СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Робототехника», разноуровневая, модифицированная относится к  технической направленности.

Объём программы – 432 часа по 144 часа в год. Срок освоения программы – 3 года. Режим занятий: 2  раза в неделю по 2  часа в соответствие с расписанием.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника»»

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника» разноуровневая, модифицированная относится к технической направленности.

Программа составлена на основании:

  • ДООП «Введение в промышленную робототехнику» (Матутин А.А., Лабутина Н.В., г. Саратов, 2019 г.)

  • Методических материалов ФГАУ «Фонд новых форм развития образования», предназначенных для использования наставниками сети детских технопарков «Кванториум»

Программа разработана в соответствии с основными нормативными документами:

  1. Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (утв. Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196, с изменениями от 30.09.2020 г.)

  3. Методическими рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (утв. Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242).

  4. «Правилами персонифицированного дополнительного образования в Саратовской области» (утв. Приказом Министерства образования Саратовской области от 21.05.2019г. № 1077, с изменениями от 14.02.2020 года, от 12.08.2020 года).

  5. Санитарными правилами 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28)

  6. Приказом Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

  7. Указом Президента Российской Федерации от 16.12.2015 г. N 623 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации».

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы обоснована ростом запроса со стороны учащихся и их родителей именно на техническую составляющую современного образования. Робототехника – это техническое творчество, первый шаг к изобретательской, конструкторской и рационализаторской деятельности, что актуально в современном мире, т.к. роботизация стремительно развивается с каждым днем.

В частности на парламентских слушаниях в Госдуме РФ «Развитие инженерного образования и его роль в технологической модернизации России», особо подчеркивалась важность преподавания технического творчества на разных ступенях образования в РФ, в том числе и дополнительного. Робототехника выделяется в качестве приоритетного направления развития науки, технологий и техники, а компьютерное моделирование отнесено к критическим направлениям.

Отличительной особенностью данной программы от других программ технической направленности, например, ДООП «Введение в промышленную робототехнику» (Матутин А.А., Лабутина Н.В., г. Саратов, 2019 г.), является разноуровневая форма реализации (стартовый, базовый и продвинутый уровни). Учет разной подготовки обучающихся, дифференцированный подход в обучении. Содержание тем строится по принципу «от простого к сложному», что дает возможность каждому ребенку в ходе освоения разделов выбрать задание из предложенных вариантов по своему желанию и возможностям, уровню знаний и способностям.

В течение учебного года или на следующий учебный год по результатам текущих и итоговой диагностик учащиеся имеют возможность перейти на более высокий уровень обучения.

Адресат программы. Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 12 лет.

Возраст обучающихся и их психологические особенности. Программа предусматривает возможность обучения в одной группе детей разных возрастов с различным уровнем подготовленности.

Младший школьный возраст (7-10 лет). Младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. Данный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов. Ребенок учится управлять восприятием, вниманием, памятью, переводя осуществление этих процессов на занятиях в режиме произвольности.

В связи с этим работа с обучающимися данной возрастной категории направлена в основном на формирование первичных навыков работы с конструкторами и моделями роботов, которые собираются по четким инструкциям. Программирование ведется по предложенным программам с частичной личной модификацией.

Подростковый возраст (11- 12 лет). Период данного возраста характеризуется стремлением учащихся к общению со сверстниками, желанием утвердить свою самостоятельность, независимость. Появляется самостоятельность, избирательность, целенаправленность восприятия, устойчивая произвольная внимательность и память. Формируется абстрактное, теоретическое мышление. Идет становление нового уровня личности, стремление познать себя, свои возможности, свое сходство с людьми и свою неповторимость. Увеличивается стремление выразить себя.

В связи с этим работа с обучающимися данной возрастной категории направлена на более сложную работу по конструированию и программированию роботов с личными модификациями и доработками. Учебная работа может носить как личный, так и групповой характер. Обучающиеся готовы к созданию индивидуальных проектов и их защите на конкурсах.

Объём программы – 432 часа по 144 часа в год.

Срок освоения программы – 3 года.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа в соответствие с расписанием.

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: формирование у обучающихся умений и навыков в области конструирования и программирования робототехники, развитие интереса к проектной и научной деятельности, значительно расширяющей кругозор и образованность ребёнка.

Цель стартового уровня – формирование у учащихся знаний основ робототехники и умений конструирования и программирования не сложных по сборке моделей роботов по четким инструкциям.

Цель базового уровня – расширение и закрепление знаний в области робототехники и умений самостоятельного моделировать и программировать модели роботов средней сложности сборки по четким инструкциям с личной модификацией.

Цель продвинутого уровня – сформировать у обучающихся умений самостоятельной работы в области робототехники по моделированию и программированию индивидуальных проектов роботов и навыков защиты своих проектов.



Задачи стартового уровня

Обучающие:

  1. Обучение правилам техники безопасности при работе за компьютером и с конструктором.

  2. Обучение навыкам работы с компьютером и конструктором: запуск необходимой программы, работа с программным меню и инструкциями по сборке моделей, следования четко заданному плану работы.

  3. Сформировать знания об истории робототехники и ее применении в жизни людей.

Развивающие:

  1. Развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности;

  2. Развитие логического и творческого мышления учащихся при создании стандартных моделей роботов, а также их доработке или модификации.

Воспитательные:

  1. Воспитание усидчивости и скрупулезности при конструировании и программировании моделей роботов;

  2. Развитие навыков работы в команде и взаимной помощи.

Задачи базового уровня

Обучающие:

  1. Обучение правилам техники безопасности при работе за компьютером и с конструктором.

  2. Обучение самостоятельной работе с компьютером и конструктором: запуск программы, работа с программным меню и инструкциями по сборке моделей, следования четко заданному плану работы с дальнейшей модификацией и улучшением собранных моделей роботов.

  3. Обучение поиску необходимой информации в интернете на тематических сайтах и онлайн - журналах по робототехнике.



Развивающие:

  1. Развитие у обучающихся пространственного воображения, инженерного мышления, навыков конструирования, программирования;

  2. Развитие логического и творческого мышления учащихся при создании стандартных моделей роботов, а также их доработке или модификации.

Воспитательные:

  1. Воспитание аккуратности и культуры работы с компьютерами и конструкторами;

  2. Воспитание самостоятельности при принятии решений и способности к аргументированному обоснованию принятого решения.

Задачи продвинутого уровня

Обучающие:

  1. Обучение правилам техники безопасности при работе за компьютером и с конструктором.

  2. Сформировать практические и теоретические знания о современных разработках в области робототехники и комплексе базовых технологий, применяемых при создании роботов;

  3. Научить решать кибернетические задачи, имеющие готовое решение, результатом каждой из которых будет работающий механизм или робот с управлением.

Развивающие:

  1. Развитие у обучающихся пространственного воображения, инженерного мышления, навыков конструирования, программирования;

  2. Развитие логического, проектного и творческого мышления учащихся при создании личных моделей роботов.

Воспитательные:

  1. Повысить мотивацию обучающихся к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем;

  2. Привить чувства «патриотизма в области робототехники». Слаженная работа в команде.


1.3. Планируемые результаты и формы их аттестации


Стартовый уровень

Предметные

Знать:

  • Правила техники безопасности при работе за компьютером и с конструктором.

  • Историю робототехники и ее применение в жизни людей

Уметь:

  • Запускать необходимую программу, работать с программным меню и инструкциями по сборке моделей, следовать четко заданному плану работы.

Владеть

  • Навыками программирования в среде LEGO Education WEDO.

Метапредметные

  • Умение четко определять необходимую деталь конструктора и аккуратно закреплять ее строго следуя инструкции.

  • Логически и творчески мыслить при создании стандартных моделей роботов, а также их доработке или модификации.

Личностные

  • Усидчивость, скрупулезность при конструировании и программировании моделей роботов. Доведение сборки модели робота до конца.

  • Способность вести диалог с товарищами по объединению, педагогом, родителями. Слаженная работа в команде.



