Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
РЕКОМЕНДОВАНО К ПРИНЯТИЮ на заседании Педагогического совета МБУ ДО «ДДЮТ» протокол от 31.05.2021 № 4 | У ТВЕРЖДЕНО приказом директора МБУ ДО «ДДЮТ» от 23.06.2021 № 63 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ТЕАТРАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ »
Возраст детей: 15-18 лет
Срок реализации: 1год
Направленность: художественная
Составитель: педагог дополнительного образования
Колпакова Ольга Романовна
г. Новомосковск
2021 год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральная мастерская» соответствует художественной направленности и реализуется в детском объединении «Детский театр «Волшебники» с 2021 года.
Программа «Театральная мастерская» предназначена для детей, прошедших обучения по программам «Театр, где играют дети» и «Весь мир – театр!», а также для одаренных детей в области театрального творчества в возрасте 15 -17 лет.
Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральная мастерская» составлена с учетом действующего законодательства в Российской Федерации:
1. Конституции РФ.
2. Конвенции ООН «О правах ребенка».
3. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» (протокол заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 года № 10)
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"
7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015)
8. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
9. Устава МБУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества».
10. Программы развития на 2020-2024 годы МБУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества».
Актуальность программы обусловлена тем, что она в гармоничной пропорции сочетает воспитательные и образовательные задачи, использует инновационные разработки в психологии творчества.
Новизна программы. В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Отличительная особенность программы «Театральная мастерская» в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у обучающихся объединения.
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности методами театральной деятельности помочь обучающимся раскрыть их творческие способности, развить психические, физические и нравственные качества, повысить уровень общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики движений), что в будущем поможет быть более успешными в социуме. Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Известно, что одной из самых важных потребностей обучающихся является потребность в общении. В этой связи одной из приоритетных задач является развитие у них качеств, которые помогут в общении со сверстниками и не только: понимания, что все люди разные, принятия этих различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении. Реализация программы позволяет включить в механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации.
Программа предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний, эффективно готовить обучающихся к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Цель программы – создать условия для воспитания нравственных качеств личности обучающихся, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.
Задачи программы:
обучающие:
научить взаимодействию с партнером, создавать образ героя, работать над ролью;
научить практическим навыкам пластической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей ребенка;
научить концентрировать и распределять внимание на сценической площадке во время творческого процесса.
научить анализировать действия и поведение персонажей, фиксировать наблюдения в сценических сочинениях и театральных постановках.
развивающие:
развить речевую культуру ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;
развить творческую активность через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;
развить эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение.
воспитательные:
воспитать эстетический вкус, исполнительской культуры;
воспитать доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Программа «Театральная мастерская» строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха. Каждый обучающийся должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я - концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить обучающимися возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе обучающихся. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Программа «Театральная мастерская» включает несколько основных разделов:
Актерское мастерство.
Сценическая речь.
Сценическое движение
Работа над пьесой.
Занятия театрального объединения состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.
Режим занятий
Год обучения | Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год |
1 | 135 минут | 3 раза | 9 | 324 |
Группа первого года обучения комплектуется из обучающихся, которые проявили
стойкий интерес к театральному искусству, и которые успешно прошли курс обучения по программе «Весь мир – театр», а также из детей, имеющих сценическую или актерскую подготовку.
По завершении обучения обучающиеся будут знать:
законы, по которым распределяется сценическое внимание и способы управления им;
способы наблюдения и анализа поведения людей в окружающем мире и в литературном произведении;
о конфликте в драматическом произведении;
о развитии характера героя в столкновении с другими действующими лицами;
уметь:
самостоятельно использовать полученные практические навыки при работе над внешним обликом героя – гримом, костюмом, прической;
использовать и совершенствовать приобретенные умения при решении исполнительских задач;
свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память, общаться со зрителем;
свободно владеть необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи;
самостоятельно работать над ролью, вносить корректировку в исполнение своей роли от спектакля к спектаклю.
Личностные результаты
У детей будут сформированы:
• целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
• этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
• осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
• планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
• анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью педагога позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
• пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
• понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
• проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
• работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
• обращаться за помощью;
• формулировать свои затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• слушать собеседника;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• осуществлять взаимный контроль;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Формы отслеживания результативности освоения образовательной программы.
