СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника «Технология и основы механики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Робототехника «Технология и основы механики» заключается в популяризации и развитии технического творчества у учащихся, формировании у них первичных представлений о технике её свойствах, назначении в жизни человека. Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации учащихся, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника «Технология и основы механики»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»









УТВЕРЖДЕНА

приказом____________

от________ г. №______













Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Робототехника «Технология и основы механики»

Направленность: техническая

Уровень программы: базовый

Возраст обучающихся: 8-11 лет

Срок реализации: 1 год







Разработчик:

педагог дополнительного образования

Казанцева Евгения Владимировна



























ЯНАО, Губкинский

2021г.

Пояснительная записка


Настоящая программа по учебному курсу «Технология и основы механики» составлена в соответствии с положениями основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации.

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 (далее Порядок).

  • СанПиН 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).

  • Устав и Положения МАОУ «СОШ №4»


Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Робототехника «Технология и основы механики» заключается в популяризации и развитии технического творчества у учащихся, формировании у них первичных представлений о технике её свойствах, назначении в жизни человека. Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации учащихся, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.

Новизна программы.

Научно-техническое творчество на сегодняшний день является предметом особого внимания и одним из аспектов развития интеллектуальной одаренности детей. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей и подростков к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить. Известно, что наилучший способ развития технического мышления и творчества, знаний технологий неразрывно связан с непосредственными реальными действиями, авторским конструированием. Технология, основанная на элементах

На занятиях при решении практических задач и поиска оптимальных решений учащиеся осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции.

Актуальность программы

Нас окружает огромное количество различных механизмов и машин, в большинстве своем имеющих довольно сложное устройство. И многим ребятам уже в детстве интересно, как же всё это работает. Изучать строение механизмов, их назначение, различные силы и законы движения, гораздо интереснее на примере собранных тобою машин. Использование в данном курсе наборов LEGO «Технология и основы механики» идеально подходит в качестве практического инструмента при изучении технологии, математики и физики, объясняя такие понятия, как сила и движение, энергия и структура. Так абстрактная механика и сложные технические науки получают живое воплощение. В рамках данного курса учащиеся погрузятся в мир моделирования и конструирования, изучат простые машины и механизмы, конструируя и совершенствуя их, а также создадут свои модели, что позволит способствовать формированию у них общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности, группового обсуждения.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд приобщить учащихся к творчеству. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем. Также педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребностям общества и образовательным стандартам в формировании компетентной, творческой личности. Программа носит сбалансированный характер и направлена на развитие информационной культуры обучающихся. Содержание программы определяется с учётом возрастных особенностей обучающихся, широкими возможностями социализации в процессе общения.

Отличительная особенность: данная программа разработана для обучения учащихся для изучения строения механизмов, их назначение, различные силы и законы движения при помощи конструкторов «Технология и основы механики».

В наборе «2009686. Технология и физика» содержится оборудование, позволяющее ставить перед детьми соответствующие «научные» задачи, так что они имеют возможность ощутить себя юными учеными, инженерами и конструкторами. В процессе работы дети задают вопросы «А что если…?», делают предположения и выдвигают гипотезы, затем проводят испытания созданных ими моделей, записывают результаты и представляют свои открытия. В работе с этим набором дети учатся:

• творчески подходить к задачам (умение объяснять, как все работает);

• показывать взаимосвязь между причиной и следствием;

• разрабатывать и создавать модели, отвечающие определенным критериям;

• проверять идеи, основываясь на результатах наблюдений и измерений;

• ставить задачи, которые можно решить научными методами;

• размышлять над тем, как найти ответ на вопрос, и придумывать новые возможности развития идей;

• предполагать, что могло бы произойти, и проверять различные варианты;

• проводить «чистый» эксперимент, меняя отдельные параметры, и наблюдать или измерять результаты;

• производить систематические наблюдения и измерения;

• представлять данные в форме диаграмм, чертежей, таблиц, графиков и т.д.;

• определять, согласуются ли выводы с предварительными оценками и возможны ли дальнейшие прогнозы;

• при повторении пройденного материала выделять важные моменты и устранять недоработки.

Адресат программы – обучающиеся 7-10 лет. Прием в группу осуществляется по желанию.

Уровень освоения программы– базовый.

Объём программы рассчитан на 1 год обучения - 157,5 часа в период с сентября по май месяц учебного года.

Сроки реализацииосвоения программы определяются содержанием программы и обеспечивают достижение планируемых результатов при режиме 3 занятия по 1,5 часа, всего 4,5 часа в неделю;36 недель в зависимости от календарного планирования занятий.

Особенностью организации образовательного процесса является проведение занятий в групповой форме с ярко выраженным индивидуальным подходом, чтобы создать оптимальные условия для их личностного развития. При комплектовании групп учитывается подготовленность и возрастные особенности учащихся. Несложность оборудования, наличие и укомплектованность инструментами, приспособлениями, материалами, доступность работы позволяют заниматься по данной программе учащимся в этом возрасте.Вид занятий определен содержанием программы и предусматривает практические и теоретические занятия, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ. На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Обучаясь по программе, ребята проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами, на приобщение учащихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил у обучающихся развиваются творческие начала.

Основной идей программы является командообразование – работа в группах проводится не с каждым конкретным ребёнком, а с ребёнком как частью команды. Таким образом, уже с первых дней, учащиеся готовы к общему делу. Учащиеся коллеги, стремящиеся вместе постичь основы конструирования, решать сложные задачи, которые им по одиночке были бы не под силу.

При решении каждой задачи в команде, безусловно, появляется лидер, который должен руководить работой команды. Но благодаря разнообразию решаемых задач, каждый ребёнок может показать себя в разных сферах, а потому не получается, что кто-то задерживается на «руководящих» местах дольше других. Учащиеся с радостью распределяют между собой подзадачи, зная, кто на что способен. Этот момент тоже является важным в командообразовании. При этом не обязательно, что лидером в каком-то конкретном задании окажется «самый умный» или «самый старший».

В связи со спецификой курса перед преподавателем помимо образовательной задачи ставится задача создания хорошей психологической атмосферы в команде, а также психологической подготовки обучающихся к оценке своих возможностей, к построению линии поведения в нестандартных ситуациях. Очень важно сформировать адекватное отношение к соревнованиям, поскольку не существует иного способа проверки командной работы, а потому надо к ним относиться как к плановому контролю, к очередному этапу испытаний созданного робота. Выигрыш в соревнованиях говорит о росте общего уровня ребят и возможности участия в более сложных номинациях. А проигрыш не даёт поводов для расстройства, он позволяет участниками проанализировать свои ошибки, недочёты, создать более совершенных роботов, провести какие-то изменения в распределении подзадач между участниками команды. Любые соревнования – отличный обмен опытом среди разных команд, дающий мощные толчки к дальнейшему развитию.

Цель обучения: Развитие научно-технического и творческого потенциала личности обучающихся, инженерного мышления, навыков проектирования и конструирования путём организации его деятельности в процессе интеграции начального инженерно-технического конструирования и основ робототехники.

Задачи:

Образовательные:

способствовать формированию знаний, умений и навыков в области технического конструирования и моделирования;

познакомить обучающихся с комплексом базовых технологий, применяемых при создании роботов (простейшие механизмы, пневматика, источники энергии, управление электромоторами, зубчатые передачи, инженерные графические среды проектирования и др.);

способствовать формированию навыка проведения исследования явлений и простейших закономерностей;

способствовать повышению мотивации обучающихся к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем.

Развивающие:

способствовать формированию и развитию познавательной потребности в освоении физических знаний;

развивать мелкую моторику, внимательность, аккуратность и изобретательность;

развивать пространственное воображение обучающихся.

создать условия для развития поисковой активности, исследовательского мышления обучающихся.

Воспитательные:

способствовать развитию коммуникативной культуры;

формировать у учащихся стремление к получению качественного законченного результата;

формировать навык работы в группе.

способствовать созданию творческой атмосферы сотрудничества, обеспечивающей развитие личности, социализацию и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Форма обучения – очная.

Формы организации образовательной деятельности - занятия по программе проводятся по группам, индивидуально или всем составом группы обучающихся.

Виды занятий по программе - аудиторные: лекция, практические занятия, индивидуальное консультирование и сопровождение исследовательских проектов обучающихся, практические работы, выполнение самостоятельной работы, творческие отчеты, соревнования.

Аттестация обучающихся проводится два раза в учебном году: в 1 полугодии промежуточная аттестация, во 2 полугодии – итоговая аттестация.

Промежуточная и итоговая аттестации обучающихся могут проводиться в следующих формах: защита творческих работ и проектов, участие в городских, региональных и Всероссийских мероприятиях.

Вид оценочной системы – уровневый. Уровни: высокий, средний, низкий.

Педагогические технологии (элементы):

  • исследовательские методы в обучении;

  • технология проектного обучения;

  • проблемное обучение

  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффектив­ность образовательного процесса, решить стоящие перед педагогом задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.


Планируемые результаты обучения

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на уроках основ проектной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Знания:

  • правила техники безопасности при работе с конструктором;

  • основные соединения деталей LEGO конструктора;

  • понятие, основные виды, построение конструкций;

  • основные свойства различных видов конструкций (жѐсткость, прочность, устойчивость);

  • понятие, виды механизмов и передач, их назначение и применение;

  • понятие и виды энергии;

  • разновидности передач и способы их применения.

Умения:

  • создавать простейшие конструкции, модели по готовым схемам сборки и эскизам;

  • характеризовать конструкцию, модель;

  • создавать конструкции, модели с применением механизмов и передач;

  • находить оптимальный способ построения конструкции, модели с применением наиболее подходящего механизма или передачи;

  • описывать виды энергии;

  • строить предположения о возможности использования того или иного механизма, и экспериментально проверять его.

  • создавать индивидуальные и групповые проекты при работе в команде;

  • уметь самостоятельно решать технические задачи, конструировать машины и механизмы, проходя при этом путь от постановки задачи до работающей модели.

Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:
  • умение определять, различать и называть предметы (детали конструктора);

  • умение выстраивать свою деятельность согласно условиям (конструировать по условиям, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему);

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

  • умение использовать для поиска более рациональных решений знаний физических закономерностей и уметь объяснять принцип действия механизмов с использованием физической терминологии.

Регулятивные УУД:
  • умение работать по предложенным инструкциям;

  • умение определять и формулировать цель деятельности на занятии;

  • умение формулировать гипотезу, проводить ее проверку и делать вывод на основе наблюдения.

Коммуникативные УУД:
  • умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

  • умение учитывать позицию собеседника (партнѐра);

  • умение адекватно воспринимать и передавать информацию;

  • умение слушать и вступать в диалог.

Личностные УУД:
  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,

  • желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,

  • умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

  • участие в творческом, созидательном процессе.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН


п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Тео

рия

Прак

тика

1.

Простые механизмы. Теоретическая механика

25,5

13,5

12

Обзор научно-популярной и технической литературы; демонстрация моделей

2.

Силы и движение. Прикладная механика

15

7,5

7,5

Устный опрос

Практическая работа

3.

Средства измерения. Прикладная математика

9

4,5

4,5

Устный опрос

Практическая работа

4.

Энергия. Использование сил природы

12

6

6

Устный опрос

Практическая работа

5.

Моторы.

24

12

12

Устный опрос

Практическая работа

6

Творческие задания

64,5

28,5

36

Устный опрос

Практическая работа

7.

Итоговая работа.

7,5

0

7,5

Защита проектов

8.

ИТОГО:

157,5

72

85,5

-


Содержание программы


Раздел 1. Простые механизмы. Теоретическая механика.

Теория: Введение в предмет. Презентация программы. Предназначение моделей. Рычаги, шестерни, блоки, колеса и оси. Названия и назначения деталей. Изучение типовых, соединений деталей. Конструкция. Основные свойства конструкции при ее построении. Ознакомление с принципами описания конструкции. Условные обозначения деталей конструктора. Выбор наиболее рационального способа описания.

