СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционное обучение: плюсы минусы

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дистанционное обучение: плюсы минусы»

Дистанционное обучение: плюсы минусы

В последние годы всё больше возрастает популярность дистанционного обучения. Сама идея получения образования на расстоянии не нова. «Считается, что первая попытка создания дистанционной формы образования была предпринята ещё Яном Коменским 350 лет назад, когда он ввел в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники. Он также создал базу для использования системного подхода в образовании, написав свою «Великую дидактику». Многие исследователи признают его родоначальником дистанционного образования». Конечно это не было тем дистанционным обучением, которое мы знаем сегодня. Пройдя в своём развитии несколько этапов, в начале двадцать первого века оно совершает огромный прорыв. Это прежде всего связано с тем, что становятся широко доступны персональные компьютеры и глобальная сеть Интернет и появилась «возможность предоставления доступа к учебному контенту практически из любой точки мира»

Сегодня, хотим мы этого или нет, но набирает популярность дистанционное обучение.

дистанционное обучение – это «совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения».

Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему обучения состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья и т.д.

В 2020 году школы России столкнулись с онлайн-образованием. Массовый переход учебных заведений на заочную форму показал несостоятельность системы образования в этом вопросе. Всем стало понятно, что российские школы не готовы к такому режиму работы.

Опрос ОНФ (Общероссийского народного фронта) и компании MAXIMUM Education, проведённые среди 29 тыс. педагогов, показали, что 80% респондентов столкнулись с трудностями при переходе в онлайн-режим.

Учителя определили топ 5 проблем дистанционного обучения:

  1. Отсутствие опыта работы в онлайн. Более четверти педагогов считают, что им недостаёт знаний для перехода на заочную форму преподавания. Курсы повышения квалификации не включают в себя программы по работе в онлайн-режиме.

  2. Возросшая нагрузка на педагогов. 84% респондентов говорят о многократном увеличении рабочего времени преподавателей, что негативно сказывается на их физическом здоровье и психологическом состоянии.

  3. Нехватка технических средств у детей. Около 40% опрошенных констатировали, что не все обучающиеся имеют возможность выхода в Интернет (ограничение трафика, отсутствие устойчивой связи и личных мобильных устройств).

  4. Отсутствие административной помощи. 26% учителей отмечают неэффективность работы администраций учебных заведений при переходе на заочную форму образования. Не были проведены мониторинги готовности к онлайн-обучению, несвоевременно подготовлены планы работы

  5. Неготовность электронных ресурсов. Более 20% учителей отмечают, что сервисы не смогли быстро перестроиться на столь масштабный переход на дистанционное обучение. Это привело к некачественной работе образовательных платформ. Преподаватели школ жалуются на отсутствие методической помощи и возросшее количество отчетов.


Есть ли выход из сложившейся ситуации?

Вот что предлагают учителя:

  • необходимо внести изменения в нормативные акты всех уровней системы образования с учетом новых реалий;

  • разработать и провести единый мониторинг готовности к дистанционному обучению как среди детей, так и среди педагогов;

  • организовать бесплатные курсы повышения квалификации по изучению дистанционных технологий;

  • наладить бесперебойную работу электронных образовательных ресурсов;

  • внести изменения в Приказ Минобрнауки 1601 от 22 декабря 2014 года, регулирующий норму часов за ставку заработной платы, с учетом увеличения нагрузки на педагогов в условиях онлайн-образования.

Несмотря на целый ряд проблем и трудностей во внедрение дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс отмечают плюсы и минусы дистанционного обучения.

Плюсы дистанционного обучения:

Дистанционное обучение позволяет:

- решить проблему интерактивного общения при взаимодействии учителя и учащихся,

- обеспечить учащихся учебными материалами и учебной информацией;

- развить у учащихся умение самостоятельно учиться;

- организовать работу с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);

- организовать выполнение проектов и исследовательских работ.

Сегодня эта форма актуальна в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Карантин заставил людей кардинально изменить свой образ жизни и перестроиться на дистанционную форму работы. Кто-то освоился очень быстро и теперь успешно балансирует между работой и домашними обязанностями. А вот учителям повезло меньше: мало того, что нужно полностью менять формат привычных занятий, так ещё и новые технологии осваивать приходится, чтобы хоть как-то организовать учебный процесс.

Минусы дистанционного обучения:

1. Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.

2. Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, результат обучения напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.

3. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность: компьютер и выход в Интернет.

4. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися. А мы знаем, что контроль является мощным побудительным стимулом.

5. В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.

6. Многодетные семьи оказались в неравных условиях: сразу всем детям организовать дистанционное обучение физически крайне сложно, а иногда невыполнимо.

7. Для учителя дистанционное обучение означает ненормированный рабочий день. И это не всегда положительно отражает на качестве образования.

8. Маленьким детям дистанционное обучение даётся с огромным трудом. Для них способность учится самостоятельно, без контроля, не всегда заканчивается успешно. Трудно представить, как первоклассники будут обучаться дистанционно. Дети день и ночь мечтают пойти в школу, общаться с первым учителем, одноклассниками. Ребёнок и не поймёт, как ему правильно учиться.

9. Порой и в классе трудно контролировать поведение детей, а следить за их поведением онлайн кажется и вовсе невозможным. Особенно, если всё время возникают какие-нибудь трудности: то соединение плохое, то не открывается файл, а то и вовсе компьютер сломался.

10. воздействие технических средств на учеников (рябь монитора, шум от системного блока или ноутбука, колонок, микрофона, светоотражение лучей от экрана или электронной доски).

Заключение.

Как учить? Как продолжить обучение, чтобы переход был наименее болезненным для учеников и помог учителю сохранить тот уровень обучения, который уже продемонстрирован участникам образовательных отношений. Дистанционные технологии обучения предполагают общение между учеником и учителем, хоть и на расстоянии. Но как вести уроки без доски и мела, когда ничего нельзя записать, показать,   без живого общения? Может, просто указывать ссылки на видеоуроки для изучения новой темы, как мы это делали весной? Но ведь не каждый ученик может настроить себя так, чтобы полностью изучить  новые темы без помощи учителя. И будет ли тогда целесообразно такое обучение? А значит, проведение онлайн-уроков просто необходимо. Самое сложное – это провести урок так, чтобы по своей сути онлайн-урок оставался тем же традиционным уроком, но проводимым в режиме онлайн-трансляции и с соблюдением учителем всех требований к традиционному уроку.


Источник: https://web-3.ru/dtraining/introduction/okandbaddo/
© Портал Web-3.Ru



Источник: https://icef.hse.ru/ НИУ "Высшая школа экономики




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!