года. Образовательный процесс осуществляется одним педагогом. Наполняемость каждой группы - 10-15 человек. Занятие включает и теоретическую и практическую часть, направленную на формирование и развитие музыкально-исполнительских умений и навыков учащихся, практико-ориентированное закрепление теоретического материала. Начальные теоретические знания и практические навыки в области элементарной музыкальной грамоты, метроритмической организации звукового материала учащиеся приобретают в течение первого года обучения. В этот период времени воспитанники объединения «Музыкально одаренные дети» осваивают основные приемы игры на гитаре и получают начальные навыки публичных выступлений. Второй год обучения дает возможность воспитанникам развить практические навыки гитарного аккомпанемента попробовать себя в сольной и групповой игре на музыкальном инструменте, овладеть основами вокального мастерства: певческим дыханием, артикуляцией, звукообразованием, и существенно пополнить свой исполнительский репертуар. Практика группового исполнения (дуэт, трио) формирует стойкие дружественные связи между детьми, сосуществующими в едином творческом коллективе, способствуя формированию навыков коммуникации и сотрудничества учащихся. Организация деятельности обучающихся в объединении «Народный инструмент (гитара)» с использованием следующих форм:

КОЛЛЕКТИВНАЯ

ИНДИВИДУ-АЛЬНАЯ


ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВАЯ



ГРУППОВАЯ




  1. Коллективная форма применяется при работе с информационным материалом во время теоретической части урока, когда весь коллектив слушает и воспринимает новую информацию, участвует в ее обсуждении, в восприятии музыкальной терминологии; при обобщении и обсуждении занятий в процессе рефлексии.

  2.  Групповая форма обучения применяется преимущественно при организации группового музицирования обучающихся (дуэт, трио). Работа в малых группах эффективна при подготовке публичных выступлений, выполнении самостоятельных заданий. Учитывая тот факт, что в группах обучаются дети разных возрастов, способностей и психологических особенностей, индивидуальной работе с обучающимися предается особое значение. Данная форма обучения предусматривает работу с одаренными детьми при подготовке их к творческим конкурсам, фестивалям и концертным выступлениям. 

3-4. Индивидуальная и индивидуально-групповая формы обучения применяется

параллельно с коллективной формой проведения занятий в виде индивидуальных

занятий для одаренных детей при подготовке к концертам или творческим

конкурсам, а так же в рамках дополнительной работы с неуспевающими или

новичками. Формы организации учебных занятий сохраняют, усиливают и

развивают естественное побуждение подростка к творческому самовыражению,

дополняются прочными теоретическими знаниями, практическими  умениями и

навыками владения музыкальными инструментами.

Исходя из цели и задач объединения, в процессе занятий могут быть использованы следующие формы организации учебного процесса:

  • учебные занятия;

  • практические занятия;

  • репетиции;

  • концерты;

  • беседы;

  • творческие гостиные;

  • мастер-классы;

  • лекции – диалоги;

  • экскурсии (выездные занятия);

  • круглые столы, встречи, конференции;

  • прослушивание аудио и просмотр видео – фрагментов;

  • работа с электронно-образовательными ресурсами;

  • динамические паузы для выполнения здоровьесберегающих упражнений;

  • творческие, самостоятельные работы и проекты;

  • индивидуальная или коллективная рефлексия.

Используемые современные технологии при обучении игры на гитаре:

  1. технология сотрудничества, способствующая формированию коммуникативной компетенции учащихся. В результате занятий, организованных в соответствии с технологией обучения в сотрудничестве, технический уровень учащихся возрастает без особых усилий, существенно миминизируется дефицит времени на подготовку наиболее успешных и талантливых детей. В итоге увеличивается количество обучающихся, становящихся лауреатами разноуровневых творческих конкурсов исполнительского мастерства;

  2. технология дифференцированного и разноуровневого обучения позволяет организовать образовательный процесс в объединении с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей: общего развития, типа нервной системы и эмоциональности, музыкальных способностей и возможностей, интересов и склонностей. Для учащихся с ярко выраженными умственными и музыкальными способностями, устойчивостью внимания, развитостью воображения, широтой интересов, педагогом разработаны компетентно-ориентированные задания теоретической и практико-ориентированной направленности, отличающиеся повышенной сложностью. Практико-ориентированные задания для детей, не обладающих особыми музыкальными способностями, отличаются доступностью и простотой в воспроизведении, исполнительский репертуар подбирается с учётом их исполнительских возможностей. Развитию интеллектуального, творческого потенциала личности учащегося с достаточным уровнем коммуникативных умений;

  3. игровые технологии обеспечивает «живой» интерес детей к музыкальной культуре, настраивает их на более детализированное восприятие изучаемых произведений. Музыкальные игры, используемые на занятиях в объединении, открывают детям пути к разнообразным эмоционально двигательным впечатлениям, являются обязательным дополнением и к технологиям обучения в связи с особенностями возраста обучающихся. Музыкально-ритмические упражнения, как и работа со скороговорками, направленная на формирование артикуляционного аппарата и вокальной дикции исполнителя, также содержат элемент игры, поэтому всегда интересны детям любого возраста;

  4. использование электронно-образовательных ресурсов (ЭОР) повышает заинтересованность обучающихся предметом обучения, способствует лучшему усвоению изучаемого материала, сокращает потери времени при проведении занятий и самостоятельной работе юных гитаристов. В музыкальном объединении давно и плодотворно используются такие приложения как - «Гитар-тьютор», «Песни под гитару», «НМ-песенник». Установленные на смартфонах обучающихся, эти программы, и имеют в своём содержании: электронную базу аккордов; тюнер для настройки гитары; электронную базу разножанровых песен с аккордовой системой обозначения, ссылкой на видео-уроки в ютуб; встроенный - метроном, музыкально-игровые тренажёры для развития музыкального слуха и голоса. Программы незаменимы как при выполнении домашних заданий, так и во время коллективной работы в классе.

Ожидаемые (прогнозируемые) результаты программы «Музыкально одаренные дети» сориентированы на ФГОС второго поколения по предмету «Музыка» и представляет собой совокупность личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов обучающихся.

