Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Иланская средняя общеобразовательная школа № 1»
Рассмотрено на педагогическом совете МБОУ «Иланская СОШ № 1» протокол №_1_«29___» августа 2022г | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «Иланская СОШ №1» ____________Максаков Ю.В. Приказ №245 от 31 августа 2022 |
дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Робототехника»
Направленность: техническая
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 10-14 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
педагог дополнительного образования
Кулишова Е.А.
Иланский
2022
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника» (далее Программа) имеет техническую направленность. Программа модифицированная, составлена на основе программы «Робототехника: конструирование и программирование» Филиппова С. А. (Сборник программ дополнительного образования), конструктора
«Базовый набор» LEGO® Education SPIKE™ Prime в соответствии с современными требованиями к программам дополнительного образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа направлена на привлечение учащихся к современным технологиям конструирования, программирования и использования роботизированных устройств.
Актуальность Программы Воспитать поколение свободных, образованных, творчески мыслящих граждан возможно только в современной образовательной среде. Программа представляет учащимся технологии 21 века. Сегодняшним школьникам предстоит работать по профессиям, которых пока нет, использовать технологии, которые еще не созданы, решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться. Школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития. Для этого в школе должно быть обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем, обучение, ориентированное как на знаниевый, так и деятельностный аспекты содержания образования. Таким требованиям отвечает робототехника.
Одним из динамично развивающихся направлений программирования является программное управление робототехническими системами. В период развития техники и технологий, когда роботы начинают применяться не только в науке, но и на производстве, и быту, актуальной задачей для занятий по «Робототехнике» является ознакомление учащихся с данными инновационными технологиями.
Робототехника - сравнительно новая технология обучения, позволяющая вовлечь в процесс инженерного творчества детей, начиная с младшего школьного возраста, что позволит обнаружить и развить навыки учащихся в таких направлениях как мехатроника, искусственный интеллект, программирование и т.д. Использование методик этой технологии обучения позволит существенно улучшить навыки учащихся в таких дисциплинах как математика, физика, информатика.
Возможность прикоснуться к неизведанному миру роботов для современного 3 ребенка является очень мощным стимулом к познанию нового, преодолению инстинкта потребителя и формированию стремления к самостоятельному созиданию.
Новые принципы решения актуальных задач человечества с помощью роботов, усвоенные в школьном возрасте (пусть и в игровой форме), ко времени окончания вуза и начала работы по специальности отзовутся в принципиально новом подходе к реальным задачам.
Нормативно правовое обеспечение дополнительной
общеразвивающей программы на 2022-2023 учебный год.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее программа) разработана согласно требованиям следующих нормативноправовых документов:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). —URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения:10.03.2021).
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 28.09.2020).
Паспорт национального проекта «Образование» (утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от24.12.2018 № 16). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/(дата обращения: 10.03.2021).
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 22.02.2021) «Обтверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ (дата обращения: 10.03.2021).
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года(утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения:10.03.2021).
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель)» (ред. от 16.06.2019) (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5 августа 2016 г. № 422н). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращения: 10.03.2021).
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»). — URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyyblok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh -tandartov/index.php? ELEMENT_ID=48583 (дата обращения: 10.03.2021).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (ред. 21.12.2020). — URL: https://fgos.ru (дата обращения:10.03.2021).
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) (ред. 11.12.2020). — URL: https://fgos.ru (дата обращения:10.03.2021).
Методические рекомендации по созданию и функционированию детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций (утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г. № Р-4). —URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_374695/ (дата обращения: 10.03.2021).
Методические рекомендации по созданию и функционированию центров цифрового образования «IT-куб» (утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г. № Р-5). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_374572/ (дата обращения: 10.03.2021).
Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста»)(утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от12 января 2021 г. № Р-6). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_374694/ (дата обращения: 10.03.2021).
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопедагогической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей».
