СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционное обучение: "плюсы" и "минусы"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы набирает обороты новая форма образования – дистанционное обучение (ДО). И, как всё новое, эта тема  вызывает много споров.

Вот аргументы, которые приводятся в качестве доводов, объясняющих почему дистанционная форма обучения значительно уступает очному обучению:

 Зачем нужно дистанционное обучение, если можно книги и самому почитать?

Дистанционно учатся только «для галочки», для диплома. Знания у студентов слабые, потому что вне стен аудитории много отвлекающих факторов, обучение идёт промежду прочим.   

Просмотр содержимого документа
«Дистанционное обучение: "плюсы" и "минусы"»

Доклад по теме:




Дистанционное обучение: «Плюсы» и «минусы»



В последние годы набирает обороты новая форма образования – дистанционное обучение (ДО). И, как всё новое, эта тема  вызывает много споров..

Вот аргументы, которые приводятся в качестве доводов, объясняющих почему дистанционная форма обучения значительно уступает очному обучению:

 Зачем нужно дистанционное обучение, если можно книги и самому почитать?

Дистанционно учатся только «для галочки», для диплома. Знания у студентов слабые, потому что вне стен аудитории много отвлекающих факторов, обучение идёт промежду прочим.   

Дистанционное обучение менее эффективно, поскольку  нет общения с преподавателем, нет живого диалога.

Нет серьёзной методологической базы, чтобы говорить про дистанционное обучение, как про качественное обучение.

 По поводу отличия дистанционного обучения от чтения книг.

 Есть два серьёзных преимущества для студентов (слушателей). Во-первых, в дистанционном курсе материал подобран и просеян таким образом, что позволяет в сжатый срок получить максимум разнообразной информации по теме из разных источников - книг, статей, аналитических обзоров. Это экономит массу времени и даёт широкое представление о материале. Собственно так испокон веков делают и преподаватели на очных лекциях - так что подход вполне классический. Во-вторых, отличие от книг в том, что есть контрольные задания, связь с тьютором (преподавателем), возможность задавать вопросы и получать обратную связь.

 Сравнение результативности очного и дистанционного обучения.

 Вопросы результативности обучения - очно или дистанционно - не зависят от формы обучения. Они зависят от мотивации самих обучающихся. Надо понимать, что очно ли, дистанционно ли - нам дают лишь возможность получить знания, но никто, кроме нас самих, ничего в нашу голову не вложит. Тут уж не к форме обучения должны быть претензии. Уверена, что многие припомнят среди студентов-очников тех, кто приходил на занятия "потусоваться с друзьями", а не за знаниями. Дистанционная же форма обучения даёт каждому возможность самому выбирать подходящее время для занятий – и это большой плюс. 

 Дистанционное обучение делает образование в ВУЗах и учебных центрах доступным – и по цене, и по времени, и географически. Это хороший шанс, например, для жителей регионов России обучаться в выбранных ими учебных заведениях по всей стране, экономя на транспортных расходах, и без необходимости проживания по месту учёбы.

Много работающих людей, которым из-за ненормированного дня или после работы по московским вечерним пробкам просто физически невозможно добраться к 19.00 на занятия. У них один выход - учиться дистанционно. При этом учатся они не для корочки (у многих "корочки" для нормального трудоустройства уже есть). Учатся они для того, чтобы получить знания и инструменты по конкретной теме, разобраться в тех вопросах и проблемах, с которыми сталкиваются в профессиональном плане на работе.

 Ошибочно думать, что дистанционное обучение  не предполагает общение с преподавателем. Как правило, на каждом дистанционном курсе есть тьютор – преподаватель, который проверяет контрольные задания и тесты и отвечает на вопросы слушателей.   Общение с тьютором позволяет поработать именно над теми вопросами, которые волнуют конкретного слушателя. При очном обучении в группе это далеко не всегда получается.

 Что же является необходимым, чтобы дистанционное обучение не уступало по качеству очным формам?

Для меня основной критерий эффективности ДО - востребованность полученных знаний и навыков в работе. Поэтому в первую очередь необходимо, чтобы была сбалансированная программа из теории и практики.

 Активное усвоение материала, по моему мнению, возможно лишь при наличии практических заданий для слушателей дистанционного курса, решения кейсов, т.е при возможности приложить теорию к практике и получить обратную связь от тьютора.

 Так же повысит эффективность обучения организация групповых дискуссий по пройденной теме - т.е. должна быть площадка для общения учащихся и тьютор - в качестве модератора дискуссии. Это даст возможность посмотреть чужими глазами на ситуацию, увидеть вопрос по-новому.

Учитывая, что ДО относительно новая форма обучения, наиболее эффективными я считаю "короткие" программы повышения профквалификации - тогда есть возможность работать под чётко определенную целевую аудиторию и оперативно обновлять материал и методы под их запросы.

 Так что, на мой взгляд,  дистанционное обучение - это современный и доступный способ получения знаний для тех, кто замотивирован на результат и не готов откладывать своё профессиональное развитие "до лучших времен" - когда появятся деньги, когда подрастут дети, когда позволит рабочий график и т.п.

А что касается отсутствия пока «серьёзной методологической базы», то хочется ответить словами: «Дорогу осилит идущий». Дистанционное обучение будет совершенствоваться по мере того, как будет накоплен опыт проведения таких программ, набираться  обратная связь от обучающихся и экспертов рынка труда. 

Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа(https://uchi.ru/) - Это российская онлайн-платформа, где учащиеся из всех регионов России изучают учебные дисциплины в интерактивной форме. Для объяснения новой темы созданы видеоуроки онлайн- уроки , записи онлайн- уроков. Для мотивации в обучении организуются марафоны по предметам (метапредметные), олимпиады, интеллектуальные игры. Дети с удовольствием выполняют задания, а по окончанию курса получают дипломы и грамоты за активное участие в образовательных мероприятиях.

Образовательные платформы имеют свои плюсы и минусы. Они дают возможность обучающимся сформировать знания по определенной теме, выделить проблемные вопросы и пути их решения. Если возникают трудности, то у ребенка есть возможность обратиться к педагогу в любое время через электронный дневник, через мессенджеры Whats App, Viber ,ВК.

На всех учебных платформах уроки содержат алгоритм действий для учащегося, указываются и оборудование к уроку, и полезные ссылки . Материалы взяты из учебников, входящих в федеральный перечень. Каждую неделю в соответствии со образовательной программой на порталах т появляются новые уроки. Все они очень понравились как педагогу,так и обучающимся и их родителям.

Плюсы дистанционного обучения

Доступность.

Обучаясь дистанционно, вы можете получать знания, находясь в любой точке земного шара. Учиться можно везде (дома, в путешествии, в кафе, на даче), где только есть интернет. Такая доступность — главное преимущество дистанционного обучения.

Гибкость.

В процессе дистанционного обучения большую часть материала обучающийся осваивает самостоятельно. А значит, время для занятий он волен выбирать сам. Обучение обучающихся на расстоянии позволяет не пропускать занятия по тем или иным причинам. Например, еслиобучающийся заболел. Достаточно только включить компьютер, присоединиться к виртуальной конференции - и вы сможете побывать на занятии. И это без вреда для здоровья. Получается, прогулы могут быть сведены к минимуму. Да, с интернетом иногда случаются разнообразные сбои. Но их как раз проверить можно. А вот реальный прогул - нет. Нередко именно дистанционное обучение помогает даже во время долгой болезни или невозможности посещать школу оставаться в общем потоке и не отставать от прочих учеников.

Конкретные знания.

Дистанционное обучение дает учащемуся конкретный набор знаний и навыков, а также доступность учебных материалов. В электронном виде можно читать любой учебник или конспект. Всю информацию при необходимости вам дадут просторы интернета. Речь идет о дополнительном материале. Не нужно тратить уйму времени и денег на покупку и поиск учебников, методичек и прочих учебных конспектов.

Обстановка.

Это обучение в комфортной обстановке. Нередко обучающим просто не хочется ходить в колледж. А вот если дома материал усваивается лучше, то дистанционное обучение - прекрасный выбор. Он не только позволит заниматься самообразованием и всегда оставаться на связи, но и не причинит никакого дискомфорта.


Минусы дистанционного обучения

Свобода действий.

Говоря о дистанционном обучении, среди минусов зачастую выделяют полную свободу действий. Действительно, если за ребенком не следить - он, вполне вероятно, вообще забросит учебу. Интернет-семинар контролировать крайне трудно. Разумеется, если система дистанционного образования в колледжах будет разработана и продумана до мелочей (как контролироватьобучающих, проводить тестирование и так далее), то такая форма даст видимый прогресс и максимальные результаты. В противном случае дистанционное образование просто еще больше отдалит детей от образовательного процесса.

Нехватка личного общения

Традиционное обучение ценно не только набором знаний. Важный элемент оффлайн-обучения — личное общение. Получая традиционное обучение, учащийся взаимодействует с преподавателями и одногруппниками в неформальной обстановке. Такое общение очень ценно.

Отсутствие положительных «побочных эффектов»

То, что дистанционное обучение дает обучающемуся конкретный набор знаний, можно считать не только плюсом, но и минусом. Обучаясь удаленно, обучающийся лишает себя многих положительных «побочных эффектов» академического образования. Например, процесс конспектирования тренирует скорость письма, развивает механическую память, учит на ходу вычленять наиболее важные фрагменты из потока информации. Все эти навыки очень полезны в повседневной жизни, но дистанционное обучение их не дает.

Коварные обстоятельства

В процессе дистанционного обучения учащийся, наверняка, столкнется с непредвиденными обстоятельствами, которые будут ему мешать. Удаленное обучение делает обучающихся зависимыми от технических средств.

Как видите, дистанционное обучение в колледже имеет плюсы и минусы. Плюсов много. Но и недостатков тоже хватает. Рекомендуется использовать такую форму, если обучающийся лучше занимается самостоятельно, а также, когда нет возможности посещать уроки в коллеже. При правильной организации образовательного процесса от дистанционного обучения останутся только плюсы. Дистанционное обучение неизбежно заставит сражаться обучающегося с самым суровым противником — собственной ленью. И если он к этому поединку не готов, лучше вовсе не начинать. Однако если обучающийся уверен в своих силах и твердо намерен учиться, дистанционное образование предложит ему разнообразные возможности для профессионального и личностного совершенствования.

Родителям было трудно. Преподавателю - было проще обучать обучающихся, а не через все эти WhatsAppы и электронные журналы.

Почти все задания педагог проверял чисто визуально и виртуально, а теперь еще надо проверить все тетради, работы, исправить ошибки уже в тетрадях - двойная работа. А еще при проверке заданий через интернет педагог мог и не увидеть ошибки, потому что при увеличении изображений всё равно плохо видно.

Я считаю, что, пока мы обучали просто с помощью возможностей сети Интернет. У нас электронное обучение, а не дистанционное.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!