Личностные

  • знают и принимают традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

  • любят свой край и свою Родину, уважают свой народ, его культуру и духовные традиции,

  • умеют выражать свою гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,

  • знают о значении музыкальных занятий в развитии человека, становлении его личности, формировании жизненных ценностей и ориентиров;

  • имеют сформированную мотивационную направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, импровизация, музыкально-пластическое движение);

  • имеют потребность в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества,

  • имеют навыки бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей.

Метапредметные




















Познавательные:

  • знают, где и как можно найти нужную информацию о музыкальном произведении, исполнителе и т.д.;

  • умеют ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников,

  • владеют навыками ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  • умеют осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей

Коммуникативные:

  • знают сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

знают приемы общения с людьми разного возраста и разного социального положения;

  • умеют понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

  • умеют продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной музыкально-творческой деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  • имеют навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми;

  • умеют общаться с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Регулятивные

  • умеют принимать и сохранять учебно-творческие цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

  • умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной творческо-музыкальной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • имеют опыт мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта индивидуального и коллективного публичного выступления и при подготовке к нему;

  • имеют навыки адекватной оценки своих реальных и потенциальных музыкально-творческих способностей

Предметные

Направления работы:

ПЕВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

  1. «Музыкальная основа»

  • знают свойства музыкального звука;

  • знают музыкально-выразительные средства музыки и умеют классифицировать их по отличительным признакам;

  • знают устройство музыкального звукоряда по принципу октавного деления;

  • знают элементы нотной записи, умеют определять длительность нот и пауз;

  • знают и умеют читать схематическое изображение упрощённого нотного письма – табулатура;

  • знают основные музыкальные интервалы – терция, квинта, октава;

  • знают аппликатуру (буквенно-цифровое обозначение пальцев, струн, ладов, аккордов);

  • умеют читать аппликатурные сетки и знают расположение аккордов первой позиции;

  • умеют ставить мажорные, минорные, доминантсептаккорды семи основных групп (до,ре,ми,фа,соль,си) в пределах первых пяти ладов;

  • умеют читать аппликатурные сетки дробных, блюзовых и джазовых аккордов и ставить их на гитаре.

2) «Гитарный аккомпанемент»

  • знают историю происхождения гитары, классификацию и особенности устройства современных гитар;

  • знают посадку и постановку рук гитариста;

  • умеют настраивать гитару;

  • знают основные виды гитарного аккомпанемента и умеют читать их аппликатурные схемы;

  • знают такие приёмы игры на гитаре, как элементарный щипок, двойной щипок («вальсовка») и умеют воспроизводить их на муз;

  • знают 7 (семь) видов арпеджио (переборов) и умеют воспроизводить их на гитаре;

  • знают основные виды элементарного ритмического рисунка аккомпанемента (бой «четвёрка», бой «шестёрка», бой «восьмёрка», «эстрадный бой», «блатной бой», «бардовский бой») и умеют воспроизводить их на гитаре;

3) «Исполнительский репертуар»

  • знают и умеют различать музыкальные жанры и стили;

  • знают историю происхождения и жанровые особенности рок-музыки, народной (фольклорной), детской, авторской, эстрадной, военно-патриотической, англо-язычной и умеют исполнять, аккомпанируя себе на гитаре.

  • умеют читать аппликатурные табулатурные схемы (сетки) инструментальных композиций и играть их на гитаре.

  • знают основы образования голоса;

  • знают основы сценического поведения;

  • умеют аккомпанировать на гитаре изученные песни в изученных тональностях;

  • умеют выразительно и грамотно исполнять песни, применяя на практике изученные музыкально-теоретические сведения (средства музыкальной выразительности).


ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

4) «Группа»

  • знают виды и формы организации ансамбля;

  • знают и умеют исполнять на гитаре основные ансамблевые партии (аккомпанемент, бас, соло).

  • знают интервальную структуру тонического, квинтового, терцового, квинто-октавного баса и умеют выстраивать басовую партию с использованием инструктивного материала;

  • знают состав и виды аккомпанирующих партий в малых формах ансамбля – дуэте, трио;

  • умеют исполнять песни с аккордовой системе обозначения в дуэте и в составе трио, используя различные вариации аккомпанемента;

  • умеют работать в ансамбле, интонировать свои вокально-музыкальные партии;

  • умеют выступать на сцене, демонстрировать результаты обучения, принимая участие в благотворительных, концертных, конкурсных мероприятиях;

5) «Вокал»

  • знают основы вокального исполнительства;

  • умеют разогревать голосовой аппарат с помощью упражнений-распевок и вокальных упражнений;

  • знают особенности певческого дыхания, артикуляции, вокальной дикции и звукообразования и умеют применять специальные упражнения для их развития;

  • умеют работать над исполнительским репертуаром и решать различные исполнительские задачи.

6 «Артикуляция (приёмы звукоизвлечения)»

  • знают особенности аппликатурного приёма баррэ;

  • умеют читать аппликатурные сетки с обозначением приёма баррэ;

  • знают отличительные признаки и правила постановки большого и малого баррэ;

  • умеют читать условные обозначения следующих приёмов звукоизвлечения – восходящее и нисходящее легато, глиссандо, бенд;

  • умеют применять изученные приёмы звукоизвлечения при проигрывании инструментальных композиций по табулатурам.

Критерии оценки результативности программы является соотнесение полученного результата с целью и задачами. Отслеживание результатов в творческом объединении направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся и на определение эффективности учебно-воспитательного процесса. Целью отслеживания и оценивания результатов обучения является - содействие воспитанию у обучающихся к самоконтролю и самонаблюдению, что формирует навык самоанализа.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.

    1. Входной (вводный) контроль позволяет выявить:

знания и умения, учащихся в начале курса обучения. Проводится для того, чтобы определить степень подготовленности детей. Формы учета знаний на данном этапе: прослушивание детей с целью определения чувства ритма, опрос, наблюдение, анкетирование.

