СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: "Декор и положение человека в обществе"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Мглинский Центр детского творчества»

Брянской области

 

 

 

 

 

 

 

Урок

по изобразительному искусству в 5 классе

по теме

«Декор и положение человека в обществе»

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель первой категории

Бутикова Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016 г.

 

 

Тема: Декор и положение человека в обществе.

Цель: Познакомить с особенностями костюма жителей  Древнего Египта.

 

Задачи:

  1. Сформировать представление об основных частях одежды мужчин и женщин Древнего Египта.
  2. Развивать ассоциативно – образное  мышление, зрительную  память, творческую фантазию.
  3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории мировой культуры.

 

Оборудование: иллюстративный материал с изображением одежды, украшений, элементы для создания соответствующей среды на уроке, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентации,  кукла-шаблон, таблички со всеми названиями и терминами, рисунки.

Музыкальный ряд: мелодии на египетские мотивы.

Художественные материалы: кисти, краски, простой карандаш,  ластик, альбомный лист, ёмкость под воду.

Межпредметные связи: история, музыка, литература.

 

Предварительная работа:                                            эскиз доски:

 

 

 

 

 

 

 

 

Среда (пирамиды, песок, верблюд).

 

образцы

 

Алго

ритм

 

тема

1.Раздать шаблоны, примеры «росписи»

на парты.

2. Алгоритм закрепить на доске.

3. Прикрепить «среду»:«песок,

   пирамиды, верблюд» .

4. Альбомные листы   подписать .

5. Приготовить презентацию и мелодию.

6. Приготовить художественные

    материалы.

 

План урока:

  1. Организационный момент: -   1 мин
  2. Проверка изученного-2 мин
  3. Теоретическая часть –15     мин
  4. Практическая часть –  20 минут
  5. Физкультминутка -     2   мин
  6. Анализ работ –   2     мин
  7. Итог урока –    2    мин
  8. Рефлексия-     1  мин

 

 

 

 

Ход урока:

 

 

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Орг.

момент

 

Проверка пройденного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вводная беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

(зрительная гимнастика для глаз по Аветисову)

Практическая

часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

-Здравствуйте, ребята!

-Проверка готовности к уроку.

 

 

Ребята посмотрите на доску. Соотнесите предмет и его владельца.

К доске подойдёт …

-Что нам может рассказать это ожерелье из клыков животных о своём хозяине? Для чего себя так украшали, ради красоты?

-Что говорит Скипетр и держава о его владельце?

Украсить значит наполнить вещь смыслом, определить положение её хозяина в обществе, подчёркивая ритмом, рисунком, орнаментом, сочетанием цветов.

 

Мы сегодня продолжим изучать как  же декор выявляет место и роль человека в обществе.

 

-Сегодня я предлагаю вам путешествие в загадочную страну пирамид, песка, мумий,  фараонов Видеофильм (1 мин.)

Итак, мы побываем в удивительном дворце фараона. В какой же стране он находится?

 А хотите узнать, в какой одежде ходили по этому дворцу?

 Сегодня мы изобразим людей –египтян и оживим эту пустыню! (показываю «среду») .

 

(Музыка)

-Мы отправляемся в путешествие, я буду вашим гидом!

(звучит музыка, появляется слайд №  2    ).

-Ребята, а что вы знаете о Древнем Египте?

- Где находится Египет?(слайд 3)

-Когда мы говорим  о Египте, что представляем?

 

-Что такое пирамида? (слайд 4)

Совершенно верно. И каждый фараон старался поразить величиной своей пирамиды и роскошью.

-Как вы думаете, зачем?

 

-Хорошо. Самая высокая пирамида – пирамида Хеопса. Её высота более 146 метров. (слайд 5)

Предшественницей пирамиды была мастаба (показ). (слайд 6)

-А как вы думаете для чего нужны были пирамиды?

-Кто такой фараон?  (слайд 7)

-А что было внутри пирамид? На

Стенах?

  (слайд 8)

 -Благодаря им, мы очень многое сейчас знаем о том, как жили египтяне, в каких богов верили, какую одежду носили, даже как строили пирамиды.

 

-А теперь познакомимся какой была одежда жителей Древнего Египта .