Педагогическая диагностика и мониторинг.
Входящий, промежуточный и итоговый контроль.
Участие в конкурсных мероприятиях различного уровня.
Проведение отчетных мероприятий.
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством педагогического наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты.
итоговый – открытые занятия, спектакли, фестивали.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе.
Уровни освоения программы
Стартовый – освоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.
Базовый - освоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок; участвует в спектаклях на базе ДДЮТ.
Продвинутый – программный материал усвоен обучающимся полностью, обучающийся имеет высокие достижения (победитель международных, всероссийских, областных конкурсов, района и т.д.);
II. Учебно-тематический план
№ п/п | Название тем | Количество часов | Формы контроля |
Теория | Практика | Всего |
1. | Вводное занятие | 1 | 2 | 3 | |
2. | Работа над ролью | 3 | 33 | 36 | Педагогическое наблюдение |
3. | Постановочная работа | 6 | 192 | 198 | Педагогическое наблюдение Промежуточная диагностика Показ спектакля |
4. | Сценическая речь | 3 | 39 | 42 | Педагогическое наблюдение Конкурс |
5. | Сценическое движение | 3 | 27 | 30 | Педагогическое наблюдение |
6. | Грим | 3 | 6 | 9 | Педагогическое наблюдение |
7. | Итоговое занятие | 1 | 5 | 6 | Творческий отчет |
| Всего | 20 | 304 | 324 | |
1.Вводное занятие - 3 часа.
Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Инструктаж по технике безопасности на занятиях на сцене.
Практика: Просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями. Анализ просмотренного материала.
2. Работа над ролью – 36 часов
Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.
Практика: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста». Выразительное чтение по ролям, работа с текстом, упражнения на взаимодействия с партнером, упражнения на органику, отработка логического соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям.
3.Постановочная работа – 207 часов.
Теория: особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.
Практика: чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Общий разговор о замысле спектакля. Выявление характерных способов действий, отработка движений каждого персонажа. Разводка по мизансценам эпизодов спектакля. Отработка эпизодов спектакля. Черновые прогоны всего спектакля. Монтировочная репетиция.Технические прогоны со световой партитурой и музыкой.
Прогон спектакля с их последующим анализом и обсуждением.
Генеральная репетиция.Генеральный прогон. Планомерная работа над снятием зажимов перед аудиторией Работа над стихотворением, монологом
4.Сценическая речь – 42часа.
Теория: работы над посылом голоса. Литературное произношение.
Практика: отработка навыков правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью). Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан».
Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом: «Назойливый комар», ««Хомячок», «Рожицы», «Бегемотики», «Иголочка», «Змейка», «Парус», «Качели», «Вкусное варенье».
5.Сценическое движение – 30 часов.
Теория: развитие психофизического аппарата. Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности.
Практика: работа с предметом (со стулом, с веером, с зонтом, с палками). Ритмопластика. Сценический бой, сценическое падение.
6. Грим – 9 часов.
Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Способы накладывания грима.
Практика: Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима обучающихся друг другу.
7. Итоговое занятие – 6 часов.
Теория: Подведение итогов обучения.
Практика: Репетиционные работы к показу итогового спектакля. Награждение лучших обучающихся. Творческий отчет.
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив. При ее планировании педагог определяет общую задачу для обучающихся на предстоящий год. Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением дидактических материалов - разработок для проведения занятий (таблицы, презентации, тесты, анкеты, вопросники, контрольные упражнения, и др.).
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: репродуктивный (педагог ставит проблему и вместе с обучающимися ищет пути ее решения), поисково-исследовательский, эвристический. Методы обучения осуществляют четыре основные функции: функцию сообщения информации; функцию обучения обучающихся практическим умениям и навыкам; функцию учения, обеспечивающую познавательную деятельность самих обучающихся, функцию руководства познавательной деятельностью обучающиеся.
Учебный процесс идёт в виде игр, бесед, создания постановок, проведения флешмобов, круглых столов, обсуждение с применением понятия «мозговой штурм».
В особенность организации учебного процесса активно включена возможность практического вовлечения обучающихся, в предметную деятельность.
Формы проведения занятий
Занятия проходят в самых разнообразных формах:
- тренинги;
- репетиции;
- занятия малыми группами (3-5 человек).