Базовый уровень

Предметные

Знать:

  • Правила техники безопасности при работе за компьютером и с конструктором.

  • Значение робототехники в реальной жизни человека. Роботы в различных сферах деятельности людей.

Уметь:

  • Запускать необходимую программу, работать с программным меню и инструкциями по сборке моделей, следовать четко заданному плану работы с дальнейшей модификацией и улучшением собранных моделей роботов.

  • Проводить поиск необходимой информации в интернете на тематических сайтах и онлайн - журналах по робототехнике.

Владеть

  • Навыками сборки трехмерных моделей подвижных механизмов с помощью LEGO Education «Технология и физика».

Метапредметные

  • Владение пространственным воображением и инженерным мышлением. Умение четко определять необходимую деталь конструктора и аккуратно закреплять ее строго следуя инструкции.

  • Логически и творчески мыслить при создании стандартных моделей роботов, а также их доработке или модификации.

Личностные

  • Аккуратное и культурное поведение при работе за компьютером и конструктором.

  • Самостоятельность при принятии решений и способности к аргументированному обоснованию принятого решения.



Продвинутый уровень

Предметные

Знать:

  • Правила техники безопасности при работе за компьютером и с конструктором.

  • О современных разработках в области робототехники и комплексе базовых технологий, применяемых при создании роботов.

Уметь:

  • Решать кибернетические задачи, имеющие готовое решение, результатом каждой из которых будет работающий механизм или робот с управлением.

Владеть

  • Навыками программирования в среде LEGO EducationEV3.

Метапредметные

  • Владение пространственным воображением, проектным и инженерным мышлением, Умение четко определять необходимую деталь конструктора и аккуратно закреплять ее строго следуя инструкции или собственному проекту.

  • Логически и творчески мыслитьпри создании личных моделей роботов.

Личностные

  • Стремление к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем.

  • Патриотизм в области робототехники. Слаженная работа в команде.


Фомы аттестации планируемых результатов


Результаты стартового уровня

Результаты базового уровня

Результаты продвинутого уровня

Форма аттестации

Предметный

Знать:

  • Правила техники безопасности при работе за компьютером и с конструктором.

  • Историю робототехники и ее применение в жизни людей

Знать:

  • Правила техники безопасности при работе за компьютером и с конструктором.

  • Значение робототехники в реальной жизни человека. Роботы в различных сферах деятельности людей.

Знать:

  • Правила техники безопасности при работе за компьютером и с конструктором.

  • О современных разработках в области робототехники и комплексе базовых технологий, применяемых при создании роботов.


Самостоятельные мини-проекты моделей подвижных роботов

Игры «Ответь правильно»,

«В мире LEGO»

Турнир «Кто вперед»

Конференция «Современные разработки в области робототехники и комплексе базовых технологий, применяемых при создании роботов»

Уметь:

  • Запускать необходимую программу, работать с программным меню и инструкциями по сборке моделей, следовать четко заданному плану работы.

Уметь:

  • Запускать необходимую программу, работать с программным меню и инструкциями по сборке моделей, следовать четко заданному плану работы с дальнейшей модификацией и улучшением собранных моделей роботов.

  • Проводить поиск необходимой информации в интернете на тематических сайтах и онлайн - журналах по робототехнике.

Уметь:

  • Решать кибернетические задачи, имеющие готовое решение, результатом каждой из которых будет работающий механизм или робот с управлением.


Самостоятельные мини-проекты моделей подвижных роботов

Игры «Робо-картотека»,

«Брейн ринг»


Владеть

  • Навыками программирования в среде LEGO EducationWEDO.

Владеть

  • Навыками сборки трехмерных моделей подвижных механизмов с помощью LEGO Education «Технология и физика»

Владеть

  • Навыками программирования в среде LEGO EducationEV3.


Защита проектов.

Участие в конкурсах и выставках

Метапредметные

  • Умение четко определять необходимую деталь конструктора и аккуратно закреплять ее строго следуя инструкции.

  • Логически и творчески мыслить при создании стандартных моделей роботов, а также их доработке или модификации.


  • Владение пространственным воображением и инженерным мышлением. Умение четко определять необходимую деталь конструктора и аккуратно закреплять ее строго следуя инструкции.

  • Логически и творчески мыслить при создании стандартных моделей роботов, а также их доработке или модификации.

  • Владение пространственным воображением, проектным и инженерным мышлением, Умение четко определять необходимую деталь конструктора и аккуратно закреплять ее строго следуя инструкции или собственному проекту.

  • Логически и творчески мыслить при создании личных моделей роботов.


Участие в конкурсах и выставках


Турниры «Роботы в жизни людей»,

«Простые машины»,

«Собери и найди применение»

Личностные

  • Усидчивость, скрупулезность при конструировании и программировании моделей роботов. Доведение сборки модели робота до конца.

  • Способность вести диалог с товарищами по объединению, педагогом, родителями. Слаженная работа в команде.

  • Аккуратное и культурное поведение при работе за компьютером и конструктором.

  • Самостоятельность при принятии решений и способности к аргументированному обоснованию принятого решения.


  • Стремление к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем.

  • Патриотизм в области робототехники. Слаженная работа в команде.


Законченный проект


Участие в конкурсах и выставках


1.4. Содержание программы


Учебный план


1 год обучения (стартовый уровень)


Наименование разделов и тем

Всего часов

Тео-рия

Прак-тика

Формы аттестации, контроля.

Тема 1. Введение в программу обучения и робототехнику


  • Обзор программы обучения

  • Правила техники безопасности

  • История робототехники и ее применение в жизни людей

6

6


Коллективная рефлексия, вводное тестирование

    1. Закрепление пройденного материала


  • Игра «Ответь правильно»

2

2


Самооценка.

Опрос.

Зачет



Тема 2. Знакомство с комплектом LEGO Education WeDo


  • История создания конструктора LEGO

  • Правила работы с конструктором

  • Знакомство с программным обеспечением LEGO Education WeDo

  • Знакомство с терминами и палитрой программных блоков в среде LEGO Education WeDo

8

4

4

Наблюдение.

Тест

Опрос

    1. Закрепление пройденного материала


  • Игра «В мире LEGO»

2

2


Самооценка.

Опрос.

Зачет

Тема 3. Первые шаги


  • Мотор и ось

  • Маркировка моторов

  • Зубчатые передачи (ведущее и ведомое зубчатые колеса)

  • Холостая передача

  • Понижающая передача

  • Повышающая передача

  • Шкивы и ремень

  • Перекрестный ремень

  • Понижение скорости временной передачи движения

  • Повышение скорости временной передачи движения

  • Коронное зубчатое колесо

  • Червячная шестерня

  • Кулачковый механизм

  • Рычаг

  • Датчик наклона

  • Датчик движения

  • Блок «Цикл»

  • Блок «Добавление к экрану»

  • Блок «Вычитание из экрана»

  • Блок «Начало при получении письма»

40

14

26

Тест, опрос.

Наблюдение

    1. Закрепление пройденного материала

  • Турнир «Кто вперед?»

2

2


Самооценка.

Опрос.

Зачет

Тема 4. Конструирование подвижных механизмов с различными видами передачи движения


4.1 Механизмы с ременной передачей движения

  • Танцующие птицы (эксперимент с разными шкивами, прямым и перекрестным ремнем)

  • Голодный аллигатор (модель по выбору)

  • Вратарь (модель по выбору)

8

2

6

Наблюдение. Рефлексия (рабочая карточка)

4.2 Механизмы с зубчатой передачей движения


  • Умная вертушка (эксперимент с разными зубчатыми колесами)

  • Рычащий лев (модель по выбору)
  • Непотопляемый парусник (модель по выбору)

8

2

6

Наблюдение. Рефлексия (рабочая карточка)

4.3 Кулачковый механизм


  • Обезьянка-барабанщик. (Эксперимент с разным положением кулачков)

  • Ликующие болельщики (модель по выбору)

4


4

Наблюдение. Рефлексия (рабочая карточка)

    1. Механизмы с действием рычага


    • Вратарь

    • Обезьяна барабанщица

    • Непотопляемый парусник

    • Порхающая птица

8


8

Наблюдение. Самооценка.


