Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 11 г. Макеевки»
Диагностика профессиональной
компетентности учителя
Выполнил директор МОУ «СШ № 11 г. Макеевки»
Галушка Ирина Николаевна
Диагностика- это
- Диагностика – (греч.) - распознание, распознаванье; определение признаков и взаимных отликов произведений природы; знание примет: распознавание болезней, по припадкам и явлениям. Диагностический, к диагностике, распознанию относящийся. Диагностик м. распознатель; опытный на приметы. (В.Даль)
Диагностика- (совр.) - комплексный анализ и оценка показателей работы на основе изучения отдельных результатов.
Цели диагностики- организация и поиск возможностей
- раскрыть педагогические таланты
- создать условия для успешной деятельности каждого учителя
- научить педагога рефлексии собственной деятельности
- определить собственные особенности
личностного проявления учителя
- задуматься о возможных путях саморазвития
Этапы: 1.нормативно-установочный. 2. аналитико-диагностический. 3. прогностический. 4. деятельностно-технологический. 5. промежуточно-диагностический (уточняющий). 6. итогово-диагностический (завершающий)
Формы диагностики
- Наблюдение
- Беседа
- Анкетирование
Диагностический блок
- Цели образования и воспитания
- Содержание образования
- Мотивация к работе учителя
- Самоанализ успешности педагогов и обучающихся
- Определение успешности педагога
- Качества личности учителя
- Модель учительских недостатков
- Удовлетворенность обучающихся процессом и результатом обучения
- Причины учебной неуспеваемости обучающихся
- Определение школьной успешности ученика
Диагностика педагогического коллектива
« Цели образования и воспитания»
Реальная ситуация
Желаемое состояние
- постоянно
- редко
- часто
- никогда
- Цели образования и воспитания в нашей школе обсуждаются
Оценка достоинства реальной ситуации
1. постоянно
2. редко
3.часто
4. никогда
1-43; 2-0; 3-8; 4-0
2. Цели инноваций понятны педагогам
1-33; 2-2;3-16; 4-0
Необходимость изменений
1. высокая
2. средняя
3. низкая
3. В школе все знают мнение каждого по вопросам инноваций
1-41; 2-0; 3-10;
4-0
1-43; 2-0;3-8; 4-0
1. да
2. нет
3. не знаю
1-47; 2-5;3-1;
1-43; 2-0;3-8; 4-0
4. Для педагога значимы цели работы школы
1-41; 2-0;3-10; 4-0
1-43; 2-0;3-8;
1-45; 2-3; 3-3;
5. Педагоги в своей работе применяют инновационные технологии
1-39; 2-2;3-10; 4-0
1-43; 2-0; 3-8;
1-36; 2-10;3-5;
1-30; 2-5;3-16; 4-0
6. Есть необходимость в изменении условий работы педагога
1-45; 2-1;3-5; 4-0
1-30; 2-13; 3-8;
1-23; 2-3;3-15; 4-0
1-29; 2-18;3-4; 4-0
1-29; 2-21;3-1;
7. Содержание деятельности школы соответствует поставленным целям
1-38; 2-9; 3-4;
8. В школе мы вместе планируем и вместе выполняем поставленные цели
1-27; 2-23;3-1;
1-43; 2-0;3-8; 4-0
1-34; 2-13-16; 4-0
1-27; 2-20; 3-4;
1-43; 2-0;3-8;
1-41; 2-03-10; 4-0
1-33; 2-8;3-9; 4-1
1-38; 2-23-11; 4-0
1-43; 2-0; 3-8;
1-37 2-13;3-1;
1-26; 2-23; 3-2;
1-32 2-15;3-4;
1-30 2-16; 3-5;
Выводы:
- 1 . Цели образования и воспитания в нашей школе обсуждаются
- Постоянно - 84%, желают продолжать совместное обсуждение -77%,
- Оценивают ситуацию высоко – 88%, в то же время считают, что необходимы изменения- 85%
- 2. Цели инноваций понятны педагогам
