СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Эстетическое воспитание современной молодежи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Круглый стол. Доклад для учащихся 10-11 классов. Эстетическое воспитание молодежи.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Эстетическое воспитание современной молодежи"»

ДОКЛАД

РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Магомедова А.Ш.

специальность «Учитель истории и обществознания»,

МКОУ СОШ № 1им. Магомед-Герея Зульпукарова

Г.Южно-Сухокумск


В современной России особо актуальна проблема преодоления культурного дефицита, отчуждения людей от культуры, общечеловеческих идеалов и ориентиров. В этих условиях резко возрастают требования к духовному становлению подрастающего поколения. Одним из путей развития целостной, гармоничной личности, способной свободно ориентироваться в мире ценностей, является формирование у неё эстетической культуры.

Отличительной чертой современного школьного образования является направленность его содержательно-целевых аспектов в сторону гуманизации, которая означает глубокие качественные и чувственные преобразования в стратегии и тактике обучения с учетом, прежде всего личностного фактора. Основное внимание сосредоточено на создании благоприятной обстановки для каждого ребёнка, его развитии как свободной, целостной личности, способной к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры. В создавшихся условиях актуальным становится формирование и развитие у школьника эстетической культуры, обеспечивающей ценностное отношение к окружающему миру, эмоционально-образное постижение реальности, развитие способности воспринимать красоту во всём её многообразии и создавать прекрасное в окружающей действительности. Развитию эстетических чувств у детей младшего школьного возраста придавали большое значение В.Г. Белинский, С.А. Наумов, В.А. Сухомлинский, Е.А. Флерина, К.Д. Ушинский, П.М. Якобсон и др. Они подчеркивали, что эстетические чувства оказывают положительное влияние на культуру школьника, тонизируют его психофизиологические функции, способствуют формированию социальных чувств. Именно младший школьный возраст сензитивен для формирования и развития основных эстетических качеств - эстетическая потребность, эстетическая ценность, эстетический идеал, эстетическая оценка, эстетическое суждение, эстетическое чувство, эстетический вкус.

Эстетические чувства - эмоциональное состояние, возникающее в процессе эстетического восприятия явлении действительности или произведений искусства. С точки зрения психологии эстетические чувства представляют собой специфические переживания, вызываемые этим восприятием, и выступают как чувства прекрасного или возвышенного, трагического или комического. Именно учитель руководит процессом формирования и развития эстетических чувств у младших школьников: подчеркивает эстетическую сторону предметов и явлений, активизирует практическую деятельность ребенка (живопись, музыка и др.), развивает потребность в прекрасном. Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор цели и задачи исследования.

Цель – изучить динамику развития эстетических чувств как психологического новообразования в младшем школьном возрасте в учебной и внеучебной деятельности через активизацию практической деятельности. Объект – учебная и внеучебная деятельность младших школьников. Предмет – развитие эстетических чувств младших школьников. Гипотеза – развитие эстетических чувств младших школьников будет проходить успешно, если учитель будет активизировать практическую деятельность учащихся в учебной и внеучебной деятельности, применяя на уроках задания направленные на развитие эстетических чувств.

Для достижения поставленной цели и доказательства гипотезы поставлены следующие задачи:

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературы по заявленной теме;

- провести экспериментальное исследование по развитию эстетических чувств младших школьников;

- подобрать рекомендации для учителей по развитию эстетических чувств младших школьников в учебной и внеучебной деятельности.

Эстетическое развитие в младшем школьном возрасте является совместной деятельностью учителя и учащихся, играет большую роль в становлении высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и находит проявлении в отношении к людям, к труду, к искусству, к жизни, к родному языку. Эстетические чувства оказывают положительное влияние на духовно-нравственную сторону личности младших школьников, способствует приобретению младшими школьниками эстетических навыков и умений. Развитие эстетических чувств должно осуществляться на всех уроках, независимо от их содержания и организации. Содержание эстетического развития включает в себя формирование знаний, умений и навыков, развитие эстетических чувств, вкусов, интересов. Эстетические чувства проявляются в разнообразных формах. Учителю начальных классов стоит уделять особое внимание эстетико-речевой деятельности учащихся. Речевая деятельность является первоосновой любой деятельности человека. Развитие эстетического сознания через пассивное восприятие (посещение выставок, экскурсий, музеев и др.) отдельных произведений искусства и эстетическая деятельность младшего школьника — это две взаимосвязанные стороны учебной деятельности.

