СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Нравственно-эстетическое воспитание молодежи"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад: "Нравственное воспитание современной молодежи"

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Нравственно-эстетическое воспитание молодежи"»















Подготовила: учитель СОШ № 1

истории и обществознания

Магомедова Альбина Шамильевна







Г. Южно-Сухокумск – 2017 год

Эстетическое воспитание молодежи

(духовное становление личности школьника).


Содержание


1. Введение

а. Основа развития эстетического видения окружающего мира

б. Эстетическое развитие учащихся



2. Основная часть

а. Система уроков истории – один из основных элементов нравственно-эстетического воспитания школьников

б. Задачи современного воспитания

в. Влияние учителя: видеть, слышать, ощущать всё прекрасное вокруг



3. Заключение



4. Использованная литература



Задачи:



  • Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания школьников средствами самостоятельного искусства.

  • Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса школьников к истории.

  • Провести работу по эстетическому воспитанию школьников средствами общения и передачи нужной информации.

"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим".

Важнейшей и составной частью воспитательного процесса, как и во всех современных российских школах, является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в духовном развитии личности ученика. Сейчас стремление к качественному обучению нуждается в более высоком уровне информационно-библиотечной поддержки. Многие библиотекари видят истоки духовного возрождения нации в книге, в читающем молодом поколении, в нравственном и патриотическом воспитании учащихся. Сегодня важен выбор средств обучения и воспитания, приобщения школьников к миру духовных ценностей истории и культуры. Отличительной чертой современного развития образования является изменение содержательно-целевых аспектов с позиции гуманизации и гуманитаризации образования. Ориентация образования на общечеловеческие ценности, национальную духовную культуру; гуманитаризация содержания образования и освоение гуманистических технологий обучения и воспитания; создание в общеобразовательной школе среды, развивающей личность, способную к творческой самореализации в современной социокультурной ситуации. Проблема воспитания эстетической культуры обостряется в связи с той социальной ситуацией переходного периода развития общества, в котором мы живём: изменение в менталитете граждан общества, отсутствие устоявшихся моральных и эстетических критериев поведения, резкое падение уровня общей культуры.

В создавшихся условиях актуальным становится переосмысление духовного становления личности школьника на основе развития эстетического видения окружающего мира, его эмоционально-образного постижения. В этой связи возникает необходимость исследовать процесс формирования эстетического отношения к действительности. Однако совершенствование эстетического воспитания в школе происходит благодаря разнообразным новшествам, которые часто не соответствуют гуманистической направленности развития образования и не всегда становятся фактором, стимулирующим деятельность школьников. В целом оно продолжает оставаться традиционным, не учитывающим индивидуальные особенности учащихся. Возникает необходимость в разработке новой концепции, обеспечивающей развитие эстетических способностей и творческую активность. Психологические механизмы эстетического отношения к действительности, их значение в развитии эстетических качеств личности школьника раскрываются в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.З. Зака, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Б.П. Теплова, П.М. Якобсона. В общеобразовательных учреждениях эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса. Оно ведётся в связи с изучением всех учебных предметов, в течение всего времени обучения.

Все программы естественнонаучного цикла, по которым в настоящее время осуществляется учебно-воспитательная деятельность в общеобразовательной школе, важную роль отводят эстетическому развитию учащихся. Предметы естественнонаучного цикла помогают раскрыть красоту природы, воспитать стремление охранять и сохранять её.

Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т. Лихачёвым принцип эстетизации детской жизни. Большие возможности эстетизации жизни открываются перед школьниками в формировании повседневных отношений и поведения. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, познания, взаимопомощи и совместной деятельности.

Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаимоотношениях между учащимися и учителями, между воспитанниками, между старшими и младшими школьниками. Примитивные, чёрствые, неискренние отношения между людьми в школе глубоко ранят личность ребёнка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педагогов к учащимся, справедливая требовательность делают уклад детской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали.