Цель: создание условий развития конструктивного мышления ребёнка средствами робототехники, формирование интереса к техническим видам творчества, популяризация инженерных специальностей
Задачи:
Личностные
воспитание коммуникативных качеств посредством творческого общения учащихся в группе, готовности к сотрудничеству, взаимопомощи и дружбе;
воспитание трудолюбия, аккуратности, ответственного отношения к осуществляемой деятельности;
формирование уважительного отношения к труду;
развитие целеустремленности и настойчивости в достижении целей.
метапредметные
умение организовать рабочее место и соблюдать технику безопасности;
умение сопоставлять и подбирать информацию из различных источников (словари, энциклопедии, электронные диски, Интернет источники);
умение самостоятельно определять цель и планировать алгоритм выполнения задания; умение проявлять рационализаторский подход при выполнении работы, аккуратность; умение анализировать причины успеха и неудач, воспитание самоконтроля.
умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою
точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
понимание основ физики и физических процессов взаимодействия элементов конструктора.
предметные
познакомить с конструктивными особенностями и основными приемами конструирования различных моделей роботов, компьютерной средой, включающей в себя графический язык программирования LEGO Education SPIKE Prime;
научить самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные
знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
научить создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу,
научить разрабатывать и корректировать программы на компьютере для различных роботов;
уметь демонстрировать технические
Ожидаемые результаты
В процессе реализации образовательной программы, обучающиеся получают определенный объем знаний, приобретают специальные умения и навыки, происходит воспитание и развитие личности.
проявляет такие коммуникативными качествами как готовность к сотрудничеству и взаимопомощи и умение к созидательной коллективной деятельности;
проявляет трудолюбие, ответственность по отношению к осуществляемой деятельности;
проявляет целеустремленность и настойчивость в достижении целей.
умеет организовать рабочее место и содержит конструктор в порядке, соблюдает технику безопасности; умеет работать с различными источниками информации;
умеет самостоятельно определять цель и планировать пути ее достижения;
проявляет гибкость мышления, способность осмысливать и оценивать выполненную работу, анализировать причины успехов и неудач, обобщать;
умеет проявлять рационализаторский подход и нестандартное мышление при выполнении работы, аккуратность;
умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
проявляет настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности.
знает основную элементную базу (светодиоды, кнопки и переключатели, потенциометры, резисторы, конденсаторы, соленоиды, пьезодинамики)
знает виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, принципы работы простейших механизмов, видов механических передач;
умеет использовать простейшие регуляторы для управления роботом;
владеет основами программирования в компьютерной среде моделирования LEGO Education SPIKE Prime;
понимает принципы устройства робота как кибернетической системы;
умеет собрать базовые модели роботов и усовершенствовать их для выполнения конкретного задания;
умеет демонстрировать технические возможности роботов.
Отличительные особенности Программы
Программа имеет ряд отличий от уже существующих аналогов, которые предполагают поверхностное освоение элементов робототехники с преимущественно демонстрационным подходом к интеграции с другими предметами. Особенностью данной программы является нацеленность на конечный результат, т.е. обучающийся создает не просто внешнюю модель робота, дорисовывая в своем воображении его возможности, он создает действующее устройство, которое решает поставленную задачу.
Программа построена на обучении в процессе практики и позволяет применять знания из разных предметных областей, которые воплощают идею развития системного мышления у каждого учащегося, так как системный анализ — это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Творческое мышление - сложный многогранный процесс, но общество всегда испытывает потребность в людях, обладающих нестандартным мышлением.
Учебный план Программы связан с мероприятиями в научно-технической сфере для детей (турнирами, соревнованиями), что позволяет, не выходя за рамки учебного процесса, принимать активное участие в конкурсах различного уровня.
Адресат программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 10-14 лет. Основным видом деятельности детей этого возраста является обучение, содержание и характер которого существенно изменяется. Ребёнок приступает к систематическому овладению основами разных наук и особенно ярко проявляет себя во внеучебной деятельности, стремится к самостоятельности. Он может быть настойчивым, невыдержанным, но, если деятельность вызывает у ребёнка положительные чувства появляется заинтересованность, и он более осознанно начинает относиться к обучению.
Учащиеся начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Учащиеся начинают систематически работать с дополнительной литературой.