- импровизация
- досуговых мероприятий (в течение учебного года)
Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса позволяет организовать работу с обучающиемся более разнообразно, эмоционально, информационно насыщено.
Обучение проводится с использованием различных технологий (игровые, групповые, проблемного обучения, дифференцированной, коллективной творческой деятельности, развивающего и дистанционного обучения). Чередуются различные виды деятельности (игровая, исследовательская, творческая), направленные на формирование продуктивной устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности. Детский организм очень хрупок. Воздействие на него больших физических или умственных нагрузок может привести к нежелательным последствиям. Во избежание этого большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья детей, развитию пластики, координации движений, формированию осанки, укреплению мышечной системы. Используются здоровьесберегающие технологии (релаксационные упражнения, динамические паузы, спортивные игры, соревнования). При работе с обучающимися учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка
Важным является развитие интереса и самостоятельности у детей. Большое внимание уделяется обучению самостоятельно готовиться к мероприятиям, проводить их, работать с литературой, поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды; — учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных критериев, поощрять оценивание работы самими учащимися.
В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:
- принцип гуманизации;
- принцип природосообразности и культуросообразности;
- принцип самоценности личности;
- принцип увлекательности;
- принцип креативности.
Комплексно-целевой подход к образовательному процессу предполагает:
- дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;
- демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и обучающихся;
- достижение заданных результатов на разных уровнях позволит интенсифицировать получение качественных результатов обучения.
Программа может быть реализована с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с использованием систем дистанционного обучения.
Воспитательный компонент программы
Воспитание является важной частью образовательной деятельности, логично «встроенной» в содержание учебного процесса. В процессе обучения педагог дополнительного образования обращает особое внимание на воспитание эмоциональной отзывчивости, культуры общения в детско-взрослом коллективе. Оценивание результатов воспитательной работы происходит в процессе педагогического наблюдения на протяжении всего периода обучения.
Материально-техническое обеспечение программы
Для полноценной реализации данной программы необходимы определенные условия работы: возможность использования на занятиях элементы театрального костюма, реквизита, декораций.
• Технические средства для реализации программы: DVD, компьютер, диски с записью сказок и постановок.
• Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:
• иллюстративный и демонстрационный материал:
• раздаточный материал:
• карточки с упражнениями по теме «Практическая работа над голосом».
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, постоянно повышающим уровень профессионального мастерства. Для качественного обеспечения образовательного процесса необходимо также привлечение педагога по хореографии и вокалу.
V. Литература
Для педагога
1.Кристи Г.В. «Основы актерского мастерства». – М.: М.: ВЦХТ, 2012.
2. А.Б.Никитиной «Театр, где играют дети». –М.: Владос, 2001.
3. Бруссер А.М. «Сценическая речь». - М.: ВЦХТ, 2008.
4. Бутенко Э.В. «Сценическое перевоплощение». - М.: ВЦХТ, 2007.
5. Вилькин А.М. Фрагменты. «Театрально-педагогические импровизации на заданную тему». - М.: ВЦХТ, 2010.
6. Гиппиус С.В. «Тренинг развития креативности». - М.: Изд-во "Москва", 2009.
7. Загвязинский В.И. «Современная интерпретация». - М.: ИЦ "Академия", 2001.
8. Занина Л.В. «Основы педагогического мастерства». - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
9. Кипнис М.С. «Актерский тренинг». - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.
10. Коджаспирова Г.М. «Педагогика». - М.: Гардарики, 2004.
11. Михайлова А.Я. "Театр повышенной тревожности….". - М.: ВЦХТ, 2004.
Литература для обучающихся и родителей
1. К.С.Станиславский « Мастерство актера» в терминах . – Москва : АСТ, 2010.
2. Захава, Б. Е. «Мастерство актера и режиссера». – Москва : РАТИ–ГИТИС, 2008. 3. Кнебель, М. О. «О действенном анализе пьесы и роли». – Москва : ГИТИС, 2005.
4. Кнебель, М. О. «Слово в творчестве актера» – Москва : РАТИ–ГИТИС, 2009.
5. Станиславский К. С. «Работа актера над ролью» / К. С. Станиславский. – Москва : АСТ, 2009.
6. Станиславский, К. С. «Актерский тренинг». – Москва : АСТ, 2009.
