СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Рисуем сами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Рисуем сами"»

Министерство образования и науки Алтайского края

Комитет по образованию администрации Топчихинского района

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Топчихинский Детско - юношеский центр»




Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

художественной направленности

«Рисуем сами»


Возраст учащихся: 4 - 7 лет

Срок реализации: 1 год


Автор - составитель:

Исупова Олеся Геннадьевна,

педагог дополнительного образования

















Топчиха, 2023

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы


1.1. Пояснительная записка


Нормативные правовые основы разработки ДООП:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года N 32Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"

  • Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

  • Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».

  • Устав МКУ ДО «Топчихинский Детско-юношеский центр» и другие локальные акты.


Актуальность:

Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы. Занятия изобразительным искусством выступают как действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств, качеств личности ребенка, его индивидуальности. Изобразительное искусство является важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания детей, поэтому данная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования является актуальной.


Целесообразность:

Отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обедненности и невыразительности детских работ, так как, не владея определенными способами изображения дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые они затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему.

Приемы оказания помощи могут быть разными: совет, указание, объяснение, вариативный показ, поощрение. Можно использовать иллюстрационный материал, художественное слово, наблюдение. Ребенок должен научиться видеть прежде всего, основную форму изображаемых предметов, кроме формы маленький «художник» должен уметь видеть строение, цвет изображаемого объекта, его величину, соответствие частей, их местоположение. Помимо способности видеть, важным условием создания выразительного рисунка является умение точно изображать. А для этого должна быть достаточно хорошо развита рука. «Легкая и послушная рука» - это важное условие, так как из-за неразвитости моторики руки ребенка часто страдает и содержательная часть рисунка. Ребенок не в состоянии предать то, что видит, знает, задумал.

Чтобы рисунок был творческим, самобытным, оригинальным, необходимо развивать фантазию, воображение, ассоциативно­ - образное мышление, поэтому в программу введены занятия по замыслу, которые строятся на игре - вопросов: «На что похоже это облако, дерево? Какого «цвета» слова - сладкий, грустный, радость?» Способствуют развитию творческой деятельности и графические игры: «Я начну, а ты дорисуй», «превратить геометрические фигуры в знакомые предметы».


Новизна:

Формой организации обучения детей 4-6 лет являются однотемные занятия с разным для каждой возрастной группы программным содержанием. Основное преимущество такой формы организации занятий, состоит в том, что педагог имеет возможность сосредоточить свое внимание, свои усилия на каком-то виде деятельности. Кроме того, облегчается подготовка материалов и оборудования.


Вид программы:

Модифицированная. Создана на основе различных образовательных ресурсов, имеет наличие материала с учетом особенностей возраста и уровня подготовки обучающихся.


Направленность программы: социально-гуманитарная


Обучение включает в себя следующие основные предметы:

  • изобразительное искусство


Язык, на котором осуществляется образовательная деятельность – государственный язык Российской Федерации – русский.


Адресат ДООП:

Программа рассчитана на обучающихся 4 - 7 лет.

Дети 4–5 лет осознанно подходят к процессу рисования и стремятся достичь желаемого результата. В их рисунках обычно изображены единичные предметы. Дети рисуют предмет по частям – сначала самые крупные части, затем более мелкие и некоторые характерные детали. Ребята постепенно начинают соединять в одном рисунке несколько предметов, создавая сюжетную композицию; учатся подбирать соответствующие цвета. У них вырабатывается прочный навык правильного владения карандашом и кистью.

Дети 5–6 лет, знакомясь с разными видами изобразительного искусства (живописью, графикой, скульптурой), живо воспринимают образы. По сравнению с более ранним возрастом их деятельность становится более осознанной. Замысел начинает опережать изображение. Закрепляются ранее приобретенные изобразительные умения и навыки. Движения рук становятся более уверенными. В коллективных работах дети начинают планировать и согласовывать свои действия. В этом возрасте необходимо продолжать учить изображать предметы с натуры и развивать воображение. Следует обращать внимание на передачу форм и цветов, существенно важных деталей. Начиная со старшей группы, надо учить детей тонировать бумагу, смешивать краски. Полезно предоставлять детям возможность рисовать разными материалами (восковыми и пастельными мелками, угольными карандашами, сангиной, фломастерами) и использовать ранее незнакомые техники рисования.

В возрасте 6–7 лет ребенок приобретает новые знания и умения в сфере изобразительной деятельности. Он знакомится с произведениями живописи, скульптурой малых форм, работами книжных иллюстраторов; начинает обращать внимание на средства, которыми пользуется художник для передачи своего настроения, на то, как автор выделяет главные объекты, каким образом передает пространственные отношения между предметами.

Срок и объем освоения программы: 1 год, 36 часов


Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности:

Разновозрастная группа.


Сведения об обеспечении образовательных прав и обязанностей обучающихся:

  • обучающиеся имеют право выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогом в рамках программы;

  • дети с ОВЗ имеют право обучаться по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития.


Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.



1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты

Цель: приобщение детей через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.



Задачи:

Личностные:

  • развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей.

Метапредметные:
  • сформировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания.


Предметные:

  • сформировать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).


Ожидаемые результаты реализации программы:


Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.











1.3. Содержание программы

Модуль «Стартовый» - 1 год обучения

Цель: развитие эстетического восприятия, связанного с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

Задачи:

  • пробудить у детей положительную эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, к родной природе, к событиям жизни; 

  • формировать у детей изобразительные навыки и умения.

Учебный план

(4-5 лет)


п/п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

1

1

-


2

«Части тела и лица»

1

0,5

0,5

Практическое занятие

3

«Осенние дары»

5

2,5

2,5

Практическое занятие

4

«Что в домике есть?»

5

2,5

2,5

Практическое занятие

5

«Зимние забавы»

5

2,5

2,5

Практическое занятие

6

«Животные»

3

1,5

1,5

Практическое занятие

7

«Где я живу»

2

1

1

Практическое занятие

8

«Праздники»

2

1

1

Практическое занятие

9

«Мир вокруг меня»

6

3

3

Практическое занятие

10

«Весенняя капель»

6

3

3

Практическое занятие


Итого:

36

18,5

17,5



Содержание учебного плана


1. Вводное занятие.

Теория: знакомство с педагогом, кабинетом, техникой безопасности.


2. «Части тела и лица»

Теория: Учить детей простым карандашом рисовать веселое и грустное лицо. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. Учить выражать и описывать свои чувства.

