Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения. В чем специфика дифференцированного и индивидуального обучения?
Соловьёва Татьяна Андреевна
02С-2041з
201 3
Уровневая дифференциация и индивидуализация на уроке русского языка
- «Дифференциация» (от лат. разница) – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся
- «Индивидуализация» - это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах.
Применение технологий уровневой дифференциации на уроках русского языка
Распределение класса на уровневые группы
Использование разноуровневых заданий на уроке
Проведение разноуровневых тематических зачетов
Дифференциация домашнего задания
Дифференцированный подход нельзя рассматривать без:
- Психологических особенностей детей
- Уровня работоспособности
- Уровня обучаемости
Цель дифференцированного обучения:
- Организация учебного процесса на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача:
- Увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в его силы, обеспечить его максимальное развитие.
Критерии дифференциации
Обученность
Обучаемость
Итог предыдущего обучения:
- Уровень усвоения знаний и навыков
- Уровень качества знаний и навыков
- Способы и приемы их приобретения
- Восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и способов их добывания
- Готовность к переходу на новые уровни умственного развития
Правописание предлогов и приставок
1 группа
Распределите слова в два столбика, раскрывая скобки. Выделите корень.
Придумайте свои слова с приставками и предлогами.
(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.
2 группа
Распределите слова в два столбика, раскрывая скобки. Выделите корень.
(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.
3 группа
В один столбик выпиши слова с приставками, в другой – слова с предлогами.
(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта, (по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.
Индивидуализация образования
Индивидуальный подход
Личностно-ориентированный подход
Дифференцированный подход
Цели индивидуализации
Формирующая
- Обеспечение всем учащимся обязательного стандарта образования;
- Восполнение пробелов в воспитании;
- Охрана здоровья;
Развивающая
- Развитие познавательной сферы учащихся;
- Стимулирование учебной мотивации;
- Максимальное развитие одарённых детей;
Личностно-ориентированная
- Сохранение и развитие индивидуальности ребёнка;
- Развитие способностей к самоактуализации и самореалезации;
- Профориентация
Индивидуализация обучения направлена на
Умения добывать знания
Развитие умений и навыков самостоятельной работы
Проявлять своё творчество при выполнении заданий
Решать проблемные ситуации
Соотношение дифференциации и индивидуализации:
- И в индивидуализации и в дифференциации учитываются индивидуальные особенности учеников;
- Их отличие заключается в том, что при индивидуализации учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, а при дифференциации – групп учеников
Построение дифференцированного процесса обучения невозможно без учета индивидуальности каждого ребёнка как личности.
Обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей;
Только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в дифференцированном процессе обучения можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения
Список использованных источников
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
- Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982.
- Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990
- www.semeynoypravo.com
- www.infourok.ru
С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е !