7. Станиславский, К. С. «Искусство представления». – Санкт-Петербург , 2010.
8. Чехов М. А. «Тайны актерского мастерства». – Москва : АСТ, 2009.
Интернет-ресурсы
https://yandex.ru/video/preview/?text=сценическое%20движение&path=wizard&parent-reqid=1623418229335890-10727122017520282026-balancer-knoss-search-yp-sas-12-BAL-3315&wiz_type=vital&filmId=6720712450391863576
https://yandex.ru/video/preview/?family=yes&filmId=8865411086565242022&text=работа+с+предметом+сценическое+движение
https://yandex.ru/video/preview/?family=yes&filmId=1529189424379592139&text=работа+с+предметом+сценическое+движение&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DDccy3PERNgw
https://yandex.ru/video/preview/?family=yes&filmId=2720255282592938364&reqid=1623418394319367-1063245020171208511500106-sas1-7931&suggest_reqid=889050411161901640384380948096921&text=сценическая+речь+щепке
https://yandex.ru/video/preview/?family=yes&filmId=6948158643016611988&text=сценическая+речь+щука
https://yandex.ru/video/preview/?family=yes&filmId=5392952300193080528&text=этюды+по+актерскому+мастерству+для+старшего+возраста
https://yandex.ru/video/preview/?family=yes&filmId=8522914872437369880&text=этюды+по+актерскому+мастерству+для+старшего+возраста&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DT_vLfxduNC0
Критерии оценки театрального творчества
Уровень | | Теоретические знания | Уровень развития мыслительной деятельности | Технические умения, навыки | Социальное взаимодействие и коммуникабельн ость | Форма представл ения индивидуа льных достижени й |
Продвинутый | | Владение театральной терминологией, умение анализировать художественное произведение. Знание жанров искусства. | Высокий уровень образного мышления: самостоятельное создание ярких выразительных оригинальных образов . Высокая творческая активность, фантазия. Наличие художественного творческого мышления. | Свободное владение разнообразны ми жанрами. Умение импровизиров ать Способность к яркому индивидуальн ому творческому самовыражен ию. | Умеет выполнять различные социальные роли в работе команды, находит общий язык, способен к партнерскому взаимодействию. Способность принимать ответственные решения, быть лидером. | Участие в окружных, городских, всероссий ских, междунар одных фестиваля х и конкурсах. Победы и участие. Творчески е мастерски е. |
Базовый | | Знание жанров. Умение анализировать произведение. | Средний уровень образного мышления: Наличие творческой активности, фантазии. | Владение более широким спектром художественн ых материалов. | Находит общий язык со сверстниками, способен к партнерскому взаимодействию, умеет работать в команде. | Победы и участие в районных, окружных. Участие в районных конкурсах детского творчества . |
Стартовый | | Частичное знание жанров. | Нет самостоятельност и в создании новых оригинальных образов. Слабо развита фантазия и образное мышление . | Владение элементарны ми навыками импровизаци и простых художественн ых произведений . | Находит общий язык со сверстниками, способен к партнерскому взаимодействию, способен выполнять определенную задачу в командной работе | Участие в школьных мероприят иях. |
Наличие и результативность мониторинга в деятельности по программе «Театральная мастерская».
Современная педагогическая наука рассматривает искусство как одно из ведущих образовательных воздействий на формирование личности ребенка, его мировоззрения, духовного потенциала. Оно имеет большое воспитательное и познавательное значение для человека, так как позволяет ему значительно расширить свой жизненный опыт, удовлетворять свои растущие интересы к окружающему миру и социуму, формирует его духовный мир. В эстетическом воспитании личности искусству принадлежит роль главного фактора.
Особое место среди других занимает искусство театра. Оно сосредоточивает в единое целое средства выразительности разных искусств (музыки, танца, живописи, скульптуры). Известно, что формированию целостной творческой личности в наибольшей степени способствует синтез искусств, что позволяет, рассматривать театральную деятельность обучающихся как наиболее природо-сообразную и целостную систему социального и эстетического образования и воспитания. Актуальность исследования заключается в том, что оно направлено на выявление возможностей театральной деятельности подростков в социально-культурном развитии личности. Обучающиеся занимающиеся по программе «Театральная мастерская» создает раскрытию внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта.