СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнение «ДИНАМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

10 класс обществознание

Тема: «ДИНАМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ»

Просмотр содержимого документа
«Дополнение «ДИНАМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ»»

10 класс обществознание

Тема: «ДИНАМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ»

Цель:  формирование понимания учащихся о многовариантности общественного развития, об общественном прогрессе.

Тип урока: комбинированный

План изучения нового материала

  1. Многовариантность общественного развития.

  2. Целостность и противоречивость современного мира. Глобализация.

  3. Проблема общественного прогресса.



Ход занятия

I.Оргмомент

- «Становится ли человеческое общество со временем всё более совершенным?».

- «Существует ли единый для всех путь развития или каждая страна идёт своей дорогой?».

( ответы учащихся)

II.Проверка д/з: вопросы стр. 28, эссе рубрика «Мысли мудрых» (по желанию)

  1. задание: приведите как можно больше фактов, свидетельствующих о том, что современный мир многообразен и разнолик. (языковое, и этническое, и религиозное многообразие, и разнообразие форм правления и территориального устройства, и различия в уровне экономического развития и уровне жизни населения разных стран, и многообразие культурных традиций, многообразие типов обществ).

Работа с учебником стр.33

Найдите и запишите в тетради причины различия природных условий, специфику хозяйства, своеобразие духовной культуры, особенности образа жизни, своеобразие выбора, сделанного тем или иным народом или государством в определённый момент своей истории.

(+ специфика исторического пути, пройденного народами и государствами, разнообразие внешних влияний, отдельные закономерные и случайные события, оказавшие влияние на историю того или иного государства)

- является ли многовариантность общественного развития беспредельной?

Вывод: многовариантность путей и форм включена в рамки определённых тенденций общественного развития.

  1. Понятие «глобализация».

- какому знакомому вам слову созвучно слово «глобализация»?

Назовите известное из школьного курса географии однокоренное слово. ( латинское слово «глобус», в переводе шар )

Запись в тетради определения понятия глобализация: Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.

-найдите проявления этой интеграции, и её причины. (Иными словами, выявить изменения в развитии общества, способствующие целостности современного человечества)

(ответы- влияние на современное общество новых средств связи и коммуникации, и развитие транспорта, и развитие мирового хозяйства (производства, рынка), объединившего страны и народы, и научно-техническое развитие, поставившее всё человечество перед проблемой выживания).

- интеграционные тенденции развивались задолго до этапа глобализации, новизна этого этапа состоит в превращении мирового сообщества в единый всемирный хозяйственный организм, развитие которого определяет судьбы отдельных стран (даже самых крупных и экономически развитых). При этом глобальная экономическая система становится сильнее и значимее национальных экономических систем, а национальные государства не могут, как прежде, защищать национальную экономику от внешних нежелательных воздействий. Середина 1980-х гг. служит своего рода разделительным барьером: с этого момента начали расти объёмы мировой торговли и финансовые потоки, тогда же начали активно формироваться торговые союзы.

- Приведите примеры интеграционных процессов, в которые вовлечена РФ на пространстве СНГ и в мировом пространстве.

Заполнение таблицы в процессе работы с текстом учебника): Последствия глобализации



Позитивные последствия

Негативные последствия





Глобальные проблемы. Составление схемы:




заполнить звенья, опираясь на знания, полученные в основной школе, при возникновении затруднений можно обратиться к тексту учебника стр. 34.

основные признаки глобальных проблем: (запсиь в тетради)

  • они порождены деятельностью всего человечества;

  • они угрожают существованию всего человечества;

  • они не решаются усилиями отдельных стран, а требуют объединения усилий всего мирового сообщества.

3. Проблема общественного прогресса.(самостоятельная работа с учебником стр. 34-37)

Задание : записать перечень критериев прогресса, выдвигавшихся философами в разное время

III. Этап закрепления

  1. Рубрика «Практические выводы». Прокомментировать их, привлекая изученный материал.

2) Обобщающие задания:

  1. При рассмотрении исторического процесса употребляют термины «изменение» и «развитие». Являются ли они синонимами? Обоснуйте своё мнение.

  2. Можно ли достичь одновременного прогресса в различных сферах жизни общества? Приведите обоснования своего ответа.

В менее подготовленном классе возможны вопросы, раскрывающие основные понятия темы:

  1. В чём проявляется многообразие современного мира?

  2. В чём состоит единство мира в современных условиях?

  3. В чём суть процесса глобализации? В чём проявляются её противоречия?

По вопросу общественного прогресса и его критериев возможна работа с заданиями 7 и 9 рубрики «Вопросы для самопроверки».

Домашнее задание

Учебник, § 3, документ к параграфу, вопросы к документу, вопросы для самопроверки;

подготовить к обсуждению эссе (на выбор):

  • по высказыванию, данному в рубрике «Мысли мудрых»;

  • по следующим высказываниям:

«Цивилизованное общество напоминает ребёнка, который ко дню своего рождения получил слишком много игрушек» (Д. Томсон);

«Высочайший и священнейший интерес общества есть его собственное благосостояние, равно простёртое на каждого из его членов» (В. Г. Белинский).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!