- Постоянно - 64%, желают узнать более подробно- 84%,
- Оценивают ситуацию высоко – 84%, в то же время считают, что необходимы изменения- 84%
- 3. В школе все знают мнение каждого по вопросам инноваций Постоянно - 84%, желают продолжать совместное обсуждение -80%,
- Оценивают ситуацию высоко – 56%, в то же время считают, что необходимы изменения- 58%
- 4. Для педагога значимы цели работы школы- 76%, желаемое состояние - 88%
- Оценивают ситуацию высоко – 88%, в то же время считают, что необходимы изменения- 74%
- 5. Педагоги в своей работе применяют инновационные технологии - Постоянно - 58%, желают применять -50%,
- Оценивают ситуацию высоко – 52%, в то же время считают, что необходимы изменения- 52%
6. Есть необходимость в изменении условий работы педагога 56%, необходимы постоянные изменения --84%,
Оценивают ситуацию высоко – 84%, в то же время считают, что необходимы изменения- 84%
7. Содержание деятельности школы соответствует поставленным целям - 66%, желательно - 80%,
Оценивают ситуацию высоко – 72%, в то же время считают, что необходимы изменения-50%
8. В школе мы вместе планируем и вместе выполняем поставленные цели
Постоянно - 64%, желательно -74%,
Оценивают ситуацию высоко – 62%, в то же время считают, что необходимы изменения- 58%
Таким образом, данные исследований показывают, что большинство педагогов удовлетворены выполнением целей и содержания образования, в то же время более половины оцениваю сложившуюся ситуацию высоко, но считают, что необходимы изменения.
Реальная ситуация
Содержание образования
Всего-62 учителя; 24.04.2010
- постоянно
- редко
- часто
- никогда
1. В моем предмете я хочу изменить формы работы (укажите предмет)
Желаемое состояние
1-11; 2-25; 3-27; 4-0
2. ученики, у которых проблемы с педагогами, в центре моего внимания
Оценка достоинства реальной ситуации
4. никогда
Необходимость изменений
1-43; 2-13; 3-6; 4-0
1. высокая
2. средняя
3. низкая
3. в нашей школе педагоги уделяют много времени изучению личности ученика
1-21; 2-11; 3-31; 4-0
1-54; 2-0; 3-8; 4-0
1. да
2. нет
3. не знаю
4. мотивация достижений учащихся идет через ситуацию успеха (создание ситуации успеха на уроке)
1-32; 2-29; 3-1
1-57; 2-0; 3-5; 4-0
1-38; 2-6; 3-18; 4-0
5. мне, как педагогу, не ясна концепция развития школы
1-54; 2-0; 3-8; 4-0
1-43; 2-13; 3-6;
1-39; 2- 21; 3 -2
1-0; 2-0; 3-0; 4-0
1-49; 2-13; 3-0;
1-51; 2-0; 3-11; 4-0
6. содержание образования совпадает с интересами учащихся
1-43; 2-13; 3-6;
7. я за совместную деятельность педагога и ученика
1-33; 2-8; 3-19 ;4-0
1-62; 2-0; 3-0; 4-0
1-43; 2-13; 3-6;
1-0; 2-0; 3-0;
8. директор часто берет на себя инициативу в инновационном вопросе
1-43; 2-13; 3-6;
1-57; 2-3; 3-2; 4-0
1-62; 2-0;3-0
1-47; 2-0; 3-15; 4-0
1-0; 2-0; 3-0;
9. в школе мы чувствуем себя одной командой
1-39; 2-13; 3-10; 4-0
1-57; 2-3; 3-2; 4-0
1-53; 2-9;3-0
10. педагоги заинтересованы в повышении квалификации
1-9; 2-37; 3-16; 4-0
1-57; 2-3; 3-2; 4-0
1-58; 2-4; 3-0;
1-49; 2-0; 3-13; 4-0
1-54; 2-3; 3-5; 4-0
11. я с учащимися часто обсуждаю школьные проблемы
1-33; 2-13; 3-16; 4-0
1-43; 2-13; 3-6;
1-7; 2-55; 3-0;
1-47; 2-15; 3-0;
12 в школе учитывается состояние социума.