    1. Механизм с червячным колесом


  • Редуктор и его применение в реальных механизмах

  • Спасение от великана (сложный механизм с различными видами передачи движения)

4

2

2

Наблюдение. Самооценка.


4.6. Итоговое занятие по пройденным темам

  • Игра «Брейн-ринг»

2

2


Самооценка.

Опрос.

Зачет

Тема 5.Конструирование и программирование роботов с расширенной палитрой блоков и датчиками движения и наклона

5.1 Программирование с блоками «Экран» и «Цикл»


  • Вратарь (отображение счета на экране)

  • Робот по выбору (программирование с блоком «Цикл»)

4


4

Наблюдение. Самооценка.

5.2 Программирование роботов с датчиком наклона (взаимосвязь положения наклона датчика и различных звуков в программе)


  • Спасение самолета

  • Непотопляемый парусник

  • Порхающая птица

  • Рычащий лев

8


8

Наблюдение. Самооценка

5.3 Программирование роботов с датчиком движения


  • Нападающий (Эксперимент с мощностью мотора)

  • Голодный аллигатор

  • Спасение от великана

6


6

Наблюдение.

Рефлексия (рабочая карточка)

5.4 Итоговое занятие по пройденным темам

  • Открытое занятие – Игра «Робо-картотека»

2

2


Самооценка.

Опрос.

Зачет

6.Проекты с дополнительным набором


6.1 Парк развлечений


  • Линия финиша

  • Колесо обозрения

  • Карусель

6


6

Наблюдение.

Самооценка.

Опрос.

Зачет

6.2 Стройплощадка


  • Разводной мост

  • Вилочный подъемник

  • Башенный кран

6


6

Наблюдение.

Самооценка.

Опрос.

Зачет

6.3 Творческие задания


  • Качели

  • Игра «Попади в цель»

  • Подъемник

  • Шлагбаум

Защита проекта

14

6

8

Наблюдение.

Опрос

Зачет

6.4 Итоговое занятие по пройденным темам

  • Турнир «Роботы в жизни людей»

2

2


Самооценка.

Опрос.

Зачет

Итоговое занятие

  • Проект и его защита (по выбору)

2


2

Зачет



144

52

92



Содержание учебного плана

1 года обучения (стартовый уровень)

Тема 1. Введение в программу обучения и робототехнику

Теория. Обзор программы обучения (Презентация). Правила техники безопасности в кабинете робототехники (Презентация). История робототехники и ее применение в жизни людей (Презентация).

    1. Закрепление пройденного материала

Теория. Игра «Ответь правильно», подведение итогов.

Тема 2. Знакомство с комплектом LEGO Education WeDo

Теория. История создания конструктора LEGO (просмотр мультфильма). Правила работы с конструктором.

Практическая работа. Знакомство с программным обеспечением LEGO Education WeDo. Знакомство с терминами и палитрой программных блоков в среде LEGO Education WeDo

    1. Закрепление пройденного материала

Теория. Проведение игры «В мире LEGO», подведение итогов.

Тема 3. Первые шаги

Теория. Изучение принципа действия следующих элементов конструктора и передач движения:

- Мотор, ось, зубчатые передачи (ведущее и ведомое зубчатые колеса), холостая передача, понижающая передача, повышающая передача, шкивы, ремень, коронное зубчатое колесо, червячная шестерня, кулачковый механизм, рычаг, датчик наклона, датчик движения.

Изучение принципа действия в программе блоков программирования:

- Блок «Цикл», блок «Добавление к экрану»,блок «Вычитание из экрана», блок «Начало при получении письма»

Практическая работа. Конструирование по четким инструкциям и знакомство с работой следующих узлов конструктора: Мотор и ось, маркировка моторов , зубчатые передачи (ведущее и ведомое зубчатые колеса), холостая передача, понижающая передача, повышающая передача, шкивы и ремень, перекрестный ремень, понижение скорости в ременной передачи движения, повышение скорости в ременной передачи движения, коронное зубчатое колесо, червячная шестерня, кулачковый механизм, рычаг.

Программирование с применением датчиков движения и наклона.

    1. Закрепление пройденного материала

Теория. Проведение турнира между командами учащихся «Кто вперед?», подведение итогов.

Тема 4. Конструирование подвижных механизмов с различными видами передачи движения

4.1 Механизмы с ременной передачей движения

Теория. Изучение принципа действия ременной передачи на моделях роботов. Изучение принципов работы с программным обеспечением и инструкциями по сборке роботизированных моделей.

Практическая работа. Сборка и программирование подвижных роботов с ременной передачей. Проведение экспериментальной работы с различной модификацией ременной передачи.

4.2 Механизмы с зубчатой передачей движения

Теория. Изучение принципа действия зубчатой передачи на моделях роботов. Изучение принципов работы с программным обеспечением и инструкциями по сборке роботизированных моделей.

Практическая работа. Сборка и программирование подвижных роботов с зубчатой передачей. Проведение экспериментальной работы с различной модификацией зубчатых колес.


4.3 Кулачковый механизм

Практическая работа. Сборка и программирование подвижных роботов с кулачковым механизмом. Проведение экспериментальной работы с различной модификацией кулачков.

4.4 Механизмы с действием рычага

Практическая работа. Сборка и программирование подвижных роботов с рычагом.

    1. Механизм с червячным колесом

Теория. Изучение принципа действия червячной передачи на моделях роботов. Изучение принципов работы редуктора.

Практическая работа. Сборка и программирование подвижных роботов с червячной передачей. Конструирование моделей с различными видами передачи движения.

4.6 Итоговое занятие по пройденным темам

Теория. Игра «Брейн-ринг», подведение итогов

Тема 5. Конструирование и программирование роботов с расширенной палитрой блоков и датчиками движения и наклона

5.1 Программирование с блоками «Экран» и «Цикл»

Практическая работа. Сборка подвижных роботов с различными видами передачи движения. Программирование моделей роботов с блоками «Экран» и «Цикл».

5.2 Программирование роботов с датчиком наклона

Практическая работа. Сборка подвижных роботов с различными видами передачи движения. Программирование моделей роботов с датчиком наклона. Экспериментальная работа «Взаимосвязь положения наклона датчика и различных звуков в программе»

5.3 Программирование роботов с датчиком движения

Практическая работа. Сборка подвижных роботов с различными видами передачи движения. Программирование моделей роботов с датчиком движения. Экспериментальная работа «Мощность мотора»

5.4 Итоговое занятие по пройденным темам

Теория. Открытое занятие – Игра «Робо-картотека», подведение итогов

  1. Проекты с дополнительным набором

6.1 Парк развлечений

Практическая работа. Сборка подвижных роботов с различными видами передачи движения. Программирование моделей роботов с датчиком движения и наклона. Деловая игра «Парк развлечений»

    1. Стройплощадка

Практическая работа. Сборка подвижных роботов с различными видами передачи движения. Программирование моделей роботов с датчиком движения и наклона. Деловая игра «Стройплощадка»

6.3 Творческие задания

Теория. Рассмотрение вопросов по внедрению роботизированных механизмов в реальную жизнь людей. Размышления на тему, где можно применять изученные передачи движения и датчики. Пробное моделирование элементов повседневной жизни человека: качели, аттракционы, подъемники, шлагбаумы.

Практическая работа. Моделирование и конструирование моделей механизмов из реальной повседневной жизни людей с различными видами передачи движения. Защита проекта.

    1. Итоговое занятие по пройденным темам

Теория. Турнир «Роботы в жизни людей», подведение итогов.

Итоговое занятие

Практическая работа. Проект(по выбору) и его защита


Учебный план

2 год обучения (базовый уровень)


Наименование разделов и тем

Всего часов

Тео-рия

Прак-тика

Формы аттестации, контроля.

