СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральный»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели программы: 

- художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.

- развитие инициативности, эмоциональной сферы, коммуникативных навыков учащихся средствами театрализованной деятельности.

Для осуществления этих  целей необходимы занятия по трем дисциплинам – актерскому мастерству, сценической речи и сценическому движению.

Задачи:

 Образовательные (предметные)

 • организация досуга детей, создание коллектива единомышленников, способного ориентироваться в мире театра, ставить и играть спектакли.

• выявление и раскрытие творческого потенциала и индивидуальности каждого ребенка;

• устранение мышечного напряжения и психофизических зажимов;

• обучение владению голосом, улучшению дикции;

• Обучение учащихся общим двигательным навыкам: конкретность и точность движения, правильное распределение мышечных усилий и ритмичность;

• обучение первоначальным навыкам сценического движения;

•  развитие театрально - исполнительских способностей детей и подростков,  а также формирование у обучающихся комплекса навыков, позволяющих выполнять задачи различной степени сложности в процессе подготовки  спектаклей.

Личностные:

• формирование личности, творчески относящейся к любимому делу.

• воспитание художественного вкуса, творческой инициативы, умения логически мыслить, психофизической выносливости и работоспособности;

• развитие самодисциплины о организованности.

Метапредметные:

•развитие памяти, фантазии, дикции;

• развитие качеств оратора;

• обучение творческому использованию полученных умений и практических навыков в жизни.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральный»»



Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Шахматовская основная общеобразовательная школа»

Бузулукского района Оренбургской области



РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол №1

от «3» сентября 2021 г.

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

__________ /О.А. Ячевская /

от «3» сентября 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

директор школы

________/Н.С.Волгина/

Пр.№1 от «3» сентября 2021 г.













Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Театральный»







Возраст обучающихся: 13-16 лет

срок реализации программы: 34 часа





















Составитель:

Калинина Любовь Николаевна,

вожатая













с. Шахматовка 2021 г.



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа театрального кружка разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной общеобразовательной программы, в том числе в соответствии С Законом ФЗ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей» и др. Программа является авторской.

Программа носит художественную направленность и рассчитана на 1 год обучения детей.

В век гаджетов навыки естественного артистизма исчезают у детей. Обосабливаясь, они теряют коммуникативные способности, уверенность в себе, творческое начало. Теперь детям часто нужна помощь для адаптации в социуме. Лучший способ — актёрские тренинги, конечно, в игровой форме. Дети, оторванные от телефонов, учатся: навыкам живого общения; импровизации; фантазировать, перевоплощаться; не бояться публичных выступлений; смеяться над собой; сочувствовать, помогать. Творческие уроки развивают речь, улучшают дикцию, расширяют кругозор, словарный запас, развивают память ребёнка. Самое главное: навыки эти помогают проявить свою индивидуальность, стать личностью, выбрать для себя лучшее направление во взрослой жизни.
Театрализованная деятельность детей является одним из методов развивающего обучения, направленного на развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики), психофизических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.), речи. Представленная в программе система разнообразных игр, упражнений направлена на развитие умений понимать и отражать чувства и состояния других, умения видеть, анализировать и драматизировать ситуацию с позиций разных персонажей, что способствует нравственному развитию детей: умению сопереживать, наблюдать, контролировать свои поступки и отвечать за них.

Цель и задачи учебного предмета

Цели программы:

- художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.

- развитие инициативности, эмоциональной сферы, коммуникативных навыков учащихся средствами театрализованной деятельности.

Для осуществления этих целей необходимы занятия по трем дисциплинам – актерскому мастерству, сценической речи и сценическому движению.

Задачи:

Образовательные (предметные)

• организация досуга детей, создание коллектива единомышленников, способного ориентироваться в мире театра, ставить и играть спектакли.

• выявление и раскрытие творческого потенциала и индивидуальности каждого ребенка;

• устранение мышечного напряжения и психофизических зажимов;

• обучение владению голосом, улучшению дикции;

• Обучение учащихся общим двигательным навыкам: конкретность и точность движения, правильное распределение мышечных усилий и ритмичность;

• обучение первоначальным навыкам сценического движения;

• развитие театрально - исполнительских способностей детей и подростков, а также формирование у обучающихся комплекса навыков, позволяющих выполнять задачи различной степени сложности в процессе подготовки спектаклей.

Личностные:

• формирование личности, творчески относящейся к любимому делу.

• воспитание художественного вкуса, творческой инициативы, умения логически мыслить, психофизической выносливости и работоспособности;

• развитие самодисциплины о организованности.

Метапредметные:

•развитие памяти, фантазии, дикции;

• развитие качеств оратора;

• обучение творческому использованию полученных умений и практических навыков в жизни.

Учебный план

п/п.

Наименование тем

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Знакомство с миром театра.

1

0

1


2

Актерские тренинги и упражнения

3

0

3

тренинги

3

Техника актерской игры, основы исполнительского мастерства.

15

15

30

Выступление на сцене


Итого:

19

15

34



Содержание программы

Важной задачей является принципиальная нацеленность занятий на формирование актерских умений юных исполнителей, в основе которых лежит развитая способность реализовывать сценическое действие, то есть действие целесообразное, осмысленное. Навыки, полученные в процессе обучения, реализуются учащимися в конкретной творческой работе в виде этюдов, сценических номеров, концертных выступлений и спектаклей, которые исполняются для зрителей в течение каждого учебного года.

Материал для постановок подбирается таким образом, чтобы каждый ученик играл разноплановые роли, в различных жанрах и стилях. Это позволит раскрыть творческую индивидуальность учащегося и предотвратит наработку так называемых актерских «штампов». Работа обучающихся оценивается и контролируется преподавателями. Главным направлением первого года обучения по предмету «Актерское мастерство» является приобщение детей к театральному искусству, что способствует воспитанию у ребенка личностных убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус. Учащиеся должны не только усвоить, выучить, запомнить ту или иную информацию, но и проработать, оценить, выразить свое отношение к ней. Основная задача первого этапа – увлечь детей театральным искусством, привить зрительский этикет, научить правильному поведению и общению в коллективе. Ведущая деятельность данной возрастной группы детей – игровая. Поэтому на первых занятиях преобладают игровые формы актерского тренинга и упражнений, которые дают возможность ребенку «рассказать» о себе, познакомиться, адаптироваться в коллективе, приступить к новым видам деятельности для приобретения навыков сценических действий. Создание нравственного, дружелюбного климата и радостной, творческой атмосферы, получение детьми удовольствия от занятий являются основными задачами для преподавателя.

Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с миром театра.

  1. Беседа-знакомство.

На первых уроках важно пробудить в детях интерес к театру. Беседа с учащимися о том, какие театры, выставки, концерты они посещали? Что запомнилось? Какие спектакли смотрели? Какие любимые сказочные персонажи? Кого бы хотели сыграть? Рассказать об особенностях этого искусства, о людях, которые ему служат. Это и драматурги, и артисты, и режиссеры, и художники, и монтировщики, звукорежиссеры, и светооператоры, гримеры, костюмеры и многие другие люди. На этом этапе идет знакомство с новыми учениками. В ходе беседы рассказывается о правилах поведения в театре, о видах театра (драматический, кукольный, оперетта и т. д.) Рассказ о разновидностях театральных жанров: комедия, трагедия, драма и т. д... Инструктаж по технике безопасности поведения в аудитории, на сценических площадках, при коллективном посещении театра.

Тема 2. Актерские тренинги и упражнения – это непрерывная смена игр и упражнений, которые осуществляют последовательный, поэтапный отбор элементов актерской техники и пробуждают личную активность каждого учащегося без насилия над его природой. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие 10 успеха выполнения задания. Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры, т.к. именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

2.1. Значение поведения в актерском искусстве.

С первых занятий договариваемся с ребятами о дисциплине на занятии. Дети должны знать, что дисциплина и самодисциплина – это основа любого творческого процесса. Мы учим каждого умению себя самоорганизовать и «настроиться» на работу. Здесь много говорим о готовности к действию: каждый из маленьких артистов в любой момент может выполнить простейшее задание: хлопнуть, топнуть, пересесть, поменяться местами с партнером и т.д. Здесь может и должен работать эффект неожиданности и игры.

Театр - искусство коллективное. Установка правил поведения на уроках, в коллективе, на сценических площадках. Этикет зрителя. Взаимоуважение.

2.2. Развитие актерского внимания

Внимание (сценическое внимание) – очень активный сознательный процесс концентрации воли для познания окружающей действительности, в котором участвуют все системы восприятия - зрение, слух, осязание, обоняние. Главная задача педагога научить детей удерживать своѐ внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия. Видеть, слышать, воспринимать, ориентироваться и координироваться в сценическом пространстве.

Зрительная и слуховая память. Эмоциональная и двигательная память. Мышечная и мимическая память. Координация в пространстве. Подлинное, органическое действие на сцене требует от человека сосредоточенного внимания, активного творческого воображения. Человек должен по-настоящему, как в реальной жизни, видеть, слышать, мыслить, воспринимать и оценивать окружающую среду, активно воздействовать на окружающие объекты. Рекомендуемые упражнения воспитывают и тренируют эти необходимые качества и навыки. Занятия начинаются обычно с элементарных упражнений, развивающих внимание и наблюдательность, приучающих быстро сосредоточиваться и настраиваться к активному действию. Учащимся предлагают послушать, что делается на улице, в коридоре, в соседней комнате, на верхнем этаже (упражнение может длиться 10—15 секунд и более); затем просят последовательно и подробно рассказать, что именно они слышали, отчего происходили эти звуки, какой они носили характер (например: сперва прошла машина, она издавала шуршащие звуки, потом стал гудеть мотор, звук его был прерывистым, он нарастал, что-то временами позвякивало, может быть, это дверца машины, потом звуки машины стали стихать, перекликались детские голоса, и т. д.). Предлагают рассмотреть какой-либо предмет, картину на стене, всю стену, часть комнаты, пейзаж за окном, затем отвернуться и подробно рассказать обо всем замеченном, описать расположение, форму, цвет рассмотренных предметов. Один из учащихся начинает рассказывать, другой его дополняет, третий подмечает, что ими упущено. Можно внимательно рассмотреть кого-нибудь из товарищей, а потом, отвернувшись, рассказать, как он одет, причесан, какой у него цвет глаз. Подобные же упражнения полезно проделать и на осязание. С закрытыми или завязанными глазами учащийся ощупывает предмет и определяет его форму, фактуру; по размеру монеты определяет ее достоинство; на ощупь узнает товарища. Раскладывают несколько предметов в определенном порядке и предлагают учащемуся запомнить это расположение, а потом все смешивают и просят по памяти восстановить прежний порядок. Можно предложить ему отвернуться, и в это время убрать какой-либо из предметов, потом спросить — что именно убрали. С большим удовольствием ребята будут выполнять «нанизывание слов» (или «цепочку слов»). Это упражнение хорошо тренирует и внимание и память. Все садятся в круг и по очереди называют различные предметы; но сперва каждый должен повторить все уже названные предметы в той же последовательности, как их называли, а потом добавить свой предмет, как бы нанизывая его на общую ниточку. (Например, первый сказал: «лампа»; его сосед говорит: «лампа, стол»; следующий повторяет: «лампа, стол, книга»; «лампа, стол, книга, диван»,— продолжает очередной товарищ, и т. д. Игра идет по кругу, и тот, кто перепутал, забыл какое-то слово, выходит из игры. Остальные продолжают.) Полезно упражнение «пишущая машинка». Между всеми участниками распределяют буквы алфавита и знаки препинания, каждый должен повторить их и запомнить: берут какую-нибудь строчку стихотворения или песни, лозунг, девиз, 11 поговорку (например: «Кто не знает дядю Степу...» или «Тише едешь — дальше будешь»). Руководитель устанавливает определенный ритм и дает сигнал к началу: каждый на свою букву или знак препинания хлопает в ладоши; окончание слов можно отхлопывать всем вместе, отстукивать ногой или еще как-нибудь. Сперва это упражнение покажется очень трудным, так как требует большой сосредоточенности, активного внимания. Зато все бывают очень довольны, когда удачно получается. Для разрядки можно использовать хорошо известные игры на внимание: «жмурки» (с завязанными глазами), «моргалки», «третий лишний», «море волнуется». Можно потренировать ребят на быструю перемену местами: договариваются, кто с кем будет меняться местом, и по сигналу пробуют проделать это быстро, легко, бесшумно. Сперва получаться не будет, значит, надо сообразить, что мешает, и повторить несколько раз, пока не получится. А потом попробовать менять места вместе со своими стульями. То-то шуму будет сначала! Но и здесь надо добиться бесшумного и быстрого перехода на свое место, чтобы никто никого не задел, не громыхнул стулом. Эти упражнения можно варьировать — по кругу, по рядам и, наконец, если ребята добились четкого и быстрого выполнения, точно рассчитали свои движения, попробовать выполнить это... с закрытыми глазами. А потом можно передавать по цепочке (по кругу или по рядам) стулья или какие-то другие предметы, чтобы все действовали четко, никто ничего не ронял, не задевал соседей. Эти упражнения можно выполнять в разных ритмах: по хлопку руководителя или молча, с внутренним ощущением заданного ритма, под музыку — вальс, марш, польку, галоп. (как пригодятся эти упражнения, когда ребятам потом придется заниматься перестановкой декораций на сцене! Ведь можно добиться того, что эта перестановка превратится в некую часть спектакля.) Продолжая упражняться в развитии внимания, наблюдательности, памяти, очень полезно предложить ученикам вспомнить (и зрительно представить себе) знакомый дом, улицу, площадь, обстановку комнаты, а потом подробно описать их, так чтобы все слушатели тоже хорошо представили себе это. Можно вспомнить свой путь из дома в школу, рассказать о встреченных на пути предметах, людях, животных, описать их внешний вид, поведение. Пусть ребята вспомнят и опишут различные пейзажи, расскажут интересные случаи из своей жизни, события, которые им пришлось наблюдать. Здесь уже вовлекается в работу эмоциональная память, воспитывается навык воспроизводить образы и события в своем воображении и передавать их слушателям.