13. Педагоги владеют рефлексией
1-43; 2-13; 3-6;
1-54; 2-3; 3-5; 4-0
1-41; 2-17; 3-2; 4-0
1-51; 2-7; 3-2
1-58;2-2; 3-4; 4-0
1-18;2-9; 3-27;4-8
1-53; 2-0; 3-0;
1-41; 2-17; 3-2; 4-0
1-3; 2-57; 3-2;
1-51; 2-11; 3-0;
1-58;2-2; 3-4; 4-0
1-48;2-0;3-6;4-8
1-11; 2-49; 3-2;
1-58;2-2; 3-4;
1-48;2-0;3-14
1-0;2-0;3-0;
1-0;2-0;3-0
Содержание образования Выводы
1. В моем предмете я хочу изменить формы работы
Реальная ситуация
Желаемое состояние
61%
2. ученики, у которых проблемы с педагогами, в центре моего внимания
Необходимость изменений
83%
79%
3. в нашей школе педагоги уделяют много времени изучению личности ученика
4. мотивация достижений учащихся идет через ситуацию успеха (создание ситуации успеха на уроке)
96%
100%
100%
5. мне, как педагогу, не ясна концепция развития школы
90%
100%
90%
-
100%
-
6. содержание образования совпадает с интересами учащихся
90%
100%
83%
-
100%
100%
Выводы
Содержание образования
Реальная ситуация
7. я за совместную деятельность педагога и ученика
Желаемое состояние
95%
8. директор часто берет на себя инициативу в инновационном вопросе
9. в школе мы чувствуем себя одной командой
Необходимость изменений
97%
79%
10. педагоги заинтересованы в повышении квалификации
40%
100%
100%
91%
79%
95%
11. я с учащимися часто обсуждаю школьные проблемы
100%
97%
69%
12 в школе учитывается состояние социума.
13. Педагоги владеют рефлексией
97%
95%
95%
70%
97%
97%
88%
-
-
Таким образом , более ½ педагогов стремятся к изменению форм работы с учениками, считают изменения необходимыми. 2. ¾ учителей ставят проблемы учеников в центр своего внимания 3. все опрошенные считают, что в нашей школе педагоги уделяют много времени изучению личности ученика 4. все педагоги хотели бы организовать мотивацию достижений учащихся через ситуацию успеха 5. все педагоги понимают концепцию развития школы и хотели бы сохранения сложившейся ситуации 6. 83% считают, что содержание образования совпадает с интересами учащихся 7. выступают за совместную деятельность педагога и ученика 8. считают, что директор должен брать на себя инициативу в инновационном вопросе 9. всего 40% чувствуют себя одной командой, и 85% считают, что ситуацию необходимо изменить 10. 95% заинтересованы в повышении квалификации 11. более половины с учащимися часто обсуждают школьные проблемы 12 95% уверены, что школе учитывается состояние социума. 13. 70% владеют рефлексией, 30% считают, что она не нужна.
Анкета для учителей «Мотивация к работе учителя»
- Укажите факторы, препятствующие эффективной работе школы
- Над чем педагогическому коллективу необходимо работать в первую очередь?
- Признаки современного урока
- Успеху урока способствуют
- Проведение урока затрудняют
- Какие нетрадиционные типы уроков вы используете в работе?
- Какими новыми педтехнологиями владеете?
- Какими новыми педтехнологиями хотели бы овладеть?
- В чем видите основные причины неуспеваемости учеников?
- Предложите меры предупреждения неуспеваемости учеников
- Какую методическую помощь можете оказать другим учителям
- Какую методическую помощь хотели бы получить от коллег?