Практика: Изображаем сначала грустного мальчика, а затем веселого. Для этого нужно на левой половине листа нарисовать круг – лицо, брови в виде опущенных книзу дуг и рот, с опущенными вниз уголками губ. На правой стороне листа нужно изобразить круг – лицо, прямые брови и улыбающийся рот с поднятыми вверх уголками губ.




3. «Осенние дары»

Теория: Учить детей рисовать круглые и овальные предметы с натуры и закрашивать цветными карандашами, не выходя за контур и накладывая штрихи в одном направлении. Учить рисовать предметы крупно, располагая их на всем листе. Развивать сенсорные ощущения. Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды и грибы.

Практика: Приобретаем навыки рисования овощей, фруктов, ягод, осенних листьев, грибов

4. «Что в домике есть?»

Теория: Учить детей крупно рисовать предмет посуды с натуры простым карандашом, располагая его на всем листе. Учить самостоятельно, подбирать подходящие цвета, обводить точками нарисованный карандашом контур ватной палочкой с гуашью; украшать изделие точками, нарисованными ватной палочкой. Упражнять в образовании множественного числа имен существительных. Продолжать учить детей рисовать предметы круглой и овальной формы. Развивать творчество, фантазию. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

Практика: Приобретаем навыки рисования предметов домашнего обихода.

5. «Зимние забавы»

Теория: Начинаем знакомить детей с пейзажем. Учить рисовать зимние деревья всей кистью и кончиком кисти. Учить рисовать контрастный зимний пейзаж, используя белую и черную гуашь. Развивать воображение, эмоционально-эстетические чувства, любовь к природе. Продолжать учить детей передавать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя оттиск скомканной бумагой. Учить доводить предмет до нужного образа с помощью кисточки. Продолжать учить детей рисовать восковыми мелками и акварельными красками. Развивать воображение.

Практика: Приобретаем навыки рисования зимнего пейзажа, елочных игрушек, еловых веток, состояния праздничной атмосферы.

6. «Животные»

Теория: Продолжаем учить детей рисовать предмет, состоящий из двух кругов, простым карандашом. Учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жесткой полусухой кисти; доводить предмет до нужного образа с помощью кисточки. Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя прямые полосы двух цветов (зеленых и красных). Учить детей создавать сюжетную композицию. Продолжать учить передавать особенности изображаемых предметов, используя тычок жесткой полусухой кисти; доводить предмет до нужного образа с помощью мягкой кисточки.

Практика: Приобретаем навыки рисования животных и птиц, иллюстрируем сказку «Колобок», знакомимся с филимоновской игрушкой.

7. «Где я живу»

Теория: Учить детей рисовать маленькие и большие предметы, состоящие из квадрата и треугольника. Продолжать учить составлять сюжетную композицию. Воспитывать отзывчивое отношение к окружающим. Познакомить детей с традиционным промыслом Городца, с элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву; с изделиями городецких мастеров. Учить смешивать красную и белую, синюю и белую краски для получения розового и голубого цветов. Учить рисовать бутоны и листья по мотивам городецкой росписи.

Практика: Приобретаем навыки рисования матрешек, знакомимся с промыслом «Городец».

8. «Праздники»

Теория: Познакомить детей с новой техникой рисования на сыром листе бумаги. Продолжать учить подбирать красивые цветосочетания для создания задуманного образа. Учить рисовать детей кисточкой веточку мимозы с натуры. Продолжать учить рисовать цветы пальчиком. Воспитывать любовь к близким людям.

Практика: Рисуем открытки на праздники Международный женский день и День защитника Отечества.

8. «Мир вокруг меня»

Теория: Расширять представления детей об изобразительных возможностях красок. Закреплять умение называть основные цвета, учить подбирать нужный цвет при создании определенного образа. Воспитывать отзывчивость и доброту. Побудить детей к рассматриванию детей рассматривать неваляшек разного размера. Учить рисовать простым карандашом неваляшку с натуры определенного размера; передавать характерные особенности неваляшек. Продолжать учить рисовать кистью предмет с натуры. Познакомить с комнатным растением алоэ. Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Закреплять умение учить дополнять изображение деталями с помощью кисточки. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения. Развивать воображение. Продолжать учить детей кистью аккуратно закрашивать предмет внутри контура. Упражнять в рисовании пальчиком пятен, учить рисовать пальчиком пятна на заданном силуэте. Познакомить с экзотическим животным жарких стран – жирафом. Учить детей тонировать мокрый лист бумаги акварельными красками. Продолжать учить рисовать кончиком кисти с гуашью точки, передавая образ звездного неба.

Практика: Приобретаем навыки рисования неваляшки, алоэ, звездного неба, иллюстрирования сказки «Петух и краски».

10. «Весенняя капель»

Теория: Учить детей рисовать по представлению большое дерево на всем листе, передавая упрощенное строение ствола и кроны. Продолжать учить сначала рисовать простым карандашом, а затем оформлять работу в цвете. Закреплять умение рисовать крону дерева разными способами: закрашивание, тычок жесткой полусухой кисти. Учить рисовать всем ворсом. Продолжать знакомить с названиям деревьев и отличительными особенностями деревьев. Развивать эмоционально-эстетические чувства, любовь к природе. Учить детей рисовать предметы овальной формы, передавая характерную форму яйца. Продолжать учить правильно закрашивать предмет восковыми мелками, располагая штрихи близко друг к другу, без просветов и не выходя за линию контура. Закреплять названия цветов. Познакомить с традициями празднования Пасхи.

Практика: Приобретаем навыки рисования дерева весной, знакомимся с праздником «Пасха», рисуем открытку.

Планируемые результаты:

По окончанию освоения 1 года обучения обучающийся будет знать:

  • имеет представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении их частей;

  • правильно передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит по величине;

  • знаком с нетрадиционными техниками рисования (пальчиками, ладошкой, тычком жесткой полусухой кисточки, рисование восковыми мелками и акварелью), умеет делать отпечатки листьев, создавать изображение на мокром листе, делать отпечаток скомканной бумагой;

  • знаком с городецкими изделиями, элементами и цветовыми сочетаниями городецкой росписи.