Понятие о простых механизмах и их разновидностях. Рычаг и его применение. Конструирование рычажных механизмов. Рычаги: правило равновесия рычага. Основные определения. Правило равновесия рычага. Блоки, их виды. Применение блоков в технике Понятие оси и колеса. Применение осей и колес в технике и быту. Рулевое управление. Велосипед и автомобиль. Виды ременных передач; сопутствующая терминология. Зубчатые передачи, их виды. Зубчатые передачи. Различные виды зубчатых колес. Зубчатые передачи под углом 90°. Реечная передача.

Практика: Построение сложных моделей по теме «Блоки». Построение сложных моделей по теме «Рычаги». Применение и построение ременных передач в технике. Применение зубчатых передач в технике.

Раздел 2. Силы и движение. Прикладная механика.

Теория: Установление взаимосвязей. Измерение расстояния. Сила трения, Использование механизмов - конических зубчатых передач, повышающих передач, шкивов. Использование механизмов, облегчающих работу. Сборка модели - «удилище». Использование механизмов - блоки и рычаги. Измерение расстояния, Калибровка шкал и считывание показаний. Энергия движения (кинетическая). Энергия в неподвижном состоянии (потенциальная) Трение и сопротивление воздуха. Сборка модели - измеритель. Использование механизмов - колеса и оси. Самостоятельная творческая работа по теме «Создание тележки с измерительной шкалой». Трение и сила. Импульс. Количество движения, инерция. Сборка модели - механический молоток. Использование механизмов - рычаги, кулачки (эксцентрики). Изучение свойств материалов.

Практика: Самостоятельная творческая работа по теме «Использование повышающей передачи в уборочной машине». Самостоятельная творческая работа по теме «Использование блоков». Самостоятельная творческая работа по теме «Вариации рычагов в механическом молотке».

Раздел 3. Средства измерения. Прикладная математика

Теория: Измерение расстояния, калибровка и считывание расстояния. Сборка модели «Измерительная тележка». Использование механизмов - передаточное отношение, понижающая передача. Измерение массы, калибровка и считывание масс. Сборка модели - Почтовые весы. Использование механизмов - рычаги, шестерни. Измерение времени, трение, энергия, импульс. Сборка модели - Таймер. Использование механизмов - шестерни.

Практика: Самостоятельная творческая работа по теме «Измерительная тележка с различными шкалами». Самостоятельная творческая работа по теме «Вариации почтовых весов». Самостоятельная творческая работа по теме «Использование шатунов».

Раздел 4. Энергия. Использование сил природы

Теория: Сила и движение. Возобновляемая энергия, поглощение, накопление, использование энергии. Площадь. Использование механизмов - понижающая зубчатая передача. Инерция. Накопление кинетической энергии (энергии движения). Использование энергии. Трение. Уравновешенные и неуравновешенные силы. Изучение маховика как механизма регулировки скорости (повышающая передача) и средства обеспечения безопасности. Исследование маховика как аккумулятора энергии. Использование зубчатых колес для повышения скорости. Передача, преобразование, сохранение и рассеяние энергии в процессе превращения одного вида энергии в другой. Колеса. Трение. Измерение расстояния, времени и силы. Зубчатые колеса (шестерни).

Практика: Сборка моделей «Ветряная мельница», «Буер», «Гидротурбина», «Солнечный автомобиль». Сборка моделей «Инерционная машина», «Судовая лебѐдка». Самостоятельная творческая работа по теме «Конструирование модели «Тягач».

Раздел 5. Моторы

Теория: Повторение тем: Зубчатые колеса, Рычаги, Колеса. Энергия. Трение. Измерение расстояния. Зубчатые колеса, Рычаги, Связи, Храповой механизм, Использование деталей и узлов. Сила. Трение. Измерение времени.

Практика: Самостоятельная творческая работа по теме «Конструирование модели «Гоночный автомобиль», «Механический муравей», «Скороход», «Тележка с мотором», «Собака робот», «Рычажные весы», «Башенный кран», «Пандус»

Раздел 6. Творческие задания

Практика: выполнение творческих проектов: «Ралли по холмам», «Волшебный замок», «Почтовая штемпельная машина», «Ручной Миксер», «Подъемник», «Летучая мышь», «Катапульта», «Ручная тележка», «Лебедка», «Карусель», «Наблюдательная вышка»

«Мост», «Создание аксессуара для цифрового устройства», «Носимые устройства», «Создание рекурсивного рисунка», «Создание фуникулера», «Создание помощника для работы в классе», «Создание машины-ленивца», «Создание карнавальной игры», «Создание цепной реакции», «Создание механизма для анимации», «Создание механической игрушки в виде животного», «Создание помощника по дому», «Создание простого механизма для перемещения предметов».

Раздел 7. Итоговая работа.

Практика: Выставка. Презентация конструкторских работ. Подведение итогов работы за год.



Календарно-тематическое планирование



Наименование темы

Количество часов

Форма организации занятий

Дата

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Простые механизмы. Теоретическая механика



Вводное занятие: знакомство, организация рабочего места, техника безопасности, правила работы с набором, ознакомление с составом набора, запоминание элементов.

1,5

1,5

0

Экскурсия, беседа


Основные способы крепления элементов. Конструкции Жесткость конструкции. Сборка моделей «Качели», «Наблюдательная вышка»,

«Мост»




3




1,5




1,5

Дискуссия, практикум


Простые механизмы и их применение. Рычаги. Виды рычагов, сборка моделей рычагов. Механический манипулятор. Рычажные весы.



3



1,5



1,5

Дискуссия, практикум


Колесо и ось. Разделенная и закрепленная ось, рулевое управление. Ручная тележка.



3



1,5



1,5

Дискуссия, практикум


Передачи. Виды передач. Зубчатая и

ременная передачи.

3

1,5

1,5

Дискуссия, практикум


Угловая передача. Дифференциальная передача. Червячная передача. Реечная передача



3



1,5



1,5

Дискуссия, практикум


Блоки. Подъемный механизм.

