СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Для классного часа методический материал по психологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

подборка тестов по психологии коллектива и индивидуальностей для классного часа

Просмотр содержимого документа
«Для классного часа методический материал по психологии»

Упр. 1 «Положительное мнение о себе»

ЦЕЛЬ: Развитие более позитивных мыслей, чувств о себе, симпатии к себе, способности гордиться собой как человеком и одновременно относиться к себе с юмором, способности описывать с большей точностью свои достоинства и недостатки, скрытые возможности.

ПРОЦЕДУРЫ: А) Групповая дискуссия по вопросам: Важно ли знать, что ты можешь делать хорошо и чего не умеешь делать? Где безопасно говорить о таких вещах? Надо ли преуспевать во всем? Какими способами другие могут побудить тебя думать о себе лучше? Как ты можешь это сделать сам? Есть ли разница между подчеркиванием своих достоинств и хвастовством? В чем она заключается?

Б) Устные (письменные) высказывания учеников с последующим обсуждением по поводу конкретных фактов из школьной жизни, чтобы они упомянули о тех делах, которыми довольны. Например, начни так: «Я удовлетворен тем, что...»


Упр. 2 «Кто Я и как меня видят другие»

ЦЕЛЬ: Повышение самооценки, ученик обнаруживает, что другие воспринимают его возможности и характеристики лучше, чем он сам.

ПРОЦЕДУРЫ: А) Участники группы составляют два кратких личностных описания: на первом листке 5-10 слов-самохарактеристик (кто я такой); на втором - как его видят другие члены группы, по его мнению. Имен на листах не ставят.

Б) Первые листы складываются в коробку и по очереди зачитываются. Члены группы стараются отгадать автора. Затем автор читает второй листок, получая после этого обратную связь, мнение группы о нем. При этом ученикам надо объяснить, чтобы они стояли на позитивной позиции, то есть исключали бы негативную оценку товарища и даже его недостатки трактовали бы как достоинства.


Упр. 3 «Дружеские отношения»

ЦЕЛЬ: Помочь ученику расширить репертуар навыков налаживания и развития отношений со сверстниками.

ПРОЦЕДУРЫ: А) Обсудите с классом способы, которыми дети пользуются, чтобы с кем-то подружиться, и проведите практический тренинг лучших из них, то есть разыграйте, инсценируйте. Б) Проведите в классе обсуждение таких вопросов: Есть ли у тебя лучший друг? Любишь ли ты заниматься тем же, чем он? Сделал ли ты нечто такое, чего он не хотел? Что произошло в результате? Остались ли вы друзьями? В) Попросите учеников письменно ответить на вопрос: Что есть в тебе такого, за что твои друзья или одноклассники тебя не любят? Г) Обсудите в классе вопросы типа: Как и с кем ты сблизился, поступив в эту школу? Если по соседству с тобой живет новый одноклассник, ждешь ли ты, когда он зайдет в гости, или идешь сам? Пытался ли ты когда-нибудь помочь ему сдружиться с другими ребятами?


Упр. 4 «Цели и способы стать лучше»

ЦЕЛЬ: Выявление целей самосовершенствования и средств их достижения.

ПРОЦЕДУРЫ: А) Каждый из участников пишет на листке 1-3 слова, обозначающее качество, поведение, которое он хочет в себе развить. По очереди слова зачитываются и описывается, обсуждается специфическое проявление этого качества в поступках, поведении. Б) Затем описанное качество рассматривается как цель и обсуждаются способы, средства достижения этой цели, формирования нужного качества. В итоге: когда большинство членов группы примут участие в упражнении, то выявится некоторое количество типовых целей самосовершенствования и наметятся способы их достижения.


Упр. 5 «Классная газета»

Примечание: собственно, это не упражнение, а одна из форм работы с учениками; в ходе выпуска классной, школьной газеты, журнала, альманаха, дневника, летописи и пр. преследуется много ЦЕЛЕЙ. Одна из них - дать возможность увидеть напечатанными свои работы и имя, тем самым повысить самооценку.

ПРОЦЕДУРЫ: Ученики предлагают название газеты, выбирают редакторов, корреспондентов и других работников, берут интервью, делают репортажи, пишут художественные произведения, рисуют, фотографируют и так далее, как во взрослой газете. Материалы газеты должны быть посвящены реальным событиям школы, класса, жизни и достижениям учеников.

УПРАЖНЕНИЕ «МОИ СУБЛИЧНОСТИ»

(Из книги Дж. Рейнуоттер «Это в ваших силах»)

Цель: 1.Узнать главные составляющие вашего Я, вашей личности; иначе говоря, основные ваши приоритеты. 2. Проанализировать возможности их совмещения, взаимодействия и реализации.

