СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциация и индивидуализация

Нажмите, чтобы узнать подробности

контрольная работа по теме: уровневая дифференциация и индивидуализация

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация и индивидуализация»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ








Контрольная работа


по дисциплине: ТООО


Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения. В чем специфика дифференцированного и индивидуального обучения




Выполнил: Соловьёва Татьяна

студент 2 курса группы 02С-2041з

специальности « Преподавание в начальных классах»



Проверил:

преподаватель Ровенко О. В.



Владивосток 2017






Существующая в России система образования постоянно подвергается изменениям и модернизации. Чтобы идти в ногу со временем, в дошкольную и школьную практику внедряются новые, современные технологии, отвечающие потребностям детей. Кроме того, воспитатели и учителя прибегают к применению личностно-ориентированных технологий, к которым относятся индивидуализация и дифференциация обучения.

«Дифференциация» (от лат. разница) – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся

«Индивидуализация» - это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах.

В основе данных процессов находятся:

- уровень обучаемости детей;

- уровень умственных возможностей учащихся;

- индивидуальный стиль умственной деятельности каждого отдельного ребенка;

- скорость усвоения информации детьми;

- психофизические особенности воспитанников детских садов и учащихся школ.

Под индивидуализацией понимается учет индивидуальных характеристик детей во всех формах и методах обучения. В свою очередь, под дифференциацией подразумевается организация учебного процесса с учетом интересов и способностей учеников.

Рассматриваемые методы обучения имеют между собой много общего.

В чем суть индивидуализации учебных процессов

Под индивидуальным понимается такое обучение, когда учитель обучает каждого учащегося отдельно, ориентируясь на его индивидуальный темп усвоения учебного материала и его способности.

Преимущество такой формы обучения в том, что учитель имеет непосредственный контакт с учащимся и всегда может исправить ошибки и отметить успехи.

Индивидуальное обучение позволяет глубже изучить особенности личности учащегося и его познавательные возможности.

Индивидуальный подход определяется своеобразием каждой конкретной личности: сочетанием интегративных качеств, задатками, дарованиями, способностями, сильными сторонами характера, типом темперамента, самоуправлением, поведением и деятельностью, отношением к себе. По мнению В. М. Коротова, индивидуальный подход должен учитывать интересы каждого ребенка, особенности характера и темперамента, уровень физического и психического развития, условия его воспитания и развития в семье, отношения с окружающими, в частности со сверстниками в коллективе. Следовательно, будучи принципом педагогической деятельности, он включает положения личностного и дифференцированного подходов, но не сводится к ним.

Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности подростка, а также условий его жизнедеятельности. Таким образом, индивидуальная работа — это деятельность педагога-воспитателя, требующая знаний общего, типичного и индивидуального, и осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании.

Индивидуальный подход определяется своеобразием каждой конкретной личности: сочетанием интегративных качеств, задатками, дарованиями, способностями, сильными сторонами характера, типом темперамента, самоуправлением, поведением и деятельностью, отношением к себе. По мнению В. М. Коротова, индивидуальный подход должен учитывать интересы каждого ребенка, особенности характера и темперамента, уровень физического и психического развития, условия его воспитания и развития в семье, отношения с окружающими, в частности со сверстниками в коллективе. Следовательно, будучи принципом педагогической деятельности, он включает положения личностного и дифференцированного подходов, но не сводится к ним.

Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности подростка, а также условий его жизнедеятельности. Таким образом, индивидуальная работа — это деятельность педагога-воспитателя, требующая знаний общего, типичного и индивидуального, и осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании.

Очень важно в современных условиях индивидуальную работу с учащимися поставить на научную основу, использовать практические рекомендации и советы по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов. Эффективность индивидуально-воспитательной работы зависит от профессионализма и опытности педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, учитель определяет формы и методы воспитательного воздействия и взаимодействия. Все это требует от преподавателя не только педагогической подготовки, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе.

В индивидуальной работе с подростками, по мнению Н.Е. Щурковой, педагоги-воспитатели должны руководствоваться следующими принципами:

- установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «учитель—учащийся—группа»;

- уважение самооценки личности учащегося;

- вовлечение учащегося во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;

- постоянное усложнение и повышение требовательности к учащемуся в ходе избранной деятельности;

- создание адекватной психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.