-Итак, что же касается костюма, то хочу сказать, что речь пойдёт только о двух типах одежды: мужской и женской.

-Скажите, а как вы думаете, костюмы были у всех одинаковы или отличались? Чем? Почему?

- А знаете ли вы, ребята, как одевались др. египтяне?

-Правильно, климат Египта не требовал одежды – вполне достаточно было незатейливого «пояска с полоской».

Доклад

О мужском костюме расскажет нам …

(слайд 9)

Основной одеждой мужчин был передник схенти (неширокая полоса ткани, обёрнутая вокруг бёдер и укреплённая на талии поясом). 

 Схенти фараона был сделан из тонкого  полотна. Украшали схенти цветным поясом и геометрическим узором.  У раба повязка была из грубого и довольно толстого холста натурального цвета. Мужчины   для защиты от жарких солнечных лучей носили парики  , а простолюдины и рабы не могли этого делать , поэтому носили шапочку .

Запишем в словарь.

 

Обувь имели право носить только фараоны , называлась она сандалии .

Делалась такая обувь из пальмовых листьев, а затем и кожи.(слайд 10)

 

 О женском костюме нам подготовила презентацию  и расскажет…

Женщины носили калазирисы - платья, напо­минавшие узкие рубашки, державшиеся на пле­чах на одной или двух бретельках. Одежду изго­тавливали из белого льна, и она тесно облегала и рабыню, и царицу. Наряд модницы отличался лишь большей прозрачностью, плиссировкой и вышивкой

 

Запишем в словарь.

   (слайд 14)

Шкура леопарда была верхней одеждой жрецов-служителей храма, которые надевали её во время богослужения.

Особые отличия в одежде были и у чиновников. Они носили удлинённый передник, парик, ожерелье и короткую искусственную бороду, которая считалась знаком высокого положения. Опахало из страусиных перьев также было знаком отличия высокопоставленных чиновников.

Работа в учебнике

Найдём как одевались египетские воины? С.110 парагр. 2

Слайд 15)

 Орнаментация носила преимущественно геометрический характер (полосы, зигзаги) и располагалась по всей поверхности ткани. Наряду с ними были обобщенные рисунки цветов и листьев лотоса, папируса, камыша, пальмы, стрелы как стилизованные солнечные лучи. В одежде знати использовался узор с обобщенным изображением животных - змея-уреуса, жука-скарабея, ястреба с распростертыми крыльями. Когда в конце эпохи Древнего Царства начали окрашивать ткани, вельможи предпочитали голубые, зеленые и красные цвета.

-А что еще может дополнить костюм?

-Какие? (слайд 16)

 -Вот посмотрите на разнообразные украшения мужчин и женщин – перстни, броши, серьги, браслеты,  диадемы  .

-Что такое диадема?

 Головное украшение в виде венца, в некоторых случаях прикрепляется к волосам.(слайд 17)

-А традиционным украшением и мужчин и женщин был ускх 

 - воротник – ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга.(слайд 18)

 

(Слайд 19)

Костюм человека, включающий в себя не только одежду, но так же причёску или парик, головной убор, обувь, украшения, чётко определял место и роль в данном обществе.

Посмотрите на разнообразие одежды. Мы же будем рисовать одежду этого египтянина.

 

После долгого путешествия предлагаю отдохнуть!

 

 

 

-А теперь на пути нашего путешествия- мастерская юных художников.

Нарисуем костюм египтянки и оживим нашу пустыню.

 

Обратите внимание на порядок выполнения работы. (на доске)

 

  Шаблоны обведёте простым карандашом и затем «оденете» в древнеегипетскую одежду.

Закрытые одеждой линии тела стереть.

Работа в цвете.

 

Приступаем к работе (тихо звучит мелодия)

Учитель делает целевые обходы:

  1. контроль организации рабочего места
  2. контроль правильности выполнения приёмов работы
  3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения
  4. контроль объёма и качества выполненной работы.

 

Заканчиваем работу в мастерской, наше путешествие  подходит к концу. Обменяйтесь работами, оцените их.

Работа с сигнальными карточками.

Зелёная- хорошо

Жёлтая-отлично.