Тема 2.3. Работаем над дикцией и голосом. Преодоление мышечных зажимов.

Мышечную свободу актёра Станиславский считал важнейшим условием создания творческого самочувствия. Поэтому «освобождение мышц» он включил в раздел внутренней техники актёра, подчёркивая тем самым особую роль этого элемента не только для телесной, но и для духовной стороны творчества, так как мышечные зажимы нарушают органичность существования актёра на сцене.

Мышечная скованность - враг пластичности. Можно поднять и протянуть руку, как шлагбаум, а можно развернуть её, как лебедь разворачивает шею. Добиваясь свободы и пластичности жеста, надо сначала медленно, а потом и быстро научиться разворачивать и сворачивать движения, как бы пропуская мышечную энергию по руке постепенно, от плеча к кончикам пальцев и обратно. Тогда и жесты, обозначающие, например: "смотри туда!", или "вон отсюда!", или "подойди сюда!" и т. п. станут действенными и выразительными.

Упражнения.

1. Довести напряжение во всём теле до возможного предела, после чего сразу ослабить мышцы. Поднять руки вверх, сжать кулаки, набрать дыхание и, поднимаясь на носки, напрячь всё тело так, словно удерживаешь тяжёлый груз. После чего вместе с выдохом полностью ослабить мышцы и опуститься на стул, откинувшись на спинку.

2. Музыкальная импровизация: выбирается музыкальная тема и в зависимости от характера музыки даётся задание, например, выступление манекенщиц или прибытие знаменитых актёров на престижный фестиваль. Либо прослушивается музыкальный фрагмент, и студийцы сами предлагают сюжет.

Мышечные зажимы не позволяют в полной мере использовать голосовой диапазон, тембр, громкость. Проводится работа над недостатками речи обучающихся, дикцией с помощью комплекса упражнений Например:

Упражнение 1.
Раскрыть широко рот, язык выдвинуть вперед и попытаться сделать зевок, контролируя и фиксируя в памяти движения мягкого нёба.Для подтверждения правильности движения проконтролировать его перед зеркалом.
Упражнение 2.
«Покашливание». 1 вариант – широко раскрыть рот, выдвинуть язык. Не теряя смычки с нёбной  занавески с задней стенкой глотки, покашлять сначала один, затем два, три, несколько раз подряд.  2 вариант –покашливание через паузу.Между покашливаниями нёбная занавеска должна быть сомкнута с задней стенкой глотки.Паузу постепенно увеличивать.Упражнение активизирует работу мышц глотки и тренирует эффект полного затвора между носом и полостью рта.
Упражнение 3.
Петь различные гласные звуки, одновременно ритмично закрывая и открывая рот ладонью.
Упражнение 4.
Сделать произвольный  вдох. На выдохе создать ощущения надувания шара, камеры, игры на губной гармошке.
Упражнение 5.
Сделать вдох через широко открытый рот – как бы позевывая. Выдох через широко открытый рот плавный,длинный (имитируя согревание озябших рук).
Упражнения 6.
Сделать вдох носом – выдох толчками и по частям: вначале ртом, затем носом и т.д.количество частей выдохов взятого воздуха постепенно увеличивать.

Работа над дикцией невозможна без использования скороговорок, прочтения стихов.

Тема 3. Техника актерской игры, основы исполнительского мастерства.

Создание первых этюдов зарисовок.

Этот раздел актерского мастерства является подводкой к такой наиважнейшей теме, как «я в предлагаемых обстоятельствах». Детям задается тема. Например «лето». Студиец делятся своим ассоциативным рядом, словами, понятиями, историями, связанными с темой. Этот раздел помогает раскрепощению, вызывает интерес у ребенка, собирает внимание. Таким образом, из детских «живых картинок» возникает небольшая история, которая вырастит в этюд. Необходимо отметить, что в этих упражнениях и этюдах участвует максимальное количество студийцев. Необходимо помочь ребенку погрузиться в мир вымысла и фантазии, не сдерживая своих порывов. Для поддержания нужной атмосферы используется музыка.

Что значит – чувствовать партнера на сцене? Учимся взаимодействию.

Взаимодействие с партнёром — основной вид сценического действия. Общение актеров в момент творчества имеет особое значение. Задача актёра заключается не только в том, чтобы адресовать партнёру предназначенные ему слова, но и в том, чтобы установить внутренний контакт с действующими лицами, чутко отражая малейшие изменения в их сценическом поведении.

