СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Для чего нужны уроки изобразительного искусства"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад "Для чего нужны уроки ИЗО"

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Для чего нужны уроки изобразительного искусства"»









Тема:

«Для чего необходимы уроки рисования

и как их проводить целесообразно?»





Докладчик:

руководитель МО Сергокалинского района учителей ИЗО,

учитель ИЗО, МКОУ «Сергокалинская СОШ №1»

Курбанова Наида Багомедовна








Сергоколинский район 2018 год








Доклад на районном МО

Тема:

Для чего необходимы уроки рисования

и как их проводить целесообразно?


С каждой избою и тучею

С громом готовым упасть,

Я чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Николай Рубцов

Вопросов о том, для чего в программе обучения в школе необходимы уроки рисования, и как их проводить наиболее целесообразно, немало было и еще более возникает сейчас, в эпоху всеобщей компьютеризации нашей жизни. Ребенок с малых лет все чаще сталкивается с компьютером в школе и дома. Компьютер начинает заменять ему и увлекательную книгу, и общение с природой, с другими людьми и, как сейчас принято говорить, с окружающей средой, а по сути, с естественной окружающей нас реальной жизнью. Компьютер настойчиво-агрессивно предлагает дружить, общаться не с реальными животными – собакой, кошкой, а с некими созданиями, измышленными не совсем здоровой фантазией создателей компьютерных игр. Это делается настолько настойчиво, что ребенок, каждодневно погруженный в вымышленную компьютерную жизнь, по дороге в школу, на прогулках жизнь настоящую воспринимает не более реально, чем синтетическую компьютерную, при этом очень часто очень ущербно, искаженно воспринимая окружающее, не видя красоты, тончайшей поэзии от простого предмета до состояния природы. Понимаем ли мы сами, во всяком случае, часто ли задумываемся, что каждый человек, от крохотного ребенка до взрослого, является нераздельным единым с миром природы. На этом строится его физическое и духовное совершенство. И только на пути изучения совершенствования этой нераздельной связи можно и нужно воспитывать человеческое, нравственное. Не сгуби дерево, не сгуби цветок, пойми их красоту и совершенство. Нет неживого, бездушного, мертвого, любое движение души нашей уходит и возвращается к нам. Ребенок, играя в компьютерные войны, свободно и спокойно убивает компьютерных человечков, радуясь удачному попаданию, он убивает в сознании реального человека. И уже спокойно ломает деревце, кидает камнем в кошку, а на обычный кувшин смотрит как на вещь утилитарную, созданную для использования под что-то, и не пытается оценить его как произведение искусства, в которое вложена частичка души художника и несущее эстетическую красоту людям.

Мне приходилось общаться с такими “компьютеризированными” детьми, совершенно не воспринимающими адекватно предметы реального мира, не видящими не только эстетическую красоту предмета, но и даже его форму. Заварной чайник они рисовали квадратным, носик чайника – гвоздиком со шляпкой, такие дети на натюрморте не могут определить, какой предмет ближе, а какой дальше. А часто ли мы с вами сами останавливаемся и смотрим заворожено на удивительную вязь зимней ветки плакучей березы на фоне вечернего неба, слышим ли как подмерзший осенний лист падает на тронутую серебром траву? Часто ли кто слышит непередаваемую, божественную песнь весенних сосулек? Прислушайтесь вместе с ребенком к их неземной музыке!

Речь не о том, чтобы отказаться от достижений науки, от услуг компьютеров, а о том, что стремясь к индустриальному и отрываясь от природы, от каждодневной радости восприятия ее божественной красоты и гармонии, мы уходим все дальше и дальше от изначального предназначения человека ценить красоту, создавать духовное.

В ребенке изначально заложено чувство прекрасного. Ребенок любит рисовать то, что поражает его воображение. Маленький человечек с рождения живет духовным, в нем остро и тонко заложено чувство гармонии, созидания.

А что значит любить рисовать? Увидеть, открыть красоту и поделиться открытием с другими. А этот путь невозможен без изучения, без открытий красоты через реальный мир природы. Поэтому, как бы мы не строили уроки рисования в школе, нельзя их строить только по принципу внешней занимательности.

Любое обучение должно стать воспитанием чувства прекрасного, тяготения к нему. Но прекрасное в предмете, явлении строится на его зрительном узнавании. Поэтому на уроках рисования необходима работа с натурой. В натюрмортах, на природе. По памяти. От зрительного узнавания к эстетическому совершенству – вот цель обучения. Многие взрослые знают небо только голубое или серое, максимум еще закатное. Снег – только белый, не видя при этом десятков поразительных по красоте полутонов, лишая себя радости открытия. Понаблюдаем, как раскрашен обыкновенный воробей, синичка. Это чудо гармонии! Человек, “заболевший” красотой, настроен на созидание, на гармоническое развитие, на радостное восприятие жизни.

Дети как маленькие посланники огромного таинственного ослепительного света красоты – божьего мира, поддерживают художника в его поисках совершенного. Так куда же и почему все потом исчезает? И вот уже взрослый и образованный человек спрашивает: “А зачем художники рисуют?”. И что красивого в поле под серым осенним небом, какая музыка в осеннем ветре? Исчезает чувство красоты, уходит из жизни ее божественный замысел. Человек перестает видеть (или обращать внимание) на рябь, отражение на воде, на удивительные по красоте тени веток на снегу.

Представьте на мгновение нашего предка, задержавшим взгляд на небе. И что произошло с ним. Его отягощенное выживанием сознание еще не тронула мысль, что облако красиво, но что-то произошло в его сознании, ему на миг стало хорошо и умиротворенно, и это запечатлелось в его генах. Так рождался Человек. Проходят тысячелетия и гениальные первобытные художники создают на скалах, на стенах пещер изумительные по красоте рисунки. Насколько же они совершеннее, нравственнее уродцев современных героев зарубежных мультфильмов! Разрушается узнаваемая видимая красота.

Обычный горшок, созданный художником – живой. Имеет свою душу, характер. Рисуя его – полюби его, как творенье, получившее с любовью частицу души своего творца. Все живет, все печалится, все радуется.

И все это, вся эта поэзия и красота окружающего мира сейчас многими из нас просто называется “окружающей средой”, “средой обитания”, “средой выживания”, где можно “оттянуться”, оставив после себя бытовую грязь, не понимая, что этим самым переступаем черту от созидания к разрушению.

Только человек, пребывающий в мире с собой и в гармонии с окружающим нас миром, может быть физически и духовно здоров, по-настоящему свободен.

А для этого нужно уметь наблюдать и видеть красоту. Лучшим методом для развития этих навыков является рисование предметов с натуры в студии и на пленэре. И очень важно, чтобы педагогу самому очень нравился объект изображения. Тогда возможно передача творческого импульса от учителя к ученику. Также важно, чтобы и родители ребенка вместе с ним рассматривали деревья, разные листья, цвет неба, неповторимость цветка, т.к. именно родители – первый пример и главный авторитет для ребенка.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!