- И пришло время оживить пустыню, выходим к доске , прикрепляем работы. 

Оцениваю.

 

Мы побывали в сказочной стране. Люди у нас одинаковые и одежды тоже  могут ли все одинаково одеваться? Картина не правдоподобная получилась Вы дома нарисуете ещё рисунок но костюм будет другой и мы украсим его на следующем уроке:браслетами, ожерельями.  Прочитать с. 108-110

-Наше путешествие закончилось! Молодцы ребята! 

-В какой стране мы побывали?

-Что нового узнали?

-Что изобразили?

-Каковы особенности костюма?

 

 

Мы побывали в  удивительной  стране , узнали особенности костюма Древнего Египта , изобразили людей –египтян и совместными усилиями оживили   песок этой пустыни .

 

-С каким настроением закончилось путешествие узнаем  подняв сигнальные карточки зелёная, смайлик нейтральный – хорошее.

Жёлтый, смайлик улыбается -очень хорошее?

 

Спасибо за урок!

Ответ дежурного об отсутствующих и готовности к уроку.

Выделял себя среди окружающих .Демонстрация перед соплеменниками в свое ловкости и силе.

Символ власти над миром

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Египет

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказывают:

Царь, правитель,

 Фараон……

 

 

Африка

Песок, пирамида..

 

 

 

 

-Показать своё величие, власть, превосходство.

 

 

 

 

 

 

Для погребения фараонов

 

  

Рельефы, росписи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отличались, тканями, украшениями.

 

 

 

 

 

Жаркий

 

 

 

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Украшения

 

 

 

 

 

Украшение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисовать одежду…

 

Работа учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивание

-хорошо

-очень хорошо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-хорошее

-очень хорошее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

  1. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»:1-9 классы/под рук. Б.М.Неменского.-М. Просвещение,2010г.
  2. Горяева Н.А. Изобразительное искусство.Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, 5 класс:учебник для общеобразовательных учреждений/Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М.Неменского.-М.:Просвещение, 2010г.
  3. Изобразительное искусство,5 касс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского/авт.-сост.О.В.Свиридова.-Волгоград:Учитель,2010.
  4. СD «Древний Египет», ООО «Видеостудия Кварт».
  5. Кора, Д.Мифология: энциклопедия-М.:Росмэн, 2010

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Декор и положение человека в обществе"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Мглинский Центр детского творчества»

Брянской области








Урок

по изобразительному искусству в 5 классе

по теме

«Декор и положение человека в обществе»









Подготовила: учитель первой категории

Бутикова Е.А.











2016 г.



Тема: Декор и положение человека в обществе.

Цель: Познакомить с особенностями костюма жителей Древнего Египта.


Задачи:

  1. Сформировать представление об основных частях одежды мужчин и женщин Древнего Египта.

  2. Развивать ассоциативно – образное мышление, зрительную память, творческую фантазию.

  3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории мировой культуры.


Оборудование: иллюстративный материал с изображением одежды, украшений, элементы для создания соответствующей среды на уроке, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентации, кукла-шаблон, таблички со всеми названиями и терминами, рисунки.

Музыкальный ряд: мелодии на египетские мотивы.

Художественные материалы: кисти, краски, простой карандаш, ластик, альбомный лист, ёмкость под воду.

Межпредметные связи: история, музыка, литература.


Предварительная работа: эскиз доски:

1









Среда (пирамиды, песок, верблюд).

тема

Алго

ритм

образцы

.Раздать шаблоны, примеры «росписи»

на парты.

2. Алгоритм закрепить на доске.

3. Прикрепить «среду»:«песок,

пирамиды, верблюд» .

4. Альбомные листы подписать .

5. Приготовить презентацию и мелодию.

6. Приготовить художественные

материалы.


План урока:

  1. Организационный момент: - 1 мин

  2. Проверка изученного-2 мин

  3. Теоретическая часть –15 мин

  4. Практическая часть – 20 минут

  5. Физкультминутка - 2 мин

  6. Анализ работ – 2 мин

  7. Итог урока – 2 мин

  8. Рефлексия- 1 мин





Ход урока:



Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Орг.

момент


Проверка пройденного.



