ПРОЦЕДУРА: 1. Напишите 20 ваших наиболее важных, фундаментальных желаний в жизни. 2. Сократите их до 5-ти самых важных или сгруппируйте, объедините все желания до 5-ти групп. 3. Считайте эти 5 желаний вашими субличностями и дайте им наиболее точные названия, можно образные. Например, «стрела, летящая в «яблочко» будет обозначать ваше желание сделать блестящую карьеру в выбранной профессии. 4. Сделайте рисунок вашего Я с субличностями. В маленьком внутреннем круге в центре поместите букву Я. В большом внешнем круге, разбитом на сегменты. поместите названия ваших субличностей, можете их раскрасить, сопроводить рисунками. 6. Можете составить диалоги субличностей, которые мешают другу, вызывают ваш внутренний конфликт, попробуйте их примирить, найти решение. Можете разыграть диалог ваших субличностей с близкими или на занятиях по педагогике, психологии.







ТЕСТ НА ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Ответьте на предложенные утверждения, насколько это соответствует вашему мнению о себе, следующим способом: да - д.; скорее да - сд; скорее нет - сн; нет -н.

1.   Мне интересно узнавать новое почти обо всем.

2.   Я получаю удовольствие, когда научу кого-либо тому, что сам знаю и умею.

3.   Меня интересует мой основной учебный предмет по выбранной специальности .

4.   Пожалуй, я могу выслушать, понять собеседника и посмотреть на ситуацию его глазами.

5.   Я чувствую себя довольно уверенным(ой) в разных ситуациях, я чаще нравлюсь себе, чем наоборот.

6.   Мне доставляет удовольствие общаться с детьми школьного возраста.

7.   Я способен (на) проявить терпение в общении и занятиях с людьми.

8.   Я умею сказать или объяснить что-либо точно, коротко, понятно, правильно и даже красиво.

9.   Я умею отнестись к себе с юмором, критически, посмотреть на себя со стороны, глазами других.

10. Я умею организовать, если надо, людей в каком-либо деле, в котором я достаточно разбираюсь.

Оцените свои ответы следующими баллами: д. - 3; сд - 2; сн - 1; н. - 0. Посчитайте сумму.

Высокий уровень предрасположенности к педагогической профессии, если у вас 21-30 баллов. Средний уровень, если вы набрали 11-20 баллов. Низкий уровень, если 0-10 баллов.

Проанализируйте, каких качеств вам не хватает, найдите средства их развивать. В тесте вы оценивали в себе следующие качества: познавательный интерес, интерес к обучению других, интерес к вашей академической специальности, способность к эмпатии, уверенность в себе (положительная самооценка), интерес к работе с детьми, терпение, уровень развития речи, самокритичность, организаторские способности (быть лидером).














ТЕСТ «КАКОЙ Я УЧИТЕЛЬ?»

(составлен автором на основе материалов из книги: Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.)

Ответьте на вопросы одним из вариантов: да (д.), скорее да (сд.), скорее нет (сн), нет (н).

1.   Считаю ли я себя сформировавшейся личностью или еще у меня имеются резервы роста?

2.   Доволен ли я собой в целом?

3.   Переношу ли я критику в свой адрес, необходимую для моего профессионального и личностного роста ?

4.   Способен ли я выслушать другую точку зрения, проявить гибкость, принимая другого с его позицией?

5.   Знаю ли я, как мои ученики видят меня? Могу ли взглянуть на себя их глазами?

6.   Интересуют ли меня люди с их проблемами больше, чем мои и их профессиональные дела и обязанности?

7.   Ищу ли причины затруднений учащихся в учебе, пытаюсь ли менять характер урока, задания, если не вижу у учеников ожидаемых результатов и реакций ?

8.   Пробуждает ли мой стиль преподавания любовь к учебе, интерес к предмету у школьников?

9.   Знаю ли я, как мои ученики видят мир, что любят, во что верят и пр.?

10. Считаю ли я, что причины невысоких успехов школьников в учебе состоят в их неспособности или нежелании учиться?

Поставьте в 1-ом и 10-ом вопросах за ответы «да»-0, «сд»-3, «сн»-7, «н»-10. В остальных случаях наоборот: «да»-10, «сд»-7, «сн»-3, «н»-0. Посчитайте сумму.

КЛЮЧ К ТЕСТУ. Вы набрали 75-100 очков. Вы правильно понимаете требования к учителю и работаете в основном согласно этим требованиям: считаете себя способным изменяться, работать над собой, уверены в себе, видите причины затруднений учащихся в основном в качестве обучения, интересуетесь не только прохождением программы, а личностью ученика, стремитесь сделать учение интересным и значимым для учеников.

Вы набрали 55-74 очка. Такие профессиональные качества, как терпимость, интерес к внутреннему миру ученика, стремление изменяться самому, развиты в вас чуть ниже желательного уровня. Вам, вероятно, следует чаще задавать себе подобные вопросы, выявлять проблемы профессионального роста и решать их.

Вы набрали ниже 55 очков. Очевидно, вы многое понимаете в профессиональном труде учителя не совсем верно. Следует задуматься, проанализировать свою работу, ее результаты, ваши взгляды на суть учительского труда, на личность учителя и, главное, на самого себя, свои жизненные цели, ценности, отношение к людям.









