СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 7 классе " Формирование единых государств в Европе и России"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся знакомятся с процессом формирования еди­ных государств в Европе и России, определяют черты сходства и различия в причинах и предпосылках этого процесса; выявляют роль церкви в ста­новлении единого государства; оценивают роль сословий в ев­ропейских странах и в России; описывают военную революцию в Европе; аргумен­тируют собственное отношение к дискуссионным вопросам истории России XVI в.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 7 классе " Формирование единых государств в Европе и России"»

Тема урока: Формирование единых государств
в Европе и России

Цели и задачи: познакомить с процессом формирования еди­ных государств в Европе и России, его предпосылками и осо­бенностями; выявить роль церкви в становлении единого госу­дарства.

Планируемые результаты: предметные: применять основные хронологические понятия, термины; давать определения понятий крепостное право, самодержавие; харак­теризовать процесс формирования единых государств в Европе и России и определять черты сходства и различия в причинах и предпосылках этого процесса; выявлять роль церкви в ста­новлении единого государства; оценивать роль сословий в ев­ропейских странах и в России; описывать военную революцию в Европе; аргумен­тировать собственное отношение к дискуссионным вопросам истории России XVI в.; метапредметные УУД — 1) коммуника­тивные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, ар­гументировать и отстаивать свое мнение; 2) ре­гулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познава­тельной деятельности; планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемым результатом; оценивать правильность решения учебной задачи; 3) познавательные: обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к прошлому своей Родины; излагать и аргументи­ровать свою точку зрения в соответствии с возрастными возмож­ностями; уважительно относиться к историческому наследию; развивать творческие способности через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для ра­боты в группах.

Тип урока: урок открытия нового знания

Ход урока

1.Организационный момент

2.Мотивационно-целевой этап

Историк А.А. Зимин, анализируя процесс формирования единого русского государства, пришел к выводу: «Холопье про­исхождение, собачья преданность самодержавию значительной части служилого люда сыграли большую роль в том, что власть московского государя, опиравшегося на них, приобрела явные черты деспотизма...» Справедливо ли мнение ученого? Обсудим это на нашем уроке.

Тема урока: «Формирование единых государств в Европе и России».

-Как вы думаете, какие вопросы нам необходимо рассмо­треть, чтобы раскрыть тему урока?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1.Предпосылки и особенности формирования единых государств в Западной Европе и России.

2.«Новое государство» в Западной Европе и усиление вели­кокняжеской власти в России.

3.Европейский абсолютизм и российское самодержавие: сходство и различия.

4.Роль сословий в европейских странах и России.

5.Военная революция в Европе.

Проблемный вопрос

  • Почему в России создание единого государства стало возможным в условиях господства натурального хозяйства? |

3.Введение в новый материал

Представьте, что вы — ученые-историки, занимающиеся проблемой формирования единых централизованных государств на территории Европы и России. Как же происходил этот про­цесс? Что можно отнести к общим чертам, а в чем были отличия?

Работа по теме урока

- Разделитесь на две группы. Работая с § 3 учебника и привле­кая знания по всеобщей истории, выступите в роли евро­пейских или российских историков, которые будут иссле­довать процесс формирования единых централизованных государств на территории Европы и России.

Первая группа европейские историки.

Вторая группа российские историки.

(По итогам работы при консультативной помощи учителя за­полняется сравнительная таблица.)





Критерии для сравнения

Европа

Россия

1

Предпо­сылки и осо­бен­ности форми­рования единых госу­дарств

Различия

1.Внутриполитический фактор- развитие рыночных отношений. Открытие новых морских торговых путей между континентами привело к росту произ­водства.

2. Быстро развивалось городское ремесленное производство, которое стало главным ис­точником товаров для продажи на рынке. 3.Европейские города были заинтересованы в обмене товарами, им была необходима поддержка и защита со стороны государства. 4.Феодалы были заинтересованы в сильной центральной власти, которая по­могала бы им подавлять крестьянские выступления.