- Перечислите мотивы, побуждающие совершенствовать свое мастерство
Диагностика педагогического коллектива «Определение успешности педагогов»
- Дети слушают мои рассказы с удовольствием, как зачарованные- 11(19%)
- Я очень любознательный человек.- 52(91%)
- Я внимательный человек.45 (86%)
- Я ощущаю себя счастливым, радостным человеком.- 39- 75%
- Я не испытываю внутреннего сопротивления, когда нужно подолгу задерживаться с детьми в школе.- 19- 36%
- Я с удовольствием принимаю участие в школьных музыкальных вечерах.18- 34%
- Я не очень сильно устаю от детей. Они заряжают меня, мне с ними интересно и весело.- 28(53%)
- Я люблю свой предмет и тщательно и любовно собираю любые материалы, которые могут помочь в работе.34- 65%
- Я научился видеть в детях и развивать в них достойное, хорошее, успешное.- 26- 50%
- Я научился относиться к ученикам с уважением, ровно, не показывая своего негативного отношения ни к кому.
- Домашняя подготовка к урокам не вызывает у меня нервозности и острого нежелания заниматься этим. 50- 96%
- Я не впадаю в состояние прострации, если администрация посещает мои уроки, и умею слышать и улавливать свои недостатки и делать из этого выводы. 34-65%
- У меня хватает сил ровно и хорошо относиться к своим домашним. Я не срываю зло на детях.50- 96%
- Я очень люблю читать книги по предмету, по психологии, педагогике, мировую классику.23- 44%
Диагностика педагогического коллектива «Определение успешности педагогов»
Ничто не радует меня так, как хорошая разнообразная музыка - 100% Я умею сохранять и распределять силы в течение недели.17- 30% Я с удовольствием занимаюсь спортом, хожу в бассейн.5- 10% Я не люблю делать монотонную однообразную работу.52-91% Я умею увлекать своей жизнерадостностью, весельем, упорством и заинтересованностью в деле всех учеников. 34- 65% Я постоянно с ребятами что-то придумываю, и они не отстают от меня. 27- 52% Мы вместе с ребятами ходим в походы, ставим спектакли, отмечаем дни рождения.27- 52% Я уже в июне жду сентябрьской встречи со своими учениками.34- 65% ______________________________________ Выпускники относятся ко мне как ко второй маме и готовы всегда помочь мне и принять помощь от меня.49-94% Люблю ли я частицу «не»? – 7-13% В основе моего мировосприятия и мироощущения лежит состояние радости и счастья. 39- 75% Я стараюсь на каждом уроке находить что-то новое. 45 (86%) Для меня дифференцированный подход заключается в настоятельном желании понять каждого своего ученика, знать о нем как можно больше, поддерживать с ним доверительные отношения, помогать ему в выборе пути, в движении к успеху. 45 (86% )
Диагностика педагогического коллектива «Определение успешности педагогов»
Я стараюсь никогда ни о ком не говорить плохо.11- 21%
Я люблю переписываться со своими учениками.5- 10%
Я знаю много интересного про свою семью.52-100%
Я очень тепло отношусь к своей школе и рассказываю о ее достоинствах и достижениях. 52(91%)
Я уважительно отношусь к школьным наградам и люблю награждать детей за всякий успех. 50- 96%
Я очень волнуюсь, когда провожу открытые уроки, но после их окончания испытываю чувство удовлетворения. 34-65%
Я с уважением отношусь к своим коллегам. 52-91%
Я стараюсь быть правдивым человеком: 1) говорю всю правду 2) говорю часть правды.47-90%
Я уважаю мнение каждого ребенка, его интересы и мнение детского коллектива. 47-90%
Я никогда не иронизирую над детьми. 34- 65%
Я добросовестно выполняю поручение администрации34- 65%
У меня есть устойчивые творческие интересы вне школы. 52-91%
Я люблю хорошо одеваться. 34- 65%
Самообразование является моей сильной стороной. 52-91%
Я умею ставить и видеть цели. 57-100%
Я вместе с ребятами планирую совместную деятельность.57%
Я умею замечать и поощрять детские успехи. 52-91%
Я умею создавать условия для раскрепощения детей, раскрытия их талантов и способностей – 91%.
