СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ««Грамотейка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на основе программы «Обучение дошкольников грамоте и математике» Журовой Л.В., Н.С.Варенцовой и «Программа обучения детей грамоте в игровой форме» И.А.Быковой с учетом возраста дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ««Грамотейка»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДЖАНКОЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«ЦЕНТР НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»


«РАССМОТРЕНО»

Председатель методического совета

МОУ ДОД ЦНТТ

_________ Е. В. Лебёдкина

«____» ______________ 20 г.


«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МОУ ДОД ЦНТТ

__________ А.М. Добровольский

«____» _____________20 г.









Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ««Грамотейка»





Направленность: социально-педагогическая

Срок реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся: 6 - 7 лет




Составитель:


Кривенко Оксана Александровна

педагог дополнительного образования

объединения «АБВГДейка»







Джанкой, 2017


Пояснительная записка


Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на основе программы «Обучение дошкольников грамоте и математике» Журовой Л.В., Н.С.Варенцовой и «Программа обучения детей грамоте в игровой форме» И.А.Быковой с учетом возраста дошкольников.

Программа является модифицированной, разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и примерными требованиями к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей.

Детство – уникальный период в жизни человека. В этом возрасте формируется здоровье, закладываются социальные нормы поведения, происходит становление личности. Именно в детстве можно, не переставая, удивляться богатством родного языка, заинтересовываться его изучением, в игре понять логику грамматических правил.


Направленность образовательной программы


Образовательный процесс в объединении «АБВГДейка» направлен, прежде всего, на обеспечение познавательного, физического, эмоционального и социального развития детей, способствующих их общему развитию. По функциональному предназначению является учебно-познавательной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – одногодичной.

Новизна программы


Новизна данной программы заключается в том, что выбор форм проведения занятий по обучению грамоте определяется с учетом интересов детей – это занятие-знакомство, занятие-игра, занятие-упражнение, занятие-творчество, занятие-путешествие, занятие-конкурс, занятие-сказка, самостоятельная деятельность. А также для прочного усвоения материала  используются рабочие тетради на печатной основе с игровыми заданиями для ребенка, которые обеспечивают наглядно-практические действия ребенка по усвоению программного материала.

Все задания, предлагаемые для выполнения ребенком, приспособлены к детскому развитию, создают эмоциональный фон, при котором дети эффективнее усваивают учебный материал.

Данная программа также предусматривает системную работу с родителями, которая отражает такие формы работы как: консультации, практикумы, памятки, открытые занятия. Включение данного направления в содержание программы помогает обеспечить оптимальный уровень освоения грамотой старших дошкольников.




Актуальность


Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо начинать в дошкольном возрасте. Как было выяснено в ходе исследований крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев и других, процесс развития речи ребенка таков: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующие совершенствования речи стоят в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С точки зрения проекции руки есть еще одна речевая зона мозга, то есть для успешного развития речи необходимо развивать кисть руки ребенка.


Педагогическая целесообразность


В данной программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, деятельного подхода, возрастного и индивидуального подхода. Она может быть использована для детей, не посещающих детский сад.

Программа предусматривает развитие психических процессов: умение мыслить логически, способность действовать в уме, запоминать, развиваются внимание и воображение. Эти навыки будут служить основой не только для обучения языку и математическим навыкам, но и станут фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем периоде в школе. Овладев перечисленными качествами, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы будет приносить радость и удовольствие.


Цели программы:


- способствовать общему развитию ребенка, формируя предпосылки учебной деятельности;

- развитие познавательно-речевой деятельности детей;

- подготовка к овладению грамотным чтением и письмом.

Задачи программы

Образовательные:

  • Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией;

  • Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);

  • Познакомить детей со слоговой структурой слова;

  • Формировать умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;

  • Формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;

  • Расширять словарного запаса детей.

Развивающие:

  • Развивать слуховое восприятие;

  • Развивать графические навыки;

  • Развивать координации кисти руки, мелкой моторики пальцев, точность движения, дифференцированного восприятия, внимания, памяти.