Вводная беседа





























Теоретическая часть




































































































































Физкультминутка

(зрительная гимнастика для глаз по Аветисову)

Практическая

часть


























Анализ
















Домашнее задание









Итог














Рефлексия

-Здравствуйте, ребята!

-Проверка готовности к уроку.



Ребята посмотрите на доску. Соотнесите предмет и его владельца.

К доске подойдёт …

-Что нам может рассказать это ожерелье из клыков животных о своём хозяине? Для чего себя так украшали, ради красоты?

-Что говорит Скипетр и держава о его владельце?

Украсить значит наполнить вещь смыслом, определить положение её хозяина в обществе, подчёркивая ритмом, рисунком, орнаментом, сочетанием цветов.


Мы сегодня продолжим изучать как же декор выявляет место и роль человека в обществе.


-Сегодня я предлагаю вам путешествие в загадочную страну пирамид, песка, мумий, фараонов Видеофильм (1 мин.)

Итак, мы побываем в удивительном дворце фараона. В какой же стране он находится?

А хотите узнать, в какой одежде ходили по этому дворцу?

Сегодня мы изобразим людей –египтян и оживим эту пустыню! (показываю «среду») .


(Музыка)

-Мы отправляемся в путешествие, я буду вашим гидом!

(звучит музыка, появляется слайд № 2 ).

-Ребята, а что вы знаете о Древнем Египте?

- Где находится Египет?(слайд 3)

-Когда мы говорим о Египте, что представляем?


-Что такое пирамида? (слайд 4)

Совершенно верно. И каждый фараон старался поразить величиной своей пирамиды и роскошью.

-Как вы думаете, зачем?


-Хорошо. Самая высокая пирамида – пирамида Хеопса. Её высота более 146 метров. (слайд 5)

Предшественницей пирамиды была мастаба (показ). (слайд 6)

-А как вы думаете для чего нужны были пирамиды?

-Кто такой фараон? (слайд 7)

-А что было внутри пирамид? На

Стенах?

(слайд 8)

-Благодаря им, мы очень многое сейчас знаем о том, как жили египтяне, в каких богов верили, какую одежду носили, даже как строили пирамиды.


-А теперь познакомимся какой была одежда жителей Древнего Египта .

-Итак, что же касается костюма, то хочу сказать, что речь пойдёт только о двух типах одежды: мужской и женской.

-Скажите, а как вы думаете, костюмы были у всех одинаковы или отличались? Чем? Почему?

- А знаете ли вы, ребята, как одевались др. египтяне?

-Правильно, климат Египта не требовал одежды – вполне достаточно было незатейливого «пояска с полоской».

Доклад

О мужском костюме расскажет нам …

(слайд 9)

Основной одеждой мужчин был передник схенти (неширокая полоса ткани, обёрнутая вокруг бёдер и укреплённая на талии поясом).

Схенти фараона был сделан из тонкого полотна. Украшали схенти цветным поясом и геометрическим узором. У раба повязка была из грубого и довольно толстого холста натурального цвета. Мужчины для защиты от жарких солнечных лучей носили парики , а простолюдины и рабы не могли этого делать , поэтому носили шапочку .

Запишем в словарь.


Обувь имели право носить только фараоны , называлась она сандалии .

Делалась такая обувь из пальмовых листьев, а затем и кожи.(слайд 10)


О женском костюме нам подготовила презентацию и расскажет…

Женщины носили калазирисы - платья, напо­минавшие узкие рубашки, державшиеся на пле­чах на одной или двух бретельках. Одежду изго­тавливали из белого льна, и она тесно облегала и рабыню, и царицу. Наряд модницы отличался лишь большей прозрачностью, плиссировкой и вышивкой


Запишем в словарь.

(слайд 14)

Шкура леопарда была верхней одеждой жрецов-служителей храма, которые надевали её во время богослужения.

Особые отличия в одежде были и у чиновников. Они носили удлинённый передник, парик, ожерелье и короткую искусственную бороду, которая считалась знаком высокого положения. Опахало из страусиных перьев также было знаком отличия высокопоставленных чиновников.

