Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Санаторная школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»
г. Магнитогорска
«ОРГАНИЗАЦИЯ САМОПОДГОТОВКИ
В 1-4 КЛАССАХ»
(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ)
Выполнила:
воспитатель
Павлик Е.П.
Магнитогорск, 2022
Самоподготовка в режиме работы школы-интерната является одной из самых ответственных и сложных частей многоуровневой работы воспитателя.
Это обязательные ежедневные занятия, на которых обучающиеся самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя.
Результат самоподготовки зависит:
от учителя – насколько он смог заинтересовать ученика своим предметом;
от организации самоподготовки воспитателем.
При организации самоподготовки воспитателю необходимо помнить: самоподготовка – не урок. В основе самоподготовки лежит самостоятельный учебный труд каждого воспитанника и оказание ему индивидуальной помощи в случае необходимости со стороны воспитателя.
Для пробуждения интереса у детей и преодоления негативного отношения к этому режимному моменту, для обучающихся начальных классов используются разнообразные формы самоподготовок: Самоподготовка – путешествие», «Самоподготовка – сказка», «Самоподготовка – подарок», «Самоподготовка – сюрприз» и др.
Процесс проведения самоподготовки имеет определенную СТРУКТУРУ и включает:
Организационный момент предполагает готовность рабочего места – наличие учебных принадлежностей. Уместно введение элемента игры с привлечением сказочного персонажа, который проверяет готовность детей к работе, привнося элемент краткого соревнования: «Кто сегодня быстрее и лучше подготовит своё рабочее место?».
Возможна игра «Светофор », где подготовивший своё место, поднимает зелёный кружок. Включение этих приёмов способствует не только развитию заинтересованности у детей, но и созданию положительного эмоционального настроя на самом начальном этапе самоподготовки.
На втором этапе возникает необходимость обеспечить рабочее настроение учащихся; уточнить домашнее задание по каждому предмету, дать рекомендации по его выполнению, предупредить возникновение ошибок (повторение правил, игра и т.д.). Как вариант, упражнение, задача которого: «Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в классификации». На доске 5 слов по изучаемой теме и одно слово произвольное. Задание: «Определите лишнее слово, подберите правило из учебника к оставшимся четырём». Данный прием активизирует интеллектуальный компонент познавательной деятельности: вспоминая учебный материал, дети приступают к самостоятельному выполнению домашнего задания. Непосредственно перед выполнением, возможна эмоционально волевая установка, например: «Ребята, задание сегодня трудное, но я верю, что вы успешно справитесь с ним». Содержание текста может быть различным, но смысл – настроить детей на успех, помочь поверить в свои силы.
На третьем этапе самоподготовки – во время выполнения домашних заданий – воспитатель контролирует работу обучающихся, следит за рациональным использованием времени, осанкой, настроением каждого ученика, особое внимание уделяя слабым, получившим индивидуальные задания, проводит физкультминутку.
Во время выполнения самостоятельной работы необходимо держать в поле зрения каждого ученика. Заметив трудности, вовремя оказать помощь, помочь предотвратить возникновений у ребенка волнений, тревоги, потери интереса к деятельности. Важно дифференцированно оказать дозируемую поэтапную помощь:
предложить повторить правило;
прочитать задание и подумать, как применить правило к конкретному заданию;
просмотреть классную работу с аналогичным заданием;
применить индивидуальные памятки, нацеливающие ребёнка на цепочку последовательных действий;
привлечь к работе консультантов из числа учеников, первыми справившимися с работой (что вносит разнообразие в ход самоподготовки, стимулирует к старательному выполнению задания, чтобы заслужить роль консультанта).
В конце самоподготовки подводятся краткие итоги, отмечаются положительные моменты и недостатки в работе. На этом этапе самоподготовки учащимся предоставляется возможность самостоятельно проанализировать результаты своей деятельности, оценив прилежание, культуру труда, результаты взаимопомощи, аккуратность, внимательность, старательность.
Отсюда основные воспитательные и образовательные функции самоподготовки.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОПОДГОТОВКИ:
1. Отказ от применения мер наказания.
2. Использование разнообразных форм одобрения, стимулирования при проявлении самостоятельности выполнения домашних заданий.
3. Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе.
4. Недопустимость назидательных бесед, замечаний, принуждения во время самоподготовки.
5. Ограниченный и краткий объем разъяснений.
6. Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.
7. Привлечение учащихся к посильной помощи при условии выполнения ими своих уроков. Организация работы консультантов.
8. При досрочном выполнении домашних заданий всем классом воспитатель организует коллективное чтение научно-популярной или художественной литературы по программе, совершенствуя технику чтения учащихся; отдельным учащимся, раньше других справившимся с выполнением заданий, воспитатель разрешает заниматься отвлеченными делами, не нарушая рабочей обстановки в классе, предупреждая и ликвидируя конфликтные ситуации.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОПОДГОТОВКИ:
1. Равномерная и достаточная освещенность всего помещения. При необходимости использование штор для защиты от прямых солнечных лучей.
2. Поддержание нормального температурного режима. Регулярное проветривание помещения.
3. Поддержание чистоты и порядка в классе. Соблюдение школьниками личной гигиены.
4. Устранение шумовых раздражителей.
5. Сохранение у детей правильной позы во время работы.
6. Проведение физкультминуток, упражнений для глаз и релаксационных пауз.
ВИДЫ КОНТРОЛЯ:
1. При фронтальной проверке проводится коллективный разбор выполненного задания, определяются допущенные ошибки, их причины и пути устранения. Применяется при начальном обучении самоконтролю школьников.
2. При индивидуальном самоконтроле каждый учащийся проверяет ход и результаты выполняемой работы самостоятельно. Такая проверка является обязательным элементом самостоятельной работы. Навык индивидуального самоконтроля формируется на протяжении всего обучения при помощи использования фронтальных проверок и других способов контроля.
3. Взаимные проверки учащимися работ друг друга. Каждый обучающийся выступает в роли проверяющего. Благодаря взаимному контролю у учащихся углубляются знания и умения по выполняемой работе, развиваются внимательность и навыки самоконтроля.
Чтобы ребенок понимал, чем занимается, ради чего он это делает, используется метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Это эмоциональное воздействие, позитивные стимулы, поощрение, ситуация морального успеха.
Главными приемами организации самоподготовки являются:
Вышеизложенные методы и приемы способствуют формированию навыков самоорганизованности и самодисциплины, воспитанию ответственного отношения к результатам учебного труда, позволяют разнообразить ход самоподготовки, способствуют развитию познавательного интереса, его сохранению на всех этапах работы и служат средством формирования мотивационного компонента учебной деятельности.