5.Натуральное хозяйство в связи с развитием городов и торговли переста­вало быть основой экономики западноевропейских стран.

Одна страна-единая нация

1.Внешнеполитический фактор- совместная борьба русских земель за национальное освобождение от ордынской зависимости.

  1. Господство нату­рального хозяйства.

3.Отсутствие тесных хозяйственных связей между различными районами страны.

4.Рост земельных владений великого князя и его окруже­ния — поиск способов закрепления крестьян на земле.

5. Государство форми­ровалось на многона­циональной основе



Основной фактор

Социально-экономический

Внешнеполитический

2.

«Новое государ­ство» в Западной Европе и усиле­ние великокняжеской власти в России

Различия


  1. Формирование чиновничьего сосло­вия, руководившего государством от имени монарха.

2.В аппарат управле­ния в основном вошли представители корен­ного населения

  1. Безграничная власть монарха.

2.В аппарат управле­ния вошли как быв­шие удельные князья, так и перешедшие под власть царя литов­ские князья и татар­ские ханы



Сходство

1.формирование единого законодательства

2.единая казна

3.единый аппарат управления

3.

Евро­пейский абсо­лютизм и российское самодер­жавие: сходство и разли­чия

Различия








  1. Отмирание нату­рального хозяйства.

2.Контроль католиче­ской церкви над дей­ствиями монархов

  1. Складывание крепостного права.

2.Православная цер­ковь как опора власти



Сходство

  1. Неограниченная власть монарха.

  2. Зарождение элементов сословного предста­вительства.

3.Усиление роли монархов в экономической сфере


Роль со­словий в евро­пейских странах и России

Различия

  1. Острые противоре­чия между сословиями.

2.Законодательное за­крепление сословных привилегий

  1. Менее острые про­тиворечия между сословиями.

2.Сословные приви­легии законодательно не закреплены



Система

Вассалитет

Подданство

В Европе правители и аппарат управления, на который они опирались, активно влияли на развитие производства и расширение торговли, задавали условия развития экономики единой страны. В ряде государств вводились новые виды налогов, а часто и исключительное право на продажу жизненно важных для населения продуктов (например, соли). Таким образом, росли доходы казны.

2.Правители европейских государств и главы римской католической церкви часто покровительствовали художникам, архитекторам, скульпто­рам, ювелирам. Это способствовало расцвету в Западной Европе изящных искусств, появлению гениальных мастеров.


абсолютизм — неограниченная власть монарха. Основной иде­ей абсолютизма было то, что правитель государ­ства считался помазанником Божьим, а значит, был независим от любых посредников, прежде стоявших между ним и Богом, будь то папа римский или император Священной Римской империи. Правители издавали единые для всей страны законы и с помощью чиновников следи­ли за их исполнением. Постепенно абсолютные монархи перестали согласовывать взимание на­логов с парламентами и городскими советами, многие законы, принятые в прежние времена, были отменены. В Западной Европе крупные феодалы были лишены права чеканить монету, издавать законы, судить и наказывать зависи­мое от них население, вести самостоятельную политику в отношениях с иностранными государствами. Даже собствен­ность феодала могла быть изъята в пользу королевской казны, в случае если того или иного графа, герцога или барона заподозрят в государствен­ной измене (тем более что обвинить в ней монарх мог любого из своих подданных).

Конечно, абсолютная власть монарха в Западной Европе имела и свои пределы. Правители должны были соблюдать традиции своих предшествен­ников, король, издающий или изменяющий тот или иной закон, должен был быть примером для подданных в его исполнении.

I


ш

|*С

Л!



В Западной Европе высокая плотность населения и отсутствие свободных территорий вели к тому, что противоречия между сословиями ощущались острее. Европейские монархи испытывали значительное давление со стороны сословий, что вело к закреплению привилегий и прав этих сословий. В Рос­сии, где при Иване III размеры территории выросли в пять раз, противоре­чия между различными слоями населения ощущались не так остро. Это не только затрудняло объединение сословий против центральной власти в борьбе за привилегии, но и усиливало роль государства.