    1.  Текущий (промежуточный) контроль осуществляется в повседневной работе путем сопоставления фактического результата с ожидаемым для выявления пробелов в освоении программы. Форма учета знаний: фронтальный опрос, наблюдение, беседа, выборочное тестирование, контрольные задания на степень освоения учебного материала, задачи и задания, решаемые по образцу, выполнение дифференцированных заданий с учетом особенностей обучающихся,  диагностирование прочности усвоения учащимися программного материала, применение его в практико-ориентированной деятельности. Формы учета знаний: практические задания, участие в концертах, конкурсах, смотрах.

3.  Итоговый контроль включает в себя анализ знаний, умений, навыков и положительных изменений в развитии личности ребенка. Формы учета знаний: решение задач и выполнение заданий творческого характера, итоговые ответственности за результаты своего труда, критического отношения к достигнутому, привычки зачеты (в конце полугодия, учебного года), отчётный концерт, результаты участия обучающихся в различных конкурсах музыкально-исполнительского мастерства, результаты авторского творчества обучающихся. Итоговый контроль предусматривает проведение мониторинга по достижениям каждого воспитанника в течение учебного года.

По итогам одного занятия осуществляется оценивание знаний, умений и навыков обучающихся по следующим параметрам:

- освоение содержания учебного материала, - владение умениями, навыками по итогам занятия,

- заинтересованность учащихся в теме занятия, уровень работоспособности, - эффективность воспитательного воздействия.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ:

Музыкальная основа.

Теория: Качество музыкального звука как отражение его физических свойств в слуховом восприятии человека: высота, длительность, громкость, тембр.

Практика: Воспроизведение голосом музыкальных звуков различной высоты; различение на слух относительной высоты, относительной длительности и относительной громкости. Воспроизведение голосом простых мелодических музыкальных интервалов (в восходящем и нисходящем направлениях). Воспроизведение по памяти простейших ритмических рисунков и небольших одноголосных построений (мелодических оборотов).

  1. Средства музыкальной выразительности.

Теория: Определение и понятие музыкальных терминов - «ритм», «темп», «динамика», «лад», «тембр», «мелодия», являющихся средствами музыкальной выразительности. Сравнение с выразительными средствами других видов искусств – театра, живописи, кино.

Практика: Ритмические упражнения со счетом и тактированием в двух-, трех- и четырехдольном музыкальных размерах. Определение на слух быстрого, умеренного и медленного темпа в музыке. Слуховой анализ «мажорного» и «минорного» лада. Слуховой анализ тембрального окраса струнных инструментов.

2. Музыкальный звукоряд.

Теория: Понятие октавного деления музыкального звукоряда. Диапазон звучания гитары. Основные и производные ступени музыкального звукоряда. Обозначение произвольных ступеней музыкального звукоряда с помощью знаков альтерации. Знаки альтерации (диез, бемоль, бекар) и их правописания.

Практика: Изучение музыкального строя классической шестиструнной гитары. Уяснение принципа нахождения звуков на грифе инструмента. Написание знаков альтерации.

3. Нотная запись. Длительность нот и пауз.

Теория: Элементы нотной записи. Отражение относительной длительности музыкальных звуков в нотной записи. Графическое изображение нот и пауз различных длительностей (целое, половинное, четвертная, восьмая, шестнадцатая).

Практика: Написание нот и пауз различной длительности. Таблица «Длительность нот и пауз». Упражнения на определение нот и пауз по их графическому изображению.

4. Упрощённая запись нотного письма - табулатура.

Теория: Определение табулатуры как упрощенной записи для обозначения расположения нот на грифе гитары. Особенности графического изображения.

Практика: Пробные упражнения на гитаре с использованием табулатур разных видов.

5. Музыкальный интервал.

Теория: Музыкальный интервал как соотношение двух музыкальных звуков по высоте. Мелодический и гармонический интервал. Ступеневая (количественная) и тоновая (качественная) величина интервала. Простые интервалы.

Практика: Слуховой анализ мелодических и гармонических интервалов от определенного звука. Освоение и изучение основных интервальных соотношений (терция, кварта, квинта, октава) по таблице интервалов.

6. Аппликатура.

Теория: Буквенно-цифровое обозначение пальцев (левой и правой руки), струн, ладов, аккордов в мажоре и миноре, цифровых аккордов. Элементы записи.

Практика: Изучение элементов графического изображения аппликатуры.

«Гитарный аккомпанемент»

1.Аккорды первой позиции в аппликатурных сетках (в пределах первых пяти ладов). Аккорды группы «до». Аккорды группы «ре».

Теория: Понятие аккорда как сочетания нескольких звуков, разных по высоте. Виды и типы аккордов. Графические элементы аппликатурных сеток для обозначения аккордов. Аппликатурные сетки наиболее употребимых аккордов групп «до» и «ре» (мажорные, минорные, доминантсептаккорды).

Практика: Изучение и постановка наиболее употребимых аккордов групп «до» и «ре» (мажорные, минорные, доминантсептаккорды) по аппликатурным сеткам. Развитие исполнительской техники левой руки: работа над растяжкой пальцев и точной фиксации позиции руки.

2.Аккорды первой позиции в аппликатурных сетках (в пределах первых пяти ладов). Аккорды группы «ми». Аккорды группы «фа».

Теория: Аппликатурные сетки для обозначения наиболее употребимых аккордов групп «ми» и «фа». (мажорные, минорные, доминантсептаккорды).

Практика: Изучение и постановка наиболее употребимых аккордов групп «до» и «ре» (мажорных, минорных, доминантсептаккордов) по аппликатурным сеткам. Развитие исполнительской техники левой руки: работа над растяжкой пальцев и точной фиксации позиции руки.

3.Аккорды первой позиции в аппликатурных сетках (в пределах первых пяти ладов). Аккорды группы «соль». Аккорды группы «ля».

Теория: Аппликатурные сетки для обозначения наиболее употребимых аккордов групп «соль» и «ля» (мажорные, минорные, доминантсептаккорды).

