В последние годы набирает обороты новая форма образования – дистанционное обучение (ДО). И, как всё новое, эта тема вызывает много споров.. Вот аргументы, которые приводятся в качестве доводов, объясняющих почему дистанционная форма обучения значительно уступает очному обучению: Зачем нужно дистанционное обучение, если можно книги и самому почитать? Дистанционно учатся только «для галочки», для диплома. Знания у студентов слабые, потому что вне стен аудитории много отвлекающих факторов, обучение идёт промежду прочим. Дистанционное обучение менее эффективно, поскольку нет общения с преподавателем, нет живого диалога. Нет серьёзной методологической базы, чтобы говорить про дистанционное обучение, как про качественное обучение. По поводу отличия дистанционного обучения от чтения книг. Есть два серьёзных преимущества для студентов (слушателей). Во-первых, в дистанционном курсе материал подобран и просеян таким образом, что позволяет в сжатый срок получить максимум разнообразной информации по теме из разных источников - книг, статей, аналитических обзоров. Это экономит массу времени и даёт широкое представление о материале. Собственно так испокон веков делают и преподаватели на очных лекциях - так что подход вполне классический. Во-вторых, отличие от книг в том, что есть контрольные задания, связь с тьютором (преподавателем), возможность задавать вопросы и получать обратную связь. Сравнение результативности очного и дистанционного обучения. Вопросы результативности обучения - очно или дистанционно - не зависят от формы обучения. Они зависят от мотивации самих обучающихся. Надо понимать, что очно ли, дистанционно ли - нам дают лишь возможность получить знания, но никто, кроме нас самих, ничего в нашу голову не вложит. Тут уж не к форме обучения должны быть претензии. Уверена, что многие припомнят среди студентов-очников тех, кто приходил на занятия "потусоваться с друзьями", а не за знаниями. Дистанционная же форма обучения даёт каждому возможность самому выбирать подходящее время для занятий – и это большой плюс. Дистанционное обучение делает образование в ВУЗах и учебных центрах доступным – и по цене, и по времени, и географически. Это хороший шанс, например, для жителей регионов России обучаться в выбранных ими учебных заведениях по всей стране, экономя на транспортных расходах, и без необходимости проживания по месту учёбы. Много работающих людей, которым из-за ненормированного дня или после работы по московским вечерним пробкам просто физически невозможно добраться к 19.00 на занятия. У них один выход - учиться дистанционно. При этом учатся они не для корочки (у многих "корочки" для нормального трудоустройства уже есть). Учатся они для того, чтобы получить знания и инструменты по конкретной теме, разобраться в тех вопросах и проблемах, с которыми сталкиваются в профессиональном плане на работе. Ошибочно думать, что дистанционное обучение не предполагает общение с преподавателем. Как правило, на каждом дистанционном курсе есть тьютор – преподаватель, который проверяет контрольные задания и тесты и отвечает на вопросы слушателей. Общение с тьютором позволяет поработать именно над теми вопросами, которые волнуют конкретного слушателя. При очном обучении в группе это далеко не всегда получается. Что же является необходимым, чтобы дистанционное обучение не уступало по качеству очным формам? Для меня основной критерий эффективности ДО - востребованность полученных знаний и навыков в работе. Поэтому в первую очередь необходимо, чтобы была сбалансированная программа из теории и практики. Активное усвоение материала, по моему мнению, возможно лишь при наличии практических заданий для слушателей дистанционного курса, решения кейсов, т.е при возможности приложить теорию к практике и получить обратную связь от тьютора. Так же повысит эффективность обучения организация групповых дискуссий по пройденной теме - т.е. должна быть площадка для общения учащихся и тьютор - в качестве модератора дискуссии. Это даст возможность посмотреть чужими глазами на ситуацию, увидеть вопрос по-новому. Учитывая, что ДО относительно новая форма обучения, наиболее эффективными я считаю "короткие" программы повышения профквалификации - тогда есть возможность работать под чётко определенную целевую аудиторию и оперативно обновлять материал и методы под их запросы. Так что, на мой взгляд, дистанционное обучение - это современный и доступный способ получения знаний для тех, кто замотивирован на результат и не готов откладывать своё профессиональное развитие "до лучших времен" - когда появятся деньги, когда подрастут дети, когда позволит рабочий график и т.п. А что касается отсутствия пока «серьёзной методологической базы», то хочется ответить словами: «Дорогу осилит идущий». Дистанционное обучение будет совершенствоваться по мере того, как будет накоплен опыт проведения таких программ, набираться обратная связь от обучающихся и экспертов рынка труда. |