Тема 1. Введение в программу обучения.

Значение робототехники в реальной жизни человека

  • Обзор программы обучения

  • Правила техники безопасности

  • Значение робототехники в реальной жизни человека. Роботы в различных сферах деятельности людей.

2

2


Коллективная рефлексия, вводное тестирование

    1. Закрепление пройденного материала


  • Игра «Ответь правильно»

2

2


Самооценка.

Опрос.

Зачет

Тема 2. Знакомство с комплектом LEGO Education«Технология и основы механики»


  • История создания конструктора LEGO, правила работы с конструктором

  • Различные виды соединений деталей LEGO

2

2


Тест, опрос

    1. Закрепление пройденного материала


  • Игра «В мире LEGO»

2

2


Самооценка.

Опрос.

Зачет

Тема 3. Простые машины.


  • Рычаг

  • Выигрыш от применения рычага

  • Колесо и ось

  • Выигрыш от применения колес и осей

  • Блоки (шкивы)

  • Выигрыш от применения шкивов

  • Наклонная плоскость

  • Выигрыш от применения наклонной плоскости

  • Клин (одинарный, двойной)

  • Выигрыш от применения клина

  • Винт

  • Выигрыш от применения винта

12

6

6

Тест, опрос

    1. Закрепление пройденного материала


  • Турнир «Простые машины»

2

2


Самооценка.

Опрос.

Зачет

Тема 4. Механизмы


  • Зубчатая передача

  • Кулачок

  • Храповый механизм с собачкой

6

2

4

Наблюдение. Рефлексия (рабочая карточка)

    1. Закрепление пройденного материала


  • Турнир «Собери и найди применение»

2

2


Самооценка.

Опрос.

Зачет

Тема 5 Конструкции


  • Основные элементы конструкции

  • Рычажные весы

  • Башенный кран

  • Пандус

  • Гоночный автомобиль

18

2

16

Наблюдение. Рефлексия (рабочая карточка)

Тема 6 Силы и движение


  • Уборочная машина

  • Игра «Большая рыбалка»

  • Свободное качение

  • Механический молоток и танцующая балерина

16


16

Наблюдение. Рефлексия (рабочая карточка)

Тема 7 Средства измерения


  • Измерительная тележка

  • Почтовые весы

  • Таймер, маятник

12


12

Наблюдение. Рефлексия (рабочая карточка)

Тема 8 Энергия


  • Ветряк

  • Буер (сухопутная яхта). Ветроход

  • Инерционная машина

12


12

Наблюдение. Рефлексия (рабочая карточка)

Тема 9 Машины с двигателем


  • Тягач

  • Гоночный автомобиль с пуском

  • Скороход

  • Собака – робот

16


16

Наблюдение. Рефлексия (рабочая карточка)

Тема 10.Творческие проекты (по выбору)


  • Катапульта

  • Ручная тележка

  • Лебедка

  • Карусель

  • Наблюдательная вышка

  • Мост

  • Ралли по холмам

  • Волшебный замок

  • Почтовая штемпельная машина

  • Ручной миксер

  • Подъемник

  • Летучая мышь


22

10

12

Представ-ление проекта

Итоговое занятие

  • Подготовка к выставке и защите проекта

  • Выставка и защита проектов (по выбору)

18

10

8

Выставка.

Защита проекта



144

42

102



Содержание 2года обучения

(базовый уровень)

Тема 1. Введение в программу обучения. Значение робототехники в реальной жизни человека

Теория. Обзор программы обучения (Презентация). Правила техники безопасности в кабинете робототехники (Презентация). Значение робототехники в реальной жизни человека. Роботы в различных сферах деятельности людей. (Презентация).

1.1 Закрепление пройденного материала

Теория. Игра «Ответь правильно», подведение итогов.

Тема 2. Знакомство с комплектом LEGO Education WeDo

Теория. История создания конструктора LEGO (просмотр мультфильма). Правила работы с конструктором. Различные виды соединений деталей LEGO (Презентация)

    1. Закрепление пройденного материала

Игра «В мире LEGO», подведение итогов.

Тема 3. Простые машины

Теория. Изучение принципа действия и выигрыша от применения следующих элементов конструктора и передач движения: рычаг, колесо и ось, блоки (шкивы), наклонная плоскость, клин (одинарный, двойной), винт.

Практическая работа. Конструирование и знакомство с работой следующих узлов конструктора: рычаг, колесо и ось, блоки (шкивы), наклонная плоскость, клин (одинарный, двойной), винт.

3.1 Закрепление пройденного материала

Теория. Турнир «Простые машины», подведение итогов.

Тема 4. Механизмы

Теория. Изучение принципа действия следующих элементов конструктора и передач движения: зубчатая передача, кулачок, храповый механизм с собачкой рычаг.

Практическая работа. Конструирование и знакомство с работой следующих узлов конструктора: зубчатая передача, кулачок, храповый механизм с собачкой рычаг.

4.1 Закрепление пройденного материала

Теория. Турнир «Собери и найди применение», подведение итогов.

Тема 5 Конструкции

Теория. Рассмотрение основных элементов конструкции

Практическая работа. Выполнение групповых проектов по конструированию трехмерных моделей подвижных механизмов с различными видами передачи движения (рычажные весы, башенный кран, пандус, гоночный автомобиль).

В ходе выполнения проектов учащиеся изучают, наблюдают и делают измерения. Рассматриваются понятия: силы, воздействующие на объект, равновесие, движение объекта, трение.

Тема 6 Силы и движение

Практическая работа. Выполнение групповых проектов и проведение экспериментальных работ по рабочим карточкам. Изучение автоматических устройств для механического управления движения. Закрепление материала по вопросам наклонная плоскость и трение, уменьшение скорости и увеличение силы.

Тема 7 Средства измерения

Практическая работа. Выполнение групповых проектов и проведение экспериментальных работ по рабочим карточкам. Изучение и разработка приборов для измерения расстояния, веса и времени. Закрепление материала по вопросам понижающей и повышающей передач движения, рычажные системы.

Тема 8 Энергия

Практическая работа. Выполнение групповых проектов и проведение экспериментальных работ по рабочим карточкам. Изучение и разработка механизмов использующих энергию ветра и накопленную энергию. Закрепление материала по вопросам накопления энергии, трение, сопротивление воздуха.

Тема 9 Машины с двигателем

Практическая работа. Выполнение групповых проектов и проведение экспериментальных работ по рабочим карточкам. Изучение и разработка механизмов с двигателем. Закрепление материала по вопросам тяговая сила, храповый и кулачковый механизмы, винт - червяк.

Тема 10.Творческие проекты (по выбору)

Теория. Представление проблемной ситуации. Анализ проблемной ситуации; генерация и обсуждение методов её решения и возможности достижения идеального конечного результата.

Практическая работа. Моделирование и конструирование механизма для решения проблемной ситуации. Представление проекта.

Итоговое занятие

Теория. Подготовка к выставке и защите проекта

Практическая работа. Выставка и защита проектов (по выбору).

Учебный план

3 год обучения (продвинутый уровень)


Наименование разделов и тем

Всего часов

Тео-рия

Прак-тика

Формы аттестации, контроля.