Практика: Изучение и постановка наиболее употребимых аккордов групп «соль» и «ля» (мажорных, минорных, доминантсептаккордов) по аппликатурным сеткам. Развитие исполнительской техники левой руки: работа над растяжкой пальцев и точной фиксации позиции руки.

4.Аккорды первой позиции в аппликатурных сетках (в пределах первых пяти ладов). Аккорды группы «си». Дробные аккорды.

Теория: Аппликатурные сетки для обозначения наиболее употребимых аккордов групп «си» (мажорные, минорные, доминантсептаккорды). Написание и прочтение дробных аккордов. Примеры аппликатурных сеток.

Практика: Изучение и постановка наиболее употребимых аккордов групп «соль» и «ля» (мажорных, минорных, доминантсептаккордов) по аппликатурным сеткам. Развитие исполнительской техники левой руки: работа над растяжкой пальцев и точной фиксации позиции руки. Изучение и постановка дробных аккордов.

5. Блюзовые и джазовые аккорды.

Теория: Аппликатурные сетки для обозначения блюзовых (минорных септаккордов) и джазовых (больших мажорных) аккордов. Написание и прочтение блюзовых и джазовых аккордов.

Практика: Изучение и постановка блюзовых и джазовых аккордов по аппликатурным сеткам. Развитие исполнительской техники левой руки: работа над растяжкой пальцев и точной фиксации позиции руки. Проигрывание гармонических последовательностей: Сmaj7 – Fmaj7, Amaj7 – Dmaj7.

6. Итоговое занятие проводится в форме отчётного концерта для родителей. Каждый обучающийся исполняет две разножанровые песни в аккордовой системе обозначения либо табулатурные композиции.

«Репертуар»

1.Музыкальные жанры и стили в исполнительском репертуаре гитариста. Песня – как один из основных музыкальных жанров.

Теория: Определение понятий «исполнительский репертуар», «музыкальный жанр», «музыкальный стиль», «песня» (песенный жанр). Прослушивание известных разножанровых песен в исполнении педагога или в аудиозаписи. Первичный слуховой анализ.

Практика: Совместное исполнение нескольких разножанровых песен под аккомпанемент педагога.

2.Народная (фольклорная) песня.

Теория: Определение понятия «народная песня». История происхождения народной песни. Видовое разнообразие народных песен. Русские народные песни. Прослушивание известных русских народных песен в исполнении педагога или в аудиозаписи. Первичный слуховой анализ. Совместное исполнение песни под аккомпанемент педагога. Выбор песни в аккордовой системе обозначения для исполнения - из репертуарного списка, предложенного педагогом или самостоятельно, (используя электронные песенные базы из программ-приложений на платформе «Андроид» - «Гитар-тьютор», «НМ – песенник»).

Практика: Разбор выбранной песни по аккордам. Разбор ритмической структуры аккомпанемента. Выбор аккомпанемента подходящего типа (бой, один из видов арпеджио). Транспонирование (если есть при необходимости). Исполнение выбранной песни под собственный аккомпанемент.

3.Детская песня.

Теория: Определение понятия «детская песня». Известные детские песни из популярных мультфильмов и кинофильмов. Прослушивание нескольких песен в исполнении педагога или в аудиозаписи. Первичный слуховой анализ. Совместное исполнение песни под аккомпанемент педагога. Выбор песни в аккордовой системе обозначения для исполнения - из предложенных педагогом («Голубой вагон», «Маленькие дети», «Песенка Бременских музыкантов», «Прекрасное далёко» и т.д.) или самостоятельно, (используя электронные песенные базы из программ-приложений на платформе «Андроид» - «Гитар-тьютор», «НМ – песенник»).

Практика: Разбор выбранной песни по аккордам. Разбор ритмической структуры аккомпанемента. Выбор аккомпанемента подходящего типа (бой, один из видов арпеджио). Транспонирование (если есть при необходимости). Исполнение выбранной песни под собственный аккомпанемент.

3.Авторская песня.

Теория: Определение понятия «авторская песня». История происхождения данного музыкального жанра Известные российские барды. Грушенский фестиваль. Прослушивание известных авторских песен в исполнении педагога или в аудиозаписи. Первичный слуховой анализ. Выбор песни в аккордовой системе обозначения для исполнения из предложенных педагогом («Как здорово!» О. Митяев, «Милая моя» Ю. Визбор, «Песня о друге» В. Высоцкий» и т.д.) или самостоятельно ( с использованием электронных песенных баз из программ-приложений на платформе «Андроид» - «Гитар-тьютор», «НМ – песенник».

Практика: Разбор выбранной песни по аккордам. Разбор ритмической структуры аккомпанемента. Выбор аккомпанемента подходящего типа (бой, один из видов арпеджио). Транспонирование (если есть при необходимости). Исполнение выбранной песни под собственный аккомпанемент.

4.Эстрадная песня.

Теория: Определение понятия «эстрадная песня» и «поп-музыка». История происхождения данного музыкального жанра. Известные русскоязычные исполнители современной эстрадной песни. Прослушивание популярных современных эстрадных песен в исполнении педагога или в аудиозаписи. Первичный слуховой анализ. Выбор песни в аккордовой системе обозначения для исполнения (из предложенных педагогом или самостоятельно, с использованием электронных песенных баз из программ-приложений на платформе «Андроид» - «Гитар-тьютор», «НМ – песенник»).

Практика: Разбор выбранной песни по аккордам. Разбор ритмической структуры аккомпанемента. Выбор аккомпанемента подходящего типа (бой, один из видов арпеджио). Транспонирование (если есть при необходимости). Исполнение выбранной песни под собственный аккомпанемент.

5.Военно-патриотическая песня.

Теория: Определение понятия «военно-патриотическая песня». История происхождения данного музыкального жанра. Песни военных лет. Песни, сочинённые в горячих точках (Афганистан, Чечня). Прослушивание известных военно-патриотических песен в исполнении педагога или в аудиозаписи. Первичный слуховой анализ. Выбор песни в аккордовой системе обозначения для исполнения из предложенных педагогом («Катюша», «Три танкиста» «От героев былых времён», «Синева» и т.д.) или самостоятельно, используя электронные песенные базы из программ-приложений на платформе «Андроид» - «Гитар-тьютор», «НМ – песенник».