Уметь:

  • изображать простые предметы;

  • создавать несложную сюжетную композицию из повторяющихся и разных предметов;

  • располагает сюжет на всем листе бумаги;

  • смешивать краски основных цветов для получения оранжевого, фиолетового, зеленого, коричневого цветов и умеет правильно подбирать цвета для изображения предметов;

  • получать оттенки цветов (розовый, голубой, светло-зеленый), смешивая гуашь с белилами;

  • создает сюжетную композицию из предметов, добавляя к ним разнообразные объекты (солнце, дождь, снег);

  • проводить широкие линии всей кистью, а кончиком кисти ставить точки и проводить тонкие линии;

  • закрашивает рисунок краской, проводя линии в одном направлении; ритмично наносит мазки, не выходя за пределы контура;

  • создает композицию по мотивам филимоновских узоров;

  • в рисовании использует разнообразные цвета;

  • получает наиболее яркие или светлые оттенки путем регулирования нажима на карандаш;

  • правильно держит кисть, карандаш, фломастер, цветной жирный мелок;

  • набирает краску только на ворс кисти; чтобы набрать краску другого цвета, хорошо промывает кисть в банке с водой, удаляет излишки воды с помощью тряпочки или о край банки;

  • неотрывно закрашивает в пределах контура цветными карандашами, штрихи накладывает в одном направлении.
























Модуль «Стартовый» - 1 год обучения


Цель: формирование гармоничной личности, развитие творческого начала посредством приобщение ребенка к изобразительной деятельности.

Задачи:

  • продолжить формировать у детей изобразительные навыки и умения;

  • познакомить с декоративно – прикладным творчеством.


Учебный – календарный план

(5-6 лет)


п/п

Тема

Кол-во

часов

теория

практика

Формы аттестации/контроля

1

Вводное занятие.

1

1

-


2

«Ягоды бывают разные»

2

1

1

Практическое занятие

3

«Плоды сада и огорода»

4

2

2

Практическое занятие

4

«Берегите лес»

4

2

2

Практическое занятие

5

«Зима»

6

3

3

Практическое занятие

6

«Дикие и домашние животные»

4

2

2

Практическое занятие

7

«Праздники»

2

1

1

Практическое занятие

8

«Матрешки»

2

1

1

Практическое занятие

9

«Комнатные растения»

2

1

1

Практическое занятие

10

«Космос»

2

1

1

Практическое занятие

11

«Весна - красна»

7

3,5

3,5



Итого:

36

18,5

17,5



Содержание учебного плана


1. Вводное занятие

Теория: знакомство с кабинетом, техникой безопасности.


2. «Ягоды бывают разные»

Теория: Продолжать знакомить детей с многообразием ягод. Учить срисовывать с картинки, правильно передавать форму листьев, расположение и цвет ягод. Закреплять умение композиционно заполнять лист. Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить выделять растительно-травный орнамент: реснички, травинки, усики, завитки, листья, ягодки. Развивать умение составлять узор на прямоугольнике. Учить чередовать цвета. Развивать художественный вкус.

Практика: Приобретаем навыки рисования ветки смородины, рябины, хохломских ягод.





3. «Плоды сада и огорода»

Теория: Познакомить детей с новым жанром живописи – натюрмортом; дать представление о том, какие предметы изображаются на натюрмортах (цветы, фрукты, овощи, ягоды, предметы быта). Познакомить с репродукциями натюрмортов. Учить детей делать набросок на листе простым карандашом, передавая форму, размер и расположение предметов. Продолжать знакомить детей с жанром натюрморта и репродукциями натюрмортов. Учить детей рисовать натюрморт, состоящий из предмета сервировки и фруктов, передавая форму, размер и расположение предметов.

Практика: Приобретаем навыки рисования натюрморта с фруктами и овощами.


4. «Берегите лес»

Теория: Учить рисовать с натуры силуэты листьев и аккуратно закрашивать их гуашевыми красками, плавно переходя от одного цвета к другому. Закреплять умение вписывать рисунок в лист. Продолжать учить закрашивать листья цветными карандашами, штрихуя в одном направлении без просветов и усиливая нажим в более темных местах. Развивать эстетическое восприятие. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Знакомить детей с жанром пейзажа. Учить создавать в рисунке образ волшебного леса, используя необычное строение деревьев, сказочные узоры. Закреплять приемы рисования гуашью. Учить накладывать один цвет на другой по мере его высыхания. Развивать воображение и творческие способности. Учить рисовать дерево, передавая его строение (ствол, сучья, хвоя), сначала простым карандашом, а затем оформлять работу в цвете. Учить смешивать краски для получения разных оттенков одного цвета. Продолжать учить рисовать всем ворсом широкие линии и кончиком кисти тонкие линии. Закреплять умение использовать метод примакивания. Учить детей рисовать фруктовое дерево, передавая его характерные особенности: ствол с расходящимися кверху ветками. Закреплять умение создавать сюжетную композицию, вписывать рисунок в лист. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Практика: Приобретаем навыки рисования деревьев отдельно и в группе, кустов и кустарников, волшебного леса, яблони.


5. «Зима»

Теория: Учить рисовать восковыми мелками или свечой снежинки разнообразными линиями (короткими, длинными, закругленными). Продолжать закреплять умение тонировать лист бумаги. Продолжать учить детей понимать и анализировать содержание стихотворения. Развивать воображение, фантазию и художественный вкус. Продолжать учить детей придумывать и воплощать рисунок на бумаге, выбирая подходящий для рисования материал (гуашь, акварельные краски, цветные карандаши или восковые мелки). Развивать воображение и образное мышление при отгадывании загадок. Продолжать знакомить детей с понятием «холодные цвета». Учить детей рисовать сказочного персонажа, соблюдая пропорции тела. Добиваться выразительности образа. Закреплять умение рисовать контур простым карандашом без нажима. Развивать творчество. Развивать умение вписывать изображение в лист. Учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жесткой полусухой кистью, самостоятельно украшать предмет. Добиваться выразительности образа путем контрастного сочетания цветов. Развивать творческие способности.

Практика: Приобретаем навыки рисования зимнего дня, новогоднего праздника, снежинки, Деда Мороза и Снегурочки.


6. «Дикие и домашние животные»

Теория: Учить дополнять зимний пейзаж обитателями леса. Закреплять умение рисовать животных, передавая их характерные особенности. Упражнять в соблюдении относительных размеров изображаемых животных. Развивать фантазию, воображение и творчество. Продолжать учить создавать сюжетную композицию. Закреплять умение рисовать животных, стоящих на четырех лапах, используя овалы и круги. Продолжать учить вписывать композицию в лист. Учить передавать фактуру меха при помощи штриховки цветными карандашами. Упражнять в зигзагообразной штриховке. Продолжать учить намечать силуэт животного на четырех лапах, передавая его позу и строение. Познакомить с новым способом передачи изображения – штрихом-«петелькой». Показать особенности и возможности безотрывных круговых движений при передаче фактуры кудрявого меха козленка. Поупражнять в рисовании «петелькой». Продолжать учить обводить контуры ладошки цветным карандашом. Учить придавать знакомому предмету новый образ. Закреплять умение доводить рисунок до конца. Развивать наблюдательность и воображение.