Воспитательные:

  • Воспитывать умения работать в паре;

  • Воспитывать самостоятельности при выполнении заданий;

  • Воспитывать нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим;

  • Приобщать детей к художественной литературе.

Отличительные особенности программы


Занятия строятся на интегрированной основе с широким использование игровых методов. В ходе специальных занятий дети научатся использовать простые и сложные логические операции при решении поставленных задач. Все задания и упражнения в каждой теме расположены так, что степень их сложности постоянно возрастает, поэтому желательно придерживаться данной программы, не нарушая последовательности.

Одним из основных разделов данной программы является формирование фонетического восприятия и слуха. Подготовка детей к обучению грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонетического анализа слов.

Для нормального протекания процесса овладения чтением необходимо, чтобы ребенок умел дифференцировать звуки в произнесенном на слух слове, производить анализ звуковой структуры слова.

Работа с детьми по формированию звуковой стороны речи направлена на закрепление навыков правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка (изолированных, в словах, в фразовой речи), формирование фонематического восприятия. Развитие голосового аппарата, совершенствование интонационной выразительности речи, отработку речевого дыхания.

В программе «Грамотейка» уделяется достаточно времени для развития мелкой моторики, используя приемы:

- игры с мелкими предметами, крупой, палочками

- шнуровки;

- изображение пальчиками предметов, фигур, птиц;

- графические упражнения


Возраст обучающихся

Образовательная программа дополнительного образования детей «Грамотейка» предназначена для обучения детей в возрасте от 6 до 7 лет. Занятия по программе проводятся с детьми одного возраста с постоянным и переменным составом, допускается работа в разновозрастном коллективе обучающихся, в зависимости от набора детей. Контингент воспитанников набирается по желанию. Количество обучающихся в объединении – 10-12 человек.


Режим занятий

Занятия по программе «Грамотейка» проводятся два раза в неделю по два академических часа, всего 4 часа в неделю, 144 часа в год.

Примечание: в соответствии с приказом Министерства образования России от 14.03.2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного и младшего школьного возраста в организационных формах обучения, занятия для детей по программе «Грамотейка» проводятся:

- с детьми от 5 до 7 лет – один академический час занятий равен 25-30 минутам.

В связи с тем, что занятия в объединении проходят по 2 академических часа, между занятиями предусмотрен перерыв 10-15 минут. Во время перерыва с ребятами проводятся физкультминутки, подвижные игры.



Сроки реализации программы

Программа «Грамотейка» рассчитана на 1 год обучения – 144 часа.

Формы проведения учебных занятий

Формы проведения занятий подбираются в соответствии с содержанием занятий, количеством обучающихся, местом проведения занятий. Основные формы проведения занятий: индивидуальная, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа, и такие виды деятельности как, познавательная, исполнительская, творческая, интеллектуальная.

Методы обучения


По внешним признакам деятельности педагога и обучающихся:

- беседа, рассказ, демонстрация, познавательно-развивающие игры, викторины, конкурсы, соревнования, занятия - путешествия

Наглядные:

- демонстрация плакатов, схем, моделей; использование технических средств

Практические:

- практические занятия, мастер-классы

По степени активности познавательной деятельности обучающихся:

-объяснительный, иллюстративный, проблемный, исследовательский, репродуктивный

По логичности подхода:

- индуктивный, дедуктивный, аналитический



Основные ожидаемые результаты обучения по данной программе

В ходе освоения содержания программы «Грамотейка» предполагается обеспечение условий для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Предметные результаты.

Ребенок научится:

  • распознавать первый звук в словах;

  • внимательно слушать литературные произведения;

  • называть персонажей, основные события;

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;

  • пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;

  • составлять элементарный рассказ по серии картинок;

  • обсуждать нравственные стороны поступков людей;

  • участвовать в коллективных разговорах;

  • использовать принятые нормы вежливого речевого общения;

  • различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;

  • считать от 0 до 9 и в обратном направлении;

  • определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;

  • ориентироваться в пространстве;

  • ориентироваться в тетради в клетку;

  • выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.