3

1,5

1,5

Дискуссия, практикум


Наклонная плоскость. Конструирование модели «Пандус».

3

1,5

1,5

Дискуссия, практикум


Клин. Винт. Конструирования модели

«Дрель»

3

1,5

1,5

Дискуссия, практикум


Кулачок. Храповой механизм с собачкой. Кривошипно-шатунный механизм.



3



1,5



1,5

Дискуссия, практикум


Всего

25,5

13,5

12



Раздел 2. Силы и движение. Прикладная механика



Конструирование модели «Уборочная

машина»



3



1,5



1,5

Дискуссия, практикум


Игра «Большая рыбалка»



3



1,5



1,5

Дискуссия, практикум


Свободное качение



3



1,5



1,5

Дискуссия, практикум


Конструирование модели «Механический молоток»



3



1,5



1,5

Дискуссия, практикум


Конструирование модели «Балерина»



3



1,5



1,5

Дискуссия, практикум


Всего

15

7,5

7,5



Раздел 3. Средства измерения. Прикладная математика



Конструирование модели «Измерительная тележка»



3



1,5



1,5

Дискуссия, практикум


Конструирование модели «Почтовые

весы»



3



1,5



1,5

Дискуссия, практикум


Конструирование модели «Таймер».

Анкерный механизм



3



1,5



1,5

Дискуссия, практикум


Всего

9

4,5

4,5



Раздел 4. Энергия. Использование сил природы



Конструирование модели «Ветряк».



3



1,5



1,5

Дискуссия, практикум


Конструирование модели «Буер».



3



1,5



1,5

Дискуссия, практикум


Конструирование модели «Ветроход».



3



1,5



1,5

Дискуссия, практикум


Конструирование модели «Инерционная машина». Инерция .



3



1,5



1,5

Дискуссия, практикум


Всего

12

6

6



Раздел 5. Моторы.



Конструирование модели «Тележка с мотором».



3



1,5



1,5

Дискуссия, практикум


Конструирование модели «Гоночный автомобиль».



3



1,5



1,5

Дискуссия, практикум


Конструирование модели «Скороход»



3



1,5



1,5

Дискуссия, практикум


Конструирование модели «Собака робот»



3



1,5



1,5

Дискуссия, практикум


Конструирование модели «Механический муравей».



3



1,5



1,5

Дискуссия, практикум


Конструирование модели «Рычажные весы»



3



1,5



1,5

Дискуссия, практикум


Конструирование модели «Башенный кран»



3



1,5



1,5

Дискуссия, практикум


Конструирование модели «Пандус»



3



1,5



1,5

Дискуссия, практикум


Всего

24

12

12



Раздел 6. Творческие задания

«Ралли по холмам»



3



1,5



1,5

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями


«Волшебный замок»



3



1,5



1,5

Практикум


«Почтовая штемпельная машина»



3



1,5



1,5

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями


«Ручной Миксер»



3



1,5



1,5

Практикум


«Подъемник»



3



1,5



1,5

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями


«Летучая мышь»



3



1,5



1,5

Практикум


«Катапульта»



3



1,5



1,5

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями


«Ручная тележка»



3



1,5



1,5

Практикум


«Лебедка»



3



1,5



1,5

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями


«Карусель»



3



1,5



1,5

Практикум


«Наблюдательная вышка»



3



1,5



1,5

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями


«Мост»



3



1,5



1,5

Практикум


«Создание аксессуара для цифрового устройства»

1,5

0



1,5

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями


«Носимые устройства»

1,5

0



1,5

Практикум


«Создание рекурсивного рисунка»

1,5

0



1,5

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями


«Создание фуникулера»

1,5

0



1,5

Практикум


«Создание помощника для работы в классе»

1,5

0



1,5

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями


«Создание машины-ленивца»

3



1,5



1,5

Практикум


«Создание карнавальной игры»

3



1,5



1,5

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями


«Создание цепной реакции»

3



1,5



1,5

Практикум


«Создание механизма для анимации»

3



1,5



1,5

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями


«Создание механической игрушки в виде животного»

3



1,5



1,5

Практикум


«Создание помощника по дому»

3



1,5



1,5

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями


«Создание простого механизма для перемещения предметов»

3



1,5



1,5

Практикум


Всего

64,5

28,5

36



Раздел 7. Итоговая работа

Конструирование модели по замыслу.

3

0

3

Практикум


Конструирование модели по замыслу.

3

0

3

Практикум


Защита проектов

1,5

0

1,5

Выставка роботов


Всего

7,5

0

7,5



Итого часов:

157,5

72

85,5



Методическое обеспечение программы


Кол-во часов

Наименование темы

Методы обучения

Формы организации образовательного процесса

Формы организации учебного занятия

Пед.

технологии

Дидакт.

материалы

Раздел 1. Простые механизмы. Теоретическая механика



1.

1,5

Вводное занятие: знакомство, организация рабочего места, техника безопасности, правила работы с набором, ознакомление с составом набора, запоминание элементов.

Тематическое обсуждение

Экскурсия, беседа

Экскурсия, беседа

Развивающее обучение

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы




3

Основные способы крепления элементов. Конструкции Жесткость конструкции. Сборка моделей «Качели», «Наблюдательная вышка»,

«Мост»

Выполнение практической задачи

Дискуссия, практикум

Дискуссия, практикум

Развивающее обучение

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы



3

Простые механизмы и их применение. Рычаги. Виды рычагов, сборка моделей рычагов. Механический манипулятор. Рычажные весы.

Выполнение практической задачи

Дискуссия, практикум

Дискуссия, практикум

Развивающее обучение

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы



3

Колесо и ось. Разделенная и закрепленная ось, рулевое управление. Ручная тележка.

Выполнение практической задачи

Дискуссия, практикум

Дискуссия, практикум

Развивающее обучение

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы

3

Передачи. Виды передач. Зубчатая и

ременная передачи.