Взаимодействие с живым объектом существенно отличается от взаимодействия с объектами воображаемыми. Тут мы сталкиваемся с активной волей партнёра, с его противодействием, подчас неожиданными изменениями в его поведении, что и нас в свою очередь заставляет действовать по-другому. Происходит тончайший процесс взаимодействия, сценической борьбы, посредством которой разрешается тот или другой драматургический конфликт. Чтобы овладеть процессом живого взаимодействия, надо тщательно изучить его, проследить, как он зарождается и протекает в жизни, через какие обязательные стадии проходит.

Исходный момент всякого органического действия — процесс ориентировки. Не сориентировавшись в обстановке, не обнаружив партёра, не поняв, чем он занят, в каком состоянии находится, не оценив, как это может отразиться на осуществлении моего замысла, — нельзя правильно начать действовать.

Чтобы завязать общение с партнёром, после предварительной ориентировки необходимо привлечь к себе его внимание. Привлечение внимания может превратиться в активное действие, если партнёр избегает общения либо отвлечён чем-то другим.

Другой важный момент органического процесса — приспособление или пристройка к объекту. Характер пристройки зависит от многих обстоятельств: от моих взаимоотношений с партнёром, от намерений по отношению к нему, от поведения самого партнера и условий, в которых протекает наше взаимодействие.

В этом разделе очень важно добиться воздействия на партнёра и восприятия от партнёра.

Упражнения.

1. У кабинета директора школы ученик, которого пригласили для объявления благодарности, он несколько раз заглядывает в кабинет, но директор не замечает его. Он занят и раздражён. Ученик так и не решился войти в его кабинет.

2. Девушка впервые приехала в Москву. На вокзале ее должен встретить родственник, которого она никогда прежде не видела. В многолюдной толпе незнакомых людей необходимо отыскать нужного человека.

3. Привлечь внимание незнакомого человека, знаменитости, ребёнка, начальника, расшумевшегося зала.

4. Пристроиться к партнёру с целью заставить его выполнить просьбу, приказ, для сообщения ему приятного или неприятного известия, для установления дружеских связей.

5. Упражнения на органическое молчание: «Охота на хищного зверя», «В тылу врага», «Разговор через закрытое окно поезда», «Разговор с глухонемым».

Этюды и упражнения на память физических действий (ПФД) Физическое действие с воображаемым предметом. Важно каждый этюд максимально приблизить к правде жизни. Поэтому физические действия должны быть понятны ребенку, он может совершать их ежедневно в реальной жизни (умываться, чистить зубы, вышивать, подметать, играть с куклой (машинкой), рисовать и т.д.).

Подготовка и проведение литературно-исторической п постановки «Битва под Москвой» студийцами.

Первые роли студийцев на сцене. Каждому предлагается материал для подготовки определенного образа (стихи о войне, письма) для прорабатывания, связанные затем в одну сюжетную линию. Подобная работа позволит детям почувствовать себя актерами, научит работе в команде, умению слышать коллег «по цеху», почувствовать ответственность за качественное исполнение своей роли. Студийцам также предлагается попробовать самостоятельно создать свой образ, придумывая костюм, грим.

Действия с воображаемыми предметами.

Беспредметные действия или действия с воображаемыми предметами — это классический пример простейших физических действий. Для овладения действий с воображаемыми предметами необходимо: овладеть техникой самого беспредметного действия; довести технику обращения с воображаемыми предметами до совершенства; необходимо придумать оправдание: зачем и для чего совершается действие; отобрать типичные, наиболее выразительные детали в технике работы с воображаемыми предметами. Упражнение на беспредметные действия помогают сознательно восстанавливать логику и последовательность простейших физических движений.

Упражнения.

1. Пришить пуговицу, забить гвоздь, пожарить яичницу, наполнить ведро, взять стакан с водой, с горячим чаем. Сочетание реальных предметов с воображаемыми, например, выпить чашку горячего кофе, чашка реальная, но пустая.

2. Усложнить задание. При воспроизведении действия ставить перед собой препятствия. Например, выпитъ стакан воды, потому что мучает жажда, в стакане яд, студиец знает об этом, но всё-таки должен выпитъ; в стакане лекарство.

Развитие этих элементов способствует развитию ассоциативного и образного мышления.

3. «воображаемый телевизор» Дети сидят на стульях и смотрят «передачу». Кто какую передачу смотрит? Пусть каждый расскажет о том, что он видит. С помощью воображаемого пульта переключать передачи.

4. стол в аудитории - это: – королевский трон, – аквариум с экзотическими рыбками, – костер, 12 – куст цветущих роз.

5. передать друг другу книгу так, как будто это: – кирпич, – кусок торта, – бомба, – фарфоровая статуэтка и т. д.

6. взять со стола карандаш так, как будто это: – червяк, – горячая печѐная картошка, – маленькая бусинка.

7. «Скульптор и Глина» Дети распределяются парами. Договариваются между собой, кто из них «Скульптор», а кто — «Глина». Скульпторы лепят из глины: животных, спортсменов, игрушки, сказочных персонажей. Затем меняются ролями.

Этюды и упражнения на память физических действий

. Признаки действия: наличие цели и волевое происхождение, т.е. логика поведения человека, ведущая к заданной цели. С одной стороны (как понятия) мы их разделяем, с другой стороны – «… нет физического действия без хотения, стремления и задач, без внутреннего оправдания их чувством...» К.С. Станиславский. Органичность и непосредственность исполнения заданий зависит от четкого осознания учащимися трех основных понятий – «что я думаю, ради чего я делаю, как я делаю», а главное - помнить, что любое действие — это процесс, который имеет начало, развитие, конец. Виды действия: психические и физические, внутренние и внешние. Примеры упражнений: шить, писать, рисовать, пить чай, мыть посуду, одеваться, гладить белье, ремонтировать какие-либо предметы, ловить рыбу и т. д. Надо определить, что именно берешь в руки, что конкретно делаешь; проверить, как выполняется данное действие с настоящими предметами, а затем повторять его уже без предмета, в точности воспроизводя и совершая его так же, как если бы эти предметы были в ваших руках. Эти упражнения требуют тщательности, точности и, конечно, терпения. Наряду с упражнениями, воспроизводящими действия рук, можно попробовать и такие, где требуются усилия всего тела (например, косить, копать, топить печь, передвигать мебель, переносить какие-то предметы, играть в городки, крокет и т. п.). Большой интерес представляет коллективное выполнение упражнений (например, пилка дров и пр.), но это трудно, так как требует точного взаимодействия партнеров.