Практика: Приобретаем навыки рисования лиса, мышонка, козленка, петушка.


7. «Праздники»

Теория: Дать детям представление о жанре портрета. Развивать художественное восприятие образа человека. Учить рисовать по памяти портрет отца (голову и плечи). Упражнять в смешивании красок для получения цвета лица.

Практика: Рисуем открытки с портретами мам и пап.




8. «Матрешки»

Теория: Познакомить детей с историей создания русской деревянной матрешки. Показать характерные особенности сергиевопосадской матрешки. Развивать умение расписывать силуэт матрешки узорами и цветками. Формировать эстетический вкус детей. Познакомить детей с семеновской матрешкой. Учить рисовать простым карандашом силуэт матрешки с натуры. Упражнять в передаче характерных особенностей семеновских матрешек, используя соответствующие цвета и узоры. Развивать способность имитировать движения по ходу стихотворения.

Практика: Приобретаем навыки рисования матрешек разного декоративно – прикладного направления.


9. «Комнатные растения»

Теория: Продолжать знакомить детей с цветами радуги. Учить аккуратно закрашивать предмет гуашью, давая краске подсохнуть. Закреплять умение передавать разные цвета и оттенки, смешивая краски с белилами. Воспитывать эстетический вкус и чувство цвета. Познакомить с новой техникой – монотипией (рисованием половины изображения и складыванием листа пополам). Познакомить детей с симметрией на примере цветка. Развивать пространственное мышление, глазомер и координацию движений. Закреплять навыки рисования гуашью. Учить изображать цветок в технике монотипии.

Практика: Приобретаем навыки рисования разных комнатных растений.


10. «Космос»

Теория: Рассказать детям о первом человеке, полетевшем в космос, – Юрии Гагарине. Учить рисовать восковыми мелками ракету. Познакомить детей с новым способом рисования – набрызгиванием. Учить набирать краску на зубную щетку и проводить ею вперед-назад по расческе, разбрызгивая краску на бумагу.

Практика: Приобретаем навыки рисования ракетной установки и космического пространства.


11. «Весна - красна»

Теория: Учить создавать пейзажную композицию, изображая весенний ледоход на реке. Расширять знания детей о ледоходе. Закреплять умение вписывать рисунок в лист. Продолжать учить рисовать гуашью. Развивать наблюдательность, творческие способности. Продолжать знакомить детей с цветовым спектром, состоящим из семи цветов. Закреплять понятие «холодные и теплые тона». Учить рисовать радугу и весеннее небо пастельными мелками. Воспитывать активность при выполнении работы, эстетический вкус и чувство цвета. Развивать образное мышление. Продолжать знакомить с пасхальными традициями. Показать взаимосвязь явлений природы с народным творчеством. Учить составлять узор из народных орнаментов. Закреплять технические умения и навыки рисования концом кисти. Учить орнаментально заполнять лист нестандартной формы.

Практика: Приобретаем навыки рисования ледохода, радуги, весеннего неба, знакомимся с праздником «Пасха».

Планируемые результаты:

По окончанию освоения 2 года обучения обучающийся будет знать:

  • цветовой спектр;

  • понятия «теплые» и «холодные тона;

  • традиционные и нетрадиционные способы рисования;

  • жанры, такие, как натюрморт, портрет и пейзаж;

  • дымковский, филимоновский, гжельский, городецкий, хохломской, полхов-майданский промыслы;

  • русскую матрешку (сергиевопосадская и семеновская)

Уметь:

  • пользоваться акварелью, гуашью, цветными карандашами, восковыми и пастельными мелками, углем и сангиной;

  • использовать цвета и их оттенки для передачи колорита изображения;

  • смешивать краски на палитре;

  • тонировать фон;

  • делать эскиз в карандаше;

  • рисовать кистью широкие и тонкие линии;

  • передавать форму, пропорции и цвет предметов;

  • передавать в рисунке несложные движения человека и животных;

  • рисовать из головы и с натуры;

  • изображать природу;

  • рисовать жанровые сцены (иллюстрации к сказкам);

  • составлять узоры по мотивам этих росписей; правильно располагает изображение на листе;

  • подбирает сочетающиеся цвета при составлении узоров.





Модуль «Стартовый» - 1 год обучения


Цель: формирование художественно-творческих способностей, развитие восприятия, образного мышления и мелкой моторики посредством приобщение ребенка к изобразительной деятельности.

Задачи:

  • закрепить навыки использования выразительных средств (цвета, формы, пропорций, композиции) и изобразительных материалов в соответствии с их спецификой (простой карандаш, кисть, перо, цветные карандаши, гуашь, акварель, пастель, сангина, угольный карандаш, восковые мелки, гелиевая ручка);

  • познакомить с произведениями живописи, скульптурой малых форм, работами книжных иллюстраторов.


Учебный – календарный план

( 6-7 лет)


п/п

Тема

Кол-во

часов

теория

практика

Формы аттестации/контроля

1

Вводное занятие

1

1

-


2

«До свидания, лето»

2

1

1

Практическое занятие

3

«Что нам осень принесет»

4

2

2

Практическое занятие

4

«Звери и птицы в лесу»

2

1

1

Практическое занятие

5

«Золотая осень»

2

1

1

Практическое занятие

6

«Сказка к нам приходит»

5

2,5

2,5

Практическое занятие

7

«Животные разных континентов»

5

2,5

2,5

Практическое занятие

8

«Праздники»

2

1

1

Практическое занятие

9

«Мои семья и друзья»

4

2

2

Практическое занятие

10

«Космические приключения»

2

1

1

Практическое занятие

11

«Весеннее настроение»

7

3,5

3,5

Практическое занятие


Итого:

36

18,5

17,5



Содержание учебного плана

1. «Вводное занятие»

Теория: знакомство с кабинетом, техникой безопасности.


2. «До свидания, лето»

Теория: Вызвать приятные воспоминания о лете. Предоставить детям возможность самостоятельно выбирать материал и способ передачи своих впечатлений. Развивать способность вписывать композицию в лист. Закреплять умение рисовать гуашью. Развивать художественный вкус, фантазию и воображение. Учить рисовать цветы с натуры. Закреплять умение рисовать кистью изогнутые линии. Упражнять в рисовании акварелью. Развивать зрительную память, постоянно сравнивая изображение с натурой.

Практика: Приобретаем навыки самостоятельного рисования посредством построения рисунка по замыслу. Рисуем с натуры цветы в вазе.