Выполнение практической задачи

Дискуссия, практикум

Дискуссия, практикум

Развивающее обучение

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы



3

Угловая передача. Дифференциальная передача. Червячная передача. Реечная передача

Выполнение практической задачи

Дискуссия, практикум

Дискуссия, практикум

Развивающее обучение

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы

3

Блоки. Подъемный механизм.

Выполнение практической задачи

Дискуссия, практикум

Дискуссия, практикум

Развивающее обучение

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы

3

Наклонная плоскость. Конструирование модели «Пандус».

Выполнение практической задачи

Дискуссия, практикум

Дискуссия, практикум

Развивающее обучение

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы

3

Клин. Винт. Конструирования модели

«Дрель»

Выполнение практической задачи

Дискуссия, практикум

Дискуссия, практикум

Развивающее обучение

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы



3

Кулачок. Храповой механизм с собачкой. Кривошипно-шатунный механизм.

Выполнение практической задачи

Дискуссия, практикум

Дискуссия, практикум

Развивающее обучение

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы

Раздел 2. Силы и движение. Прикладная механика





3

Конструирование модели «Уборочная

машина»

Тематическое обсуждение, исследование

Дискуссия, практикум

Дискуссия, практикум

Обучение в сотрудничестве

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы



3

Игра «Большая рыбалка»

Выполнение практической задачи

Дискуссия, практикум

Дискуссия, практикум

Развивающее обучение

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы



3

Свободное качение

Тематическое обсуждение, исследование

Дискуссия, практикум

Дискуссия, практикум

Обучение в сотрудничестве

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы



3

Конструирование модели «Механический молоток»

Выполнение практической задачи

Дискуссия, практикум

Дискуссия, практикум

Развивающее обучение

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы



3

Конструирование модели «Балерина»

Тематическое обсуждение, исследование

Дискуссия, практикум

Дискуссия, практикум

Обучение в сотрудничестве

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы

Раздел 3. Средства измерения. Прикладная математика





3

Конструирование модели «Измерительная тележка»

Выполнение практической задачи

Дискуссия, практикум

Дискуссия, практикум

Развивающее обучение

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы



3

Конструирование модели «Почтовые

весы»

Тематическое обсуждение, исследование

Дискуссия, практикум

Дискуссия, практикум

Обучение в сотрудничестве

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы



3

Конструирование модели «Таймер».

Анкерный механизм

Выполнение практической задачи

Дискуссия, практикум

Дискуссия, практикум

Развивающее обучение

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы

Раздел 4. Энергия. Использование сил природы





3

Конструирование модели «Ветряк».

Тематическое обсуждение, исследование

Дискуссия, практикум

Дискуссия, практикум

Обучение в сотрудничестве

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы



3

Конструирование модели «Буер».

Выполнение практической задачи

Дискуссия, практикум

Дискуссия, практикум

Развивающее обучение

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы



3

Конструирование модели «Ветроход».

Тематическое обсуждение, исследование

Дискуссия, практикум

Дискуссия, практикум

Обучение в сотрудничестве

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы



3

Конструирование модели «Инерционная машина». Инерция .

Выполнение практической задачи

Дискуссия, практикум

Дискуссия, практикум

Развивающее обучение

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы

Раздел 5. Моторы.





3

Конструирование модели «Тележка с мотором».

Тематическое обсуждение, исследование

Дискуссия, практикум

Дискуссия, практикум

Обучение в сотрудничестве

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы



3

Конструирование модели «Гоночный автомобиль».

Выполнение практической задачи

Дискуссия, практикум

Дискуссия, практикум

Развивающее обучение

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы



3

Конструирование модели «Скороход»

Тематическое обсуждение, исследование

Дискуссия, практикум

Дискуссия, практикум

Обучение в сотрудничестве

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы



3

Конструирование модели «Собака робот»

Выполнение практической задачи

Дискуссия, практикум

Дискуссия, практикум

Развивающее обучение

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы



3

Конструирование модели «Механический муравей».

Тематическое обсуждение, исследование

Дискуссия, практикум

Дискуссия, практикум

Обучение в сотрудничестве

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы



3

Конструирование модели «Рычажные весы»

Выполнение практической задачи

Дискуссия, практикум

Дискуссия, практикум

Развивающее обучение

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы



3

Конструирование модели «Башенный кран»

Тематическое обсуждение, исследование

Дискуссия, практикум

Дискуссия, практикум

Обучение в сотрудничестве

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы



3

Конструирование модели «Пандус»

Выполнение практической задачи

Дискуссия, практикум

Дискуссия, практикум

Развивающее обучение

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы

Раздел 6. Творческие задания



3

«Ралли по холмам»

Кейс-метод, мозговой штурм

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

Проблемное обучение

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы



3

«Волшебный замок»

Тематическое обсуждение, исследование

Практикум

практикум

Обучение в сотрудничестве

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы



3

«Почтовая штемпельная машина»

Кейс-метод, мозговой штурм

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

Проблемное обучение

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы



3

«Ручной Миксер»

Тематическое обсуждение, исследование

Практикум

практикум

Обучение в сотрудничестве

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы



3

«Подъемник»

Кейс-метод, мозговой штурм

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

Проблемное обучение

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы



3

«Летучая мышь»

Тематическое обсуждение, исследование

Практикум

практикум

Обучение в сотрудничестве

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы



3

«Катапульта»

Кейс-метод, мозговой штурм

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

Проблемное обучение

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы



3

«Ручная тележка»

Тематическое обсуждение, исследование

Практикум

практикум

Обучение в сотрудничестве

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы



3

«Лебедка»

Кейс-метод, мозговой штурм

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

Проблемное обучение

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы



3

«Карусель»

Тематическое обсуждение, исследование

Практикум

практикум

Обучение в сотрудничестве

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы



3

«Наблюдательная вышка»

Кейс-метод, мозговой штурм

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

Проблемное обучение

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы



3

«Мост»

Тематическое обсуждение, исследование

Практикум

практикум

Обучение в сотрудничестве

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы

1,5

«Создание аксессуара для цифрового устройства»

Кейс-метод, мозговой штурм

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

Проблемное обучение

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы

1,5

«Носимые устройства»