Развитие эстетических чувств у младших школьников происходит так же в процессе художественно-изобразительной деятельности. Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства. Таким образом, происходит непосредственный процесс развития эстетических чувств.

Наряду с усвоением знаний в развитие эстетического чувства входит и приобретение эстетических навыков и умений. На уроках музыки младшие школьники овладевают навыками слушания музыки; в изобразительной деятельности – умение наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать индивидуальные свойства и общие.

В развитие эстетических чувств входит и формирование элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Младшие школьники приобретают знания о фольклоре, стихах, рассказах на уроках чтения и русского языка.

В системе внеучебной работы начальной школы большое внимание уделяется различным формам эстетического развития. Важное место в жизни младших школьников занимают читательские конференции. Они наряду с учебными занятиями дают детям первые жизненные уроки сознательного анализа художественных произведений, учат их обращать внимание на главное в произведении, глубокое раскрытие образов, на художественные особенности, язык. Огромную роль в деле эстетического развития младших школьников играет просмотр и последующий анализ кинофильмов. Немалую роль в обучении ребенка пониманию прекрасного в искусстве и жизни, в пробуждении и развитии у него эстетических чувств играют стихотворения. Огромную роль в деле эстетического развития младших школьников играет организация детской художественной самодеятельности, результаты которой оцениваются в различных формах: классные и общешкольные смотры художественной самодеятельности, конкурсы на лучшего чтеца, певца, танцора, выступления на родительских собраниях, перед старшеклассниками на вечерах и перед дошкольниками в детских садах и т. д.

Исследование проводилось в 4 «Б-1» классе на базе МОУ СОШ № 33 г. Петропавловск-Камчатского. Экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.

В исследовании принимали участие 24 ученика. По результатам беседы были получены следующие результаты: большинство детей не могут высказать свое отношение к эстетической значимости предмета, оценить её, достаточно эмоционально реагируют на эстетические объекты и явления, но не всегда способны самостоятельно воспринимать произведения искусства, чаще требуется предварительная подготовка под руководством педагога, Не всегда могут отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве.

Во время занятий велось педагогическое наблюдение, согласно таблицам № 1 «Основные показатели эстетического развития личности» и №2 «Характеристика основных уровней эстетического развития личности». Критерии, по которым велось наблюдения, отражены в таблицах №1, 2.



Основные показатели эстетического развития личности

Таблица №1.

показатели

характеристики


Эстетическая потребность

Заинтересованность человека в эстетических ценностях, исходный момент освоения и создания человеком эстетического в разнообразных формах деятельности и, прежде всего, в деятельности художественной, в искусстве, где эстетическое начало выражается в наиболее концентрированном виде. Строится на бескорыстном отношении субъекта к эстетическому быту


Эстетическая ценность

Особый класс ценностей, существующий наряду с ценностями утилитарными, моральными и т.п. характеризующими значимость какого-либо объекта в жизнедеятельности общества, класса, социальной группы или отдельной личности


Эстетический идеал

Вид эстетического отношения, являющийся образом должной и желаемой эстетической ценности; высшей критерий эстетической оценки, которая предполагает сознательное или неосознанное сопоставление тех или иных явлений с эстетическим идеалом. Это такой вид эстетического отношения, который находится между эстетическим вкусом, с одной стороны, и эстетическим взглядом – с другой.


Эстетическая оценка

Способ установления эстетической ценности какого-либо объекта, осознаваемый результат эстетического восприятия, обычно фиксируемый в суждениях типа «это красиво», «это уродливо» и т.п. Заключительное звено эстетического восприятия


Эстетическое суждение

Категория эстетики, фиксирующая специфику эстетического отражения. В отличие от логико-понятийного суждения это не теоретическое высказывание об эстетической значимости предмета, содержащее его оценку, а один из способов положительного или отрицательного реагирования субъекта на эстетические аспекты действительности и искусства


Эстетическое чувство

Непосредственное эмоциональное переживание человеком своего эстетического отношения к действительности


Эстетический вкус

Способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия («нравится» - «не нравится») дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и искусстве различать эстетическое и неэстетическое, обнаруживать в явлениях черты трагического и комического (чувство юмора)


Характеристика основных уровней эстетического развития личности

Таблица №2

Уровни

Показатели


Низкий


Средний


Высокий

Эстетическая потребность

Ребёнок мало заинтересован в приобщении к эстетическим ценностям, усваивает эстетические ценности только под давлением родителей и педагогов, не проявляет интереса к художественной деятельности