Ребенок получит возможность научиться:

  • устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);

  • различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;

  • различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные песенки, потешки);

  • устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;

  • присчитывать и отсчитывать по одному, по два.

Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов – создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.

Способы проверки результатов обучения

Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе. Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются диагностические методики:
– Экспресс-диагностика МЭДИС (тест “Определения понятий”, “Выявление пассивного словаря”, “Выявление активного словаря”, “Звуковой анализ слов”, “Усвоение способ чтения”),
– Тест “Школьной зрелости (авторы А.Керн, И. Йирасик),
– Методика “Графический диктант” (автор Д.Б.Эльконин),
– Тест “Цветопись” (Лутошкин) – для выявления эмоционального состояния детей.


Для отслеживания результативности по программе используются:

  1. Педагогический мониторинг в виде контрольных заданий.

  2. Педагогический контроль

-начальный или входной

-текущий контроль

-промежуточный

-итоговый контроль

Уровни критерии оценки усвоения программы

Низкий – ребёнок затрудняется в ответах на вопросы по программному содержанию. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас беден. Допускает грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь невыразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении на слоги. Затрудняется в определении ударения. Путается в понятиях: слог, звук, буква. Не знает точного названия букв. Не владеет навыком чтения. Быстро утомляется, поэтому работа в тетради недостаточна.

Средний – в рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная; ребёнок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Путается в понятиях Владеет навыком чтения по складам.

Высокий – ребёнок владеет речевыми умениями, активен и самостоятелен. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет характеристики звуков слове (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, ударный – безударный, место звука в слове). В общении инициативен – задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Владеет навыком беглого чтения.

Таблица уровня освоения программного материала

Уровни

Количество баллов

Показатели, критерии

0-начальная диагностика

0 - 1

- не может выполнить задание,

- при выполнении заданий нуждается в помощи.


1-репродуктивный

2 - 4

- задания выполняет самостоятельно

2 – поисково- исполнительский

5 - 7

- быстро осмысливает и выполняет задания

3-творческий

8

- быстро осмысливает и выполняет задания,  проявляет инициативу и творческую активность







































Учебно-тематический план программы «Грамотейка

Обучение грамоте (чтение и письмо)


№ п/п

Тематика занятия

Кол-во часов

всего

теория

практ

Добукварный период 6 ч

1

Речь устная и письменная. Предложение. Слово и слог.

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо овалов и полуовалов.

2

1

1

2

Звуки в окружающем мире и в речи. Ударение. Письмо длинных прямых наклонных линий. Освоение правил правильной посадки при письме.

2

1

1

3

Звуки в словах. Гласные и согласные звуки. Слог - слияние. Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо).

2

1

1

Букварный период 66 ч.


4

Гласный звук [ а], буквы А, а.

Строчная и заглавная буквы А, а.

2

1

1

5

Гласный звук [ у], буквы У, у

Строчная и заглавная буквы У, у. Сравнение строчной и заглавной букв.

2

1

1

6

Гласный звук [ о], буквы О, о.

Строчная и заглавная буквы О, о. Сравнение строчной и заглавной букв.

2

1

1

7

Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м. Строчная и заглавная буквы М, м. Сравнение строчной и заглавной букв.

2

1

1

8

Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с

Строчная и заглавная буквы С, с. Сравнение строчной и заглавной букв.

2

1

1

9

Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х. Строчная и заглавная буквы Х, х.

2

1

1

10

Согласные звуки [р], [р,], буквы Р, р.

Строчная буква р. Заглавная буква Р. Сравнение строчной и заглавной букв.

2

1

1

11

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.. Строчная и заглавная буквы Ш, ш.

2

1

1

12

Гласный звук [ ы], буква ы.

Строчная буква ы. Сравнение печатной и письменной букв.

2

1

1

13

Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л.