3. «Что нам осень принесет»

Теория: Продолжать знакомить детей с жанром натюрморта и репродукциями натюрмортов. Продолжать учить рисовать натюрморт, состоящий из предмета сервировки и фруктов, гуашью, передавая форму, цвета, размеры, пропорции предметов. Развивать зрительную память, постоянно сравнивая изображение с натурой. Расширять представления детей о хохломском промысле и его особенностях. Учить детей составлять узор в соответствии с формой основы. Учить подбирать краски, подходящие к цвету фона. Упражнять в рисовании элементов хохломской росписи. Развивать художественный вкус. Расширять знания детей о многообразии грибов. Учить рисовать разные по форме, строению и цвету грибы. Упражнять в рисовании лесной поляны. Закреплять умение рисовать красками и кистью. Развивать художественный вкус, чувство композиции. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Практика: Приобретаем навыки рисования пейзажа, хохломской росписи и грибной поляны.


4. «Звери и птицы в лесу»

Теория: Продолжать учить создавать сюжетную композицию. Закреплять умение рисовать животных. Совершенствовать способность рисовать контур простым карандашом без нажима. Закреплять умение вписывать композицию в лист, передавать фактуру и объем. Воспитывать любовь к литературным произведениям. Учить детей самостоятельно рисовать необычных птиц и украшать их сказочными узорами. Закреплять умение рисовать концом кисти и всем ворсом. Развивать воображение, фантазию, художественный вкус при подборе красивых цветосочетаний. Воспитывать интерес и любовь к литературным произведениям.

Практика: Продолжаем формировать навыки рисования по замыслу.


5. «Золотая осень»

Теория: Обобщать знания детей об осенних месяцах, о разных периодах осени, ее характерных особенностях, используя репродукции картин и стихи. Упражнять в рисовании разных деревьев. Подвести детей к пониманию, что в рисунке есть передний и задний план. Закреплять умение разбавлять акварель водой для получения светлых тонов. Учить приему размывки. Обобщать знания детей о поздней осени и ее характерных особенностях. Учить изображать хмурую осень, пасмурное небо, сильный ветер, холодный дождь, голые деревья. Учить передавать в рисунке передний и задний план. Развивать способность передавать колорит, характерный для поздней осени, подбирать нужные цвета. Учить передавать настроение в рисунке.

Практика: Продолжаем формировать навык передачи настроения в цвете.


6. «Сказка к нам приходит»

Теория: Познакомить детей с возможностью рисования зубной пастой или белой корректирующей жидкостью. Учить украшать квадрат узорами (точками, полосками, кругами, цветами, листьями). Развивать наблюдательность, фантазию, творчество и воображение. Учить рисовать с натуры, передавать в рисунке строение еловой ветви. Цветными карандашами изображать тонкие иголки на ветке. Развивать художественный вкус. Продолжать учить намечать силуэт новогодней елки и передавать пушистость ветвей с помощью оттисков поролоновым тампоном. Украшать новогоднюю елку разноцветными игрушками. Развивать чувство цвета, фантазию, творческие способности и воображение. Учить правильно располагать предметы на листе бумаги и передавать их величины. Продолжать учить рисовать детей, соблюдая пропорции тела. Учить передавать движения людей в рисунке.

Практика: Продолжаем формировать навыки рисования по замыслу.


7. «Животные разных континентов»

Теория: Развивать фантазию. Учить детей самостоятельно рисовать несуществующих зверей. Закреплять умение рисовать цветными карандашами в соответствии с их спецификой. Закреплять умение рисовать спящее (лежащее) животное, соблюдая пропорции, форму и строение тела. Совершенствовать способность рисовать контур простым карандашом без нажима. Продолжать учить передавать фактуру меха с помощью неотрывной штриховки «петелькой». Упражнять в рисовании «петелькой». Развивать восприятие объема. Воспитывать интерес к литературным произведениям. Продолжать учить создавать сюжетную композицию. Закреплять умение рисовать силуэт цыпленка простым карандашом без нажима. Закреплять способность вписывать композицию в лист. Продолжать учить передавать пушистость цыпленка. Упражнять в рисовании зигзагообразной штриховкой. Учить рисовать животное, соблюдать пропорции тела. Закреплять умение вписывать изображение в лист. Упражнять в рисовании различными материалами (сангиной, гуашью) в разных техниках (закрашивание сангиной и ее растушевка, тычок жесткой полусухой кистью). Развивать легкие, слитные движения при графическом изображении предмета. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

Практика: Приобретаем навыки рисования животных разной формы.



8. «Праздники»

Теория: Продолжать знакомить детей с праздником защитника Отечества. Учить рисовать военный транспорт – танк, используя знакомые геометрические формы. Развивать умение вписывать композицию в лист, закрашивать рисунок цветными карандашами. Развивать воображение и самостоятельность. Учить использовать в изготовлении открыток дополнительный материал. Учить закрашивать заранее заготовленные и вырезанные предметы. Воспитывать аккуратность, любовь к своим родственникам. Развивать творческий потенциал, самостоятельность и активность.

Практика: Отрабатываем навык рисования поздравительных открыток.


9. «Мои семья и друзья»

Теория: Развивать художественное восприятие образа человека. Продолжать учить передавать в рисунке черты лица. Учить рисовать автопортрет по памяти (голову и плечи). Познакомить со способом наложения цветового пятна тушевкой. Развивать эстетический вкус, воображение и самостоятельность. Исследовать межличностные отношения ребенка в семье, психическое состояние ребенка во время рисования, выявить наиболее значимого для ребенка члена семьи, определить внутрисемейные контакты. Закреплять навыки детей в изображении фигур людей. Развивать способность детей передавать эмоциональное состояние изображаемого человека. Развивать мелкую моторику.

Практика: Отрабатываем навык рисование автопортрета, членов своей семьи и друзей.


10. «Космические приключения»

Теория: Познакомить детей с выразительными возможностями нетрадиционной техники– цветного граттажа. Учить рисовать звездное небо, используя прием процарапывания. Упражнять в работе пером, тушью. Развивать творческие способности, наблюдательность, эстетическое восприятие, чувство цвета и самостоятельность. Воспитывать положительное отношение к рисованию.

Практика: Приобретаем навык рисования в новой технике.