Практика: Разбор выбранной песни по аккордам. Разбор ритмической структуры аккомпанемента. Выбор аккомпанемента подходящего типа (бой, один из видов арпеджио). Транспонирование (если есть при необходимости). Исполнение выбранной песни под собственный аккомпанемент.

5.Песни в стиле «рок».

Теория: Определение понятия «рок», «рок-музыка История происхождения данного музыкального жанра. Стилевое разнообразие рок-музыки: хард –рок, бард-рок, арт-рок, панк-рок, блюз-рок. Известные российские рок-музыканты – В.Цой и группа «Кино», Ю.Шевчук и группа «ДДТ», К.Кинчев и группа «Алиса», Кипелов и группа «Ария», Г.Сукачёв и их творчество. Питерский и Свердловский рок-клубы. Прослушивание известных рок-композиций в исполнении педагога или в аудиозаписи. Первичный слуховой анализ. Выбор песни в аккордовой системе обозначения для исполнения из предложенных педагогом («Звезда по имени Солнце», «Что такое осень?», «Мама», «Я свободен», и т.д.) или самостоятельно, используя электронные песенные базы из программ-приложений на платформе «Андроид» - «Гитар-тьютор», «НМ – песенник».

Практика: Разбор выбранной песни по аккордам. Разбор ритмической структуры аккомпанемента. Выбор аккомпанемента подходящего типа (бой, один из видов арпеджио). Транспонирование (если есть при необходимости). Исполнение выбранной песни под собственный аккомпанемент.

6.Англоязычная современная песня.

Теория: Определение понятия «англоязычная современная песня». Известные современные англоязычные группы («Линкин парк», «Скиллет», Лимббискет») и их песни. Прослушивание зарубежных музыкальных композиций в исполнении педагога или в аудиозаписи. Первичный слуховой анализ. Выбор песни в аккордовой системе обозначения для исполнения из репертуарного списка, предложенного педагогом, или самостоятельно, с использованием электронных песенных баз из программ-приложений на платформе «Андроид» - «Гитар-тьютор», «НМ – песенник».

Практика: Разбор выбранной песни по аккордам. Разбор ритмической структуры аккомпанемента. Выбор аккомпанемента подходящего типа (бой, один из видов арпеджио). Транспонирование (если есть при необходимости). Исполнение выбранной песни под собственный аккомпанемент.

7.Итоговое занятие проводится в форме отчётного концерта для родителей. Каждый обучающийся исполняет две разножанровые (или одну) песню (или инструментальную композицию) под собственный аккомпанемент. Допускается помощь педагога или других детей.

«Группа»

1.Ансамбль как способ совместной исполнительской деятельности. Виды и формы организации ансамбля.

Теория: Определение понятия «ансамбль» как способа совместной исполнительской деятельности, История происхождения термина «ансамбль». Виды ансамбля по способу организации музыкально-исполнительской деятельности ансамбля (вокальный ансамбль, инструментальный ансамбль, вокально-инструментальный ансамбль) Формы организации ансамбля по количеству участников (дуэт, трио, квартет, квинтет).

Практика: Обсудить возможные варианты сочетания аккомпанирующих партий в дуэте. Сыграть дуэтом с педагогом ранее изученную песню в аккордовой системе обозначения. Организовать творческие дуэты и трио, разбив учебную группу для предстоящей самостоятельной работы. Выбрать песню в аккордовой системе обозначения из предложенного педагогом инструктивного материала или самостоятельно каждому дуэту или трио. Выбрать изученные подходящие по темпо-ритму виды аккомпанемента для работы с использованием малых форм организации инструментального ансамбля – дуэт, трио. Обсудить состав и виды аккомпанирующих партий. Сыграть в дуэте или в составе трио разобранную песню.

2.Основные исполнительские партии в инструментальном ансамбле (аккомпанемент, бас, соло).

Теория: Определение понятия «ансамблевые партии». Специфика и значение партий аккомпанемента, баса, сольной партии при игре в ансамбле. Прослушивание инструментальных гитарных композиций (в аудиозаписи). Слуховой анализ аккомпанирующих партий.

Практика: Обсуждение возможных вариантов сочетания аккомпанирующих партий. Определение общего ритмического рисунка музыкальной композиции. Выделение всех ансамблевых партий. Простукивание ритмического рисунка каждой партии.

Партия баса в ансамбле. Виды басовых партий. Тонический бас.

Теория: Определение понятия «партия баса» и её основной ритмообразующей функции в инструментальном ансамбле. Краткий обзор видов басовых партий. Определение понятий «тоника» как основного звука в аккорде. Определение понятия «тонического баса» как воспроизведение основных тоник аккордов, взятых на басовых струнах. Изучение таблицы «Расположение тоник семи основных нот (звуков) на басовых струнах в пределах семи ладов».

Практика: Построение партии тонического баса к песне в аккордовой системе обозначения по таблице «Расположение тоник семи основных нот (звуков) на басовых струнах в пределах семи ладов». Воспроизведение басовой тонической партии на гитаре.

Партия баса в ансамбле. Квинтовый бас.

Теория: Определение понятия «квинтового баса» и его интервальной структуры («квинта»). Специфика звучания и ритмообразующая функция. Определение понятия «риффа». Игра на «риффах» (опорных звуков аккорда) - как сочетание партии баса и аккомпанемента. Принципы построения квинтового баса, риффов по таблице «Расположение тоник семи основных нот (звуков) на басовых струнах в пределах семи ладов».

Практика: Построение партии квинтового баса, риффов к песне в аккордовой системе обозначения по таблице «Расположение тоник семи основных нот (звуков) на басовых струнах в пределах семи ладов». Воспроизведение басовой квинтовой партии, риффов на гитаре.

3 .Партия баса в ансамбле. Бас, построенный по малой и большой терции.

Теория: Определение понятия «терцового баса» и его интервальной структуры («терция»). Специфика звучания и ритмообразующая функция. Принципы построения терцового баса (по большой и малой терции) по таблицы «Расположение тоник семи основных нот (звуков) на басовых струнах в пределах семи ладов».