Строчная и заглавная буквы Л, л.

2

1

1




14

Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н.

Строчная и заглавная буквы Н, н. Сравнение строчной и заглавной букв.

2

1

1

15

Cогласные звуки [к], [к,], буквы К, к.

Строчная и заглавная буквы К, к. Сравнение строчной и заглавной.

2

1

1

16

Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т. Чтение слов с буквами Т, т. Строчная и заглавная буквы Т, т.

2

1

1

17

Гласный звук [ и], буквы И, и.

Строчная буква и. Сравнение печатной и письменной букв

2

1

1

18

Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п. Строчная и заглавная буквы П, п.

2

1

1

19

Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з. Строчная и заглавная буквы З, з. Сравнение строчной и заглавной букв

2

1

1

20

Звук [ј,], буквы Й, й. Строчная и заглавная буквы Й, й.

2

1

1

21

Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. Строчная и заглавная буквы Г, г. Сравнение строчной и заглавной букв.

2

1

1

22

Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в. Строчная и заглавная буквы В, в. Сравнение строчной и заглавной букв.

2

1

1

23

Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.. Строчная и заглавная буквы Д, д. Сравнение строчной и заглавной букв.

2

1

1

24

Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.. Строчная и заглавная буквы Б, б. Сравнение строчной и заглавной букв.

2

1

1

25

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Строчная и заглавная буквы Ж, ж.

2

1

1

26

Гласные буквы Е, е. Строчная и заглавная буквы Е, е.

2

1

1

27

Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного. Буква ь.

2

1

1

28

Гласные буквы Я, я. Строчная и заглавная буквы Я, я.

2

1

1

29

Гласные буквы Ю, ю. Строчная и заглавная буквы Ю, ю.

2

1

1

30

Гласные буквы Ё, ё. Люби все живое. Строчная и заглавная буква ё, Ё.

2

1

1

31

Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч. Строчная и заглавная буква ч,Ч.

2

1

1

32

Гласный звук [э], буквы Э, э. Строчная и заглавная буквы Э, э.

2

1

1

33

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.. Строчная и заглавная буквы Ц, ц.

2

1

1

34

Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф. Строчная и заглавная буквы Ф, ф


2

1

1

35

Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ. Строчная и заглавная буква Щ щ.

2

1

1

36

Русский алфавит. Повторение.

2

1

1

Итого:

72


36

36


Содержание изучаемого курса

Добукварный период (6 ч)

О речи (устной и письменной). Общее представление о языке.

Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием гра­фических схем.

Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в сло­вах (выделение голосом, длительное и более сильное произ­несение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, сло­гообразующая роль гласных.

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо овалов и полуовалов.

Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием гра­фических схем.

Выделение в словах отдельных звуков (гласных и соглас­ных), звуко-слоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделе­ние ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимо­го слова со схемой-моделью, отражающей его звуко-слоговую структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахож­дение соответствий между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными звуко-слоговыми схемами-моделями.

Букварный период (66 ч)

Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.

Знакомство с правилами гигиены чтения и письма.

Чтение слогов -«слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.

Составление из букв и слогов разрезной азбуки или пе­чатание слов (после предварительного звуко-слогового ана­лиза, а затем и без него), их чтение.

Постепенное обучение осознанному, правильному и плав­ному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по со­держанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.

Знакомство с правилами гигиены чтения.

Умение читать отдельные слова орфографически, т. е. так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т. е. ор­фоэпически.




















Математика


п/п 

Тематика занятия

Кол-во часов



всего


теория

практика

   1

Знакомимся с математикой.

Графический диктант «Маленькая собачка».

2

1

1

   2

Числовая прямая.

Графический диктант «Собака»

2

1

1

   3 

Задачи на сложение.

Графический диктант «Тюльпан».

2

1

1

   4

Счет предметов. Тестирование.

Графический диктант «Тюльпан».

2

1

1

   5

Решаем задачи на вычитание.

Графический диктант «Щенок».

2

1

1

   6

Счет предметов. Числа до 10.

