СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дискуссионные вопросы на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дискуссионные вопросы на уроках истории»


Тема : «Изучение дискуссионных вопросов на уроках истории»

Кондрашова Анджела Ринатовна

учитель истории МАОУ «Лицей №36»г.Саратова



В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Промышленная и финансовая политика Александра III способствовала успешному социально-экономическому развитию России». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1) … 2) … Аргументы в опровержение: 1) … 2) … Многие выпускники приводили общие положения, которые не были подкреплены конкретными фактами. Например, они могли так сформулировать аргумент в подтверждение: «своей промышленной и финансовой политикой Александр III способствовал развитию отечественной промышленности». В данном случае отсутствует факт, на который опирается это положение. Без конкретного факта, это положение ничего не доказывает, оно спорно. Некоторые выпускники писали в качестве аргумента в подтверждение: «при Александре III был издан новый таможенный тариф». В данном случае это факт, который не подтверждает ту точку зрения, что политика Александра III способствовала успешному социально-экономическому развитию России. Ведь этот тариф мог, как способствовать, так и препятствовать развитию. Данный факт, конечно, может служить для аргументации, если связать его с аргументируемой точкой зрения, например, таким образом: «новый таможенный тариф, принятый в 1891 г., увеличивал ввозные пошлины на многие товары и, таким образом, защищал отечественную промышленность от иностранной конкуренции, что способствовало её развитию». Но, к сожалению, часто выпускники ограничивались указанием факта или общего положения.

Но начинать учить доказательству необходимо уже с 5 класса, когда

учитель требует от учеников в связном рассказе воспроизвести ход рассуждения ,повторить доводы, подтверждающие тот или иной вывод, сделанный автором учебной книги. Психологи установили, что младшие подростки способны к причинно-следственному обоснованию, притом преимущественно при опоре на непосредственно наблюдаемые факты. Уже в 5 классе при систематическом требовании «приводить доводы» (под которыми подразумеваются исторические факты) удаётся добиться

известных успехов в деле формирования умения аргументировать, хотя и ограниченных:

основная масса учеников подбирает готовые доводы из текста рассказа, но наиболее заинтересованные самостоятельно «добывают» их в ряде случаев путём анализа и сопоставления изложенных фактов.

В 6 классе можно сформулировать следующие правила.

1. Прежде чем привести доводы, надо назвать ту мысль (вывод), которую требуется доказать.

2. Доводы необходимо связывать с тем, что доказываешь.

То, что, доказывая, «необходимо рассуждать», ученики 6–7 классов усваивают после разъяснения этого логического термина, когда учитель покажет, как он рассуждает сам при доказательстве.

Раскрыв некоторые приёмы связи доводов (фактов) с доказуемым положением, учитель начинает требовать установления этой связи и от учеников . Постепенно ученики осваивают структуру доказательства, которая может быть сформулирована для них следующим образом: в доказательстве имеются составные части: 1) то, что требуется доказать (выводы из учебника, своё мнение, сделанный вывод); 2) доводы (факты); 3) рассуждение, связывающее доводы с той мыслью, которую нужно доказать.

Постепенно учитель вводит понятие о достоверности довода, объясняя, что

достоверными можно считать факты, истинность которых доказана исторической наукой.

Затем ученики учатся выдвигать и доказывать гипотезы (7–8 классы). Учитель объясняет, что гипотеза – это предположение, например, о причинах исторического явления, о его результатах. Такое предположение нельзя считать твёрдо установленным до тех пор, пока оно не доказано достоверными доводами. Кроме того, в этот же период обучения ученики

решают познавательные задачи, в которых требуется доказать какую-либо точку зрения.

Учитель должен видеть перспективу развития мыслительной деятельности школьников при доказательстве: от репродуктивной деятельности, когда последовательно воспроизводятся уже известные доводы, к следующему уровню, когда аргументы самостоятельно систематизируются учениками, затем – к высшему, продуктивному уровню деятельности, когда необходимо привести новые, ранее не рассматривавшиеся доводы, которые извлекаются самостоятельно путём анализа и обобщения фактов и соотносятся с доказуемым положением; при этом школьники сами должны определить

способ доказательства. Этот уровень связан обычно с решением учебных проблем и проблемно-познавательных задач .

Основная линия работы над доказательством в основной школе должна выглядеть следующим образом.

1. Демонстрация доказательства в рассказе учителя.

2. Практическая работа над доказательством (без объяснения его структуры): приведение

фактов, подтверждающих обобщения в учебной книге, мнений школьников.

3. Ознакомление с различными способами доказательства в учебниках.

4. Объяснение цели и правила доказательства, введение терминов «достоверный довод», «рассуждение».

5. Воспроизведение учениками хода обоснования выводов в учебнике: а) с той же последовательностью; б) с её изменением.

6 . Объяснение структуры доказательства. Формулировка требований к доказательству.

7. Выполнение серий развивающих задании и познавательных задач, требующих:а) воспроизведения и систематизации известных доводов; б) самостоятельного поиска доводов (фактов и обобщений) путём анализа и сопоставления данных различных источников знаний, выдвижения и обоснования (или опровержения) гипотез.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!