Практика: Построение партии терцового баса, к песне в аккордовой системе обозначения по таблице «Расположение тоник семи основных нот (звуков) на басовых струнах в пределах семи ладов». Воспроизведение терцового баса на гитаре.

4.Партия баса в ансамбле. Квинтово-октавный бас.

Определение понятия «квинто-октавного баса» и его интервальной структуры («квинта», «октава»). Специфика звучания и ритмообразующая функция. Принципы построения квинто-октавного баса по таблице «Расположение тоник семи основных нот (звуков) на басовых струнах в пределах семи ладов».

Практика: Построение партии квинто-октавного баса, к песне в аккордовой системе обозначения по таблице «Расположение тоник семи основных нот (звуков) на басовых струнах в пределах семи ладов». Воспроизведение квинто-октавного баса на гитаре.

5.Малые формы ансамбля. Инструментальный дуэт.

Теория: Определение понятий «малые формы ансамбля», «дуэт», «инструментальный дуэт». Вариации аккомпанирующих партий в игре дуэтом: аккомпанемент + аккомпанемент (арпеджио + арпеджио; арпеджио+бой; бой+бой); аккомпанемент+бас (арпеджио + бас; бой + бас).

Практика: Обсуждение возможных вариантов сочетания аккомпанирующих партий в дуэте на примере отдельной композиции (песни в аккордовой системе обозначения). Исполнение в дуэте (педагог и обучающийся) песни в аккордовой системе обозначения. Формирование групп творческих дуэтов. Исполнение в дуэте (обучающийся и обучающийся) песни в аккордовой системе обозначения.

6. Малые формы ансамбля. Инструментальное трио.

Теория: Определение понятий «трио», «инструментальное трио». Вариации аккомпанирующих партий в составе трио: аккомпанемент+аккомпанемент+аккомпанемент; аккомпанемент+аккомпанемент+бас; аккомпанемент+бас+бас.

Практика: Обсуждение возможных вариантов сочетания аккомпанирующих партий в составе трио на примере отдельной композиции (песни в аккордовой системе обозначения). Исполнение в составе трио (педагог, обучающийся, обучающийся) песни в аккордовой системе обозначения. Формирование групп творческих трио из обучающихся. Исполнение в составе трио (обучающийся, обучающийся, обучающийся) песни в аккордовой системе обозначения.

7. Итоговое занятие проводится в форме отчётного концерта для родителей. Обучающиеся, предварительно сформировав творчески дуэты и трио, исполняют две разножанровые (или одну) песню (или инструментальную композицию) под собственный аккомпанемент.

«Вокал»

1. Гигиена и охрана голоса. Строение голосового аппарата.

Теория: Правила сохранения голосового аппарата. Режим труда и отдыха при проведении занятий по вокальной подготовке. Охрана голоса в период мутации. Устройство и функции голосового аппарата: гортань как звукообразующий инструмент, дыхание – динамическая основа пения, верхний и нижний резонаторы - тембральные усилители.

2. Особенности развития голосов разных возрастных групп. Типы певческих голосов.

Теория: Возрастные особенности детей в восприятии и воспроизведении музыки. Изменения состояния голоса в периоды предмутационный, мутации и постмутационный. Качества певческого голоса. Понятия общего и рабочего диапазона. Особенности мужского, женского и детского голоса.

Практика: Знакомство с диапазоном воспитанников – вокалистов. Упражнения с переходными нотами для расширения вокальных возможностей учащихся.

3. Основные певческие навыки. Распевки для разогревания голосового аппарата.

Теория: Певческая установка – положение корпуса, рук, головы, шеи при пении сидя, стоя. Роль упражнений-распеваний (распевок) в укреплении голосового аппарата.

Практика: Формирование навыков: пения сидя, стоя; одновременного пения и игре на гитаре сидя, стоя. Исполнение всем коллективом упражнений-распевок в разных положениях.

4. Первоначальные вокальные упражнения.

Теория: Знакомство с вокальными упражнениями. Роль вокальных упражнений в укреплении голосового аппарата.

Практика: Формирование навыков исполнения вокальных упражнений: пения сидя, стоя; одновременного пения и игре на гитаре сидя, стоя. Исполнение всем коллективом первоначальных вокальных упражнений.5. Певческое дыхание. Упражнения для развития певческого дыхания.

Теория: Особенности певческого дыхания. Задержка дыхания перед началом пения. Соотношение вдоха и выдоха в зависимости от характера музыки и длины музыкальной фразы. Типы дыхания (ключительное, грудное, диафрагматическое).

Практика: Выработка навыков диафрагматического (нижнереберного) дыхания. Задержка дыхания перед началом пения. Упражнения: для работы диафрагмы и мышц, которые задействованы при вокальном дыхании, для развития дыхания на одном звуке с постепенным увеличением его продолжительности.

6. Артикуляция и дикция певца. Упражнения для развития правильной артикуляции и вокальной дикции.

Теория: Артикуляция и артикуляционный аппарат (рот, губы, язык, челюсти, верхнее и нижнее небо). Роль артикуляционного аппарата в вокализации и округлении гласных. Дикция: основные правила произношения гласных и согласных. Роль скороговорок в развитии вокальной дикции

Практика: Упражнения для развития гибкости и подвижности мягкого неба. Пение с закрытым ртом и на слоги. Выравнивание гласных при пении упражнений на «и-э-а-о-у» в сочетании с различными согласными. Чтение скороговорок.

7. Звукообразование и звуковедение. Упражнения для развития правильного звукообразования и звуковедения.

Теория: Опора звука на дыхание – необходимое условие звукообразования. Мягкая атака звука. Правила певческого звукообразования.

Практика: Пение на опоре дыхания, с мягкой атакой звука. Упражнения на развитие навыков правильного звукообразования. Формирование естественного свободного звука.

8.Освобождение мышц звукового канала.

Теория: Внутриглоточная свобода. Мягкое нёбо и его тренировка. Осознание и релаксация челюсти.