11. «Весеннее настроение»

Теория: Уточнить знания детей о пейзаже как виде живописи. Учить самостоятельно выбирать сюжет и передавать в рисунке характерные признаки весны (таяние снега, ледоход, деревья без листвы, прилетевшие птицы, чистое голубое небо и т. д.), используя соответствующие цветовые сочетания. Продолжать знакомить с русской живописью. Развивать творческие способности, наблюдательность, чувство цвета и эстетическое восприятие. Вызвать интерес к новой технике рисования – пейзажной монотопии. Учить рисовать зеленую весну, используя соответствующие цветовые сочетания. Упражнять в умении получать оттиск в зеркальном отображении с помощью техники монотопии.

Практика: Закрепляем навык рисования в пейзаже и монотипии.


Планируемые результаты:

По окончанию освоения 3 года обучения обучающийся будет знать:

  • имеет представление о видах изобразительного искусства;

  • следующие приемы выделения смыслового центра: цветовой контраст, контраст по размеру;

  • способ наложения цветовых пятен тушевкой, штриховкой, мазками;

  • имеет представления о различных народных промыслах.

Уметь:

  • создавать композицию рисунка;

  • рисовать по памяти и с натуры;

  • создавать сюжетную композицию;

  • вписывать изображение в лист;

  • передавать форму и пропорции предмета;

  • создавать изображение при помощи различных материалов и техник, в том числе и нетрадиционных;

  • подбирает и использует в рисунке гармонично сочетающиеся цвета и их оттенки;

  • смешивать краски и получать новые цвета;

  • составлять узоры по мотивам народной росписи на основе любой формы и размера;

  • подбирать цветовую гамму, характерную для определенного промысла;

  • выполнять элементы росписи.

  • закрашивает фон в начале или в конце работы.

2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарный учебный график

Таблица 2.1.1

Календарный учебный график

Позиции

Заполнить с учетом срока реализации ДООП

Количество учебных недель

36

Количество учебных дней

36

Продолжительность каникул

01.06. – 31.08.

Даты начала и окончания учебного года

15.09. - 31.05.

Сроки промежуточной аттестации

январь

Сроки итоговой аттестации (при наличии)

май

2.2. Условия реализации программы

Таблица 2.2.1

Условия реализации программы

Аспекты

Характеристика (заполнить)

Материально-техническое обеспечение

  • Ресурсное обеспечение образовательной программы предусматривает проведение учебно-воспитательной деятельности с детьми в светлом помещении, где у каждого ребенка имеется рабочее место - отдельный стол и необходимые материалы. Помимо этого в кабине должны быть шкафы для хранения методической литературы, наглядных пособий, приспособлений, образцов изделий. Так же должна быть небольшая доска инструментов и материалов, детских работ, мультимедийное оборудование или компьютер;

  • мольберты;

  • столы;

  • стулья;

  • разные виды художественных изобразительных материалов;

  • бумага;

  • канцелярские принадлежности

Информационное обеспечение

Программа реализуется при доступе к библиотечному фонду литературы; электронным библиотечным фондам; информационным интернет - ресурсам:

https://vk.com/risuem_doma

https://zen.yandex.ru/artkids

https://nukadeti.ru/

Кадровое обеспечение

Реализация программы обеспечивается педагогическими работниками, отвечающими уровню образования по профилю программы и выполняющим трудовую функцию - Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам - согласно приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Без требований к опыту работы.

2.3. Формы аттестации Формами аттестации являются:
  • Творческая работа

  • Выставка

  • Тестирование

2.4. Оценочные материалы

Таблица 2.4.1

Показатели качества реализации ДООП

Методики

Уровень развития творческого потенциала учащихся

- Методика «Склонность к творчеству» (версия В.В.Юсупова), приложение 2

Уровень развития социального опыта учащихся

-Тест «Уровень социализации личности»

(Разработан И. Рожковым), приложение 3

Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся

- «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких

Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами

- изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой), приложение 4

2.5. Методические материалы Методы обучения:
  • Объяснительно-иллюстративный
  • Репродуктивный
  • Частично-поисковый
  • Творческий
  • Игровой
Формы организации образовательной деятельности:
  • Индивидуальная

  • Индивидуально-групповая

  • Групповая

  • Практическое занятие

  • Открытое занятие

  • Выставка

  • Игра

Педагогические технологии:
  • Технология группового обучения

  • Технология индивидуального обучения

  • Здоровьесберегающая технология

Дидактические материалы:
  • Раздаточные материалы
















2.6 Список литературы

  1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Москва-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.; илл.

  2. Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения №3/2008; №5,7/2009

  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

  4. Комарова Т.С.  Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.: цв.вкл.

  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл.

  6. Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и2 части). Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.

  7. Шкидская И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 87.





















Приложение 1

Календарный учебный график

Модуль «Стартовый» - 1 год обучения (4 - 5 лет)

п/п

Тема

Кол-во

часов

теория

практика

дата

1

Вводное занятие

1

1

-


1.1

Стартовый мониторинг. Техника безопасности

1

1



2

«Части тела и лица»

1

0,5

0,5


2.1

Есть такие мальчики

1

0,5

0,5


3

«Осенние дары»

5

2,5

2,5


3.1

Огурец и помидор

1

0,5

0,5


3.2

Яблоко и груша

1

0,5

0,5


3.3

Ветка вишни

1

0,5

0,5


3.4

Гриб

1

0,5

0,5


3.5

Осенние листья

1

0,5

0,5


4

«Что в домике есть?»

5

2,5

2,5


4.1

Чашка

1

0,5

0,5


4.2

Конфеты

1

0,5

0,5


4.3

Одеяло для Ванюшки

1

0,5

0,5


4.4

Моя зимняя шапка

1

0,5

0,5


4.5

Кораблик

1

0,5

0,5


5

«Зимние забавы»

5

2,5

2,5


5.1

Зимний пейзаж

1

0,5

0,5


5.2

Снежная баба

1

0,5

0,5


5.3

Елочный шар

1

0,5

0,5


5.4

Зимний день

1

0,5

0,5


5.5

Зимнее утро

1

0,5

0,5


6

«Животные»

3

1,5

1,5


6.1

Цыпленок

1

0,5

0,5


6.2

Котенок

1

0,5

0,5


6.3

Встреча лисы и Колобка

1

0,5

0,5


7

«Где я живу»

2

1

1


7.1

Дома для матрешек

1

0,5

0,5


7.2

Мастера из Города

1

0,5

0,5


8

«Праздники»

2

1

1


8.1

Салют

1

0,5

0,5


8.2

Веточка мимозы

1

0,5

0,5


9

«Мир вокруг меня»

6

3

3


9.1

Петух и краски

1

0,5

0,5


9.2

Семья неваляшек

1

0,5

0,5


9.3

Звездное небо

1

0,5

0,5


9.4

Алоэ

1

0,5

0,5


9.5

Рыбка

1

0,5

0,5


9.6

Жираф

1

0,5

0,5


10

«Весенняя капель»

6

3

3


10.1

Дерево

1

0,5

0,5


10.2

Разноцветные яички

1

0,5

0,5


10.3

Цветы в саду

1

0,5

0,5


10.4

Бабочки

1

0,5

0,5


10.5

Божья коровка

1

0,5

0,5


10.6

Радуга - дуга

1

0,5

0,5



Итого

36

18,5

17,5


Модуль «Стартовый» - 1 год обучения (5 - 6 лет)

п/п

Тема

Кол-во

часов

теория

практика

дата

1

Вводное занятие.