Тематическое обсуждение, исследование

Практикум

практикум

Обучение в сотрудничестве

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы

1,5

«Создание рекурсивного рисунка»

Кейс-метод, мозговой штурм

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

Проблемное обучение

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы

1,5

«Создание фуникулера»

Тематическое обсуждение, исследование

Практикум

практикум

Обучение в сотрудничестве

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы

1,5

«Создание помощника для работы в классе»

Кейс-метод, мозговой штурм

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

Проблемное обучение

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы

3

«Создание машины-ленивца»

Тематическое обсуждение, исследование

Практикум

практикум

Обучение в сотрудничестве

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы

3

«Создание карнавальной игры»

Кейс-метод, мозговой штурм

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

Проблемное обучение

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы

3

«Создание цепной реакции»

Тематическое обсуждение, исследование

Практикум

практикум

Обучение в сотрудничестве

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы

3

«Создание механизма для анимации»

Кейс-метод, мозговой штурм

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

Проблемное обучение

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы

3

«Создание механической игрушки в виде животного»

Тематическое обсуждение, исследование

Практикум

практикум

Обучение в сотрудничестве

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы

3

«Создание помощника по дому»

Кейс-метод, мозговой штурм

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

Проблемное обучение

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы

3

«Создание простого механизма для перемещения предметов»

Тематическое обсуждение, исследование

Практикум

практикум

Обучение в сотрудничестве

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы

Раздел 7. Итоговая работа

3

Конструирование модели по замыслу.

Тематическое обсуждение, исследование

Практикум

практикум

Проблемное обучение

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы

3

Конструирование модели по замыслу.

Тематическое обсуждение, исследование

Практикум

практикум

Проблемное обучение

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы

1,5

Защита проектов

Метод проектов

Выставка роботов

Выставка роботов

Технология проектной деятельности

Электронно-демонстративные материалы, цифровые ресурсы




УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Материально-техническое обеспечение:

Для полноценной реализации программы необходимо:

- создать условия для разработки проектов;

- обеспечить удобным местом для индивидуальной и групповой работы;

- обеспечить обучающихся аппаратными и программными средствами.

Учебная аудитория для проведения лекционных и практических занятийоснащенная мебелью.

Аппаратные средства:

- Компьютер; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает обучаемому мультимедиа-возможности: видеоизображение и звук.

- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.

- Устройства для презентации: проектор, экран.

- Локальная сеть для обмена данными.

- Выход в глобальную сеть Интернет.

Дидактическое обеспечение:

- Лего-конструкторы.

- Персональный компьютер.

Информационное обеспечение:

- профессиональная и дополнительная литература для педагога, учащихся, родителей;

- наличие аудио-, видео-, фотоматериалов, интернет источников, плакатов, чертежей, технических рисунков.

п/п

Наименование оборудования

Количество

1.

Интерактивная доска

1

2.

Ноутбук (для педагога)

1

3.

Ноутбук для воспитанника (пронумерованный)

10

4.

Проектор

1

5.

Базовый набор Lego «Технология и основы механики»

10


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Комплект заданий «Технология и основы механики. Задания базового уровня»

Комплект заданий «Технология и основы механики. Задания повышенной сложности»

«Технология и физика». Книга для учителя, Институт новых технологий, CD – диск.

Практическое пособие для изучения основ механики, кинематики, динамики в начальной и основной школе Education «Технология и физика» 9686 (8+)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»









УТВЕРЖДЕНА

приказом____________

от________ г. №______













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программе

технической направленности

«Робототехника «Технология и основы механики»

на 2021-2022 учебный год







Разработчик:

педагог дополнительного образования

Казанцева Евгения Владимировна































ЯНАО, Губкинский

2021г.



Календарно-тематическое планирование

Кол-во часов

Наименование темы

Тип занятий

Формы занятий

Место проведения

Формы подведения итогов

Дата

Факт

Раздел 1. Простые механизмы. Теоретическая механика




1.

1,5

Вводное занятие: знакомство, организация рабочего места, техника безопасности, правила работы с набором, ознакомление с составом набора, запоминание элементов.

Ознакомительное

Экскурсия, беседа

«Лаборатория робототехники»

Развивающее обучение






3

Основные способы крепления элементов. Конструкции Жесткость конструкции. Сборка моделей «Качели», «Наблюдательная вышка»,

«Мост»

Ознакомительное

Дискуссия, лекция

«Лаборатория робототехники»

Развивающее обучение





3

Простые механизмы и их применение. Рычаги. Виды рычагов, сборка моделей рычагов. Механический манипулятор. Рычажные весы.

Ознакомительное

Дискуссия, лекция

«Лаборатория робототехники»

Развивающее обучение





3

Колесо и ось. Разделенная и закрепленная ось, рулевое управление. Ручная тележка.

Ознакомительное

Дискуссия, лекция

«Лаборатория робототехники»

Развивающее обучение



3

Передачи. Виды передач. Зубчатая и

ременная передачи.

Ознакомительное

Дискуссия, лекция

«Лаборатория робототехники»

Развивающее обучение





3

Угловая передача. Дифференциальная передача. Червячная передача. Реечная передача

Ознакомительное

Дискуссия, лекция

«Лаборатория робототехники»

Развивающее обучение



3

Блоки. Подъемный механизм.

Ознакомительное

Дискуссия, лекция

«Лаборатория робототехники»

Развивающее обучение



3

Наклонная плоскость. Конструирование модели «Пандус».

Ознакомительное

Дискуссия, лекция

«Лаборатория робототехники»

Развивающее обучение



3

Клин. Винт. Конструирования модели

«Дрель»

Ознакомительное

Дискуссия, лекция

«Лаборатория робототехники»

Развивающее обучение





3

Кулачок. Храповой механизм с собачкой. Кривошипно-шатунный механизм.