Практика: Упражнения на внутриглоточную свободу. Упражнения на расслабление нижней челюсти и языка.

9.Певческий диапазон и его развитие.

Теория: Определение певческого диапазона обучающихся.Опора и атака в природе певческого тона.

Практика: Упражнения на развитие певческого диапазона.

10.Работа над певческим репертуаром и решение различных исполнительских задач.

Теория: Индивидуальный подбор исполнительского репертуара, исходя из возрастных, психо-физических и музыкальных способностей и возможностей каждого обучающегося. Выбор песен в аккордовой системе обозначения для исполнения под собственный аккомпанемент.

Практика: Работа над голосовым аппаратом, певческим дыханием, артикуляцией, звуковедением и дикцией. Выполнение тренировочных упражнений на развитие вокальной техники. Транспонирование. Исполнение выбранных репертуарных композиций совместно с педагогом, самостоятельно, в дуэте, в составе трио.

11.Итоговое занятие - отчётный концерт для родителей.

«Артикуляция (технические приёмы звукоизвлечения)»

  1. Приём баррэ и его аппликатурные особенности.

Теория: Обозначение понятия «приём «баррэ» как постановку закрытого аккорда. Особенности обозначения в аппликатурных сетках. Положение левой руки. Виды «баррэ».

  1. Большое баррэ.

Теория: Обозначение понятия «большое «баррэ» как постановки закрытого аккорда. Положение левой руки. Разбор музыкальных композиций, песен в аккордовой системе обозначения с использованием данного приёма.

Практика: Постановка большого баррэ. Работа над растяжкой пальцев левой руки. Упражнения на закрепление данного аппликатурного приёма. Исполнение музыкальных композиций (песен в аккордовой системе обозначения) с использованием данного приёма.

3.Малое баррэ.

Теория: Обозначение понятия «малое «баррэ» как постановки закрытого аккорда. Особенности положения левой руки, указательного пальца. Разбор музыкальных композиций, песен в аккордовой системе обозначения с использованием данного приёма.

Практика: Постановка большого баррэ. Работа над растяжкой пальцев левой руки. Упражнения на закрепление данного аппликатурного приёма. Исполнение музыкальных композиций (песен в аккордовой системе обозначения) с использованием данного приёма.

4.Hammer-on (восходящее легато).

Теория: Обозначение понятия «восходящее легато» (плавный переход от звука к звуку). Обозначение.Виды и особенности «восходящего легато». Разбор музыкальных композиций (в табулатуре) с использованием данного приёма.

Практика: Работа над правильным звукоизвлечением. Тренировочные упражнения на закрепление с использованием инструктивного материала (табулатур).

5.Pull-off (нисходящее легато).

Теория: Обозначение понятия «нисходящее легато» (исполнение левой рукой нисходящих нот на одной струне). Обозначение. Виды и особенности «нисходящего легато» . Разбор музыкальных композиций (в табулатуре) с использованием данного приёма.

Практика: Работа над правильным звукоизвлечением. Тренировочные упражнения на закрепление с использованием инструктивного материала (табулатур).

6.Глиссандо (скольжение).

Теория: Обозначение понятия «глиссандо» (скользящий переход от звука к звуку). Обозначение. Виды и особенности «глиссандо» . Разбор музыкальных композиций (в табулатуре) с использованием данного приёма.

Практика: Работа над правильным звукоизвлечением. Тренировочные упражнения на закрепление с использованием инструктивного материала (табулатур).

7.Бенд (подтяжка).

Теория: Обозначение понятия «бенд» (повышение звука на полтона, тон и более при подтягивании струны вверх или вниз по грифу). Обозначение. Виды и особенности постановки различных типов «бенда» . Разбор музыкальных композиций (в табулатуре) с использованием данного приёма.

Практика: Работа над правильным звукоизвлечением. Тренировочные упражнения на закрепление с использованием инструктивного материала (табулатур).

8.Вибрато (колебаниия)

Теория: Обозначение понятия «вибрато» (как колебания высоты звука). Обозначение. Виды и особенности «вибрато». Разбор музыкальных композиций (в табулатуре) с использованием данного приёма.

Практика: Работа над правильным звукоизвлечением. Тренировочные упражнения на закрепление с использованием инструктивного материала (табулатур).

9.Мутинг (приглушение)

Теория: Обозначение понятия «мутинг» (приглушение звуков ребром ладони правой руки у подставки гитары). Обозначение. Разбор музыкальных композиций (в табулатуре) с использованием данного приёма.

Практика: Работа над правильным звукоизвлечением. Тренировочные упражнения на закрепление с использованием инструктивного материала (табулатур).

10.Итоговое занятие. Зачёт по итогам исполнения табулатур с выше обозначенными приёмами звукоизвлечения.

Учебный план программы «Музыкально одаренные дети»
(1 год обучения)

п/п

Наименование тем

Кол-во 

час

Формы аттестации/ контроля

1.

Музыкальный звук и его свойства.

1

Беседа, наблюдение, беседа,

2.

Музыкально-выразительные средства музыки.

1

Наблюдение, беседа

3.

Музыкальный звукоряд.

1

Наблюдение, беседа

4.

Нотная запись. Длительность нот и пауз.

1

Наблюдение, беседа

5.

Упрощенная запись нотного письма - табулатура.

1

Наблюдение, беседа

6.

Музыкальный интервал.

1

Наблюдение, беседа

7.

Аппликатура (буквенно-цифровое обозначение пальцев, струн, ладов).

1

Наблюдение, беседа

8.

Аккорды первой позиции в аппликатурных сетках (в пределах первых пяти ладов).

1

Наблюдение, беседа,

воспроизведение на инструменте

9.

Аккорды группы «до».

1

Наблюдение, беседа,

воспроизведение на инструменте

10.

Аккорды группы «ре».


1

Наблюдение, беседа,

воспроизведение на инструменте

11.

Аккорды группы «ми».

1

Наблюдение, беседа,

воспроизведение на инструменте

12.

Аккорды группы «фа».


1

Наблюдение, беседа,

воспроизведение на инструменте

13.