В объединение принимаются мальчики и девочки 10-14 лет, проявившие интерес к изучению робототехники, специальных способностей в данной предметной области не требуется.
Срок реализации программы 1 год
На обучение отводится 34 часа - 1 занятие в неделю по 1 часу (45 мин).
В первый год учащиеся проходят курс конструирования, построения механизмов с электроприводом, а также знакомятся с основами программирования контроллеров базового набора, основами теории автоматического управления. Изучают интеллектуальные и командные игры роботов.
Форма обучения очная.
Форма проведения занятий планируется как для всей группы (групповая) - для освещения общих теоретических и других вопросов, передача фронтальных знаний, так и мелкогрупповые по 2-3 человека для индивидуального усвоения полученных знаний и приобретения практических навыков. Это позволяет дифференцировать процесс обучения, объединить такие противоположности, как массовость обучения и его индивидуализацию
Материально-техническое оснащение Программы
учебная аудитория ;
столы учебные - 12 шт;
стулья ученические - 12 шт;
доска учебная - 1 шт;
компьютеры (ноутбуки) - 4 шт.;
набор конструктор LEGO Education SPIKE Prime
Стем мастерская Applied Pobotics
Часть 1 Прикладная робототехника
Часть 2 Техническое зрение роботов с использованием Trackingcam
Комплект учебный робот SD1-4-320
Конструктор программируемых моделей инженерных систем
Информационное обеспечение:
-Аудио-, видео, фотоматериалы, интернет источники.
Организационно-педагогические средства (учебно-программная документация: образовательная программа, дидактические материалы).
Материалы сайта https://education.lego.com/ru-ru/lessons
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Вводное занятие:
Информатика, кибернетика, робототехника. Инструктаж по ТБ.
Основы конструирования
Теория: Простейшие механизмы. Хватательный механизм. Принципы крепления деталей. Рычаг. Виды механической передачи: зубчатая передача: прямая, коническая, червячная. Передаточное отношение. Ременная передача, блок. Повышающая передача. Волчок. Понижающая передача. Силовая «крутилка». Редуктор. Осевой редуктор с заданным передаточным отношением. Колесо, ось. Центр тяжести.
Практика: Решение практических задач. Строительство высокой башни. Измерения.
Введение в робототехнику
Теория: Знакомство с контроллером Smart hub. Встроенные программы. Датчики. Среда программирования Scratch. Стандартные конструкции роботов. Колесные, гусеничные и шагающие роботы. Следование по линии. Путешествие по комнате. Поиск выхода из лабиринта.
Практика: Решение простейших задач. Цикл, Ветвление, параллельные задачи.
Кегельринг
Основы управления роботом
Теория: Релейный и пропорциональный регуляторы. Эффективные конструкторские и программные решения классических задач. Эффективные методы программирования: регуляторы, защита от застреваний, траектория с перекрестками, события, пересеченная местность. Обход лабиринта по правилу правой руки. Синхронное управление двигателями.
Практика: параллельные задачи, подпрограммы, контейнеры и пр. Анализ показаний разнородных датчиков. Робот-барабанщик
Состязания роботов. Игры роботов.
Теория: Футбол с инфракрасным мячом (основы).
Практика: Боулинг, футбол, баскетбол, командные игры с использованием инфракрасного мяча и других вспомогательных устройств. Использование удаленного управления. Проведение состязаний, популяризация новых видов робото-спорта. «Царь горы». Управляемый футбол роботов. Теннис роботов
Теория: Использование микроконтроллера Smart hub.
Практика: Подготовка команд для участия в состязаниях (Сумо. Перетягивание каната. Кегельринг. Следование по линии. Слалом. Лабиринт) Регулярные поездки.
Творческие проекты
Теория: Одиночные и групповые проекты.
Практика: Разработка творческих проектов на свободную тему. Роботы помощники человека. Роботы-артисты
Безопасное поведение на дорогах.
Теория: Беседа о ситуации на дорогах, виде транспортных средств.
Практика: Викторины, настольные игры по безопасному поведению на дорогах («Мы спешим в школу», «Веселый пешеход»).
ОБЖ. Темы бесед.
Вредные привычки и их влияние на здоровье.