Что такое «сценическая площадка»? Умение «распределиться» на сцене.

Дети знакомятся с такими понятиями как сцена, рампа, портал, кулиса, планы кулис, задник, занавес, планы сцены. Основные упражнения этого раздела: выйти из правой (левой) кулисы, на первый ( второй, третий) план. А так же к определенной кулисе, к рампе, к заднику. Таким образом, определяется место на сцене, где должен остановиться ребенок. Эти навыки помогут детям в дальнейшем в работе над этюдами, отрывками, сценами, спектаклем. Эти упражнения уже на раннем этапе подводят к важному понятию в работе над спектаклем – мизансцене.

Взаимодействие с партнером.

Контакт. Взаимодействие с партнером — основной вид сценического действия. Оно вытекает из самой природы драматического искусства. В процессе сценического взаимодействия раскрываются идея пьесы и характеры действующих лиц, то есть достигается главная цель творчества. Поэтому момент перехода в учебной работе от 17 неодушевленного к живому объекту общения знаменует собой новый, более высокий этап в овладении артистической техникой. Упражнения на взаимодействие с партнером: 1. «Заяц» - все участники садятся в круг на стулья, водящий в центе. Участникам необходимо меняться местами, но они не договариваются об этом вслух и жестами, используют только глаза. Договорившись между собой взглядами, участники меняться местами, в это время водящий должен успеть занять свободный стул. Нельзя менять с участниками, которые сидят рядом. Кто не успевает поменяться, становится водящим 2. «Перегруппировки с оправданием». - Внимание! Сесть в рабочий полукруг и внимательно посмотреть друг на друга. Обратите внимание на цветовую гамму одежды. Не пропускайте цветовых подробностей. - Пожалуйста, всем пересесть по цвету одежды. Обладатель самого темного по цвету костюма сядет первым слева, самого светлого крайним справа. - Стоп! Всем возвратится на свои места. Задания выполнять только по команде. Первый хлопок – приготовились. Второй хлопок – начали. Слушаем команду! - Запомните, разговаривать в процессе выполнения задания нельзя. Общайтесь друг с другом бессловесно. - Пожалуйста, пересядьте по цвету глаз, от темных до самых светлых – справа налево…(Основная задача для обучающихся – «быстро воспринять» и «мгновенно отдать» в процессе взаимодействия. Желательно время заданий диктовать счетом. Данное упражнение развивает такие навыки, как умение анализировать себя и окружающих, входить в их внутренний мир).

Предлагаемые обстоятельства

Различные жизненные обстоятельства побуждают нас к тому или иному действию. Мы постоянно находимся во взаимодействии с этими обстоятельствами, их мы либо сами себе создаем, либо они существуют и появляются в нашей жизни независимо от нас. На сцене — это обстоятельства, предложенные автором, то есть предлагаемые обстоятельства. Они побуждают к действию, двигают и развивают процесс: обстоятельства места – где происходит действие, обстоятельства времени – когда происходит действие, личные обстоятельства – кто действует, ситуативные обстоятельства – чем живет человек в данной ситуации: – откуда пришел? – зачем пришел? – куда направляюсь? – чего хочу? – что мешает добиться желаемого? Итак, предлагаемые обстоятельства – это совокупность условий и ситуаций, в которых происходит сценическое действие. 1. « Если бы….» Магическое «если бы» К.С. Станиславского, подлинная вера в сочиненные обстоятельства являются основой в работе над этюдами. Совершение ранее выполненных физических действий с условием «если бы…». Как я буду рисовать, если бы у меня болела рука, или постоянно ломался бы карандаш или плохо пишет ручка и т.д. 2. «Я в предлагаемых обстоятельствах» Выполнение одного и того же действия, с различными предлагаемыми обстоятельствами. Разбор педагога с учащимися насколько удачно или неудачно, логично или нелогично придуманы и использованы различные предлагаемые обстоятельства. 3. Действенная борьба с предлагаемыми обстоятельствами Обострение предлагаемых обстоятельств активизирует сценическое действие, а наличие препятствий и их преодоления через активное, конкретное целеустремленное, органичное действие, делает его более интересным.

Инсценировка басни.

Переходный этап к работе с драматургией, т.к. басня имеет все достоинства хорошей пьесы: острый конфликт, яркие характеры, серьезное содержание, диалоговое изложение. Репертуар. И. Крылов: «Квартет», «Ворона и лисица», «Две собаки».

Работа над сюжетными отрывками.

Ученикам подготовительной группы предлагается несколько названий. Окончательный выбор исходит от выбора самих ребят. Необходимо отметить, что материал должен быть не сложным и действенным. Каждый ребенок должен найти себе работу в нем. Как правило, это сказка. Мы проводим читку и обсуждаем сюжет, события, персонажей и их поступки. В начале репетиционного периода отдается предпочтение свободному выбору роли, но в дальнейшем, в зависимости от мотивации, активности и регулярности посещений занятий, формируется актерский состав. Здесь ребенок получает роль и понимает, что репетиция это еще не результат, а путь к результату, что роль необходимо учить и повторять вне занятий.

Темпо-ритм.

Темп – это скорость исполняемого действия. Ритм – это размеренность и интенсивность действия, его организация во времени и пространстве. 1. Градация темпо-ритмов и переключение скоростей. Постепенное нарастание и снижение темпо-ритма. Движение на сценической площадке в разных скоростях. Шкала темпо-ритмов: №№1,2 –пассивность, вялость, подавленность, опустошенность, апатия; №№ 3, 4 – оживание, постепенный переход к энергичному самочувствию; № 5 – готовность действовать, спокойное совершение действий; № 6 – ритм решений, резкий, четкий жизнеутверждающий ритм; № 7 – преодоление препятствий, появление опасности, тревога, или – бурная радость; №№ 8, 9 – энергичное действие, сильное возбуждение; № 10 – хаос, безумие, суета, паника. 2. Предлагаемые обстоятельства определяют темпо-ритм Этюды на физическое действие с разными предлагаемыми обстоятельствами (зашнуровать ботинки или заплести косичку на контрольной по математике; за десять секунд до выхода на сцену; в переполненном вагоне метро и т.д.). 3. Заданный темпо-ритм определяет выбор предлагаемых обстоятельств.