Аккорды группы «соль».

1

Наблюдение, беседа,

воспроизведение на инструменте

14.

Аккорды группы «ля».


1

Наблюдение, беседа,

воспроизведение на инструменте

15.

Аккорды группы «си».

1

Наблюдение, беседа,

воспроизведение на инструменте

16.

Дробные аккорды.


1

Наблюдение, беседа,

воспроизведение на инструменте

17.

Блюзовые и джазовые аккорды.


1

Наблюдение, беседа,

воспроизведение на инструменте

18.

Итоговое занятие.

1

Отчётный концерт для родителей

19.

История происхождения гитары. Классификация и особенности устройства современных гитар.

1

Беседа, опрос

20.

Посадка и постановка рук гитариста. Настройка гитары

1

Наблюдение, беседа

21.

Гитарный аккомпанемент и его виды. Элементарный щипок. Двойной щипок («вальсовка»).

1

Воспроизведение на инструктивном материале

22.

Основные правила исполнения арпеджио. Арпеджио №1. Арпеджио №2.

1

Воспроизведение на инструктивном материале

23.

Арпеджио №3. Арпеджио №4.

Арпеджио №5.Арпеджио №6.

Арпеджио №7.

1

Воспроизведение на инструктивном материале

24.

Элементарный ритмический рисунок аккомпанемента («бой»). Бой «четвёрка», «эстрадный бой».

1

Воспроизведение на инструктивном материале

25.

Элементарный ритмический рисунок аккомпанемента («бой»). Бой «шестёрка», бой «восьмёрка».

1

Воспроизведение на инструктивном материале

26.

Элементарный восьмёрка ритмический рисунок аккомпанемента («бой»). «Блатной бой», бардовский бой».

1

Воспроизведение на инструктивном материале


27.

Итоговое занятие.

1

Зачётное занятие по пройдённым видам аккомпанемента

28.

Музыкальные жанры и стили в исполнительском репертуаре гитариста. Песня – как один из основных музыкальных жанров.

1

Наблюдение, беседа, опрос


29.

Народная (фольклорная) песня.

1

Воспроизведение на инструктивном 30.материале

30.

Детская песня. Авторская (бардовская) песня.

1

Воспроизведение на инструктивном материале

31.

Эстрадная песня. Песня в стиле «рок».

1

Воспроизведение на инструктивном материале

32.

Военно-патриотическая песня.

1

Воспроизведение на инструктивном материале

33.

Англоязычная современная песня. Табулатурные репертуарные инструментальные композиции.

1

Воспроизведение на инструктивном материале

34.

Итоговое занятие.

1

Отчётный концерт для родителей


(2 год обучения)

№ п/п

Направление

Кол-во часов

Формы аттестации/ контроля

1.

Группа (ансамбль) как способ совместной исполнительской деятельности. Виды и формы организации группы (ансамбля).

1

Наблюдение, беседа


2.

Основные исполнительские партии в инструментальной группе (ансамбле) (аккомпанемент, бас, соло).

1

Наблюдение, беседа


3.

Партия баса в группе (ансамбле). Квинтовый бас. Рифф – как партия баса и аккомпанемента.

1

Воспроизведение тонического баса с исп. инструктивного

материала

4.

Партия баса в группе (ансамбле). Виды басовых партий. Тонический бас.

1

Воспроизведение квинтового баса, риффов с исп. инструктивного материала

5.

Партия баса в группе. Бас, построенный по малой и большой терции.

1

Воспроизведение терцового баса с исп. инструктивного материала

6.

Партия баса в группе. Квинтово-октавный бас.

1

Воспроизведение квинто-октавного баса с исп. инструктивного материала

7.

Малые формы организации группы. Инструментальный дуэт. Состав и виды аккомпанирующих партий.

1

Игра на гитаре в дуэте


8.

Малые формы организации инструментальной группы (ансамбля). Инструментальное трио. Состав и виды аккомпанирующих партий.

1

Игра на гитаре в составе трио


9.

Итоговое занятие.

1

Отчётный концерт для родителей


10.

Гигиена и охрана голоса. Строение голосового аппарата. Голосообразование

1

Наблюдение, беседа

11.

Особенности развития голосов разных возрастных групп. Типы певческих голосов.

1

Наблюдение, беседа

12.

Основные певческие навыки. Распевки для разогревания голосового аппарата

1

Наблюдение, беседа

13.

Первоначальные вокальные упражнения.

1

Наблюдение, беседа

14.

Певческое дыхание. Упражнения для развития певческого дыхания

1

Наблюдение, беседа

15.

Артикуляция и дикция певца. Упражнения для развития правильной артикуляции и вокальной дикции.

1

Наблюдение, беседа

16.

Звукообразование и звуковедение. Упражнения для развития правильного звукообразования и звуковедения.

1

Наблюдение, беседа

17.

Освобождение мышц звукового канала.

1

Наблюдение, беседа

18.

Певческий диапазон и его развитие.

1

Наблюдение, беседа

19.

Работа над певческим репертуаром и решение различных исполнительских задач.

1

Воспроизведение репертуарных композиций голосом

20.

Итоговое занятие.

1

Отчётный концерт для родителей

21.

Глиссандо (скольжение).

1

Наблюдение, беседа

22-23.

Большое баррэ.

2

Наблюдение, беседа. Правильная постановка

24-25.

Малое баррэ.

2

Наблюдение, беседа. Правильная постановка

26.

Hammer-on (восходящее легато).

1

Воспроизведение с использованием инструктивного материала

27-28.

Pull-off (нисходящее легато).

2

Воспроизведение с использованием инструктивного материала

29-30.

Приём баррэ и его аппликатурные особенности.

2

Воспроизведение с использованием инструктивного материала

31.

Бенд (подтяжка).

1

Воспроизведение с использованием инструктивного материала

32.

Вибрато (колебаниия).

1

Воспроизведение с использованием инструктивного материала

33.

Мутинг (приглушение).

1

Воспроизведение с использованием инструктивного материала

34.

Итоговое занятие

1

Зачёт





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!