СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционное обучение: проблемы на уровне СПО

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дистанционное обучение: проблемы на уровне СПО»

«Дистанционное обучение: проблемы на уровне СПО»


Тихонова Татьяна Николаевна

старший методист ОГБПОУ «Рязанский многопрофильный колледж»

г. Рязань



Аннотация. В данной статье представлены результаты исследования готовности педагогического коллектива ОГБПОУ «РМПК» к реализации онлайн-обучения в дистанционной форме, педагогических возможностей и ограничений самого дистанционного обучения на уровне СПО. Полученные выводы могут быть использованы для дальнейшего создания условий по реализации дистанционного обучения в профессиональной образовательной организации и снятия препятствующих этому барьеров.

Ключевые слова. Онлайн-обучение, дистанционное обучение, профессиональная образовательная организация, обратная связь.


Весна 2020 года оказалась временем серьезных вызовов, как для педагогов, так и для студенчества среднего профессионального образования. Внезапно нарушился традиционный, устоявшийся десятилетиями порядок образовательного процесса и взаимодействия преподавателей и обучающихся, администрации образовательных организаций и педагогического коллектива.

Необходимо было выстроить организацию образовательного процесса и коммуникацию между его участниками. Администрация ОГБПОУ «РМПК» занялась изучением, с одной стороны, готовности педагогического коллектива к реализации онлайн-обучения в дистанционной форме, с другой – педагогических возможностей и ограничений самого дистанционного обучения на уровне СПО.

Исследование включало в себя:

1) условия для реализации дистанционного обучения в колледже;

2) барьеры, препятствующие полноценной организации дистанционного обучения в профессиональной образовательной организации.

Исследование проводилось дифференцированно, с учетом действующей образовательной программы СПО. В качестве основного средства обучения, наиболее удобного для всех участников образовательного процесса, была выбрана система интернет-телефонии Skype, социальные сети, мессенджеры, инструменты Google и электронная почта.

Сложности в организации дистанционного обучения заключаются в том, что каждый преподаватель разрабатывает свой собственный онлайн курс, находясь в режиме самоизоляции, используя известные ему ИКТ-средства, доступные методические рекомендации и свой собственный педагогический опыт. Такой формат дистанционного обучения охватил не только преподавание общеобразовательных дисциплин, но и общепрофессиональные и профессиональные циклы.

В настоящее время дистанционное обучение в колледже осуществляется в основном с использованием неплатформенных средств, что остро ставит вопрос о дидактическом качестве подобного образовательного процесса.

Исследование позволило дифференцировать весь массив задач, стоящих перед администрацией колледжа. До начала самоизоляции в значительной степени было решены следующие задачи:

создана рабочая группа по организации дистанционного обучения;

выбран способ организации онлайн-обучения.

Некоторые проблемы были решены на протяжении первой недели после введения дистанционного обучения. При этом необходимо учитывать, что на момент введения самоизоляции ни педагоги, работающие по программам СПО, ни профессиональные образовательные организации в целом не обязаны были быть готовыми к всеобщему дистанционному обучению. Эта задача не ставилась перед ними ни в одном из документов, определяющих приоритеты стратегического развития, и не могла быть предугадана.

На момент перехода на всеобщее дистанционное обучение, т.е. за первые две недели, в ОУ в экстренном порядке был осуществлен ряд шагов, не требующих больших ресурсных и временных затрат:

разработан регламент, определяющий режим работы студентов ОГБПОУ «РМПК» в рамках онлайн-обучения;

сформирован перечень дисциплин, курсов, модулей, подлежащих переводу на онлайн-обучение;

созданы линии обратной связи со студентами по вопросам дистанционного обучения;

организован мониторинг основных трудностей студентов и педагогов в онлайн-обучении;

созданы групповые ресурсы (чаты) для профессионального общения педагогов;

организована обратная связь с родителями по вопросам дистанционного обучения;

выявлены основные трудности педагогов при организации дистанционного обучения.

Очевидна существенная нагрузка педагогов, которые при минимуме личных домашних дел посвящают все время обеспечению образовательной деятельности и коммуникации со студентами. Важно обратить внимание на проблемы, которые возникают в ход работы:

в зоне особого внимания находятся возрастные педагоги, которым трудно дается работа с использованием дистанционных технологий;

существует и риск снижения качества освоения учебной программы; несмотря на все усилия педагогов колледжа, домашние задания

выполняют не все обучающиеся;

взаимодействие заведующих отделениями и классного руководителя с семьями студентов, с позиции образовательно-воспитательного процесса (невозможно пригласить обучающегося в колледж для беседы).

Есть еще одна проблема, достойная внимания, хотя, скорее всего, решить ее силами ОУ невозможно – это обеспеченность семей студентов устойчивым интернетом и необходимой для дистанционного обучения техникой. Если эти условия в принципе в семьях есть, то возникает другая проблема – разделение рабочего времени за компьютером между всеми членами семьи. Как правило, компьютер один, а в семье в течение дня за ним должны работать родители, а иногда и братья, сестры, если в семье не один ребенок. Рабочая группа по дистанционному обучению регулярно проводила мониторинг условий для обеспечения учебной деятельности.

Исследование показало, что в процессе работы колледжа в дистанционном режиме были решены текущие задачи и получена возможность получить уникальный опыт педагогической деятельности в онлайн формате. Проблемы организации качественного образовательного процесса с использованием дистанционных технологий пока остаются. Но есть время для серьезного осмысления полученных уроков и возможность для обеспечения условий преодоления открывшихся рисков.


Список источников

Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yL VuPgu4bvR 7M0.pdf.

Игнатова Н.Ю. Цифровые аборигены: взгляд со стороны. – Открытое и дистанционное образование, 2017. – с. 58–65.

Куприяновский В.П. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования – International Journal of Open Information Technologies, 2017. – с. 19–25.

Игнатова Н.Ю. Профессиональное развитие преподавателей в социальной сети. – Открытое и дистанционное образование, 2018. – с. 25–31.

Каменев С.В. Образование в цифровом мире: возможности и перспективы – Вестник Томского государственного университета, 2017. – с. 85–90.

Можаева Г.В. Массовые онлайн-курсы: новый вектор в развитии непрерывного образования. – Открытое и дистанционное образование, 2015. – с. 56–65.

Фещенко А.В. Использование социальных сетей и систем дистанционного обучения в учебном процессе: мнение преподавателей и студентов. – Гуманитарная информатика, 2015. – с. 128–140.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!