В итоге в отличие от стран Западной Европы в России утверждалась не система вассалитета, а система государственного подданства. Она предпола­гала отсутствие любых закреплённых в законе прав и привилегий сословий.

5. Военная революция в Европе

Наряду с формированием единых государств происходила так называемая военная революция.

- Работая с п. 5 § 3 учебника:

  1. дайте характеристику военной революции;

  2. определите ее причины;

  3. выявите ее последствия.

С XVI в. меняется характер войн между европейскими странами. Они становятся более продолжительными и жестокими. В них участвуют целые союзы (коалиции) государств. Образование первых колониальных империй приводит к тому, что бывавшие и прежде конфликты между крупными евро­пейскими странами впервые выходят за пределы Европы и охватывают едва ли не все известные тогда части света. Последние достижения науки и техники того времени активно ис­пользовались в военном деле. Возросла роль артиллерии, усовершенствовалось стрелковое оружие. Вместо аркебуз и мушкетов с фитильным запалом в XV в. на поле боя стали применять ружья, карабины и пистолеты с колес­цовым замком.

В XVI в. на смену ополчению, со­биравшемуся только на период вой­ны, в большинстве европейских стран пришли регулярные (постоянные) ар­мии.

С конца XV в. при строительстве крепостей стали возводиться бастионы, способные отражать атаку наступаю­щих армий со всех сторон.

Большинство европейских морских держав создали собственный военный флот.

(Проверка выполнения задания.)

VI. Подведение итогов урока

(Учитель вместе с учениками подводит итоги работы на уроке

В образовании единого Российского государства (в отли­чие от аналогичного процесса в странах Западной Европы) ведущая роль принадлежала внешнеполитическому фак­тору — необходимости противостояния Орде и Великому княжеству Литовскому.

  • Складывание единого Российского государства происходи­ло при отсутствии достаточных социально-экономических предпосылок: господство натурального хозяйства, города находились в подчиненном положении, государственно­феодальные формы отношений.

  • Российское централизованное государство формировалось на многонациональной основе.

  • Важнейшими предпосылками объединения были:

  • синхронность в развитии княжеств;

  • существование близких правовых норм;

  • сохранение в народе общерусского национального самосо­знания;

  • единая Русская православная церковь.

  • Опережающий (по отношению к социально-экономи­ческому развитию) характер процесса объединения об­условил особенности Российского государства — сильную монархическую власть, зависимость населения от власти господствующего класса, высокую степень эксплуатации крестьян.

Домашнее задание

  1. Прочитать § 3.

  2. Выполнить задания 1, 2 или 4 рубрики «Думаем, сравнива­ем, размышляем» на с. 27 учебника (на выбор).

ИЗ «ЗАПИСОК О МОСКОВИИ»
НЕМЕЦКОГО ДИПЛОМАТА И ИСТОРИКА
С. ГЕРБЕРШТЕЙНА

Властью, которую он [русский государь. — Прим, авт.] имеет над сво­ими подданными, он далеко превосходит всех монархов целого мира... Всех одинаково гнетёт он жестоким рабством... Все они [под­данные. — Прим, авт.] называют себя холопами, то есть рабами государя

Холопье происхождение, собачья преданность самодержавию значительной части служилого люда сыграли большую роль в том, что власть московского государя, опиравшегося на них, приоб­рела явные черты деспотизма...

Как автор текста характеризует власть правителя Российского государства?

Из работы историка Зимина

1.Из курса всеобщей истории вспомните, где и когда существовала деспоти­ческая форма правления. 2.Какие причины возникновения деспотизма в Рос­сии называет А. А. Зимин? 3. Согласны ли вы с тем, что утверждение автора справедливо для всех сословий России этого периода? Своё мнение аргумен­тируйте.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!