7.5Методика обучения педагогическому мышлению

УПРАЖНЕНИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА»

ЦЕЛИ: выработка умений анализировать педагогическую ситуацию, формулировать воспитательную проблему и ставить задачу, определять средства и методы решения, определять критерии и показатели эффективности решения и способы их обнаружения.

ФОРМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ: индивидуальная работа каждого студента с представлением отчета - «защиты» в устном или письменном виде; работа в паре, мини-группе, в групповой дискуссии с элементами мозгового штурма. «Защита» решения - это рассказ, обоснование решения, которое обсуждается в группе.

Решение задачи осуществляется по алгоритму из двух блоков:

1.   Анализ педагогической ситуации, куда входит осмысление поступков, мотивов, целей, состояния участников, определение проблемы, постановка воспитательных задач.

2.   Проектирование воспитательных воздействий, то есть дел с учащимися, методов, форм, прогнозирование результатов в виде показателей воспитанности (описание желаемого поведения), указание способов их проверки.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ СТУДЕНТА: понимает поступки, мотивы, цели учеников, формулирует проблему и ставит задачи, предлагает средства и методы решения, предвидит результаты и способы их решения, опирается в решении на психолого-педагогические знания.

ОБРАЗЕЦ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ.

Пятый класс. В свободном общении ученики грубы друг с другом, толкаются, ставят подножки, дерутся, обращаются по фамилии или кличке, не слышат друг друга в разговоре. Некоторые возмущаются, но часто капризным жалующимся тоном. На уроках часто шум безделья или тишина непонимания.

Анализ и решение. Поступки учеников носят ситуативный характер. Свое поведение они не регулируют. Основная потребность - движение и игра, но играют и общаются бессодержательно, потому что низок уровень интеллектуальной, эмоциональной, социальной сферы, деловых и межличностных отношений. Главный мотив поведения - удовольствие от игры, не требующей напряжения ума или чувств. В учении они не видят для себя смысла, поэтому учатся под нажимом или бездельничают. Проблемы могут быть названы такие: не сформирована культура общения, не развиты познавательные интересы. Главные задачи можно сформулировать так: 1. Формировать самосознание, представление о себе как о члене группы и уважение к личности другого. 2.Вырабатывать умение играть, учиться вместе, взаимодействовать. 3. Формировать познавательные интересы, любознательность, умение видеть, удивляться, думать.

Пути решения. Используется комплекс методов и форм. Ряд бесед о навыках общения, тренинг общения, организация совместных походов, экскурсий, праздников, игр.

Предполагаемые результаты: ученики содержательно общаются, умеют слушать друг друга, взаимодействовать, интересуются не только учебными предметами, но и историей, литературой, искусством, современной жизнью общества.

Способы обнаружения: наблюдение, беседы и другие диагностические методики (проективные тесты, анкеты).









МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ

ЦЕЛЬ: Выявить круг тем, вопросов, которые интересуют учеников и которые могут составить содержание, тематику бесед со школьниками.

ПРОЦЕДУРА: Предложить учащимся ответить на вопрос в таком бланке.

Я хотел бы обсудить в классе такие вопросы. (отметь знаком *)

1.   Что и почему происходит в нашей стране.

2.   Для чего рождаются и живут люди.

3.   Нужно ли ходить в церковь.

4.   Как выбрать и получить профессию.

5.   Как лучше учиться и получить образование.

6.   Как узнать себя и развить свои способности.

7.   Как дружить с товарищами.

8.   Как находить взаимопонимание со взрослыми.

9.   Что такое любовь и как быть счастливым в любви.

10. Как понимать серьезную музыку, живопись, театр.

11. Есть ли жизнь после смерти, НЛО и другие необъяснимые явления.

12. ? Другие вопросы... напиши, какие.

Результаты следует посчитать, ранжировать, то есть распределить по частоте выбора, проанализировать и использовать при планировании и организации воспитательной работы с учащимися.


Методы диагностики учащихся и материалы к воспитательным занятиям

НЕЗАКОНЧЕНННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(Ж.Нюттен- А.Б.Орлов)

1. Я думаю, что хороший ученик - это тот, кто...

2. Я думаю, что плохой ученик - это тот, кто...

3. Больше всего я люблю, когда учитель...

4. Больше всего я не люблю, когда учитель...

5. Больше всего мне нравится школа за то, что...

6. Я не люблю школу за то, что...

7. Мне радостно, когда в школе ...

8. Я боюсь, когда в школе...

9. Я хотел бы, чтобы в школе...

10. Я не хотел бы, чтобы в школе...

11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе...

12. Если я не внимателен на уроке, я...

13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я...

14. Если мне что-то непонятно при выполнении домашнего задания, я...

15. Я всегда могу проверить, правильно ли я ...

16. Я никогда не могу определить, правильно ли я...

17. Если мне что-нибудь нужно запомнить, я...

18. Мне всегда интересно, когда на уроке...

19. Мне всегда неинтересно, когда на уроках..

20. Я лучше понимаю, когда на уроке...

21. Я хотел бы, чтобы в школе всегда...




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!