СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОКЛАД На тему: «Самостоятельная работа, как важнейшая форма учебного процесса»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельная работа студентов является  важной формой образовательного процесса, фундаментом, который человек заложил самостоятельно, и который по истечении времени станет прочным его достоянием.

Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД На тему: «Самостоятельная работа, как важнейшая форма учебного процесса»»

ДОКЛАД

На тему: «Самостоятельная работа, как важнейшая

форма учебного процесса»

Подготовила преподаватель

О.Ю.Игнатенко


Должно постоянно помнить, что следует передавать ученику

не только те или иные познания, но развивать в нем желание

самостоятельно, без учителя, приобретать новые…

Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду

полезную пищу, человек будет учиться  всю жизнь…»

К.Д. Ушинский


Самостоятельная работа обучающегося — это вид учебной деятельности, предназначенный для приобретения знаний, навыков и умений в объеме изучаемой дисциплины согласно требованиям ФГОС СПО, который выполняется студентом индивидуально и предполагает активную роль обучающегося в ее планировании, осуществлении и контроле.

Ведущая задача педагога среднего профессионального образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию и самообразованию. Решение этой задачи невозможно только путем передачи знаний. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а фундаментом, который человек заложил самостоятельно, и который по истечении времени станет прочным его достоянием.

Самостоятельную работу необходимо организовывать во всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала. Студентов необходимо ставить в активную позицию, делать их непосредственными участниками процесса познания.

Организация самостоятельной работы должна способствовать развитию мотивации учения студентов. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер, быть чётко сформулированной. Содержание самостоятельной работы должно обеспечивать полный и глубокий комплекс заданий студентам. При организации самостоятельной работы необходимо правильно организовать систему контроля.

Своеобразной формой организации обучения являются внеаудиторная самостоятельная работа. Она представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который устанавливает сроки выполнения заданий. Режим работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Это требует от него не только умственной, но и организационной самостоятельности.

Роль этого вида учебной деятельности возрастает в современных условиях, в связи с реализацией задачи формирования у обучающихся способности к постоянному самообразованию, предполагающему способность к самостоятельной познавательной деятельности. Для продуктивной организации самостоятельной работы создаются учебно-методические комплексы, методические рекомендации, которые включают описание основных видов самостоятельной работы и указания по их выполнению.

У каждого из нас разработаны методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

Цель методических указаний состоит обеспечении эффективности

внеаудиторной самостоятельной работы, определении её содержания,

установления требований к оформлению и результатам самостоятельной

работы.

Выделим основные формы и виды самостоятельной работы студентов:

  • Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.

  • Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.

  • Работа со словарем, справочником.

  • Поиск необходимой информации в сети Интернет.

  • Конспектирование источников.

  • Составление аннотаций к литературным источникам.

  • Составление рецензий и отзывов на прочитанный материал.

  • Составление обзора публикаций по теме.

  • Составление и разработка словаря (глоссария).

  • Составление или заполнение схем, таблиц

  • Ведение дневника (дневник практики, дневник наблюдений, дневник самоподготовки и т.д.)

  • Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала.

  • Выполнение аудио - и видеозаписей по заданной теме.

  • Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, контрольной работе, зачету, экзамену).

  • Выполнение домашних контрольных работ.

  • Самостоятельное выполнение практических заданий (ответы на вопросы, тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты).

  • Выполнение творческих заданий.

  • Проведение опыта и составление отчета по нему.

  • Подготовка устного сообщения для выступления на занятии.

  • Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на занятии.

  • Подготовка доклада и написание тезисов доклада.

  • Выполнение комплексного задания или учебного проекта по учебной дисциплине.

  • Подготовка к его защите на семинарском или практическом занятии.

  • Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании.

  • Подготовка к выступлению на конференции.

  • Выполнение расчетов.

  • Подготовка к деловым и ролевым играм.

Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий обучающихся, способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью: систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся; углубления и расширения теоретических знаний; формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развития исследовательских умений.

При разработке программ учебной дисциплины и профессионального модуля преподаватель определяет содержание и объем теоретической учебной информации и практических заданий, выносимых на внеаудиторную самостоятельную работу, формы и методы контроля результатов.

Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм: самоконтроль и самооценка обучающегося; контроль и оценка со стороны преподавателя.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Чаще всего обучающимся для самостоятельной деятельности предлагаются работа с учебной литературой, ответы на вопросы, выполнение заданий к аудиторным занятиям. Однако сами обучающиеся иногда испытывают желание проявить себя в подготовке дидактических средств: раздаточных материалов, таблиц, рисунков, аудио-видео материалов, компьютерных программ.

В новых условиях для развития опыта самостоятельной работы следует предлагать студентам такие задания, как подготовка программного обеспечения, привлечение к работе по созданию банка данных, базы знаний.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы могут быть использованы зачеты, экзамены, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита курсовых и творческих работ, портфолио достижений.

Наряду с традиционными формами контроля, используются новые методы, одним из которых является балльно-рейтинговая система контроля. Использование рейтинговой системы активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности. Введение рейтинга увеличивает нагрузку преподавателей за счет дополнительной работы по структурированию содержания дисциплин, разработке заданий разного уровня сложности, но такая работа позволяет преподавателю воплотить свои идеи совершенствования учебного процесса.














Список использованной литературы

  1. Гойдина Н.А. - "Организация самостоятельной аудиторной работы студентов"- М: Эксмо-Пресс, 2009.

  2. Гордеева В.В. Активные и интерактивные формы организации и педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов. Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. № 28 2012 г

  3. Ведерникова Е.Г. – «Развитие  познавательной активности студентов в процессе обучения и внеаудиторной деятельности через активизацию мышления»- М.: Эксмо, 2012.

  4. Лесик И.С. – «Организация самостоятельной работы студентов как одно из условий усвоения профессиональных компетенций» - М: ПРИОР, 2003.

  5. Марохонько О.И. – «Организация самостоятельной работы студентов» - М.: Эксмо-Пресс, 2010.

  6. Ларионова, Г. Организация самостоятельной работы студентов /Г. Ларионова //Педагогика. – 2003.

  7. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования / Морева Н.А. –М., 2004.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!