В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетического оформления ближайшего окружения и быта. Учебный процесс осуществляется, как правило, внутри помещений, и это обстоятельство объясняет тот факт, что интерьер учебных заведений оказывает не меньшее влияние на эстетическое воспитание школьников, чем внешний его облик. Существенную роль играет и эстетическое оформление кабинетов.

Прекрасное в жизни – и средство, и результат эстетического воспитания. Оно неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Формирование у школьников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов.

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у школьника эстетического отношения к действительности. На этой основе формируется не только эстетико-ценностная ориентация личности, но и развивается способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере учебной деятельности, в быту, в поступках и поведении, формируется эстетический вкус и представление об окружающем мире. Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание. В отечественной педагогике чётко разделяется понятие “эстетическое воспитание” и “художественное воспитание”. Эстетическое рассматривается как более широкое понятие по отношению к художественному, которое входит в него составной частью. “Художественное воспитание – целенаправленный педагогический процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также развивать в них художественно-творческие способности в процессе их собственной деятельности”. В качестве воспитательного воздействия выступают: изобразительные, музыкальные средства и произведения художественной литературы.

Перед школой на современном этапе стоит важнейшая задача провести эстетическое воспитание и художественное образование в соответствии с потребностями развитого общества. Идёт сложнейший процесс совершенствования содержания и методов обучения в целом. Продолжается процесс “внедрения” искусства в школьный урок с целью сделать его ещё более эффективным.

Искусство как источник эстетической культуры для учащихся имеет важное значение для целостного развития личности. Искусство – высшая форма эстетического освоения мира по законам красоты. Оно перерабатывает в прекрасное все впечатления бытия (И.Ф. Гончаров, Д.Б.Кабалевский, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров, Б.М. Неменский и др.) (2, 3, 7). Искусство помогает в эстетическом развитии увидеть “диалектику души” (Л.Н. Толстой), “широту человека” (Ф.М. Достоевский).

Искусство стимулирует самосовершенствование. Создаются предпосылки для усиления эстетического воспитания школьников на уроках естественно-математического и гуманитарного циклов.

Система уроков истории – один из основных элементов нравственно-эстетического воспитания школьников. Основной задачей преподавателя является подготовка школьника к жизни, то есть к поведению, в обществе, в государстве, на производстве. Средствами своего предмета мы способствуем развитию у каждого ученика тех способностей, которые заложены в нём от природы, сформированы родителями. Применение новых средств обучения: репродукции картин известных художников, стихотворений знаменитых поэтов и исторические документы, и факты позволяют формированию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, выработке способов поведения ребёнка в обществе и взаимодействия с окружающим миром. Управлять учебным процессом сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. А средством получения такой информации служит педагогическая диагностика как приём, при помощи которого определяем уровень обученности и качества знаний. Цель: выявить возможные положительные или отрицательные изменения в осуществлении учебно-воспитательным процессом на уроках истории и обществознания для достижения наибольшей его эффективности, для определения перспективы, путей и способов развития учащихся.

Анализируя проведённое нами анкетирование учащихся на выявление интереса к предмету “История”, получили следующие результаты. Рейтинг школьного предмета “История” к старшим классам значительно снижается. В то же время “пик” познавательного интереса приходится на 5-е и 7-е классы. Повышенный интерес учащихся к учебному предмету вполне закономерен. Он отвечает их насущным потребностям в познании прошлого пространства.

Как повысить продуктивность обучения? Как активизировать познавательный интерес учащихся к предмету?

Ведущей задачей ставим: поиск интересного, нового, оригинального опыта для развития каждого ребёнка отдельно и всего классного коллектива в целом. Интерес возникает из интересных предметов и занятий. Из богатства таковых возникает многосторонний интерес. Учитель только тогда учитель, когда он находится в постоянном поиске чего-то нового в преподавании своего предмета.

Красота познания по-особому раскрывается в каждом учебном предмете, в теории и практических занятиях. Из всего многообразия суммы ярких эстетических переживаний складывается интерес к учению, потребность в преодолении трудностей познания, в развитии своих способностей к овладению материалов в любой области знания.