Графический диктант «Змея».

2

1

1

   7

Счёт предметов. Состав числа 3.

Графический диктант «Зайчик».

2

1

1

   8

Счет до 10.

Графический диктант «Слон».

2

1

1

   9

Числа до 10.

Графический диктант «Игрушечный заяц».

2

1

1

  10

Состав числа 4.

Графический диктант «Ёлочка»

2

1

1

  11

Состав числа 5.

Графический диктант «Робот»

2

1

1

  12

Числа до 10.

Графический диктант «Поросёнок».

2

1

1

  13

Состав числа 6.

Графический диктант «Ёжик».

2

1

1

  14

Решаем задачи.

Графический диктант «Уточка».

2

1

1

  15

Числа до 10.

Графический диктант «Индюк».

2

1

1

  16

Состав числа 7.

Графический диктант «Сидящая собака»

2

1

1

  17

Числа до 10.

Графический диктант «Большой цветок»

2

1

1

  18

Состав числа 8.

Графический диктант «Бульдог».

2

1

1

  19

Числа до 10.

Графический диктант «Цветок»

2

1

1

  20

Состав числа 9.

Графический диктант «Собачка просит сахар»

2

1

1

21

Тестирование.

Графический диктант «Сидящий бульдог».

2

1

1

22

Состав числа 10.

Графический диктант «Олень».

2

1

1

23

Тестирование.

Графический диктант «Собака».

2

1

1

24

Числа от 10 до 20.

«Большая сидящая собака»

2

1

1

25

Числа до 20.

Графический диктант «Сидящий зайчик».

2

1

1

26

Слагаемое, слагаемое, сумма.

Графический диктант «Парусник»

2

1

1

27

Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Графический диктант «Волк».

2

1

1

28

Повторение. Тестирование.

Графический диктант «Гусь».

2

1

1

29

Числа до 20.

Графический диктант «Кошка».

2

1

1

30

Повторение.

Графический диктант «Бабочка».

2

1

1

31,32

Однозначные и двузначные числа.

Графический диктант «Медведь» «Белочка».

4

2

2

33

Счет десятками.

Графический диктант «Змея».

2

1

1

34

Отрезки.

Графический диктант «Маленькая уточка»

2

1

1

35

Углы. Углы, стороны фигур.

Графический диктант «Котёнок».

2

1

1

36

Повторение. Тестирование.

Графический диктант «Черепашка»

2

1

1

 

ИТОГО:

72

36

36



Содержание изучаемого курса

 Знакомство с разлиновкой тетради в клетку, посадкой при письме, умением держать ручку, давать ответ. Письмо  цифры 0 ( пустое множество).

Работа по упражнениям на глазомер, умение видеть строку: по точечному образцу  и  самостоятельно. Знакомство со знаками. Знакомство с числовой прямой.

Счет от 0 до 5. Игра ( Рыбалка ). Цифры от 0 до 5.

Письмо  цифры 0 ( пустое множество). Работа по упражнениям на глазомер, умение видеть строку: по точечному образцу  и  самостоятельно

Пишем цифры 1 и 2 по образцу. Составление и решение задач на сложение.

Игра  «По грибы по ягоды». Повторить состав числа 2. Как получить число 3? Состав числа 3.Рисуем грибочки по точечному образцу. Тест .

Составление и решение задач на вычитание. Счёт предметов до 5 (положи столько же, нарисуй столько же). Числовая прямая.

«Пушистая история» - шарада ( по картинкам  «Кот и мышь» ), мышка – мушка- мишка.

Весёлый счёт: «Мишки вышли по грибы». Работа со счётным материалом.

Прямой и обратный счёт от 0 до 5. Загадка о еже. Счёт предметов по стихам о еже. Состав чисел 2,3. Тренировка памяти. Письмо в тетради цифр: 0,1,2,3.

Счёт предметов ( друзья Петрушки). Игра «На лугу». Ломаная линия.

Игра - «По грибы, по ягоды». Счёт в пределах 10. Счёт предметов от 0 до 10. Виды линий.

Беседа: «Домашние животные». Счёт предметов от 0 до 10 (утята). Число и цифра 4. Состав числа 4. Работа в тетради (по точечному образцу).

Логическая задача- «Осень». Счёт предметов от 0 до 10. Число и цифра 5. Состав числа 5. Работа в тетради.

Беседа «Второй хлеб» - (о картофеле). Логическое упражнение  «Чей это хлеб?».

Счёт предметов: «Огород». Работа в тетради по образцу.

Толкование пословицы «Землю красит солнце, а человека труд». Беседа «Как вы помогаете маме?». Счёт от 0 до 10 (на счётном материале). Состав числа 6.Работа в тетради:

а) письмо цифр от 0 до 6.

б) задачи, где прибавляем и отнимаем 1.

Учимся решать и составлять задачи по рисунку. Счёт предметов в пределах 10. Учимся прибавлять и отнимать 2. Работа в тетради по образцу. Запись примеров по точечному образцу; ответ дети записывают самостоятельно.

Прямой и обратный счёт до 10. Понятие и способы, как прибавить и отнять 4. Закрепляются понятия: «больше», «меньше», «столько же». Даётся понятие  «рыболовецкий флот». Счёт предметов от 0 до 10 и обратно, по 1 и по 2. Работа в тетради: ряд чисел, волны и пена, рыбка.

Решение задач с числом  4.

 

Знакомство со счётом по порядку, вопросом «который?», ответами : «первый», «второй» и т.д.

Решение простых задач на сложение и вычитание. Состав числа 7. Работа в тетради по образцу.

Счёт «Найди себе друга». Работа в тетради: числа натурального ряда, окошко дружных соседей, строим крепость, играем в мяч. Решение задач на сложение и вычитание 5.





Игра « Груши и яблоки» ( счёт по порядку, сложение и вычитание в пределах 8 ).

Работа в тетради: а) нарисуй столько же; б) нарисуй слева, справа; в) посчитай, запиши.

Закрепление навыков счёта. Дети считают и записывают цифровой ответ. Игра «Дорисуй по образцу». Повторяется написание цифр от 0 до 9.

Загадки о временах года. Счёт предметов от 1 до 10. Задачи о днях недели. Работа в тетради по заданию учителя. Состав числа 10. Решение задач и примеров.







Повторение изученного за первое полугодие. Сложение и вычитание. Решение задач.

Сложение и вычитание. Равенства и неравенства. Состав числа 10.

Счет от 10 до 20 и обратно. Решение задач. Сложение и вычитание.

Счет до 20 и обратно. Решение задач на сложение и вычитание

Знакомство с терминами: слагаемое, слагаемое, сумма. Решение равенств и неравенств.

Знакомство с терминами: уменьшаемое, вычитаемое, разность. Решение задач.

Решение примеров и задач.

Счет предметов. Решение примеров на сложение и вычитание. Виды линий.

Знакомство с однозначными и двузначными числами. Счет предметов. Составление задач .

Научить считать десятками. Счет предметов. Составление равенств и неравенств по картине.

Научить сравнивать отрезки разными способами.

Понятия: линия прямая, кривая линия, ломаная линия луч, отрезок. Решение примеров.

Знакомство с геометрическими фигурами. Понятия: стороны, углы.

Знакомство с объемными фигурами. Решение задач по рисунке. 






































Методическое обеспечение общеобразовательной общеразвивающей

программы «Грамотейка»



Тема

Форма занятия

Приемы и методы

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

Обучение грамоте (чтению и письмо)

Групповая, индивидуальная, урок, игра

Словесные, наглядные, практические

Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове.

Графический диктант как средство формирования навыка ориентации на тетрадном листе в крупну клетку.

Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка и прочее.

Нахождение букв среди других букв.

Печатание букв.