Индивидуальная работа с учащимися включает несколько этапов. На первом этапе классный руководитель изучает научно-методические основы личностно-ориентированного воспитания, проводит диагностирование личности каждого учащегося, устанавливает дружеские контакты с детьми, организует совместную коллективную деятельность. На втором этапе воспитатель продолжает изучать учащихся в ходе разнообразной деятельности. Опыт показывает, что педагоги-воспитатели, изучая детей, используют совокупность самых разных методов: наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование, тестирование, социометрию, метод экспертных оценок, анализ документации, эксперимент и др.

Для успешного формирования личности учащегося педагог, как правило, учитывает в своей работе основные свойства типов высшей нервной деятельности, которые соответствуют, по И.П. Павлову, следующим темпераментам: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик (темперамент проявляется в индивидуальных особенностях поведения человека, его основных чертах). Так, для холерика характерна цикличность в деятельности и переживаниях. Он может быть резок в отношениях, вспыльчив, повышенно раздражителен, эмоционально реактивен. Вместе с тем он способен отдаваться делу до конца, готов преодолевать любые трудности и препятствия. В отношении холериков педагог вырабатывает программу воспитания, в которой основное внимание обращается на укрепление процессов торможения, требование доводить дело до конца, обучение приемам самоконтроля, саморегуляции. Сангвиник, по характеристике И. П. Павлова, горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть много интересных дел. Ему присущи подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни. Он общителен, быстро находит контакт с людьми, его характеризует гибкость ума, остроумие, способность быстро схватывать все новое, легко переключать внимание. Для группы учащихся сангвинического темперамента воспитатель должен планировать дела с учетом их интересов, привлекать к активной деятельности и поддерживать оптимистическое состояние духа.

Подростки-флегматики излишне спокойны, малоподвижны, инертны, они доводят дело до конца, ровны в отношениях, в меру общительны. И. П. Павлов считает, что флегматик — это спокойный, настойчивый и упорный труженик. По отношению к флегматикам педагог должен не делать поспешных выводов, стараться на­правлять их действия и поступки, давать время для «раскачки».

Особое внимание следует уделять подросткам-меланхоликам. Эти учащиеся необщительны, замкнуты, впечатлительны, обидчивы, со слабыми процессами возбуждения и торможения. Их пугает новая обстановка, новые люди, они склонны уходить в себя, замыкаться в одиночестве. Однако в спокойной, привычной обстановке меланхолик может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами, отличаться большой тактичностью. Для этих детей следует создавать такие условия, которые вызывали бы у них как можно больше положительных эмоций, способствующих адаптации к коллективу, общению с людьми.

Как видно из описаний, темперамент характеризует человека со стороны тонуса, динамики и уравновешенности поведения. Он сказывается на характере активности и работоспособности, коммуникативности и поведении. Отсюда педагог строит свою деятельность, учитывая не только темперамент учащегося, но и принадлежность его к той или иной группе детей. Так, например, учащиеся с высоким интеллектом отличаются от других учащихся ярко выраженными умственными способностями, устойчивостью внимания, развитостью воображения, широтой интересов. Они требуют от педагогов-воспитателей особого внимания и уважения, учета особенностей их психики. Таким детям необходима известная свобода выбора самостоятельных действий в учебной и внеучебной работе с целью их разностороннего развития и саморазвития. В колледжах разных типов должны создаваться условия для развития одаренных детей: атмосфера сотрудничества, творческая обстановка, разнообразная познавательная и внеучебная деятельность. К работе с такими детьми должны подключаться талантливые учителя-воспитатели, владеющие новейшими технологиями и методиками обучения и воспитания.

Особого такта и терпения требуют к себе так называемые трудные подростки. В структуре личности трудного подростка могут наблюдаться задержки в развитии, негативные качества личности, недостатки в поведении, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к учителю. Зная и учитывая специфику взаимодействия с трудными детьми, опытные педагоги организуют перевоспитание. На первом этапе работы с трудными подростками педагогическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании, и пр. Так, изучение причин трудновоспитуемости проводится по следующей схеме: что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере и под влиянием каких причин; какие неблагоприятные условия существуют в данный момент; с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам воспитанник, а какие следует устранить с помощью семьи и общественности; были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку и как их исправить.