По мнению П.П. Блонского, Л.С. Выготского, переживание красоты познания является, с одной стороны, важным средством развития мотивации учения, а с другой – источником становления эмоциональной личности как одного из ведущих компонентов её эстетической культуры.

Задачи современного воспитания нацеливают на усиление моральных акцентов в изучении естественно-математических предметов. Ведётся поиск путей сочетания предметных понятий с формированием ценностных ориентаций личности школьника.

Особое внимание уделяется развитию этических и эстетических понятий (добро, зло, долг, совесть, честь, достоинство, ответственность перед обществом, смысл жизни и счастья, прекрасное и безобразное), которое способствует формированию нравственно-эстетических идеалов, эмоционально-волевой сферы личности.

Помимо образовательного и воспитательного значения, произведения искусства выполняют развивающую функцию, столь важную для всестороннего гармоничного развития личности ученика. Так как они функционируют в процессе обучения как существенный фактор активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, который качественно преобразует все её компоненты. “Открытия”, которые делаются учениками при решении познавательных задач, оказываются более весомыми и субъективно более значимыми, чем успехи в стандартизованной предметной деятельности. В связи с этим повышается и ценность нового вида познавательной деятельности, укрепляется потребность в ней.

Выдвижение перед учащимися учебных и познавательных задач с применением произведений искусств значительно активизирует познание. Это требует активной умственной деятельности, напряжения его памяти, мышления, эмоционально-волевых процессов, развития воображения и речи.

Эстетическое воспитание – важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности. Особое значение имеют произведения искусств для эффективного использования организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех основных звеньев учебно-воспитательного процесса. Такая перестройка направлена на формирование активной позиции ученика в процессе обучения, ибо она предусматривает реализацию единства образовательных, развивающих и воспитывающих функций обучения; единство идейно-теоретического, научно-мировоззренческого содержания обучения и активную учебно-познавательную деятельность учащихся.

Успех в образовательном процессе во многом зависит от удачной формулировки проблемы урока и от умения учителя направить рассуждения учащихся в нужное русло. При конструировании урока приоритет отдаём творческой самореализации школьников. Реализация личностно-ориентированной технологии в учебно-воспитательном процессе позволила добиться успешного усвоения учащимися изучаемого материала, сформировать положительные мотивы учения, что привело к росту успешности школьников. Учитель должен научить: видеть, слышать, ощущать прекрасное вокруг, сопереживать, охранять природу. Главный вывод из всего сказанного состоит в том, что какую бы технологию не применяли, задача, для учителя следующая: создать атмосферу в классе, помогающую возникновению учения, значимого для ученика.

В современной школе наметилось стремление проникновения искусства во все сферы образования. И одно из важнейших мест в эстетическом воспитании занимает воспитание средствами искусства на основе ряда концепций российских учёных (Д.Б. Кабалевского, Д.Т. Лихачёва, В.С. Кузина, Т.С. Комаровой, Б.Т. Неменского, В.А. Разумного и др.), оказавших большое влияние на развитие этого процесса в последние годы. Для приобщения детей искусству в условиях школы являются предметы естественнонаучного цикла. Педагогическое развитие психики школьников, заключается в становлении его деятельности, сознания и, конечно, всех “обслуживающих” их психических процессов, необходимо при построении любого изучаемого предмета, в системе эстетического воспитания и образования приобретает особую актуальность. При этом педагог должен ориентироваться не на его сегодняшние знания, умения и навыки, ещё не достаточно развитые, а строить работу в расчёте на его завтрашний день, очерчивая для себя “зону его ближайшего развития” (Л.С. Выготский). Поэтому развитие личности детей в эстетическом воспитании становится специальной целью.