Работа в учебнике

Найдём как одевались египетские воины? С.110 парагр. 2

Слайд 15)

Орнаментация носила преимущественно геометрический характер (полосы, зигзаги) и располагалась по всей поверхности ткани. Наряду с ними были обобщенные рисунки цветов и листьев лотоса, папируса, камыша, пальмы, стрелы как стилизованные солнечные лучи. В одежде знати использовался узор с обобщенным изображением животных - змея-уреуса, жука-скарабея, ястреба с распростертыми крыльями. Когда в конце эпохи Древнего Царства начали окрашивать ткани, вельможи предпочитали голубые, зеленые и красные цвета.

-А что еще может дополнить костюм?

-Какие? (слайд 16)

-Вот посмотрите на разнообразные украшения мужчин и женщин – перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы .

-Что такое диадема?

Головное украшение в виде венца, в некоторых случаях прикрепляется к волосам.(слайд 17)

-А традиционным украшением и мужчин и женщин был ускх

- воротник – ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга.(слайд 18)


(Слайд 19)

Костюм человека, включающий в себя не только одежду, но так же причёску или парик, головной убор, обувь, украшения, чётко определял место и роль в данном обществе.

Посмотрите на разнообразие одежды. Мы же будем рисовать одежду этого египтянина.


После долгого путешествия предлагаю отдохнуть!




-А теперь на пути нашего путешествия- мастерская юных художников.

Нарисуем костюм египтянки и оживим нашу пустыню.


Обратите внимание на порядок выполнения работы. (на доске)


Шаблоны обведёте простым карандашом и затем «оденете» в древнеегипетскую одежду.

Закрытые одеждой линии тела стереть.

Работа в цвете.


Приступаем к работе (тихо звучит мелодия)

Учитель делает целевые обходы:

  1. контроль организации рабочего места

  2. контроль правильности выполнения приёмов работы

  3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения

  4. контроль объёма и качества выполненной работы.


Заканчиваем работу в мастерской, наше путешествие подходит к концу. Обменяйтесь работами, оцените их.

Работа с сигнальными карточками.

Зелёная- хорошо

Жёлтая-отлично.

- И пришло время оживить пустыню, выходим к доске , прикрепляем работы.

Оцениваю.

Мы побывали в сказочной стране. Люди у нас одинаковые и одежды тоже могут ли все одинаково одеваться? Картина не правдоподобная получилась Вы дома нарисуете ещё рисунок но костюм будет другой и мы украсим его на следующем уроке:браслетами, ожерельями. Прочитать с. 108-110

-Наше путешествие закончилось! Молодцы ребята!

-В какой стране мы побывали?

-Что нового узнали?

-Что изобразили?

-Каковы особенности костюма?



Мы побывали в удивительной стране , узнали особенности костюма Древнего Египта , изобразили людей –египтян и совместными усилиями оживили песок этой пустыни .


-С каким настроением закончилось путешествие узнаем подняв сигнальные карточки зелёная, смайлик нейтральный – хорошее.

Жёлтый, смайлик улыбается -очень хорошее?


Спасибо за урок!

Ответ дежурного об отсутствующих и готовности к уроку.

Выделял себя среди окружающих .Демонстрация перед соплеменниками в свое ловкости и силе.

Символ власти над миром















-Египет








Рассказывают:

Царь, правитель,

Фараон……



Африка

Песок, пирамида..





-Показать своё величие, власть, превосходство.







Для погребения фараонов


Рельефы, росписи














Отличались, тканями, украшениями.






Жаркий



Да






























Украшения





Украшение







































































Физкультминутка









Рисовать одежду…


Работа учащихся



























Оценивание

-хорошо

-очень хорошо






























-хорошее

-очень хорошее


































Литература.


  1. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»:1-9 классы/под рук. Б.М.Неменского.-М. Просвещение,2010г.

  2. Горяева Н.А. Изобразительное искусство.Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, 5 класс:учебник для общеобразовательных учреждений/Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М.Неменского.-М.:Просвещение, 2010г.

  3. Изобразительное искусство,5 касс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского/авт.-сост.О.В.Свиридова.-Волгоград:Учитель,2010.

  4. СD «Древний Египет», ООО «Видеостудия Кварт».

  5. Кора, Д.Мифология: энциклопедия-М.:Росмэн, 2010


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!