Ознакомительное

Дискуссия, лекция

«Лаборатория робототехники»

Развивающее обучение



Раздел 2. Силы и движение. Прикладная механика






3

Конструирование модели «Уборочная

машина»

Комбинированное

Дискуссия, практикум

«Лаборатория робототехники»

Обучение в сотрудничестве





3

Игра «Большая рыбалка»

Комбинированное

Дискуссия, практикум

«Лаборатория робототехники»

Развивающее обучение





3

Свободное качение

Комбинированное

Дискуссия, практикум

«Лаборатория робототехники»

Обучение в сотрудничестве





3

Конструирование модели «Механический молоток»

Комбинированное

Дискуссия, практикум

«Лаборатория робототехники»

Развивающее обучение





3

Конструирование модели «Балерина»

Комбинированное

Дискуссия, практикум

«Лаборатория робототехники»

Обучение в сотрудничестве



Раздел 3. Средства измерения. Прикладная математика






3

Конструирование модели «Измерительная тележка»

Комбинированное

Дискуссия, практикум

«Лаборатория робототехники»

Развивающее обучение





3

Конструирование модели «Почтовые

весы»

Комбинированное

Дискуссия, практикум

«Лаборатория робототехники»

Обучение в сотрудничестве





3

Конструирование модели «Таймер».

Анкерный механизм

Комбинированное

Дискуссия, практикум

«Лаборатория робототехники»

Развивающее обучение



Раздел 4. Энергия. Использование сил природы






3

Конструирование модели «Ветряк».

Комбинированное

Дискуссия, практикум

«Лаборатория робототехники»

Обучение в сотрудничестве





3

Конструирование модели «Буер».

Комбинированное

Дискуссия, практикум

«Лаборатория робототехники»

Развивающее обучение





3

Конструирование модели «Ветроход».

Комбинированное

Дискуссия, практикум

«Лаборатория робототехники»

Обучение в сотрудничестве





3

Конструирование модели «Инерционная машина». Инерция .

Комбинированное

Дискуссия, практикум

«Лаборатория робототехники»

Развивающее обучение



Раздел 5. Моторы.






3

Конструирование модели «Тележка с мотором».

Комбинированное

Дискуссия, практикум

«Лаборатория робототехники»

Обучение в сотрудничестве





3

Конструирование модели «Гоночный автомобиль».

Комбинированное

Дискуссия, практикум

«Лаборатория робототехники»

Развивающее обучение





3

Конструирование модели «Скороход»

Комбинированное

Дискуссия, практикум

«Лаборатория робототехники»

Обучение в сотрудничестве





3

Конструирование модели «Собака робот»

Комбинированное

Дискуссия, практикум

«Лаборатория робототехники»

Развивающее обучение





3

Конструирование модели «Механический муравей».

Комбинированное

Дискуссия, практикум

«Лаборатория робототехники»

Обучение в сотрудничестве





3

Конструирование модели «Рычажные весы»

Комбинированное

Дискуссия, практикум

«Лаборатория робототехники»

Развивающее обучение





3

Конструирование модели «Башенный кран»

Комбинированное

Дискуссия, практикум

«Лаборатория робототехники»

Обучение в сотрудничестве





3

Конструирование модели «Пандус»

Комбинированное

Дискуссия, практикум

«Лаборатория робототехники»

Развивающее обучение



Раздел 6. Творческие задания




3

«Ралли по холмам»

Занятие проект

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

«Лаборатория робототехники»

Проблемное обучение





3

«Волшебный замок»

Занятие проект

Практикум

«Лаборатория робототехники»

Обучение в сотрудничестве





3

«Почтовая штемпельная машина»

Занятие проект

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

«Лаборатория робототехники»

Проблемное обучение





3

«Ручной Миксер»

Занятие проект

Практикум

«Лаборатория робототехники»

Обучение в сотрудничестве





3

«Подъемник»

Занятие проект

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

«Лаборатория робототехники»

Проблемное обучение





3

«Летучая мышь»

Занятие проект

Практикум

«Лаборатория робототехники»

Обучение в сотрудничестве





3

«Катапульта»

Занятие проект

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

«Лаборатория робототехники»

Проблемное обучение





3

«Ручная тележка»

Занятие проект

Практикум

«Лаборатория робототехники»

Обучение в сотрудничестве





3

«Лебедка»

Занятие проект

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

«Лаборатория робототехники»

Проблемное обучение





3

«Карусель»

Занятие проект

Практикум

«Лаборатория робототехники»

Обучение в сотрудничестве





3

«Наблюдательная вышка»

Занятие проект

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

«Лаборатория робототехники»

Проблемное обучение





3

«Мост»

Занятие проект

Практикум

«Лаборатория робототехники»

Обучение в сотрудничестве



1,5

«Создание аксессуара для цифрового устройства»

Занятие проект

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

«Лаборатория робототехники»

Проблемное обучение



1,5

«Носимые устройства»

Занятие проект

Практикум

«Лаборатория робототехники»

Обучение в сотрудничестве



1,5

«Создание рекурсивного рисунка»

Занятие проект

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

«Лаборатория робототехники»

Проблемное обучение



1,5

«Создание фуникулера»

Занятие проект

Практикум

«Лаборатория робототехники»

Обучение в сотрудничестве



1,5

«Создание помощника для работы в классе»

Занятие проект

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

«Лаборатория робототехники»

Проблемное обучение



3

«Создание машины-ленивца»

Занятие проект

Практикум

«Лаборатория робототехники»

Обучение в сотрудничестве



3

«Создание карнавальной игры»

Занятие проект

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

«Лаборатория робототехники»

Проблемное обучение



3

«Создание цепной реакции»

Занятие проект

Практикум

«Лаборатория робототехники»

Обучение в сотрудничестве



3

«Создание механизма для анимации»

Занятие проект

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

«Лаборатория робототехники»

Проблемное обучение



3

«Создание механической игрушки в виде животного»

Занятие проект

Практикум

«Лаборатория робототехники»

Обучение в сотрудничестве



3

«Создание помощника по дому»

Занятие проект

Групповая работа с кейсами и проблемными заданиями

«Лаборатория робототехники»

Проблемное обучение



3

«Создание простого механизма для перемещения предметов»

Занятие проект

Практикум

«Лаборатория робототехники»




Раздел 7. Итоговая работа


3

Конструирование модели по замыслу.