В последние десятилетия учёные, педагоги О.А. Апраскина, Н.А. Дмитриев, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Квятковский, Б.Т. Лихачёв, Б.М. Неменский, В.А. Разумный, В.К. Скатерщиков и др. разработали проблемы эстетического воспитания, результатом которых стало определение и конкретизация принципов, функций, содержания и форм эстетического воспитания и образования. В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Теория эстетического воспитания включает разработку процессов содержания, форм, средств и методов эстетического воспитания. Основные средства, которого определяются в соответствии с задачами и его содержанием. К ним относятся: окружающая действительность, природа, искусство, эстетика поведения, эстетика вкуса, эстетика быта. Вся деятельность учителя в процессе эстетического воспитания должна осуществляться во взаимодействии с нравственным, умственным, физическим и трудовым воспитанием школьников. Социологические исследования, проводимые среди школьников, показали прямую зависимость между уровнем культуры и подготовке к труду самостоятельного мышления. Конечная цель направления – научить детей воспринимать окружающий нас мир целостно, во всей красоте, уважать традиции и обычаи предков, не забывать историю. Эстетическое воспитание, в частности воспитанием искусства, - неотъемлемая часть воспитания нравственного. Убеждение, позиция юного человека формируется лишь тогда, когда они основаны не только на знании, но и на работе собственной мысли, когда они переплавлены в эмоции, чувство, мораль. И искусство здесь играет важную роль. Оно помогает растущему человеку постигать мир, даёт пищу молодому уму, учит мыслить широко и нестандартно, приобщает к духовной культуре народа, воспитывая чувство патриотизма, пробуждает нравственную и гражданскую активность. И в результате способствует развитию личности. В отечественной педагогике сложились разнообразные формы и методы эстетического воспитания. Наибольшее значение имеют воспитание в учебном процессе. Комплексный подход к современному учебному процессу и означает, в частности, что эстетическое воспитание, воспитание искусством непрерывно, оно должно осуществляться всеми учителями на всех занятиях всё время. Источники эстетической культуры включаются последовательно по мере продвижения ребёнка по степеням развития в школьном возрасте. Комплекс важнейших источников может обогащаться, расширятся, углубляться другими источниками, активизирующимися в той или иной период времени. В юношеском возрасте, утверждает Эрих Фромм, обостряется сфера чувств, доминантной становится потребность любить и быть любимым. Она углубляет самопознание, обогащает личность эмоциональными переживаниями, развивает способность к эмпатии, сопереживанию. Это период романтизма чувств, он сопровождается вспышкой творческой энергии, школьники пишут стихи, песни. Следовательно, педагогический процесс, направленный на целостное развитие личности должен предполагать не только развитие эмоциональной сферы личности школьника, а также воспитание у него эмоционально-ценностного отношения к содержанию изучаемого предмета. Таким образом, искусство как источник эстетической культуры активизирует творческие возможности школьника, даёт опыт переживаний, развивает эмоционально-образную сферу личности, содействует становлению эстетического идеала.

"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим". Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов"

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника" . Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности. Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Это предположение и определило тему моего реферата : "Эстетическое воспитание школьников ".

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками. Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. В.Н. Шацкой я нашла такую формулировку: "Советская педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства". В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве». В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Д.Б. Лихачев в своей книге "Теория эстетического воспитания школьников" опирается на определение, данное К. Марксом: "Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты". Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Д. Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности. Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. По этому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.

В процессе исследования мы обратили внимание, что часто среди педагогов бытует ошибочное мнение о тождестве эстетического и художественного воспитания. Однако эти понятия необходимо четко разграничивать. Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты" (16; 14). Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. "Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве" (26; 61). Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности. В "активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического" видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко. С эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому переживанию. «Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным; чувства отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического; эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, ведущих к эмоциональному и духовному очищению, возникающему в результате переживания трагического, - все это признаки подлинной эстетической воспитанности», - отмечает тот же автор. Глубокое переживание эстетического чувства неразрывно со способностью эстетического суждения, т.е. с эстетической оценкой явлений искусства и жизни. А.К. Дремов эстетическую оценку определяет, как оценку, "основанную на определенных эстетических принципах, на глубоком понимании сущности эстетического, которое предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации". Сравним с определением Д.Б. Лихачева. "Эстетическое суждение - доказательная, обоснованная оценка явлений общественной жизни, искусства, природы». На наш взгляд, эти определения аналогичны. Таким образом, одна из составных этой задачи - сформировать такие качества ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных возможностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния. Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы "воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его"по законам красоты".



Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. А.В. Луначарский подчеркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни. Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность эстетического воспитания, однако, мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой проблеме. Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки. Д.Б. Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение . Эстетическое суждение выделяет также и профессор, доктор философских наук Г.З. Апресян. О таких категориях как эстетическая оценка, суждение, переживание мы упоминали ранее.

Наряду с ними важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие. Восприятие - начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Д.Б. Лихачев эстетическое восприятие характеризует, как: "способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства" (13; 51). Только так возможно полноценное освоение эстетического явления, его содержания, формы. Это требует развития у ребенка способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, музыкального слуха, различения тональности, оттенков звука и других особенностей эмоционально-чувственной сферы. Развитие культуры восприятия есть начало эстетического отношения к миру.



Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик, по мнению Д.Б. Лихачева, является основой эстетического чувства. Оно представляет собой "социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету". В зависимости от содержания, яркости эстетические явления способны возбуждать в человеке чувства духовного наслаждения или отвращения, возвышенные переживания или ужас, страх или смех. Д.Б. Лихачев отмечает, что, испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой "устойчивую нужду в общении с художественно-эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания".

Трудно научить юношу, взрослого человека доверию к людям, если его в детстве часто обманывали. Трудно быть доброму тому, кто в детстве не приобщился к сочувствию, не пережил детскую непосредственную и потому неизгладимо сильную радость от доброты к другому человеку. Нельзя вдруг во взрослой жизни стать мужественным, если в дошкольном и младшем школьном возрасте так и не научился решительно высказывать свое мнение и смело поступать. Конечно, течение жизни что-то меняет и вносит свои коррективы. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы. Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности - учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель. «Для ребят в начальной школе учитель - самый главный человек. Все для них начинается с учителя, который помог преодолеть первые трудные шаги в жизни...» (1). Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Из педагогического опыта А.С. Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают детей на дела.



Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что "педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру - один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования". Он также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. "В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли . Таким образом, младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

Одним из важных источников эстетического опыта школьников является разнообразная внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности. На внеклассных мероприятиях дети имеют большие возможности для самопроявления. Отечественная школа накопила большой опыт по эстетическому воспитанию школьников в процессе внеклассной и внешкольной деятельности. Большой практический опыт в этом деле принадлежит А.С. Макаренко и С.Т. Шацкому. В организованных ими воспитательных учреждениях ребята принимали широкое участие в подготовке самодеятельных спектаклей, творческих драматических импровизаций. Воспитанники часто слушали художественные произведения и музыку, посещали и обсуждали театральные постановки и кинофильмы, работали в изокружках и студиях, проявляли себя в различных видах литературного творчества. Все это служило действенным стимулом развития лучших черт и качеств личности. Таким образом, средства и формы эстетического воспитания весьма разнообразны начиная от предметов естественно-математического цикла в школе и заканчивая «шнурками на ботинках». Эстетически воспитывает буквально все, вся окружающая нас действительность. В этом смысле к важным источникам эстетического опыта детей относится и искусство, так как: "Искусство является наиболее концентрированным выражением эстетического отношения человека к действительности и поэтому играет ведущую роль в эстетическом воспитании". Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания. Актуальна проблема преодоления культурного дефицита, отчуждения людей от культуры, общечеловеческих идеалов и ориентиров.



















Использованная литература:

1. В.П. Шпацкая «Эстетическое воспитание, формирование личности школьного возраста».

2. Д.Б. Лихачева «Теория эстетического воспитания школьника».

3. П.А. Егоров «Основы этики и эстетики».

4. Д.Б. Лихачев «Художественно эстетическое воспитание детей».

5. Г.Г. Шпет «Эстетические фрагменты».

6. Б.М. Неменский «Познание искусством».

7.Б.М. Неменский «Тревоги большого пути».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!