Профилактика ДДТП
Поведение во время пожара.
О терроризме
Поведение на водоеме.
Инструктаж по ТБ.
Теория: Цикл бесед о правилах поведения на занятии и работы на компьютере.
Практика: Зачёт по прослушанному материалу.
Итоговое занятие Обсуждение работы объединения за учебный год. Демонстрация изготовленных конструкций.
Итоговая аттестация: Обсуждение работ за учебный год. Демонстрация изготовленных конструкций.
Календарный учебный график
№ п/п | Дата | Время | Форма занятия | Кол-во часов | Тема | Место проведения | Форма контроля\ аттестации |
Вводное занятие |
1 | | | Беседа, видеоролики, демонстрация конструктора | 1 | Что такое "Робот". Виды, значение в современном мире, основные направления применения. Состав конструктора, правила работы. | | Ответы на вопросы во время беседы. Зачет по ТБ |
| |
2 | | | Беседа, видеоролики, демонстрация проекта | 1 | Проект. Этапы создания проекта. Оформление проекта. | | Индивидуальный, фронтальный опрос |
3 | | | Беседа, демонстрация СП | 1 | Ознакомление с визуальной средой программирования Scratch. Интерфейс. Основные блоки. | | Индивидуальный, фронтальный опрос |
Введение в робототехнику. Знакомство с роботами LEGO Education SPIKE Prime |
4 | | | Беседа, демонстрация модуля EV3 | 1 | Обзор модуля Smart hub. Экран, кнопки управления, индикатор состояния, порты. | | Практическая работа |
5 | | | Беседа, демонстрация сервомоторов EV3 | 1 | Обзор сервомоторов EV3, их характеристика. Сравнение основных показателей (обороты в минуту, крутящий момент, точность). Устройство, режимы работы. | | Индивидуальный, фронтальный опрос |
6 | | | Беседа, Демонстрация конструктора | 1 | Сборка модели робота по инструкции. | | Практическая работа |
7 | | | Беседа, Демонстрация датчика | 1 | Обзор датчика касания. Устройство, режимы работы. | | Практическая работа |
Основы управления роботом |
8 | | | Беседа, Демонстрация датчика | 1 | Обзор гироскопического датчика. Устройство, режимы работы. | | Практическая работа |
9 | | | Беседа, Демонстрация датчика | 1 | Обзор датчика света. Устройство, режимы работы | | Практическая работа |
10 | | | Беседа, Демонстрация датчика | 1 | Обзор ультразвукового датчика. Устройство, режимы работы. Проверочная работа на тему: "Характеристики и режимы работы активных компонентов" | | Проверочная работа |
11 | | | Беседа, демонстрация робота | 1 | Движения по прямой траектории. | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
12 | | | Беседа, демонстрация робота | 1 | Точные повороты. | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаем ые действия |
Состязания роботов. Игры роботов. |
13 | | | Беседа, демонстрация робота | 1 | Движения по кривой траектории. Расчёт длинны пути для каждого колеса при повороте с заданным радиусом и углом. | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
14 | | | Беседа, демонстрация робота | 1 | Игра "Весёлые старты". Зачет времени и количества ошибок | | Соревнование роботов |
15 | | | Беседа, демонстрация робота | 1 | Захват и освобождение "Кубойда". Механика механизмов и машин. Виды соединений и передач и их свойства. | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
16 | | | Беседа, демонстрация робота | 1 | Решение задач на движение с использованием датчика касания. | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
17 | | | Беседа, демонстрация робота | 1 | Решение задач на движение с использованием датчика света. Изучение влияния цвета на освещенность | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
18 | | | Беседа, демонстрация робота | 1 | Решение задач на движение с использованием гироскопического датчика. | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
19 | | | Беседа, демонстрация робота | 1 | Решение задач на движение с использованием ультразвукового датчика расстояния. | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
20 | | | Беседа, демонстрация робота | 1 | Программирование с помощью интерфейса модуля. Контрольный проект на тему: "Разработка сценария движения с использованием нескольких датчиков". | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
21 | | | Беседа, демонстрация | 1 | Битва роботов | | Соревнования роботов |
22 | | | Беседа, демонстрация СП, робота | 1 | Многозадачность. Понятие параллельного программирования. | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