1

1

-


1.1

Стартовый мониторинг. Техника безопасности

1

1



2

«Ягоды бывают разные»

2

1

1


2.1

Ветка с ягодами

1

0,5

0,5


2.2

Хохломские ягоды

1

0,5

0,5


3

«Плоды сада и огорода»

4

2

2


3.1

Натюрморт с овощами (часть 1)

1

0,5

0,5


3.2

Натюрморт с овощами (часть 2)

1

0,5

0,5


3.3

Фрукты (часть 1)

1

0,5

0,5


3.4

Фрукты (часть 2)

1

0,5

0,5


4

«Берегите лес»

4

2

2


4.1

Листья деревьев

1

0,5

0,5


4.2

Сказочный лес

1

0,5

0,5


4.3

Сосна

1

0,5

0,5


4.4

Яблоня

1

0,5

0,5


5

«Зима»

6

3

3


5.1

Снежинки

1

0,5

0,5


5.2

Дед Мороз

1

0,5

0,5


5.3

Снегурочка

1

0,5

0,5


5.4

Новогодняя радость

1

0,5

0,5


5.5

Снеговик

1

0,5

0,5


5.6

Зима в лесу

1

0,5

0,5


6

«Дикие и домашние животные»

4

2

2


6.1

Кто живет в зимнем лесу?

1

0,5

0,5


6.2

Лис и мышонок

1

0,5

0,5


6.3

Козленок

1

0,5

0,5


6.4

Поросенок

1

0,5

0,5


7

«Праздники»

2

1

1


7.1

Летящие самолеты

1

0,5

0,5


7.2

Портрет мамы

1

0,5

0,5


8

«Матрешки»

2

1

1


8.1

Ровный ряд красавиц

1

0,5

0,5


8.2

Разноцветные платки

1

0,5

0,5


9

«Комнатные растения»

2

1

1


9.1

Алоэ

1

0,5

0,5


9.2

Цветик - семицветик

1

0,5

0,5


10

«Космос»

2

1

1


10.1

Ракета в космосе (часть 1)

1

0,5

0,5


10.2

Ракета в космосе (часть 2)

1

0,5

0,5


11

«Весна-красна»

7

3,5

3,5


11.1

Радуга - дуга

1

0,5

0,5


11.2

Деревья весной

1

0,5

0,5


11.3

Пасха

1

0,5

0,5


11.4

Грачи и скворцы

1

0,5

0,5


11.5

Подснежники

1

0,5

0,5


11.6

Яркое солнышко

1

0,5

0,5


11.7

Лето впереди

1

0,5

0,5



Итого

36

18,5

17,5




Модуль «Стартовый» - 1 год обучения (6 - 7 лет)

п/п

Тема

Кол-во

часов

теория

практика

дата

1

Вводное занятие

1

1

-


1.1

Стартовый мониторинг. Техника безопасности

1

1

-


2

«До свидания, лето»

2

1

1


2.1

Как я провел лето

1

0,5

0,5


2.2

Капелька летнего настроения

1

0,5

0,5


3

«Что нам осень принесет»

4

2

2


3.1

Натюрморт из осенних плодов

1

0,5

0,5


3.2

Грибная поляна

1

0,5

0,5


3.3

Расписной лес

1

0,5

0,5


3.4

Ветка рябины

1

0,5

0,5


4

«Звери и птицы в лесу»

2

1

1


4.1

Ежи Ежовичи

1

0,5

0,5


4.2

Это что за птица?

1

0,5

0,5


5

«Золотая осень»

2

1

1


5.1

Радостная осень

1

0,5

0,5


5.2

Грустная осень

1

0,5

0,5


6

«Сказка к нам приходит»

5

2,5

2,5


6.1

Моя любимая сказка

1

0,5

0,5


6.2

Узоры на окне

1

0,5

0,5


6.3

Еловая ветка с новогодними игрушками

1

0,5

0,5


6.4

На новогоднем празднике

1

0,5

0,5


6.5

Зимнее чудо

1

0,5

0,5


7

«Животные разных континентов»

5

2,5

2,5


7.1

Невиданное животное

1

0,5

0,5


7.2

Мишка, мишка, лежебока

1

0,5

0,5


7.3

Цыплята

1

0,5

0,5


7.4

Лев

1

0,5

0,5


7.5

Путешествие в Африку

1

0,5

0,5


8

«Праздники»

2

1

1


8.1

Поздравительная открытка

1

0,5

0,5


8.2

Картина для мамы

1

0,5

0,5


9

«Моя семья и друзья»

4

2

2


9.1

Автопортрет

1

0,5

0,5


9.2

Портрет друга

1

0,5

0,5


9.3

Мой любимый сказочный герой

1

0,5

0,5


9.4

Бабушка и дедушка

1

0,5

0,5


10

«Космические приключения»

2

1

1


10.1

Звездное небо

1

0,5

0,5


10.2

Созвездие дружбы

1

0,5

0,5


11

«Весеннее настроение»

7

3,5

3,5


11.1

Ранняя весна

1

0,5

0,5


11.2

Зеленая весна

1

0,5

0,5


11.3

Пасха

1

0,5

0,5


11.4

Первые листочки

1

0,5

0,5


11.5

Птички поют

1

0,5

0,5


11.6

Загадаю желание

1

0,5

0,5


11.7

Теплый ветерок

1

0,5

0,5



Итого

36

18,5

17,5




Приложение 2

Методика «Склонность к творчеству»

Цель: выявить, в какой степени у обучающихся развита склонность к творчеству.

Ход опроса: обучающихся просят ответить на вопросы либо «да», либо «нет», имея в виду, что «плохих» или «хороших» ответов не бывает.

Педагогу следует ответ «да» оценивать в 1 балл, ответ  «нет» в 0 баллов.

Вопросы

  1. Есть ли предметы, которые тебе очень нравятся и по которым у тебя всегда все получается?