Тема 1. Введение в программу обучения. Современные разработки в области робототехники и комплексе базовых технологий, применяемых при создании роботов


  • Обзор программы обучения

  • Правила техники безопасности

  • Современные разработки в области робототехники и комплексе базовых технологий, применяемых при создании роботов

4

4


Коллективная рефлексия, вводное тестирование,

презентация

    1. Закрепление пройденного материала


  • Конференция «Современные разработки в области робототехники и комплексе базовых технологий, применяемых при создании роботов»

2

2


Доклад, презентация

Тема 2 Знакомство с конструктором LEGO MINDSTORMS EV3


  • Микрокомпьютер

  • Динамики

  • Экран EV3

  • Программирование

  • Датчик касания

  • Датчик цвета

  • Датчик ультразвуковой

  • Датчик гироскопический

16


16

Тест, опрос

Тема 3 Первые шаги программирования


  • Движение вперед, назад, повороты влево, вправо

  • Ускорение, замедление

  • Движение по квадрату, по кругу

  • Движение с препятствием

20


20

Тест, опрос

Тема 4 Программирование в области машиностроения


  • Выполнение разворота в три приема

  • Движение робота задним ходом

  • Освещение пути

  • Светофоры и автоматизированные рельсовые системы

  • Звуковой сигнал заднего хода

  • Запуск двигателя автомобиля без ключа

  • Круиз-контроль

  • Мобильные роботы

32

8

24

Наблюдение. Рефлексия (рабочая карточка

Тема 5 Сборка и программирование моделей


  • Конструирование робота «Гиробой»

  • Конструирование робота «Сортировщик цветов»

  • Конструирование робота «Щенок»

  • Конструирование робота «Рука»

  • Работа с дополнительным набором (модель по выбору)

30


30

Наблюдение. Зачет.

Тема 6 Творческий проект


  • Проектирование собственного самоходного колесного робота

  • Конструирование и программирование собственного самоходного колесного робота

  • Анализ, доработка и представление своего проекта

20

10

10

Защита творческой работы

Тема 7 Конкурсная деятельность


  • Подготовка к выставке или конкурсу, защите проекта

  • Выставка или конкурс, защита проектов (по выбору)

18

10

8

Выставка.

Конкурс

Защита проекта


Итоговое занятие

  • Подведение итогов, вручение дипломов объединения «Робототехника»

2

2


Наблюдение


144

36

108



Содержание учебного плана

3 год обучения (продвинутый уровень)

Тема 1. Введение в программу обучения. Современные разработки в области робототехники и комплексе базовых технологий, применяемых при создании роботов

Теория. Обзор программы обучения (Презентация). Правила техники безопасности в кабинете робототехники (Презентация). Современные разработки в области робототехники и комплексе базовых технологий, применяемых при создании роботов (Презентация).

    1. Закрепление пройденного материала

Теория. Конференция «Современные разработки в области робототехники и комплексе базовых технологий, применяемых при создании роботов», подведение итогов, вручение грамот.

Тема 2 Знакомство с конструктором LEGO MINDSTORMS EV3

Практическая работа. Конструирование, программирование и знакомство с работой следующих узлов конструктора: микрокомпьютер, динамики, экран EV3, датчик касания, датчик цвета, датчик ультразвуковой, датчик гироскопический

Тема 3 Первые шаги программирования

Практическая работа. Программирование для выполнения следующих команд: движение вперед, назад, повороты влево, вправо, ускорение, замедление, движение по квадрату, по кругу, движение с препятствием.

Тема 4 Программирование в области машиностроения

Теория. Знакомство с областью машиностроения и робототехнических устройств в современных автомобилях.

Практическая работа. Выполнение разворота в три приема. Движение робота задним ходом. Освещение пути. Светофоры и автоматизированные рельсовые системы. Звуковой сигнал заднего хода. Запуск двигателя автомобиля без ключа. Круиз-контроль. Мобильные роботы

Тема 5 Сборка и программирование моделей

Практическая работа. Конструирование моделей роботов по инструкциям с собственным программированием: «Гиробой», «Сортировщик цветов», «Щенок», «Рука». Работа с дополнительным набором (модель по выбору)

Тема 6 Творческий проект

Теория. Представление проблемной ситуации в виде физико-инженерного ограничения (отклик на существующую потребность). Командообразование и распределение на команды по 4 человека.

Практическая работа. Анализ проблемной ситуации; генерация идеи, используя различные методы дизайн - мышления; обсуждение методов решения и возможностей достижения идеального конечного результата.

Исходя из результатов анализа проблемной ситуации выявление необходимого навесного оборудования для самоходного колесного робота и обоснование выбора. Определение возможных проблем технологического характера, возникающих при эксплуатации выбранного оборудования. Определение рабочей зоны оборудования. Моделирование крепления с учётом крепёжных отверстий.. Обмен впечатлениями о проделанной работе. Анализ, доработка. Общая рефлексия. Подготовка презентации. Команды демонстрируют снятые ими ролики.

Тема 7 Конкурсная деятельность

Теория. Подготовка к выставке или конкурсу, защите проекта

Практическая работа. Выставка или конкурс, защита проектов (по выбору)

Итоговое занятие

Теория. Подведение итогов, вручение дипломов объединения «Робототехника».

  1. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Методическое обеспечение

Основными принципами обучения по программе являются:

  1. Научность. Этот принцип предопределяет сообщение обучающимся только достоверных, проверенных практикой сведений, при отборе которых учитываются новейшие достижения науки и техники.

  2. Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины изучаемого материала уровню общего развития обучающихся в данный период, благодаря чему, знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены.

  3. Связь теории с практикой. Обязывает вести обучение так, чтобы дети могли сознательно применять приобретенные ими знания на практике.

  4. Воспитательный характер обучения. Процесс обучения является воспитывающим, обучающийся не только приобретает знания и нарабатывает навыки, но и развивает свои способности, умственные и моральные качества.

  5. Наглядность. Объяснение техники сборки робототехнических средств на конкретных изделиях и программных продукта. Для наглядности применяются существующие видео материалы, а так же материалы своего изготовления.

  6. Систематичность и последовательность. Учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения. Как, правило, этот принцип предусматривает изучение предмета от простого к сложному, от частного к общему.

  7. Закрепление умений и навыков достигается неоднократным целенаправленным повторением и тренировкой.

  8. Индивидуальный подход в обучении. В процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей обучающихся.

Формы занятий

На занятиях используются коллективная, групповая, парная (сменный состав), индивидуальная (инструктаж, разбор ошибок, индивидуальная сборка робототехнических средств) формы организации учебной деятельности.

К традиционным формам организации деятельности учащихся в рамках реализации программы относятся: теоретическое и практическое занятие.

На теоретических занятиях используются вербальные методы: лекции, беседы, рассказ с использованием мультимедиа, а также ИКТ технологии.

На практических занятиях – методы проектирования, программирования и моделирования (отработка навыков работы с техническими объектами; самостоятельное выполнение заданий). Практические занятия начинаются с изучения (повторения) правил техники безопасности и сопровождаются и/или заканчиваются тщательным разбором допущенных ошибок.

Методы организации учебного процесса

Используемые методы организации и проведения занятия:

  • объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: беседа, объяснение, нового материала, демонстрация презентаций, видеофильмов и т.д.;

  • репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;

  • проблемное изложение изучаемого материала;

  • частично-поисковый или эвристический метод;

  • исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы.

Для реализации программы педагог использует в качестве основных следующие издания:

  1. Учебник для учителя ПервоРобот LEGO WeDo [Электронный ресурс] 2009580, 176 с.

  2. Комплект заданий «», WeDo 8+ Projects Curriculum Pack [Электронный ресурс], 2009585, 164 с.

  3. Учебник для учителя LEGO Education [Электронный ресурс] 2009687, 152 с.

  4. Учебник для учителя LEGO Education [Электронный ресурс] 2009686, 220 с.

  5. Простые механизмы. Задания Maker для начальной школы. LEGO Education [Электронный ресурс] 2009686, 41 с.

  6. LEGOMINDSTORMS EducationEV 3 Программа занятий по информатике [Электронный ресурс], 221 с.

  7. LEGOMINDSTORMS EducationEV 3. Задания Maker для основной школы [Электронный ресурс], 36 с.

  8. Промробоквантум тулкит. Мадин Артурович Шереужев [Электронный ресурс]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Фонд новых форм развития образования, 2019–60с.

2.2 Условия реализации программы

Материально-технические условия реализации программы

Занятия проводятся в кабинете «Робототехника» в техническое оснащение которого входят: 9 компьютеров, подключенных к сети Internet. Программное обеспечение соответствует техническим возможностям кабинета и позволяет проводить занятия в соответствии с предлагаемой программой обучения.