После изучения трудного школьника необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт, используя при этом разнообразные методы и приемы педагогического взаимодействия, а также методы перевоспитания

Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания. Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно при работе педагога по формированию убеждений, переучивание связано с приучением к деятельности, «реконструкция» характера — с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а также самовоспитание.

На третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности учащегося классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств учащегося. Проектирование развития личности основывается на сравнении наличного уровня воспитанности учащегося с идеальным и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания ребенка. Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание педагогом уровня воспитанности всей группы, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности. Показателями воспитанности являются прежде всего конкретные действия каждого учащегося, его поступки, ценностные ориентации, отношение к людям, к коллективу, самому себе.

На четвертом этапе продолжается индивидуальная воспитательная работа, позволяющая определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания, хотя выбор и система их относительно конкретной личности согласуются, как уже отмечалось, с ее индивидуальными особенностями и программой ее развития. Вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, оценка и самооценка, поощрение и наказание.

Заключительным, пятым этапом индивидуальной работы с трудными подростками является корректирование. Коррекция — это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению позитивных или преодолению негативных качеств. Корректирование дает возможность уточнить или пересмотреть коллективные и групповые воспитательные программы, характеристики учащихся, а также используется при выборе методов и форм деятельности. Корректирование завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе с учетом результатов индивидуальной работы с учащимися.

Таким образом, индивидуальный подход — это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование методики с учетом общего, типичного и своеобразного в личности каждого учащегося в целях обеспечения гармоничного, целостного ее развития. Эффективность индивидуальной работы зависит от знания научных основ, от конкретизации задач обучения и воспитания учащихся в данной группе, от верного определения уровня воспитанности каждого ребенка, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и педагогического опыта учителя. Индивидуальный подход требует от каждого из них знания практических рекомендаций, советов и умения претворять их в жизнь.

Индивидуализация обучения включает в себя:

- дифференциацию обучающего материала;

- разработку комплексов заданий разной сложности и объемов;

- разработку организационно-учебных мероприятий в различных учебных группах с учетом особенностей каждого ученика.

Цель такого подхода – в раскрытии индивидуальных особенностей и способностей учеников, развитии их самостоятельности и ответственности.

Педагоги вместе с учащимися определяют их интересы, цели, способности и пути преодоления препятствий, которые им мешают.

Индивидуализация обучения предусматривает:

- индивидуально направленную поддержку учащихся в осознании личных приоритетов, потребностей, целей обучения;

- формирование условий для реализации природных способностей;

помощь учащимся в их творческой самореализации.

Таким образом, суть индивидуального подхода заключается в управлении развитием ребенка с учетом ключевых черт его личности и условий жизни.

Индивидуализация обучения может проводиться на самых ранних этапах в дошкольных и школьных учреждениях. Ведь очень важно правильно направить ребенка, помочь ему и подсказать направление развития именно в тот момент, когда он только начинает воспринимать информацию обучающих программ.

Дифференциация может внедряться уже на более поздних этапах, когда становится вопрос о выборе профиля дальнейшего обучения.

Особенности дифференцированного обучения

Дифференцированное обучение – такой подход, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп учеников. Дифференциация обучения на уроке осуществляется через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий, средств методической поддержки учеников в соответствии с их возможностями и подготовленностью к обучению.

Осуществляя дифференцированное обучение, учитель будет:- иметь четкое представление о том, с какой целью, на каких уроках и, как конкретно он будет использовать его;- изучать и знать общую готовность учащихся к учебной деятельности, восприятию конкретного учебного материала;- предвидеть затруднения, которые могут возникнуть у учащихся при усвоении нового материала и выполнения дифференцированных заданий;- использовать в системе уроков индивидуальные и групповые задания;- постоянно анализировать эффективность индивидуального и дифференцированного обучения;- иметь четкое представление о том, как будет продолжена работа на следующих уроках;- использовать дифференцированное обучение не эпизодически, а в системе; практиковать его на всем протяжении обучения.

