Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования г. Нижнеудинск»
ДОКЛАД
На тему «Профессиональный рост учителя технологии как необходимое условие повышения качества образования в школе»
Учитель технологии Г.В. Сафьянова
Нижнеудинск 2020 г.
Профессиональный рост учителя технологии как необходимое условие повышения качества образования в школе
Основное правило учителя - отбирать для указанных целей такие методы, технологии обучения, которые бы не только и не столько позволяли усваивать готовые знания, сколько приобретать знания самостоятельно из разных источников, формировать собственную точку зрения, уметь ее аргументировать, использовать ранее полученные знания в качестве метода для получения новых знаний.
Учитель сегодня должен быть не только всесторонне развитой личностью с богатым внутренним миром, но и профессионалом, который постоянно стремится к самосовершенствованию. Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Поэтому понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Компетентный педагог способен быть объективным и критичным не только к своим ученикам, но и к самому себе, осознавать свои сильные и слабые стороны и полностью реализовывать свой творческий потенциал.
Профессионализм учителя — это характеристика личности педагога, предполагающая владение им видами профессиональной деятельности и наличие у педагога сочетания профессионально важных психологических качеств, обеспечивающих эффективное решение профессиональных педагогических задач по обучению и воспитанию.
Профессионализм учителя включает в себя:
-разносторонние знания,
-умения и навыки;
-опыт;
-профессионально значимые личностные качества творческого плана.
Важной составляющей профессионализма является компетентность — способность к актуальному выполнению деятельности в заданной предметной области.
Профессиональная компетентность педагога – включает в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также показатели его культуры: речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности.
Если педагог постоянно находится в поиске новых знаний, занимается саморазвитием, то результаты обязательно себя проявят и положительно отразятся на образовательном процессе.
Какова роль самообразования в развитии профессиональной компетентности учителя?
Существует несколько форм повышения квалификации: очные, заочные и самообразование. Курсы повышения квалификации педагога способствуют повышению профессионального мастерства.
Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
Курсы повышения квалификации дают возможность не только узнать о новых требованиях и технологиях современного образования, но, прежде всего, встретиться с единомышленниками.
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры. Это одна из форм повышения профессионального мастерства педагога. Посредством самообразования повышается качество преподавания предмета, осуществляется готовность к педагогическому творчеству, прослеживается профессиональный и карьерный рост, создается имидж современного учителя.
Задача учителя – не только дать учащимся знания, но и развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность, учить самостоятельно, добывать знания и применять полученные знания на практике.
Важным звеном педагога является аттестация - комплексное оценивание уровня квалификации педагогического профессионализма и продуктивности деятельности педагога. Проведение аттестации призвано стимулировать профессиональное и личностное развитие педагога, содействовать повышению его вклада в достижение результатов работы образовательного учреждения. Каждый учитель должен стремиться к успеху. Именно в педагогической профессии личностный рост является непременным условием достижения профессионализма.
Какие механизмы могут организовать деятельность педагога, направленную на развитие профессиональных педагогических компетенций? Это создание сайта в Интернете, наличие публикаций, участие в вебинарах, олимпиадах, конкурсах, обмен опытом. Педагогу необходимо анализировать свой педагогический опыт и активизировать профессиональное саморазвитие.
Профессиональный рост педагога - это процесс развития, интеграции и внедрения в педагогическую работу профессионально важных личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и навыков; функциональная качественная трансформация педагогом своего внутреннего мира, что в результате ведет к сознательно новому образу жизни и к повышению качества образования в современной школе.