Оборудование кабинета

Наименование оборудования

Количество оборудования

Количество одновременных пользователей

Набор для конструирования подвижных механизмов

LEGO Education 9580 «WeDo»

4

2

Дополнительный набор для конструирования робототехники начального уровня LEGO Education 9585 «WeDo

1

2

Набор для конструирования модели и узлов (Технология и физика) LEGO Education 9686

3

2

Базовыйнабор LEGO Education SPIKE Prime Лего - 45678

2

2

Ресурсныйнабор LEGO Education SPIKE Prime Лего - 45680

2

2

Базовый набор для изучения промышленной робототехники

LEGO Education MINDSTORMS EV3 45544

2

2

Ресурсный набор для промышленной робототехники

LEGOEducationMINDSTORMSEV3 45560

1

2

Доска магнитно-маркерная

1

группа

Доска грифельная

1

группа

Шкаф-стеллаж для хранения оборудования (6 секций)

1

группа

Комплект мебели:

столы компьютерные, стол для сборки конструкторов, стулья, стулья компьютерные

набор

группа

Ноутбуки (ПК)

9

группа

Мышь

9

группа

Поле для игр

3

группа

Стол для сборки роботов с системой хранения

1

группа

Мультимедийный проектор

1

группа


Дидактическое обеспечение программы
  • Демонстрационный материал (презентации к занятиям, видео-ролики, фото-материал);
  • Дидактический раздаточный материал (рабочие карточки, задачи, алгоритм программ);

  • Руководство пользователя конструктора LEGO MINDSTORMS Education EV3

  • Самоучитель LEGO MINDSTORMS EducationEV3.

Информационное обеспечение программы

Аппаратные средства:

  • компьютерный класс;

  • мультимедиа проектор;

  • принтер;

  • сканер;

  • глобальная сеть;

  • устройства, обеспечивающие подключение к сети;

  • адаптеры Bluetooth;

  • устройства вывода звуковой информации;

  • устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами;

  • устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации.

Программные средства:

  1. операционные системы: семейства Windows;

  2. файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);

  3. антивирусная программа;

  4. графический редактор Microsoft Paint 3D;

  5. программы-архиваторы;

  6. клавиатурный тренажер;

  7. интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, текстовый процессор Microsoft Word, растровый графический редактор, программу разработки презентаций Microsoft Рower Point (полный пакет офисных приложений Microsoft Office);

  8. мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  9. звуковой редактор;

  10. браузер – обозреватель Internet Explorer (входит в состав операционных систем), Opera или др.

  11. программное обеспечение: ПервоРобот WeDo и среда программирования для EV3 и SPIKE Prime .

    1. Оценочные материалы

Программа предполагает использование различных методов контроля, которые помогут выявить уровень знаний обучающихся в освоении программы:

  • контрольные занятия, проведение тестовых работ;

  • смотр и защиты творческих работ;

  • участие в конференциях и конкурсах.

Контроль дает возможность увидеть ошибки, оценить результаты, осуществить коррекцию знаний и навыков; позволяет повысить мотивацию, инициирует творческую деятельность, является средством обучения и развития и является естественным продолжением обучения.

Применяемые формы контроля:

  • наблюдение (фиксация проявляемых обучающимися действий и качеств по заданным параметрам);

  • самоконтроль, саморефлексия (например, рабочая карточка или лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);

  • опрос (ответы на вопросы по пройденной теме, в том числе в форме игр и турниров);

  • взаимопроверка и взаимный контроль (опрос в парах, в том числе в форме игр и турниров);

  • тестовый контроль (онлайн – тесты);

  • проектная деятельность и смотр творческих работ (выставки, конкурсы);

  • соревнования (игры, турниры);

  • конференции (презентация докладов об инновациях в области робототехники или представление собственных проектов).

Предусмотрены следующие виды контроля:

1. Текущий контроль знаний с использованием тестов и рабочих карточек.

Итоги изученных тем подводятся созданием обучающимися собственных автоматизированных моделей, с написанием программ, используемых в своих проектах, и защитой этих проектов, выполнение творческих заданий по рабочим карточкам.

2. Промежуточный контроль:

  • практическая работа, позволяет проконтролировать качество знаний и навыков по определенной теме;

  • тесты и опросы, предназначены для практической комплексной оценки освоения всех разделов курса или части курса по индивидуальному набору вопросов;

  • защита проекта.

3. Итоговый контроль.

Система контроля знаний и умений учащихся представляется в виде учёта результатов по итогам выполнения заданий отдельных тем и посредством наблюдения, отслеживания динамики развития обучающегося.

Для оперативного контроля знаний и умений по программе используются систематизированные упражнения и задания разных типов. Подходы к оцениванию представляются следующим образом: оценивание по системе «зачет-незачет»; вербальное поощрение, похвала, одобрение.

Формы подведения итогов реализации программы.

По окончании отдельных тем обучающимся представляется возможность ответить на вопросы и выполнить практическое задание в виде различных игр и турниров или выполнить творческий проект.

Результаты работ фиксируются в карте мониторинга (результативности) или на фото- или видео в момент демонстрации созданных ими роботов из имеющихся в наличии учебных конструкторов по робототехнике. Фото- и видео материалы по результатам работ обучающихся размещаются на сайте учреждения и сообществах объединения в сети ВК (https://vk.com/club211182900), INSTAGRAM (https://instagram.com/ddtkalininsk?utm_medium=copy_link), на YouTube канале (https://youtu.be/2wbUwIukcoA) и могут быть рекомендованы для участия на выставках, конференциях и конкурсах разного уровня.



Работа обучающихся объединения оценивается по индикаторам освоения программы 1-10, представленным в Таблице 1 (от 0 до 50 баллов в сумме). Индикатор 11 формируется по итогам защиты проектной работы (Таблица 2).


Таблица 1 – Индикаторы освоения программы

п/п

Индикаторы освоения программы

Баллы

Понимание терминов по пройденным темам.

Например: «автоматизация» и «роботизация», «система управления», «объект управления», «управляющий сигнал» и т.д.


0-5

Знание и понимание состава и структуры типовых конструкций,рассматриваемых на занятиях


0-5

Знание и понимание принципов действияразличных датчиков.

Например: датчик наклона, движения и т.д.

0-5

Правильная сборка модели по инструкции


0-5

Способность подбора необходимого рабочего органа и оснастки для выполнения простейших технологических операций


0-5

Способность запрограммировать робота и аргументировать свою программу


0-5

Навык составления программы для перемещений робота для выполнения технологических операций


0-5

Навык модификации стандартной модели робота, внесение собственных предложений для улучшения работы


0-5

Выполнение творческой части проекта. Работа по карточкам


0-5

Способность проектирования собственной модели робота или подвижного механизма


0-5

Качество выполнения и представления итоговой проектной работы


0-50

Итого

0-100



Таблица 2 - Оценочный лист проектной работы

«Качество выполнения и представления итоговой проектной работы»

Критерии оценки

Оценка педагога

Оценка других участников объединения

Средний балл

1. Достигнутый результат

(до 10 баллов)




2. Оформление проекта

(до 5 баллов)




Защита проекта

3. Представление

(до 5 баллов)




4.Ответы на вопросы

(до 10 баллов)




Процесс проектирования

5. Интеллекту-альная активность

(до 5 баллов)




6. Творчество

(до 5 баллов)




7.Практическая деятельность

(до 5 баллов)




8.Умение работать в команде

(до 5 баллов)




ИТОГО




Общий итог



Итоговая аттестация обучающихся осуществляется по 100 бальной шкале, которая переводится в один из уровней освоения образовательной программы согласно таблице:


Набранныеобучающимся баллы

Уровень освоения

0-49 баллов

Низкий

50-69 баллов

Средний

70-100 баллов

Высокий


2.4 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагогов

  1. Учебник для учителя ПервоРоботLEGOWeDo [Электронный ресурс] 2009580, 176 с.

  2. Комплект заданий «», WeDo 8+ ProjectsCurriculumPack [Электронный ресурс], 2009585, 164 с.

  3. Учебник для учителя LEGOEducation [Электронный ресурс] 2009687, 152с.

  4. Учебник для учителя LEGOEducation [Электронный ресурс] 2009686, 220 с.

  5. Простые механизмы. Задания Maker для начальной школы. LEGOEducation [Электронный ресурс] 2009686, 41 с.

  6. LEGOMINDSTORMSEducationEV 3 Программа занятий по информатике [Электронный ресурс], 221 с.

  7. LEGOMINDSTORMSEducationEV 3. Задания Maker для основной школы [Электронный ресурс], 36 с.

  8. Промробоквантумтулкит. Мадин Артурович Шереужев [Электронный ресурс]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Фонд новых форм развития образования, 2019 –60 с.

  9. Филиппов, С.А. Уроки робототехники. Конструкция. Движение. Управление. / С.А. Филиппов; сост. А.Я. Щелкунова . - М: Лаборатория знаний, 2017.-176 с.

Электронный ресурс:https://chipunok.ru/files/Image/catalog/Tetrix/book_1.pdf

  1. Тарапата, В.В. Робототехника в школе. Методика. Программы. Проекты / В.В. Тарапата, Н.Н. Самылкина. – М: Лаборатория знаний, 2017. – 112 с.

Электронный ресурс:

https://vk.com/doc404189722_452546037?hash=TtKvEV35An7AMxjRvPNRobz28jzqFXwnBk4uv9hMN30

  1. Матохина, А.В. Основы робототехники / А.В. Матохина и др. – Волгоград: ВолгГМУ, 2017. – 72с.

Электронный ресурс:

http://robofabrika.vstu.ru/Antight/BasicOfRobotics.pdf

  1. Копосов, Д. Г. Первые шаги в робототехнику: практикум для 5 - 6 классов / Д. Г. Копосов. – М: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012. - 286 с.

Электронный ресурс:

https://vk.com/doc292596645_489816332?hash=slCc92Os3gyIybC8gvKa0JWoNHbfve2t737OBxbq0tX

  1. Журнал «Робототехника и техническая кибернетика» издается Государственным научным центром Российской Федерации федеральным государственным автономным научным учреждением «Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики».

  2. Журнал «Главный конструктор» Электронное издание некоммерческого проекта «Академия робототехники»

Электронный ресурс:

https://mirrobo.ru/pilot/metodicheskie-posobija-dlja-prepodavat/


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Журнал для юных робототехников"Главный конструктор" Главная Журнал научно-технического творчества педагогов и школьников "Главный конструктор" (mirrobo.ru)

  2. Филиппов, С.А. Робототехника для детей и родителей / С.А. Филиппов. – 3-е издание, испр. и доп. - СПб: Наука, 2013.- 319 с.

Электронный ресурс:

https://www.prorobot.ru/load/kniga-fillipov-robototehnika-dlya-detey-i-roditeley.pdf

  1. Оуэн Бишоп. Программирование LEGO MINDSTORMS, 2008. – 256 с.


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. https://www.lego.com/cdn/cs/set/assets/bltded7d02f8d47b8d1/User_Guide_LEGO_MINDSTORMS_EV3_11_All_RU.pdf

  2. https://robot-help.ru/images/lego-mindstorms-ev3/instructions/ev3_user_guide_education.pdf

  3. https://educube.ru/support/instructions/lego-mindstorms-education-ev3/?

  4. https://mir-kubikov.ru/upload/ev3_user_guide_home.pdf

  5. https://mirrobo.ru/pilot/metodicheskie-posobija-dlja-prepodavat/

  6. https://education.lego.com/ru-ru/downloads/retiredproducts/mindstorms-ev3/curriculum

  7. https://yandex.ru/video/search?text=%E2%80%A2%20%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%20LEGO%20MINDSTORMS%20Education%20EV3&path=yandex_search&from_type=vast

    1. Рабочая программа на 2022 – 2023 учебный год


Цель: формирование у учащихся знаний основ робототехники и умений конструирования и программирования не сложных по сборке моделей роботов по четким инструкциям.

Задачи

Обучающие:

  • Обучение правилам техники безопасности при работе за компьютером и с конструктором.

  • Обучение навыкам работы с компьютером и конструктором: запуск необходимой программы, работа с программным меню и инструкциями по сборке моделей, следования четко заданному плану работы.

  • Сформировать знания об истории робототехники и ее применении в жизни людей.

Развивающие:

  • Развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности;

  • Развитие логического и творческого мышления учащихся при создании стандартных моделей роботов, а также их доработке или модификации.

Воспитательные:

  • Воспитание усидчивости и скрупулезности при конструировании и программировании моделей роботов;

  • Развитие навыков работы в команде и взаимной помощи.

Планируемые результаты и формы их аттестации

Предметные

Знать правила техники безопасности при работе за компьютером и с конструктором; историю робототехники и ее применение в жизни людей

Уметь запускать необходимую программу, работать с программным меню и инструкциями по сборке моделей, следовать четко заданному плану работы.

Владеть навыками программирования в среде LEGO EducationWEDO.


Метапредметные

  • Умение четко определять необходимую деталь конструктора и аккуратно закреплять ее строго следуя инструкции.

  • Логически и творчески мыслитьпри создании стандартных моделей роботов, а также их доработке или модификации.

Личностные

  • Усидчивость, скрупулезность при конструировании и программировании моделей роботов. Доведение сборки модели робота до конца.

  • Способность вести диалог с товарищами по объединению, педагогом, родителями. Слаженная работа в команде.

Фомы аттестации планируемых результатов


Результат стартовый уровень

Форма аттестации

Предметный


Знать: Правила техники безопасности при работе за компьютером и с конструктором. Историю робототехники и ее применение в жизни людей

Самостоятельные мини-проекты моделей подвижных роботов

Игры «Ответь правильно»,

«В мире LEGO»

Турнир «Кто вперед»

Уметь: Запускать необходимую программу, работать с программным меню и инструкциями по сборке моделей, следовать четко заданному плану работы.

Самостоятельные мини-проекты моделей подвижных роботов

Игры «Робо-картотека»,

«Брейн ринг»

Владеть Навыками программирования в среде LEGO Education WEDO

Защита проектов

Метапредметные


  • Умение четко определять необходимую деталь конструктора и аккуратно закреплять ее строго следуя инструкции.

  • Логически и творчески мыслить при создании стандартных моделей роботов, а также их доработке или модификации

Участие в конкурсах и выставках

Турниры «Роботы в жизни людей»

Личностные


  • Усидчивость, скрупулезность при конструировании и программировании моделей роботов. Доведение сборки модели робота до конца.

  • Способность вести диалог с товарищами по объединению, педагогом, родителями. Слаженная работа в команде

Законченный проект

Участие в конкурсах и выставках


Календарный учебный график

№ №п/п

Дата проведения занятия

Время проведения занятия

Форма занятия

Часы

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля


Тема 1. Введение в программу обучения и робототехнику (8 ч)



Аудиторное занятие

Занятие – знакомство. Презентация


2

Обзор программы обучения

ДДТ

Коллективная рефлексия, вводное тестирование



Аудиторное занятие

Лекция (Презентация )

2

Правила техники безопасности

ДДТ

Коллективная рефлексия



Аудиторное занятие

Лекция (Презентация)

2

История робототехники и ее применение в жизни людей

ДДТ

Коллективная рефлексия



Аудиторное занятие

Игра

2

Закрепление пройденного материала

Игра «Ответь правильно

ДДТ

Самооценка

Опрос

Зачет


Тема 2. Знакомство с комплектом LEGO EducationWeDo (10 ч)



Аудиторное занятие

Просмотр видеоролика, обсуждение

2

История создания конструктора LEGO

ДДТ

Тест, опрос



Аудиторное занятие

Лекция (Презентация)

2

Правила работы с конструктором

ДДТ

Тест, опрос



Аудиторное занятие

Практическая работа

2

Знакомство с программным обеспечением LEGO EducationWeDo

ДДТ

Наблюдение



Аудиторное занятие

Практическая работа

2

Знакомство с терминами и палитрой программных блоков в среде LEGO EducationWeDo

ДДТ

Наблюдение



Аудиторное занятие

Игра

2

Закрепление пройденного материала

Игра «В мире LEGO»

ДДТ

Самооценка.

Опрос.

Зачет


Тема 3. Первые шаги (40 ч)



Аудиторное занятие

Просмотр видеоролика, обсуждение

Моделирование

2

Мотор и ось Маркировка моторов

ДДТ

Тест, опрос



Аудиторное занятие

Просмотр видеоролика, обсуждение

Моделирование

2

Зубчатые передачи (ведущее и ведомое зубчатые колеса)

ДДТ

Тест, опрос



Аудиторное занятие

Теория

Моделирование

2

Холостая передача

ДДТ

Тест, опрос



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Понижающая передача

ДДТ

Наблюдение



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Повышающая передача

ДДТ

Наблюдение



Аудиторное занятие

Теория

Моделирование

2

Шкивы и ремень

ДДТ

Тест, опрос



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Перекрестный ремень

ДДТ

Наблюдение



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Понижение скорости временной передачи движения

ДДТ

Наблюдение



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Повышение скорости временной передачи движения

ДДТ

Наблюдение



Аудиторное занятие

Просмотр видеоролика, обсуждение

Моделирование

2

Коронное зубчатое колесо

ДДТ

Тест, опрос



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование обсуждение

2

Коронное зубчатое колесо

ДДТ

Тест, опрос



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Червячная шестерня

ДДТ

Наблюдение



Аудиторное занятие

Просмотр видеоролика, обсуждение

Моделирование

2

Кулачковый механизм

ДДТ

Тест, опрос



Аудиторное занятие

Просмотр видеоролика, обсуждение

Моделирование

2

Рычаг

ДДТ

Тест, опрос



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Датчик наклона

ДДТ

Наблюдение



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Датчик движения

ДДТ

Наблюдение



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Блок «Цикл»

ДДТ

Наблюдение



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Блок «Добавление к экрану»

ДДТ

Наблюдение



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Блок «Вычитание из экрана»

ДДТ

Наблюдение



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Блок «Начало при получении письма»

ДДТ

Наблюдение



Аудиторное занятие


Игра

2

Закрепление пройденного материала

Турнир «Кто вперед?»

ДДТ

Самооценка.

Опрос.

Зачет

Тема 4. Конструирование подвижных механизмов с различными видами передачи движения (34 ч)



Аудиторное занятие

Теория

Моделирование.

2

Механизмы с ременной передачей движения

ДДТ

Опрос



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Танцующие птицы (эксперимент с разными шкивами, прямым и перекрестным ремнем)

ДДТ

Наблюдение. Рефлексия (рабочая карточка)



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Голодный аллигатор (модель по выбору)

ДДТ

Наблюдение. Рефлексия (рабочая карточка)



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Вратарь (модель по выбору)

ДДТ

Наблюдение. Рефлексия (рабочая карточка)



Аудиторное занятие

Теория

Моделирование

2

Механизмы с зубчатой передачей движения

ДДТ

Опрос



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Умная вертушка (эксперимент с разными зубчатыми колесами)

ДДТ

Наблюдение. Рефлексия (рабочая карточка)



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Рычащий лев (модель по выбору)

ДДТ

Наблюдение. Рефлексия (рабочая карточка)



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Непотопляемый парусник (модель по выбору)

ДДТ

Наблюдение. Рефлексия (рабочая карточка)



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Кулачковый механизм Обезьянка-барабанщик. (Эксперимент с разным положением кулачков)

ДДТ

Наблюдение. Рефлексия (рабочая карточка)



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Ликующие болельщики (модель по выбору)

ДДТ

Наблюдение. Рефлексия (рабочая карточка)



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Механизмы с действием рычага Вратарь

ДДТ

Наблюдение. Рефлексия (рабочая карточка)



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Обезьяна барабанщица

ДДТ

Наблюдение. Рефлексия (рабочая карточка)



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Непотопляемый парусник

ДДТ

Наблюдение. Рефлексия (рабочая карточка)



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Порхающая птица

ДДТ

Наблюдение. Рефлексия (рабочая карточка)



Аудиторное занятие

Теория

Моделирование

2

Механизм с червячным колесом

Редуктор и его применение в реальных механизмах

ДДТ

Опрос



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Спасение от великана (сложный механизм с различными видами передачи движения)

ДДТ

Наблюдение. Рефлексия (рабочая карточка)



Игра

2

Итоговое занятие по пройденным темам

«Брейн-ринг»

ДДТ

Самооценка.

Опрос.

Зачет

Тема 5. Конструирование и программирование роботов с расширенной палитрой блоков и датчиками движения и наклона (20 ч)



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Программирова-ние с блоками «Экран» и «Цикл»

Вратарь (отображение счета на экране)

ДДТ

Наблюдение. Рефлексия (рабочая карточка)



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Робот по выбору (программирование с блоком «Цикл»)

ДДТ

Наблюдение. Рефлексия (рабочая карточка)



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Программирова-ние роботов с датчиком наклона (взаимосвязь положения наклона датчика и различных звуков в программе)

Спасение самолета

ДДТ

Наблюдение. Рефлексия (рабочая карточка)



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Непотопляемый

ДДТ

Наблюдение. Рефлексия (рабочая карточка)



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Порхающая птица

ДДТ

Наблюдение. Рефлексия (рабочая карточка)



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Рычащий лев

ДДТ

Наблюдение. Рефлексия (рабочая карточка)



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Программирова-ние роботов с датчиком движения

Нападающий (Эксперимент с мощностью мотора)

ДДТ

Наблюдение. Рефлексия (рабочая карточка)



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Голодный аллигатор

ДДТ

Наблюдение. Рефлексия (рабочая карточка)



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Спасение от великана

ДДТ

Наблюдение. Рефлексия (рабочая карточка)



Аудиторное занятие

Открытое занятие Игра

2

Итоговое занятие по пройденным темам

«Робо-картотека»

ДДТ

Самооценка.

Опрос.

Зачет

Тема 6. Проекты с дополнительным набором (28 ч)



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Парк развлечений

Линия финиша

ДДТ

Самооценка.

Опрос.

Зачет



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Колесо обозрения

ДДТ

Самооценка.

Опрос.

Зачет



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Карусель

ДДТ

Самооценка.

Опрос.

Зачет



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Стройплощадка

Разводной мост

ДДТ

Самооценка.

Опрос.

Зачет



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Вилочный подъемник

ДДТ

Самооценка.

Опрос.

Зачет



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Башенный кран

ДДТ

Самооценка.

Опрос.

Зачет



Аудиторное занятие

Теория

Моделирование

2

Творческие задания.

Моделирование по заданию

ДДТ

Опрос



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Качели

ДДТ

Наблюдение



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Игра «Попади в цель»

ДДТ

Наблюдение



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Подъемник

ДДТ

Наблюдение



Аудиторное занятие

Практическая работа

Программирование

2

Шлагбаум

ДДТ

Наблюдение



Аудиторное занятие

Теория

2

Подготовка к защите проекта

ДДТ

Наблюдение



Аудиторное занятие

Теория

2

Защита проектов

ДДТ

Зачет



Аудиторное занятие

Игра

2

Итоговое занятие по пройденным темам

Турнир «Роботы в жизни людей»

ДДТ

Самооценка.

Опрос.

Зачет



Итоговое занятие

Конференция

2

Проект и его защита (по выбору)

ДДТ

Защита проекта



Приложения

Рабочие карточки стартового уровня



























Рабочие карточки базового уровня










карточки с задачами продвинутого уровня






















Карточка «Алгоритм программирования» продвинутого уровня




1/2






1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!