Занятие подведение итогов

Занятие проект

«Лаборатория робототехники»

Проблемное обучение



3

Конструирование модели по замыслу.

Занятие подведение итогов

Практикум

«Лаборатория робототехники»

Проблемное обучение



1,5

Защита проектов

Метод проектов

Выставка роботов

«Лаборатория робототехники»

Технология проектной деятельности





Содержание программы


Раздел 1. Простые механизмы. Теоретическая механика.

Теория: Введение в предмет. Презентация программы. Предназначение моделей. Рычаги, шестерни, блоки, колеса и оси. Названия и назначения деталей. Изучение типовых, соединений деталей. Конструкция. Основные свойства конструкции при ее построении. Ознакомление с принципами описания конструкции. Условные обозначения деталей конструктора. Выбор наиболее рационального способа описания.

Понятие о простых механизмах и их разновидностях. Рычаг и его применение. Конструирование рычажных механизмов. Рычаги: правило равновесия рычага. Основные определения. Правило равновесия рычага. Построение сложных моделей по теме «Рычаги». Блоки, их виды. Применение блоков в технике. Построение сложных моделей по теме «Блоки». Понятие оси и колеса. Применение осей и колес в технике и быту. Рулевое управление. Велосипед и автомобиль. Виды ременных передач; сопутствующая терминология. Применение и построение ременных передач в технике. Зубчатые передачи, их виды. Применение зубчатых передач в технике. Зубчатые передачи. Различные виды зубчатых колес. Зубчатые передачи под углом 90°. Реечная передача.

Практика:

Раздел 2. Силы и движение. Прикладная механика.

Теория: Установление взаимосвязей. Измерение расстояния. Сила трения, Использование механизмов - конических зубчатых передач, повышающих передач, шкивов. Использование механизмов, облегчающих работу. Сборка модели - «удилище». Использование механизмов - блоки и рычаги. Измерение расстояния, Калибровка шкал и считывание показаний. Энергия движения (кинетическая). Энергия в неподвижном состоянии (потенциальная) Трение и сопротивление воздуха. Сборка модели - измеритель. Использование механизмов - колеса и оси. Самостоятельная творческая работа по теме «Создание тележки с измерительной шкалой». Трение и сила. Импульс. Количество движения, инерция. Сборка модели - механический молоток. Использование механизмов - рычаги, кулачки (эксцентрики). Изучение свойств материалов.

Практика: Самостоятельная творческая работа по теме «Использование повышающей передачи в уборочной машине». Самостоятельная творческая работа по теме «Использование блоков». Самостоятельная творческая работа по теме «Вариации рычагов в механическом молотке».

Раздел 3. Средства измерения. Прикладная математика

Теория: Измерение расстояния, калибровка и считывание расстояния. Сборка модели «Измерительная тележка». Использование механизмов - передаточное отношение, понижающая передача. Измерение массы, калибровка и считывание масс. Сборка модели - Почтовые весы. Использование механизмов - рычаги, шестерни. Измерение времени, трение, энергия, импульс. Сборка модели - Таймер. Использование механизмов - шестерни.

Практика: Самостоятельная творческая работа по теме «Измерительная тележка с различными шкалами». Самостоятельная творческая работа по теме «Вариации почтовых весов». Самостоятельная творческая работа по теме «Использование шатунов».

Раздел 4. Энергия. Использование сил природы

Теория: Сила и движение. Возобновляемая энергия, поглощение, накопление, использование энергии. Площадь. Использование механизмов - понижающая зубчатая передача. Инерция. Накопление кинетической энергии (энергии движения). Использование энергии. Трение. Уравновешенные и неуравновешенные силы. Изучение маховика как механизма регулировки скорости (повышающая передача) и средства обеспечения безопасности. Исследование маховика как аккумулятора энергии. Использование зубчатых колес для повышения скорости. Передача, преобразование, сохранение и рассеяние энергии в процессе превращения одного вида энергии в другой. Колеса. Трение. Измерение расстояния, времени и силы. Зубчатые колеса (шестерни).

Практика: Сборка моделей «Ветряная мельница», «Буер», «Гидротурбина», «Солнечный автомобиль». Сборка моделей «Инерционная машина», «Судовая лебѐдка». Самостоятельная творческая работа по теме «Конструирование модели «Тягач».

Раздел 5. Моторы

Теория: Повторение тем: Зубчатые колеса, Рычаги, Колеса. Энергия. Трение. Измерение расстояния. Зубчатые колеса, Рычаги, Связи, Храповой механизм, Использование деталей и узлов. Сила. Трение. Измерение времени.

Практика: Самостоятельная творческая работа по теме «Конструирование модели «Гоночный автомобиль», «Механический муравей», «Скороход», «Тележка с мотором», «Собака робот», «Рычажные весы», «Башенный кран», «Пандус»

Раздел 6. Творческие задания

Практика: выполнение творческих проектов: «Ралли по холмам», «Волшебный замок», «Почтовая штемпельная машина», «Ручной Миксер», «Подъемник», «Летучая мышь», «Катапульта», «Ручная тележка», «Лебедка», «Карусель», «Наблюдательная вышка»

«Мост», «Создание аксессуара для цифрового устройства», «Носимые устройства», «Создание рекурсивного рисунка», «Создание фуникулера», «Создание помощника для работы в классе», «Создание машины-ленивца», «Создание карнавальной игры», «Создание цепной реакции», «Создание механизма для анимации», «Создание механической игрушки в виде животного», «Создание помощника по дому», «Создание простого механизма для перемещения предметов».

Раздел 7. Итоговая работа.

Практика: Выставка. Презентация конструкторских работ. Подведение итогов работы за год.



ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОГРАММЫ

Дата переноса

занятия

Причина переноса (приказ на выход с обучающимися с указанием № приказа, больничный, отпуск либо дни Б/С, командировки и т.п.)

Дата, на которую осуществлен перенос занятия

Форма реализации программного материала (уплотнение, дополнительное занятие или другое)















































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!