  2. Задаешь ли ты много вопросов?

  3. Нравится ли тебе играть в сложные игры?

  4. Постоянно ли ты что-то мастеришь?

  5. Есть ли у тебя новые интересные идеи?

  6. Нравится ли тебе слушать о выдающихся великих людях?

  7. Всегда ли тебе интересна новая работа?

  8. Считаешь ли ты, что солнце на картине может быть синего цвета?

  9. Часто ли ты становишься инициатором новых дел в детском саду, в ЦВО, во дворе?

  10. Считаешь ли ты, что сочинять стихи не пустая трата времени?

  11. Любишь ли ты читать, в том числе и литературу по интересующим тебя темам?

  12. Нравится ли тебе выступать на сцене (петь, читать стихи)?

Обработка полученных результатов

Необходимо подсчитать количество ответов «да». Это и будет сумма баллов.

10 и более баллов – обучающийся имеет много из того, что называют творческими способностями. Проявляет инициативу, придумывает интересные и даже оригинальные идеи. Это приносит не только удовлетворение, но и стимулирует появление новых идей. Можно говорить о высоком уровне склонности к творчеству.

5 - 9 баллов – у обучающегося тоже есть все шансы стать творческой личностью. Но надо обязательно развивать и укреплять способности. Необходимо быть решительнее и настойчивее, не пасовать перед препятствиями – они преодолимы. Это средний уровень направленности на творческую деятельность.

4 и менее баллов – склонность к творчеству у обучающегося дремлет (низкий уровень). Она скована нерешительностью, боязнью проявить себя. Возможно, обучающийся стесняется высказывать свои идеи на людях.

Тест  «склонность к творчеству»

Цель: выявить, в какой степени у Вас развита склонность к творчеству.

Ход опроса: просим ответить на вопросы либо «да», либо «нет». Имейте в виду, что «плохих» или «хороших» ответов не бывает.

Ф.И. обучающегося __________________________  Дата _______________

№ вопроса

Ответы на вопросы («да», «нет»)



Выводы ____________________________________________________________________





Приложение 3

Тест «Уровень социализации личности»

(Разработан И. Рожковым)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности обучающихся.

Обучающимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень согласия с их содержанием по 5-балльной шкале.

Прочитайте 20 суждений и оцените степень своего согласия с каждым из них:

1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других

3. За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха

4. Я умею прощать

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав

8. Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие

10. Общаюсь с товарищами, отстаиваю свое мнение

11. Если я что-то задумаю, то обязательно сделаю

12. Мне нравится помогать другим

13. Мне хочется. Чтобы со мной все дружили

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду сними общаться

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать

16. Переживаю неприятности других, как свои

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Обработка полученных результатов

Среднюю оценку социальной адаптированности обучающихся получают путем сложения всех оценок первой строчки и делением этой суммы на 5.

Оценка автономности — вторая строчка (аналогично);

Оценка социальной активности – третья (аналогично);

Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой (аналогично).

Если получаемый коэффициент больше 3-х, можно констатировать высокую степень социализированности ребенка.

Если он меньше 2-х, но меньше 3-х — это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств.

Если коэффициент окажется меньше 2-х баллов, то можно предположить, что отдельный обучающийся (или группа) имеют низкий уровень социальной адаптированности.





Приложение 4

Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения

 (методика Е. Н. Степанова)

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Ход тестирования

На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

1. Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

2. В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

3.Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогами нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

5. В классе, где учится наш ребенок, хороший классный руководитель. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

6. Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

7. Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

8.Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

9.В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.

– 4 – 3 – 2 – 1 – 0

10.В учебном заведении  работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

11.Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

12.В учебном заведении  заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

– 4 – 3 – 2 – 1 – 0

13.Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

– 4 – 3 – 2 – 1 – 0

14.Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

15.Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

– 4 – 3 – 2 – 1 – 0

Обработка результатов теста

Удовлетворенность родителей работой учебного заведения (У) определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.










































Приложение 5


Материалы для входного контроля образовательных результатов

Методика «5 рисунков» (Н.Е Лепская)

Для анализа сформированности художественно-творческих способностей обучающихся используется модифицированная диагностика «5 рисунков» (Н.Е Лепской), которая позволяет выявить степень   сформированности художественно-творческих способностей у обучающихся младшего и среднего школьного возраста и определить потребность в совершенствовании навыков и умений детей.

Условие: предлагается придумать и нарисовать пять рисунков на отдельных листах бумаги А5 формата.

Инструкция для детей:

«Сегодня я предлагаю вам придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно все, что захотите, что умеете рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть». В инструкции ничего изменять или дополнять ее нельзя. Можно только повторять.

На обратной стороне по мере выполнения рисунков пишутся номер рисунка, имя и ответ на вопрос «О чем этот рисунок?».

Показатели:

1.Самостоятельность (оригинальность) - фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память.

2. Динамичность - отражает развития фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).

3. Эмоциональность - показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.

4. Выразительность - фиксируется по наличию художественного образа. Уровни:

5. Графичность - осознанное использование художественных средств и приемов работы с различными графическими материалами.

Выявленные процентные соотношения художественно-творческих способностей детей позволяют определить уровень развития творческих способностей.

Для характеристики уровней используется следующая шкала.

Шкала оценки:

0- 30 % - низкий уровень;

31 -74% - средний уровень;

75-100% - высокий уровень;

 

Расшифровка каждого уровеня:

- низкий уровень - дети изображают несложные сказочные и бытовые сюжеты и отдельные объекты; замысел ребенка неустойчив и меняется в процессе рисования, пользуются в основном чистыми цветами, не смешивая краски, не всегда могут изобразить реальный объект; не всегда правильно передают пропорции. Не могут располагать предметы на одной линии. Могут отражать в рисунке связи между изображенными объектами.

- средний уровень - дети с легкостью изображают сказочные и бытовые сюжеты, рисуют по мотивам художественных произведений; устойчиво придерживаются изначального замысла работы; успешно смешивают краски и изображают предметы сходные с реальными; правильно передают форму и пропорции, а так же окраску предметов, выделяют задний, средний и передний план.

- высокий уровень - дети с легкостью изображают фантазийные, сказочные и бытовые сюжеты, рисуют по мотивам художественных и музыкальных произведений; устойчиво придерживаются изначального замысла работы; успешно смешивают краски и изображают предметы сходные с реальными; правильно передают форму и пропорции, а так же окраску предметов; с легкостью копируют объекты и сюжеты увиденные вокруг себя, выделяют задний, средний и передний план; отражают связи между изображенными объектами.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!