23 | | | Беседа, демонстрация СП, робота | 1 | Оператор цикла. Условия выхода их цикла. Прерывание цикла. | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
Творческие проекты |
24 | | | Беседа, демонстрация СП, робота | 1 | Оператор выбора (переключатель). Условия выбора. | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
25 | | | Беседа, демонстрация СП, робота | 1 | Многопозиционный переключатель. Условия выбора. | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
26 | | | Беседа, демонстрация СП, робота | 1 | Многопозиционный переключатель. Условия выбора. | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
27 | | | Беседа, демонстрация СП, робота | 1 | Многопозиционный переключатель. Условия выбора. | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
28 | | | Беседа, демонстрация СП, робота | 1 | Динамическое управление | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
29 | | | Беседа | 1 | Битва роботов | | Соревнование роботов |
30 | | | Беседа, видеоролики | 1 | Правила соревнований. Работа над проектами «Движение по заданной траектории», «Кегельринг». Соревнование роботов на тестовом поле. | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
31 | | | Беседа, видеоролики | 1 | Измерение освещенности. Определение цветов. Распознавание цветов. Использование конструктора Lego в качестве цифровой лаборатории. | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
29 | | | Беседа | 1 | Битва роботов | | Соревнование роботов |
30 | | | Беседа, видеоролики | 1 | Правила соревнований. Работа над проектами «Движение по заданной траектории», «Кегельринг». Соревнование роботов на тестовом поле. | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
31 | | | Беседа, видеоролики | 1 | Измерение освещенности. Определение цветов. Распознавание цветов. Использование конструктора Lego в качестве цифровой лаборатории. | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
Безопасное поведение на дорогах ОБЖ. Инструктаж по ТБ. Творческие задания |
32 | | | Беседа, видеоролики | 1 | Измерение расстояний до объектов. Сканирование местности. | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
33 | | | Беседа, видеоролики | 1 | Реакция робота на звук, цвет, касание. Таймер. | | Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
34 | | | Конференция | 1 | Защита проекта «Мой собственный уникальный робот» | | Выступление с защитой собственного проекта |
Список использованной литературы.
Литература для педагога.
Немов Р.С. Психология. Т. 2, М: Владос, 2018.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т - М.: НИИ школьных технологий, 2017г.
Столяров Ю.С. Развитие технического творчества школьников. -М.: Просвещение, 2016.
Филиппов С. А. программа «Робототехника: конструирование и программирование» (Сборник программ дополнительного образования детей Санкт-Петербургского института). 2019г.
Шиховцев В.Г. Программа «Радиотехника» (Сборник программ дополнительного образования детей Московского института открытого образования). 2018г.
Специальная литература.
Копосов Д. Г. Технология. Робототехника. учебник для 5-6 классов Д. Г. Копосов. - М.: Просвещение .2021- 128 с.
Овсяницкая Л.Ю. Курс программирования робота EV3 в среде Lego Mindstorms EV3, Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий. 2-е изд., перераб. И доп - М.: Издательство «Перо», 2016. -300с.
Лабораторные практикумы по программированию [Электронный ресурс].
Образовательная программа «Введение в конструирование роботов» и графический язык программирования роботов [Электронный ресурс] http://learning.9151394.ru/course/ view.php?id=280#program_blocks
Программы для робота [Электронный ресурс] http://service.lego.com/ enus/helptopics/?questionid=2
Интернет-ресурс:
http://www.mindstorms.su
https://education.lego.com/ru-ru
http://robototechnika.ucoz.ru
http://www.nxtprograms.com/projects1.html
http://www.prorobot.ru/lego.php
https://education.lego.com/ru-ru/lessons?pagesize=24
https://robot-help.ru/lessons/lesson-1.html
http://www.prorobot.ru
Литература для родителей, детей
1. Клаузен Петер. Компьютеры и роботы. – М.: Мир книги, 2017.
2. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2018
3. Макаров И. М., Топчеев Ю. И. Робототехника. История и перспективы. – М.: Наука, Изд-во МАИ, 2017.