Инсценировка небольших фрагментов из классических литературных произведений.

Присвоение событий, оценки фактов, человеческих действий, поступков, целей, задач и взаимоотношений, описанных автором. Репертуар: А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка», А.П.Чехов: «Репетитор», «Лошадиная фамилия», «Беглец», «Мальчики», А.Куприн «Храбрые беглецы», Е.И. Булгакова «Старый дом», И.А. Бунин «Митина любовь», Л.Чарская «Записки институтки», В.Короленко «Дети подземелья», М.Прилежаева «Семиклассницы», Иван Франко «Маленький Мирон», В.Гюго «Гаврош», Г.Герлих «Девочка и мальчик», А.Толстой «Детство Никиты», Астрид Линдгрен: «Пеппи Длинный чулок», «Рони - дочь разбойника», А.Экзюпери «Маленький принц», Г.Щербакова «Вам и не снилось», В.Железников «Чучело», Л. Улицкая «Девочки».

Согласование костюмов, декораций к спектаклю.

На общем собрании обсуждаются костюмы и декорации к итоговому спектаклю. Учим детей созданию образа не только внутренне и внешне, опираясь на мнение товарищей. Обучение взаимодействию, обмену мнениями, коммуникативным навыкам.

  1. Репетиции спектакля

Репетиции отличаются от этюдов четкими мизансценами, ведутся строго по тексту автора. На данном этапе в детях воспитывается способность запоминать строгий рисунок роли, отдельных сцен (реплики, аппарты, диалоги, монологи). А так же от репетиции к репетиции развивается способность неоднократно повторить фрагмент , сцену из спектакля с новыми уточнениями. Таким образом, спектакль репетируется по отдельным сценам, по актам и целиком.

Подбор и изготовление необходимого реквизита.

Здесь также проявляется фантазия и инициатива ребенка. Благодаря совместной деятельности дети самостоятельно организуют этот процесс: распределяют работу по интересам между собой так, чтобы никому не было обидно - красят, клеят, вырезают, в результате - творят!

  1. Выпуск учебных работ. Итоговое занятие.

Этот раздел рассматривается, как итог полученных навыков. Каждое занятие начинается с небольшой разминки, чтобы собрать внимание и достичь необходимого настроя на работу. В этом периоде дети могут проверить себя, применить полученные навыки и знания. Репетиции переходят в прогоны. После публичного выступления необходимо провести обсуждение и анализ пройденной работы. Студийцы оценивают результат, отмечают удачи и ошибки.

Планируемые результаты.

Предметные результаты:

К концу обучения учащийся:

Знает:

  • чем отличается театр от других видов искусств

  • какие виды театров существуют

  • Знание основных жанров театрального искусства

  • Театральную терминологию

  • Принципы построения этюда

Имеет понятия:

  • об элементарных технических средствах сцены

  • об оформлении сцены

  • о нормах поведения на сцене и в зрительном зале

Умеет:

  • направлять свою фантазию по заданному руслу

  • образно мыслить

  • концентрировать внимание

  • ощущать себя в сценическом пространстве

Приобретает навыки:

  • общения с партнером

  • элементарного актёрского мастерства

  • образного восприятия окружающего мира

  • адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

  • коллективного творчества

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

Метапредметные результаты

Регулятивные

•       умение организовать свое рабочее место под руководством педагога;

умение последовательно выполнять действия;

•       использовать речь для регуляции своего действия;

•       умение самостоятельно оценивать выполненную работу.

Познавательные

•        знать театральные профессии (актер, гример, костюмер, декоратор, режиссер);

•        чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

•        иметь представление о театре, о театральной культуре;

•        иметь представление об устройстве театра.

Коммуникативные

•        умение вступать в диалог;

•     участие в коллективном обсуждении проблем, сотрудничество с группой сверстников, учет разных мнений и умение выразить свое;

•        умение договариваться и находить общее решение;

•        формулировать свои затруднения.



Личностные

•        умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из них;

•        самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

•        уважительное отношение к чужому мнению.


Предполагаемая результативность программы ориентируется на приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

– словесный (рассказ, беседа, объяснение);

– наглядный (наблюдение, демонстрация);

– практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

«Комплекс организационно-педагогических условий»

календарный учебный график

Тема занятия.

Кол-во

часов

Сроки выполнения


Примечание



Дата по плану

факт

Вводное занятие. Знакомство с миром театра.

1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Что такое театр.

1




Актерские тренинги и упражнения

2

Значение поведения в актерском искусстве.

1




3

Развитие актерского внимания

1




4

Работаем над дикцией и голосом. Преодоление мышечных зажимов.

1




Техника актерской игры, основы исполнительского мастерства.

5

Создание первых этюдов- зарисовок

1




6

Что значит -чувствовать партнера на сцене? Учимся взаимодействию.

1




7

Этюды и упражнения на физическое действие с воображаемыми предметами.

1




8

Действия с воображаемыми предметами.

1




9

Подготовка к литературно-исторической постановк «Битва под Москвой» студийцами

1




10

Подготовка к литературно-исторической постановке «Битва под Москвой»

1




11

Литературно-историческая постановка «Битва под Москвой» с участием студийцев.

1




12

Действия с воображаемыми предметами.

1




13

Этюды и упражнения на память физических действий

1




14

Посещение театрализованных представлений.

1




15

Знакомство с содержанием спектакля.

1




16

Распределение ролей.

1




17

Развитие речи (темп, тембр, интонация).

1




18


Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера.

1




19

Сценическое актёрское мастерство.

1




20

Музыкальное оформление театрализованного представления.

1




21

Изготовление декораций, костюмов.

1




22

Генеральная репетиция

1




23

Выступление перед зрителями.

1




24

Анализ выступления.

1




25

Знакомство с содержанием пьесы «Последний звонок»

1




26

Распределение ролей

1




27

Развитие речи (темп, тембр, интонация).

1




28

Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера.

1




29

Сценическое актёрское мастерство.

1




30

Музыкальное оформление театрализованного представления.

1




31

Изготовление декораций, костюмов.

1




32

Генеральная репетиция

1




33

Выступление перед зрителями.

1




34

Анализ выступления.

1





Объем и срок освоения программы.

Программа рассчитана на год обучения, всего 34 часа в очной форме.

Режим, периодичность и продолжительность занятий. В течение всего периода обучения учебный процесс организован следующим образом: групповые очные учебные занятия проводятся один раз в неделю. Итого 34 часа в год, включающих в себя теоретические, практические занятия и репетиции спектаклей.

Формы аттестации

В процессе освоения обучающимися кружка «Театральный» преподаватель осуществляет оперативное управление учебным процессом, контролируя качество полученных знаний, умений и навыков в соответствии с определѐнными критериями и показателями, а также обеспечивает обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции аттестационных мероприятий. Освоение разделов программы могут контролироваться в форме проведения открытых уроков. Основной формой промежуточной аттестации (по полугодиям) является итоговое занятие в форме показа творческих работ, спектаклей. Итоговые занятия в форме показа творческих работ с приглашением зрителей проводятся в конце учебных полугодий.

Методические материалы

Методика образовательной деятельности по кружку основана на взявших в основу своей работы систему К.С. Станиславского, теоретические и практические разработки его учеников и последователей (Е.Б. Вахтангова, М.А. Чехова, А.Я. Таирова, В.Э. Мейерхольда и др.). На всех этапах обучения очень важен индивидуальный подход к каждому ученику. Воспитание творческой личности - процесс очень сложный и ответственный, дети имеют различные уровни психофизического развития, у каждого свои пределы и возможности, поэтому, в первую очередь, педагог должен помочь каждому ученику поверить в свои силы, приобрести уверенность в себе. Можно использовать метод эмоционального стимулирования – создание ситуаций успеха на занятиях, это специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребѐнок добивается хороших результатов, что ведѐт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «лѐгкости» процесса обучения. После каждого урока необходимо руководствоваться педагогической оценкой, а именно: что занятие дало каждому ребенку в его творческом развитии? Соответствовали ли задачи, поставленные на уроке, с возможностями учащихся? Что получилось, а что удалось с трудом? Очень аккуратно надо относиться к методу показа педагогом того или иного задания. Некоторые дети привыкают к обязательному показу, ждут его и не решаются проявить свою инициативу. Активность и творческие способности в таком случае не только не развиваются, но иногда даже подавляются. Безусловно, показывать надо. Во-первых, использовать метод режиссерского показа. Исходить не из своего собственного актерского материала, а из материала учащихся. Показывать не то, как вы бы сами сыграли, а то, как следует сыграть конкретному ребенку. Еще существует метод, так называемого «Играющего тренера», т.е. педагог является непосредственным участником тренингов и упражнений, это позволяет как бы «изнутри» контролировать точность исполнения заданий, помогает не допускать приблизительности, поверхностного освоения материала. Использование метода беседы позволяет выбрать правильную тактику в работе с каждым ребенком.

Список литературы

для педагога:

1. Актерский тренинг: Мастерство актера в терминах Станиславского. – Москва АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства)

2. Альшиц Ю.Л. Тренинг forever! / Ю. Л. Альшиц. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2009

3. Бажанова Р.К. Феномен артистизма и его театральные разновидности / Р. К. Бажанова // Обсерватория культуры. – 2010. – № 4. – С. 42–49

4. Венецианова М.А. Актерский тренинг. Мастерство актера в терминах Станиславского / М.А. Венецианова. – Москва: АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства).

5. Владимиров С.В. Действие в драме. – 2 изд., доп. – Санкт-Петербург: Изд-во СПб ГАТИ, 2007

6.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. – Москва АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства)

7. Жабровец М.В. Тренинг фантазии и воображения: методическое пособие / М.В. Жабровец. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008

8. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учеб. пособие / Б. Е. Захава. – 5-е изд. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2008

9. Зверева Н.А. Создание актерского образа: словарь театральных терминов / Н. А. Зверева, Д.Г. Ливнев. — Москва: РАТИ – ГИТИС, 2008

10. Зверева Н. А. Создание актерского образа: словарь театральных терминов / Н. А. Зверева Д.Г. Ливнев. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2008

11. Иллюстрированная история мирового театра / под ред. Джона Рассела Брауна. – Москва: ЗАО "БММ"

12. Кипнис М. Актерский тренинг. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга / М. Кипнис. – Москва: АСТ, 2009. – (Золотой фонд актерского мастерства)

13. Кипнис М. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером / М. Кипнис. – Москва: АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства)

14. Кнебель М. О. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли. – Москва: ГИТИС, 2005

15. Кнебель М. О. Слово в творчестве актера / М. О. Кнебель. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2009

16. Кокорин А. Вам привет от Станиславского: учебное пособие / А. Кокорин. – 2002 18. Кутьмин С. П. Краткий словарь театральных терминов / С. П. Кутьмин. – Тюмень: ТГИИК, 2003

17. Кутьмин С. П. Характер и характерность: учебно-методическое пособие / С. П. Кутьмин. – Тюмень: ТГИИК, 2004

18. Лоза О. Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды / О. Лоза. – Москва: АСТ, 2009. – (Золотой фонд актерского мастерства) 31

19. Немирович-Данченко В. И. Рождение театра / В. И. Немирович-Данченко. – Москва: АСТ; Зебра Е; ВКТ, 2009. – (Актерская книга)

20. Новарина, Валер. Жертвующий актер / пер. с фр. Екатерины Дмитриевой // Новое литературное обозрение. – 2005. – № 73. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/73/no31-pr.html

21. Павис П. Словарь театра / П. Павис; пер. с фр. ; под ред. Л. Баженовой. — Москва: ГИТИС, 2003

22. Полищук Вера. Актерский тренинг. Книга актерского мастерства. Всеволод Мейерхольд / Вера Полищук. – Москва: АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства)

23. Райан П. Актерский тренинг искусства быть смешным и мастерства импровизации / П. Райан; пер. с англ. – Москва: АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства) 26. Русская театральная школа. – Москва: ПанЪинтер, 2004. – (Русские школы)

24. Русский драматический театр: энциклопедия. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2001

25. Русский театр. 1824-1941. Иллюстрированная хроника российской театральной жизни. – Москва: Интеррос, 2006

26. Сарабьян, Эльвира. Актерский тренинг по системе Георгия Товстоногова / Эльвира Сарабьян. – Москва: АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства)

27. Сарабьян, Эльвира. Актерский тренинг по системе Станиславского. Речь. Слова. Голос / Эльвира Сарабьян. – Москва: АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства)

28. Создание актерского образа: теоретические основы / сост. и отв. ред. Н. А. Зверева Д.Г. Ливнев. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2008

29. Создание актерского образа: хрестоматия / сост. Д. Г. Ливнев. — Москва: РАТИ – ГИТИС, 2008

30. Сорокин В.Н. Мизансцена – как пластическое выражение сути драматургического материала / В. Н. Сорокин, Л. Я. Сорокина // Искусство и образование. – 2010. – № 1(63) – С. 19–27

31. Станиславский К.С. Актерский тренинг. Работа актера над ролью / К. С. Станиславский. – Москва: АСТ, 2009. – (Золотой фонд актерского мастерства)

32. Станиславский К.С. Актерский тренинг. Работа актера над собой в творческом процессе переживания: Дневник ученика / К. С. Станиславский. – Москва: АСТ, 2009. – (Золотой фонд актерского мастерства)

33. Станиславский К.С. Актерский тренинг. Учебник актерского мастерства / К. С. Станиславский. – Москва: АСТ, 2009. – (Золотой фонд актерского мастерства)

34. Станиславский К.С. Искусство представления / К. С. Станиславский. – СанктПетербург: Азбука-классика, 2010

35. Станиславский, К.С. Работа актера над собой. М. А. Чехов. О технике актера: антология. – Москва: АРТ, 2008

36. Стреллер Джорджо. Театр для людей. Мысли, записанные, высказанные и осуществленные / Джорджо Стрелер; пер. с итал. и коммент. С. Бушуевой. – Москва: Радуга, 1984

37. Сушков Б. Театр будущего. Школа русского демиургического театра. Этика творчества актера / Борис Сушков. – Тула: Гриф и К, 2010

38. Театр. Актер. Режиссер. Краткий словарь терминов и понятий / сост. А. Савина. – Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2010 - (Мир культуры, истории и философии)

39. Теоретические основы создания актерского образа. – Москва: ГИТИС, 2002

40. Цукасова Л.В. , Волков Л.А. Театральная педагогика. – Москва Либроком, 2014 ( Школа сценического мастерства).

41. Чехов. М.А. Тайны актерского мастерства. Путь актера / М. А. Чехов. – Москва: АСТ, 2009. – (Золотой фонд актерского мастерства)

42. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: пособие для педагогов. – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001.



для учащихся:

1. Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. – Москва АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства).

2. Гительман Л.И. Зарубежное актерское искусство XIX века. Франция, Англия, Италия, США: хрестоматия / Л. И. Гительман. – Санкт-Петербург: СПб ГУЭФ; Вертикаль; Гуманитарный университет профсоюзов, 2002

3. Зверева Н. А. Создание актерского образа: словарь театральных терминов / Н. А. Зверева Д.Г. Ливнев. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2008

4. Кипнис М. Актерский тренинг. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга / М. Кипнис. – Москва: АСТ, 2009. – (Золотой фонд актерского мастерства)

5. Кипнис М. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером / М. Кипнис. – Москва: АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства)

6. Кокорин А. Вам привет от Станиславского: учебное пособие / А. Кокорин. – 2002 18. Кутьмин С. П. Краткий словарь театральных терминов / С. П. Кутьмин. – Тюмень: ТГИИК, 2003

7. Кутьмин С. П. Характер и характерность: учебно-методическое пособие / С. П. Кутьмин. – Тюмень: ТГИИК, 2004

8. Станиславский К.С. Актерский тренинг. Учебник актерского мастерства / К. С. Станиславский. – Москва: АСТ, 2009. – (Золотой фонд актерского мастерства)

9. Театр: энциклопедия. – Москва: Олма-Пресс, 2002

10. Хмельницкий. Ю.О. Из записок актера таировского театра / Юлий Хмельницкий. – Москва: ГИТИС, 2004 32

11. Хрестоматия по истории русского актерского искусства конца XVIII - первой половины XIX веков: учебное пособие. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2005

для родителей:

  1. Заславский Г.А. Москва театральная. Путеводитель.

  2. Гвоздев Г.А. Западно-европейский театр на рубеже 19-20 столетий – Москва, Либроком , 2014 ( Школа актерского мастерства).

  3. Леонтьев И.Л. Практическое руководство для любителей сцены. – Москва, Либроком, 2016 ( Школа актерского мастерства)

  4. Юнисов М..М. Маленький театр: пьесы для домашних и школьных постановок. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003.

Список рекомендуемых Интернет-ресурсов

1. Актерское мастерство. – Режим доступа: http://acterprofi.ru.

2. Культура и Образование. Театр и кино // Онлайн Энциклопедия «Кругосвет». – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino.

3. Античный театр. – Режим доступа: http://anti4teatr.ucoz.ru.

4. Каталог: Театр и театральное искусство. – Режим доступа: http://www.art-worldtheatre.ru.

5. Энциклопедия: Музыка. Театр. Кино. – Режим доступа: http://scit.boom.ru/music/teatr/What_takoe_teatr.htm

6. Театральная Энциклопедия. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php

7. Планета театра: [новости театральной жизни России]. – Режим доступа: http://www.theatreplanet.ru/articles

8. Средневековый театр Западной Европы. – Режим доступа: http://scit.boom.ru/music/teatr/Zarybegnui_teatr3.htm

9. Средневековый театр. – Режим доступа: http://art.1september.ru/index.php?year=2008&num=06

10. Западноевропейский театр. – Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru 11. Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru

12. Театральная энциклопедия. – Режим доступа: http://www.theatre-enc.ru.

13. История: Кино. Театр. – Режим доступа: http://kinohistory.com/index.php

14. Театры мира. – Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat

15. Театры народов мира. – Режим доступа: http://teatry-narodov-mira.ru/

16. Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим доступа http://biblioteka.teatr-obraz.ru

17. Хрестоматия актѐра. – Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!