Диагностика «Тип учителя»
- Я с удовольствием поддерживаю отношения с коллегами – 52%
- Интересуюсь тем, чем живет школа – 47%
- своевременно сдаю нужную документацию – 79%
- вступаю в доверительные отношения с учениками и родителями – 45%
- выполняю внеклассную работу «без трепета и наслажденья» - 3%
- желаю работать классным руководителем – 89%
- Безразличен к замечаниям и похвале – 2%
- Я всегда знаю истину – 13%
- Я всегда могу извиниться – 77%
- Я с уверенностью смотрю в будущее – 87%
- Я всегда готов к борьбе за правду – 56%
- Умею анализировать – 78%
- У меня есть кумиры – 9%
- В душе я авантюрист – 15%
- Никогда не помню зла – 81%
- Готов оказывать материальную помощь для реализации даже фантастических проектов – 11%
Диагностика «Тип учителя»
- По характеру я ведомый – 12%
- Для меня главное-соблюдение правил – 27%
- У меня нет тайн от коллектива – 18%
- Я мнительный человек – 7%
- Я принципиальный – 79%
- Я готов защищать правду с «оружием» в руках – 13%
- Я люблю школу – 92%
- Я готов «жить» в школе – 15%
- Мне помогают в работе все мои родственники – 37%
- Школа – мой родной дом – 16%
- Я на уроках всегда даю больше, чем в учебнике – 95%
- Я увлечен своим предметом – 97%
- Слежу за всеми новинками методики – 89%
- Придумываю способы увлечь детей предметом -91%
- Постоянно читаю методические журналы – 93%
- Не помню, когда брал методический журнал в руки –
Типологии учителей
1 .«Временно исполняющие обязанности»
Как правило, не поддерживают отношений с коллегами, не интересуются тем, чем живет школа, недостаточно добросовестно выполняют свои обязанности, своевременно сдают нужную документацию, не вступают в доверительные отношения с учениками и родителями, выполняют внеклассную работу «без трепета и наслажденья», не желают работать классными руководителями, довольно безразличны к замечаниям и похвале.
- 2. «Всадники с шашкой наголо»
Всегда в конфликте, в поисках врага, проблем и недостатков, агрессивны, уж точно знают истину; то кого-то клянут, то перед кем-то извиняются, не разобравшись в сути происходящего, созывают людей на баррикады, оконфузившись, быстро стряхивают с себя следы былых неудач и тут же встревают в новую драку. Не имеют склонности к анализу, превращают школу в арену политических битв, порой забывая о том, что вроде бы неплохо заниматься своим прямым делом- учить детей.
Склонны мимикрировать, менять кожу, окраску, взгляды и принципы под воздействием ярких личностей. «Царя хотят, царя!» Готовы идти за кем хотите, но компания заканчивается, и начинается эпоха глубоких переживаний, явка с повинной, обещание не поддаваться. В политике они поддерживают наиболее оголтелых правых или левых лидеров, вкладывают деньги в какие-то мифические конторы и, конечно же, теряют их. Не помнят зла, не помнят поражений.
Типологии учителей
4. «Любители шуршать»
Строгие ревнители норм и правил. Проявляя вечное недовольство, готовы невзначай упомянуть о каждом человеке. При этом сообщить свои и чужие тайны для них не составляет труда. Все время кому-то что-то нашептывают. Плетут сеть интриг и заговоров на пустом месте.
5. «Очарованные романтики»
Ждут 1 сентября. Любят свою школу. Придумщики, волнительно переживают всякий успех школы и учащихся. Готовы жить в школе. Втягивают в работу в школе всех своих родственников. Считают школу родным домом. Их интересы простираются далеко за пределы преподаваемого предмета.
6. «Первооткрыватели»
Любят свой предмет и несут его в массы трепетно и преданно. Следят за всеми новинками. Придумывают тысячи способов увлечь детей. Сообщают предметную информацию с такой гордостью, как будто сами изобрели и придумали все то, о чем рассказывают.
Никто не должен быть успешным, но каждый нуждается в успехе.
Многие ожидают
бездействуя, при этом
упускают свой шанс
Б. Ньюмен