Компьютер


Дидактическая игра, занимательные задания, самостоятельная работа, самоконтроль

Добукварный период

Групповая, индивидуальная, урок, игра

Словесные, наглядные, практические

Наглядные пособия к альбому «Обучение грамоте, чтение»,

Город звуков. «Алфавит».

Наглядные пособия к альбому «Обучение грамоте», «Маленький грамотей».


Компьютер


Дидактическая игра, занимательные задания, самостоятельная работа, самоконтроль

Букварный период

Групповая, индивидуальная, урок, игра

Словесные, наглядные, практические

Раздаточный материал для уроков чтения.

Тренажер по чтению.

Игры для детей. Учись играя Наглядные пособия к альбому «Обучение грамоте», «Маленький грамотей



Компьютер


Дидактическая игра, занимательные задания, самостоятельная работа, самоконтроль

Математика

Групповая, индивидуальная, урок, игра

Словесные, наглядные, практические

Раздаточный материал для уроков математики.

.Игры для детей. Учись играя




Компьютер


Дидактическая игра, занимательные задания, самостоятельная работа, самоконтроль

Основной задачей объединения «АБВГДейка» является подготовка детей к меняющимся условиям их жизни, а именно подготовка их без страха идти в школу. В разработанной программе предполагается: развитие фонематического слуха детей, обучение детей чтению слогов, подготовка базы для успешного овладения навыков написания букв, обогащение детей живыми впечатлениями от окружающей действительности, получаемые детьми в процессе занятий, овладение элементарными арифметическими и геометрическими знаниями, обеспечение общего развития детей путем углубления содержания изучаемого материала.

Одним из этапов занятий детей в объединении является диагностика развития психологических параметров детей, обуславливающих успешное обучение в школе, а именно – коммуникативность, усидчивость, память, внимание, логическое мышление, обобщение и другие интеллектуальные характеристики. Диагностика проводится на начальном этапе обучения и при его завершении.

Занятия по обучению грамоте строятся на принятом в русской методике аналитико-синтаксической звукобуквенной методике и закреплении работой по развитию речи на основных ее уровнях – звук (звуковая культура), слова, предложения, связное высказывание.



УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ



Осуществление учебного процесса требует наличия общего укомплектованного лабораторного оборудования и технических средств обучения. Общее лабораторное оборудование, предоставляемое учебным заведением, – это помещение классного типа со школьной доской, партами, стульями, электророзеткой, вешалкой, мусорным ведром, аптечкой, указкой и расходным материалом (скотч, бумага, мел). Технические средства обучения общего назначения: удлинитель, компьютер со струйным принтером и мультимедиапроектором.

1. Оборудование лаборатории для проведения занятий

- Столы детские

- Стол преподавателя

- Стулья детские

- Стул для преподавателя

- Шкаф для хранения учебного материала

- Аптечка

2. Методическое обеспечение

- Компьютер

- Комплект компьютерной техники

- Стенды

- Папки с развертками

- Папки с чертежами

- Папки с шаблонами и трафаретами

- Папки с методическими разработками

- Демонстрационные модели

- Литература

3. Необходимые принадлежности

- Тетради

- Наглядные пособия

- Счетный материал

- Ручка для письма

- Линейка

- Карандаш простой

- Ластик

- Карандаши цветные

- Картон цветной

- Клей








































Список литературы для учителя


  1. Гаврилова С.Е. Сборник тестов «Готов ли ваш ребенок в школу»

  2. Марцинкевич Г.Ф. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»

  3. Аджи А.В. «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада»

  4. Серия 1000 игр. Издательство «Росмен»: «Умные игры»

  5. Серия 1000 игр. Издательство «Росмен»: «Игры с карандашом»

  6. Обухова Л.А. «Как хорошо уметь читать»

  7. Хаткина М.А. Азбука «Игры, задания, рассказы, стихи»

  8. Гаврина С.Е. «Учимся понимать друг друга»

  9. Тихомирова Д.И. «Букварь»

  10. Сергеева Т.Ф. «Математика для дошкольников»

  11. Герасимова А. «Тесты для подготовки к школе»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!