В целом ребёнок заинтересован в усвоении эстетических ценностей, однако ему требуется педагогическая помощь и руководство; стремится к приобщению к эстетическим ценностям; проявляет интерес к художественной деятельности

Ребёнок заинтересован в усвоении эстетических ценностей, активно проявляет себя в художественной деятельности, стремится к созданию эстетических ценностей. Самостоятельно приобщается к эстетическим ценностям

Эстетическая ценность

Не обладает сформированной системой эстетических ценностей. Не всегда способен отличать ценности от антиценностей. Часто прибегает к помощи окружающих

В целом обладает системой представлений об эстетической ценности. Не всегда самостоятелен и уверен в своих суждениях, прибегает к помощи педагога и авторитетных лиц

Обладает сформированной системой эстетических ценностей. Способен самостоятельно отличать ценности от антиценностей

Эстетический идеал

Не имеет сформированного эстетического идеала. Не понимает эстетической ценности явлений действительности и искусства

В целом имеет сформированный эстетический идеал, но не всегда понимает эстетическую ценность явлений действительности и искусства

Имеет достаточно полно и четко сформированный эстетический идеал. Видит, понимает и аргументирует значимость эстетической ценности явлений действительности искусства.

Эстетическая оценка

Не способен дать эстетическую оценку эстетической ценности какого-либо объекта

В целом может дать оценку эстетической ценности какого-либо объекта, однако не всегда самостоятельно и осознано. Иногда испытывает затруднения

Способен самостоятельно дать полную, развернутую аргументированную оценку эстетической ценности какого-либо объекта.

Эстетическое суждение

Не может высказать свое отношение к эстетической значимости предмета, оценить её

Не всегда способен самостоятельно сформулировать свое отношение к эстетической значимости предмета, независимо оценить её. Прибегает к помощи педагога

Способен самостоятельно сформулировать и ясно выразить свое отношение к эстетической значимости предмета, независимо оценить её, доказывать и отстаивать свою позицию

Эстетическое чувство

Обладает слабо развитой способностью эмоционально реагировать на эстетические объекты и явления. Слабо проявляет интерес к произведениям искусства

В целом достаточно эмоционально реагирует на эстетические объекты и явления. Не всегда способен самостоятельно воспринимать произведения искусства, чаще требуется предварительная подготовка под руководством педагога

Обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, готовностью к эмоциональному эстетическому переживанию

Эстетический вкус

Не способен воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и искусстве

Не всегда способен воспринимать и оценивать эстетические объекты. Не всегда может отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве.

Способен дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве


По результатам констатирующего и контрольного этапов составлены диаграммы №1,2 отражающие динамику развития эстетических чувств.

В результате наблюдения были получены следующие данные, в диаграмме №1

Диаграмма №1














Анализируя диаграмму №1 можно выявить соотношение уровней по заданиям констатирующего этапа эксперимента: низкий уровень - 46% , что составляет 11 детей, средний уровень – 38%, что составляет 9 детей, высокий уровень – 16%, что составляет 4 ребёнка.


Диаграмма №2















Анализ полученных данных показывает, что наметилась положительная динамика, изменилось соотношение уровней развития эстетических чувств. Высокий уровень развития показало 30% учащихся, что составляет 7 детей, средний уровень развития - 21 % учащихся, что составляет 12 детей, низкий уровень развития показало 21 % учащихся, что составляет 5 детей.

Задача учителя в том, чтобы при помощи искусства влиять на моральные убеждения ребенка, расширить его кругозор, научить понимать прекрасное в искусстве и жизни, научить отличать художественное от нехудожественного, идейное от безыдейного. Все это важно еще и потому, что эстетическое, как и моральное, развитие ребенка протекает не только под влиянием учителя. При самостоятельном чтении детьми книг и стихов, при просмотре фильмов, слушании музыки ребенку предстоит во всем разобраться самостоятельно. Систематически осуществляемое эстетическое воспитание расширяет кругозор детей, укрепляет моральные убеждения, открывает перед ними богатейший мир духовной и эмоциональной жизни.

Именно младший школьный возраст сензитивен для формирования и развития основных эстетических качеств - эстетическая потребность, эстетическая ценность, эстетический идеал, эстетическая оценка, эстетическое суждение, эстетическое чувство, эстетический вкус.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!