Дифференциация обучения осуществляется в основном через групповые и индивидуальные задания. Оправдывают себя следующие способы дифференциации, когда:

- содержание задания одинаково для всей группы, но для сильных учащихся время на выполнение работы уменьшается;

- содержание задания одинаково для всей группы, но для сильных учащихся предлагаются задания большего объема или более сложные;

- задание общее для всей группы, а для слабых учащихся дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т.д.);

- используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учащихся;

- предоставляется самостоятельный выбор учащимся одного из нескольких предложенных вариантов заданий. Чаще всего используется на этапе закрепления материала

Применение дифференциации способствует созданию возможностей для развития творческой личности, понимающей финальную цель и итоги обучения, а значит – усилению ее мотивации и активности.

Дифференцированное обучение предусматривает организацию учебного процесса с обязательным учетом особенностей, характерных для отдельных групп детей.

Существует два основных вида:

- внешняя дифференциация (подразумевает создание отдельных учреждений – школ-гимназий, коррекционных школы, а также отдельных классов – ККО, КРО, профильных);

- внутренняя дифференциация (предполагает внутреннюю работу в классах в соответствии с группами учащихся, которые имеют схожие особенности).

Внутреннее дифференцированное обучение организовывается в несколько этапов:

- для начала проводится диагностика и выявление индивидуальных особенностей детей;

- по итогам диагностики учащиеся распределяются по группам (к примеру, дети, которые быстро усваивают новую информацию, формируют отдельную группу, а учащиеся, которым требуется больше времени для усвоения данных – другую);

- для каждой из групп прорабатываются дифференцированные задания;

- разработанные задания внедряются во время учебного процесса;

- выполняется контроль за результатами применяемого подхода.

Дифференциация может осуществляться по содержанию знаний, уровню творчества, объему воспринимаемой информации, степени самостоятельности учеников и по многим другим признакам.

Дифференцированный подход в воспитании предполагает реализацию педагогом воспитательных задач применительно к возрасту, полу, уровню обученности и воспитанности учащихся. Дифференциация направлена на изучение качеств личности, ее интересов, склонностей, уровня самосознания и социальной зрелости. При дифференцированном подходе учащиеся группируются на основе сходства в интеллекте, поведении, отношениях, уровне сформированное ведущих качеств. В современной практике выделяют группы подростков с разным уровнем интеллектуального развития, подростков с физическими недостатками, трудных подростков и др. Воспитательная работа при дифференцированном подходе ведется с группами. Каждая группа учащихся требует индивидуального подхода и личностно-ориентированного воспитания, а также своей системы методов педагогического воздействия.

Плюсы и минусы рассматриваемых систем

Очевидно, что учет особенностей детского развития в процессе обучения играет положительную роль.

К основным преимуществам можно отнести:

- уход от «усреднения» детей во время получения ими знаний и навыков;

- возможность реагировать на отставание детей по тем или иным показателям;

- возможность уделять внимание сильным сторонам детей, а также развивать их;

- повышение мотивации учащихся;

- упрощение процесса обучения детей в группах со схожими особенностями учащихся;

- развитие самостоятельности среди учеников.

Как и любой другой процесс, рассматриваемые системы имеют и отрицательные стороны.

Среди них можно выделить:

- акцентирование неравенства среди детей;

- негативные психологические последствия самовосприятия некоторых детей вследствие попадания в слабые группы;

- лишение отстающих детей возможности соревноваться с более сильными;

- несовершенство процесса диагностики, которое может приводить к тому, что в слабых группах оказываются дети с нераскрытыми способностями.

Таким образом, рассматриваемые методы организации процесса обучения требует постоянного изучения и усовершенствования. В последние десятилетия проблема индивидуализации и дифференциации обучения активно изучается в отечественной педагогике, психологии и методике обучения. Возможность построения систем обучения, альтернативных традиционной, явилась толчком к разработке ее теории и практики.



























































Список использованных источников



  1. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении// Советская педагогика. 1965. №7.

  2. Бутузов И.Т. Дифференцированное обучение – важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. М., 1968.

  3. Возрастные возможности усвоения знаний/ Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 1966.

  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

  5. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982.

  6. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990

  7. www.semeynoypravo.com

  8. www.infourok.ru










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!